Повседневная культура и этническая идентичность центрально-азиатских диаспор Татарстана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 1120 раз

Библиографическое описание:

Оморова, Н. И. Повседневная культура и этническая идентичность центрально-азиатских диаспор Татарстана / Н. И. Оморова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 30-34. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3485/ (дата обращения: 17.12.2024).

Повседневная культура – универсальная «лакмусовая бумажка» для анализа национальной культуры в целом. Речевое поведение, языковые установки, особенности повседневной материальной культуры очень четко отражают процессы, происходящие в этнокультурной идентичности. С ее усложнением (например, в условиях проживания на территории иноэтнокультурной среды) происходят изменения и в повседневной культуре. В процессе адаптации индивид может следовать самым различным стратегиям: от жесткого неприятия норм новой культуры до полного растворения в ней. Успешная адаптация возможна в случае развитых межкультурных коммуникаций, которые позволяют своим участникам, во-первых, осознать свои культурные и этнонациональные отличия, а во-вторых, принять ценный опыт других культур, при этом обогащаясь. Независимо от выбранной стратегии (выбор которой, как правило, зависит не только от самой диаспоры, но и от проводимой в зоне ее пребывания, национальной политики), изменения в культуре отражаются на образе жизни ее носителей. Этнокультурная идентичность усложняется, а в обыденной жизни следование национальным традициям и нормам родной культуры перестает быть беспрекословным. Наиболее адекватным, по мнению автора, является модель поведения, в которой нормы родной и принимающей культуры находятся в балансе. Именно в этом случае возможно построение позитивной этнокультурной идентичности диаспор и развитие эффективных межкультурных коммуникаций.

Утверждение в обществе межэтнического диалога – важная этнополитическая задача современного Татарстана. На его территории взаимодействуют свыше ста двадцати народов. В последнее десятилетие их численность только увеличивается. С ростом миграционного потока в Россию, и в Татарстан в частности, проблема успешной адаптации мигрантов приобретает важное государственное значение. В виду общих исторических и языковых корней, общности религиозных взглядов и ценностей, схожести культур с татарской культурой, в республике возрастает численность центрально-азиатских диаспор. Среди них: казахская, кыргызская, узбекская, таджикская и туркменская. Все они исповедуют ислам. Члены данных диаспор оценивают Татарстан как стабильный в социокультурном плане и динамично развивающийся – в экономическом и политическом. В связи с этим проблема адаптации и интеграции центрально-азиатских диаспор в местную социокультурную среду приобретает особую значимость.

В целях изучения путей достижения межэтнического согласия и диалога, гармоничного развития центрально-азиатских диаспор республики, важным представляется анализ этнокультурной идентичности, а также ее проявления в повседневной культуре казахов, кыргызов, узбеков, таджиков и туркмен, проживающих в Татарстане. Так, в мае-июне 2011 года при помощи метода стандартизированного интервью автором было проведено эмпирическое исследование. Всего интервьюировано 165 человек. Этнические группы, представляющие интерес для настоящей работы, анализируются здесь через общие характеристики повседневной культуры (прежде всего особенности материальной культуры: одежда, предметы быта, национальная кулинария и т.д., а также языковое и речевое поведение), вошедшие в более полное исследование этнокультурной идентичности центрально-азиатских диаспор Республики Татарстан (ЦАД РТ). Подробнее рассмотрим данные характеристики повседневной культуры диаспор.

Так, анализ предпочтений при выборе одежды показал (см. Таблица 1), что наибольшее расположение члены центрально-азиатских диаспор имеют к одежде обычной и повседневной, без каких-либо национальных или религиозных особенностей. Так ответили 67,5% казахов, 66% кыргызов, 56% узбеков и 50% туркмен, участвовавших в опросе. Исключением стала таджикская диаспора, которая проявила в этом вопросе приверженность к традиционализму. Данная особенность таджикской диаспоры проявилась в ответах ее представителей: 35% таджиков носят исключительно национальную одежду. В данной позиции они набрали наибольшее количество голосов. В вопросе выбора одежды узбеки и туркмены проявили наибольшую приверженность нормам ислама. В то же время 13,2% от общего количества интервьюированных оценили их одежду в категориях красоты и удобства.

Таблица 1

Предпочтения членов ЦАД РТ в одежде (%)

Диаспоры

Варианты

Казахская

Кыргызская

Узбекская

Таджикская

Туркменская

Национальная

-

24

26

35

20

Мусульманская

8,1

12

46

32,5

45

Обычная, как и у всех россиян

67,5

66

56

-

50


Иными словами, этнокультурная отличительность центрально-азиатских диаспор не всегда отражается в их внешнем виде. Члены диаспор предпочитают такую же одежду, как у прочих россиян. Выбор одежды в пользу красивой и удобной обусловлен повседневными потребностями тех, кто ее носит. Тем не менее, этнокультурная идентичность при этом остается очень значимой для диаспор (см. Таблица 2). Таким образом, из полученных результатов можно заключить, что такая составляющая повседневной материальной культуры, как внешний вид и одежда, претерпевает с процессом адаптации все большие изменения. Однако при этом существенным признаком устойчивости/не устойчивости этнической идентичности ее обладателя она не является. Особенности одежды не становятся для членов диаспор важной характеристикой их этнокультурной идентичности, а культурная отличительность, по их мнению, не отображается во внешнем виде ее носителей.

Таблица 2

Значимость собственной национальной принадлежности для членов ЦАД РТ (%)

Степень

значимости

Диаспоры


Очень значима


Значима


Малозначима


Совсем не значима

Казахская

16, 2

27

37,8

13,5

Кыргызская

66

30

-

-

Узбекская

38

40

20

-

Таджикская

40

52,5

2,5

2,5

Туркменская

35

40

15

-


В качестве следующей составляющей повседневной культуры была выбрана особенности кухни и кулинарные предпочтения членов центрально-азиатских диаспор РТ. Согласно результатам опроса, приверженность национальной культуре и национальной кухне, в частности, наиболее явно проявляется у таджикской диаспоры (см. Таблица 3). Среди участников интервью оказалось большое количество почитателей как татарской и русской, так и европейской кухни. Большинство казахов и кыргызов, а также туркмены, таджики и узбеки отметили, что в их повседневном рационе присутствует совмещение различных вариантов. Разнообразие меню, в их представлениях, ни сколько не умаляет их приверженность к родной культуре в целом и любовь к национальной кухне в частности. При этом процент почитателей национальной кухни как важного элемента культуры остается достаточно высоким.

Таблица 3

Предпочтения членов ЦАД РТ диаспор в кухне (%)

Диаспоры

Варианты

Казахская

Кыргызская

Узбекская

Таджикская

Туркменская

Национальная

21,6

36

54

72,5

55

Татарская

8,1

12

4

15

10

Русская

10,8

6

2

10

5

Европейская

16,2

18

8

2,5

10

Экзотическая

5,4

18

-

5

-

Разная

67,5

66

36

37,5

45


Вопросы обустройства дома очень важны для членов диаспор, так как в условиях проживания на территории иной этнокультурной среды, потребность в небольшом «оазисе» национальной культуры сильно возрастает. Таким местом для каждого члена диаспоры становится его жилище. Полностью воссоздать атмосферу дома, обустроенного согласно национальным традициям, не всегда представляется возможной. Однако, старания в данном направлении у диаспор все же заметны. Так, 50% туркмен ответили, что их жилище в Татарстане полностью соответствует всем нормам их родной культуры. Члены прочих центрально-азиатских диаспор также проявили приверженность в данном вопросе национальным традициям, однако, чуть в меньшей степени, чем туркмены (см. Таблица 4).

Таблица 4

Предпочтения членов ЦАД РТ в обустройстве жилища (%)

Диаспоры

Варианты

Казахская

Кыргызская

Узбекская

Таджикская

Туркменская

Согласно национальным традициям (в доме много национальных предметов мебели, посуды и т.д.)

13,5

18

28

22,5

50

В смешанном стиле (в доме присутствуют национальные предметов мебели, посуды и т.д. в незначительном количестве)

48,6

60

50

57,5

15

В европейском стиле (в доме отсутствуют национальные предметов мебели, посуды и т.д.)

35,1

30

8

5

35


Иными словами, большинство участников исследования подтвердили тезис о том, что этнокультурная идентичность четко проявляется в повседневности. Такое следование родной культуре свидетельствует о стремлении диаспор сохранить свою идентичность, а также говорит о важности контактов с Родиной. Ее образ зачастую идеализируется, она становится эталоном всех культурных норм, в том числе и норм повседневной культуры. Их значимость для центрально-азиатских диаспор высока (см. Таблица 5). Узбеки, таджики и кыргызы ответили, что в своей повседневной жизни всегда или почти всегда следуют национальным традициям и соотносят с ними свои поступки и действия.

Таблица 5

Мнения членов ЦАД РТ о важности в их повседневной жизни национальных традиций (%)

Варианты

Диаспоры


Да


Скорее да


Скорее нет


Нет

Казахская

10,8

37,8

29,7

13,5

Кыргызская

24

36

18

12

Узбекская

28

57

12

2

Таджикская

37,5

40

5

5

Туркменская

5

55

30

-


Так, члены диаспор осознают, что в их повседневной жизнедеятельности собственная этнокультурная идентичность имеет большое значение. Она в значительной мере определяет их поведение, но при этом, не становится единственно важной нормой. В деле построения семьи члены диаспор пользуются следующими принципами (см. Таблица 6). Помимо национальных традиций, повседневную жизнь членов диаспор определяют собственные религиозные нормы, ценности страны пребывания, нормы партнеров по общению. Это свидетельствует о настроенности диаспор на диалог и участие в межэтнической коммуникации.

Таблица 6

Выбор членов ЦАД РТ принципов построения семейной жизни (%)

Диаспоры

Варианты


Казахская


Кыргызская


Узбекская


Таджикская


Туркменская

национальным традициям

37,8

48

48

77,5

60

шариату

27

42

44

52,5

10

общим ценностям российского общества

32,4

6

10

5

-

традициям семьи мужа

35,1

18

42

40

25

традициям семьи жены

10,8

-

20

5

-

по всем вышеперечисленным принципам

13,5

30

8

17,5

10


Основными принципами построения семьи здесь становятся два: национальные традиции и религиозные нормы. Особенно ярко это вновь проявилось в ответах таджикской диаспоры. Также не удивительно то, что такие традиционные и патриархальные культуры, как те, что стали объектом данного исследования, в качестве наиболее важных выбрали традиции мужа, чем жены.

Следующей составляющей повседневной культуры, взаимосвязанной с этнокультурной идентичностью, является языковое поведение ее носителей. Значимость родного языка в общей структуре идентичности высока. 54% членов кыргызской диаспоры, по 50% – узбекской и таджикской, 35% - туркменской и 18,9% - казахской диаспор оценили важность в их жизни родного языка как «очень высокую». Сферы использования родного языка для всех диаспор представлен двумя основными кругами общения: с родными и близкими, а также земляками (см. Таблица 7). Среди всех диаспор, участвовавших в опросе, наименьшую приверженность родному языку проявили казахи, наибольшую – туркмены. Тем не менее, процент использования родного языка во всех диаспорах и сферах их общения очень высок. Родной язык и общение на нем остается важнейшим фактором сохранения этнокультурной самобытности. В данном вопросе диаспоры проявили явную устойчивость черт идентичности. Так, использование родного языка в повседневности оказывается напрямую связанным с этнической идентичностью.

Таблица 7

Использование родного языка в ЦАД РТ (%)

Круги общения

Диаспоры

Родные, близкие

Земляки

Друзья

Коллеги

Незнакомые люди

Казахская

62,1

45,9

27

18,9

13,5

Кыргызская

90

72

66

30

24

Узбекская

90

84

50

18

12

Таджикская

92,5

95

47,5

22,5

7,5

Туркменская

95

95

65

40

25


Члены центрально-азиатских диаспор в своем повседневном общении сталкиваются с людьми различных этничностей и культур. Поэтому их языковая компетентность также достаточно высока. К примеру, основным по частоте использования с друзьями, коллегами и незнакомыми людьми, для диаспор остается русский язык (см. Таблица 8). Наибольшую частоту использования русского языка отметили казахи. Члены других диаспор также активно общаются на русском языке. Языковой компетентностью в значительной мере обуславливается успешность их дальнейшей адаптации.

Таблица 8

Использование русского языка в ЦАД РТ (%)

Круги общения

Диаспоры

Родные, близкие

Земляки

Друзья

Коллеги

Незнакомые люди

Казахская

72,9

75,6

91,8

81

83,7

Кыргызская

12

60

90

78

90

Узбекская

40

40

80

76

68

Таджикская

37,5

37,5

82,5

80

97,5

Туркменская

35

30

80

75

95


Так, этническая идентичность с учащением использования русского языка, при этом, не ослабляется. Напротив, такой билингвизм, привычен для центрально-азиатских диаспор как для членов бывшего союзного государства. Несмотря, на активизацию национальных процессов в странах Центральной Азии, русский язык по-прежнему играет там важную роль.

В виду схожести казахского, кыргызского, в меньшей степени узбекского, туркменского и таджикского языков с татарским, члены центрально-азиатских диаспор используют последний в своей повседневной жизни. Интересно, что в основном члены диаспор общаются на татарском языке с друзьями и коллегами (см. Таблица 9). Данное положение становится более ясным, если учесть, что 83% казахов, 66% узбеков, 60% кыргызов, 50% таджиков и 45% туркмен в качестве лучших друзей называют татар.

Таблица 9

Использование татарского языка в ЦАД РТ (%)

Круги общения

Диаспоры

Родные, близкие

Земляки

Друзья

Коллеги

Незнакомые люди

Казахская

8,1

-

13,5

8,1

5,4

Кыргызская

-

-

12

12

-

Узбекская

8

4

22

10

16

Таджикская

-

-

25

10

7,5

Туркменская

5

5

5

-

-


Все это свидетельствует о наличии у диаспор хороших навыков межкультурного общения. Данная черта в равной степени способствует их адаптации и построения позитивной формы этнической идентичности, так как и то, и другое возникает в процессе межкультурной коммуникации, которая, в свою очередь, происходит, прежде всего, в повседневной жизни (на улице, в магазине, в процессе учебы или работы т.д.).

Таким образом, исходя из результатов исследования, можно заключить, что между этнокультурной идентичностью и повседневной культурой существует тесная взаимосвязь. Всякие изменения в идентичности отражаются в обыденной культуре этнофоров. Однако не все преобразования в их повседневном быту свидетельствуют о трансформации идентичности. Данная взаимосвязь наиболее ярко проявляется в основополагающих нормах повседневной культуры, например, в принципах построения семейной жизни, особенностях повседневного речевого поведения и навыках межкультурного общения. Анализируя повседневную культуру центрально-азиатских диаспор Татарстана, будет справедливым вывод о том, что их этнокультурная идентификация на современном этапе происходит по позитивному пути, так как тенденции к изоляционизму и обострению этнических границ, выявлены не были. Напротив, в повседневной жизнедеятельности диаспоры проявляют хорошие способности межкультурного общения, не утрачивая при этом собственную идентичность. Национальная политика республики Татарстан строится с учетом предоставления всем народам, проживающим на ее территории, равных прав по сохранению и развитию своей культуры, в том числе повседневной.

Основные термины (генерируются автоматически): таджикская, этнокультурная идентичность, родной язык, диаспора, повседневная культура, таблица, Татарстан, член диаспор, русский язык, повседневная жизнь.


Похожие статьи

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных условиях современной России

Этнические и локальные традиции в современной духовной культуре эвенов Якутии (на основе полевых исследований)

Степная культура в контексте развития кочевых народов

Социокультурная идентичность региона и региональное гражданское общество

Традиции интеграции физического и духовного развития личности (на материале татарской этнопедагогики)

Степная культура как социокультурный феномен

Базары в Русском Туркестане: попытка анализа опыта установления межэтнических связей

Некоторые нравственные аспекты этнополитических конфликтов на Кавказе

Мультикультурное общество в поликультурном регионе Северного Кавказа

О структуре культуры в сравнительном анализе культур североамериканских индейцев и Арабского халифата

Похожие статьи

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных условиях современной России

Этнические и локальные традиции в современной духовной культуре эвенов Якутии (на основе полевых исследований)

Степная культура в контексте развития кочевых народов

Социокультурная идентичность региона и региональное гражданское общество

Традиции интеграции физического и духовного развития личности (на материале татарской этнопедагогики)

Степная культура как социокультурный феномен

Базары в Русском Туркестане: попытка анализа опыта установления межэтнических связей

Некоторые нравственные аспекты этнополитических конфликтов на Кавказе

Мультикультурное общество в поликультурном регионе Северного Кавказа

О структуре культуры в сравнительном анализе культур североамериканских индейцев и Арабского халифата

Задать вопрос