Одна из актуальных проблем нашего региона — изменение национального состава. Своеобразной характеристикой населения Астраханского края является его полиэтнический состав. Территориальные изменения приводили к изменениям в численном и национальном составе населения Астраханского края. Однако все изменения производились законодательным путем и не вызывали внутренних межнациональных и порубежных конфликтов. Занимая выгодное географическое положение, Астрахань быстро превратилась в крупный торговый и ремесленный центр. Наряду с жителями Азии, европейцы также стремились завязать торговые отношения с Астраханью, а через нее и со странами Востока.
Славянское население эпизодически появлялось в низовьях Волги и Прикаспии еще в домонгольские времена (походы Святослава, косвенные свидетельства Ахмеда Ибн-Фадлана о поволжских «руссах», археологические находки в селах Селитренное, Красный Яр Астраханской области и др.). [1, с. 2]
Массовое переселение сюда уже сложившихся этносов, русских, затем украинцев, включая донских и запорожских казаков, произошло позже, с включением края в состав Российского государства во второй половине XVI в.
Уже со второй половины XVI века в Астраханский край, наряду с русскими, начали прибывать армяне, бухарцы, хивинцы, персы, индийцы. Их привлекала выгодная торговля с Московским государством, поскольку правительство поощряло развитие торговли с восточными странами, предоставляя различные льготы заморским купцам. [2, с. 15]
После городского антиправительственного восстания в Астрахани 1705–1706 гг., добавилась казачья миграция.
В течение XVIII в. происходит активное освоение пустующих земель Астраханской области. Основная часть переселенцев была из центральных губерний России: Московской, Тамбовской, Воронежской, Костромской, Рязанской.
В 1744, 1746, 1759 гг. были изданы указы, которые разрешили людям разных национальностей жить в Астрахани и также дали право селиться слободами.
В 1735 г. изгнанный грузинский царь Вахтанг решил окончательно поселиться в Астрахани, чтобы быть поближе к родине. С Вахтангом остались только наиболее преданные друзья. Уже в то время за рекой Кутум, близ Иоанно-Предтеченского монастыря, появилась небольшая Грузинская слобода. Издавна здесь была и улица Грузинская, которая сохранила свое название до настоящего времени.
Для истории Астраханского края с XVI по XX в. характерны тесные связи России с кочующими тюркскими племенами, оказавшими немалое влияние на ее социальную и политическую жизнь. Прослеживая историю заселения Астраханского края, выделяют четыре миграционные волны, на основе которых сформировалось население Астраханской области в нынешнем его виде, — с середины XVI по конец XXв. По всей вероятности, сейчас мы наблюдаем пятую волну.
По переписи населения 2010 года здесь проживают представители 147 этносов. Наибольшую численность составляют около тридцати национальностей, из которых самые крупные: русские, казахи, татары, ногайцы, калмыки, представители народов Кавказа. Демографическая ситуация для большей части традиционных народов региона продолжает оставаться в целом неблагоприятной.
По итогам переписи отмечено снижение численности коренного населения: количество татар сократилось на 12 тысяч человек или на 14,3 %, русских — на 82 тысячи или на 12 %, в целом сократилась численность славянского населения. Меньше стало калмыков и евреев. Этноконфессиональный состав населения области меняется в сторону увеличения численности выходцев из Средней Азии и народов Кавказа.
Наблюдается рост численности национально-культурных общественных объединений со статусом юридического лица. Так, в 2010 году их было 30, в 2011–37. На данный момент зарегистрировано 39 региональных национально-культурных общественных объединений, функционирует 27 местных отделений и самостоятельных национально-культурных общественных объединений.
Продолжается внешний и внутригосударственный приток в регион преимущественно неквалифицированной рабочей силы. Часть мигрантов-иностранцев работает на незаконных основаниях. Ситуация в миграционной сфере сохраняет ресурс для общей напряженности межнациональных отношений, некоторую коррупционную, криминогенную составляющую. Эту проблему постарались решить на законодательном уровне региона (в итоге некоторое уменьшение притока иностранных граждан из ближнего зарубежья).
На данный момент на территории региона находятся 1 769 граждан Украины, 509 из них получили разрешение на временное проживание, 48 — вид на жительство. Привыкать к новым условиям, оформлять и восстанавливать документы, искать работу, включаться в социум — всё это придётся делать всё же самим беженцам с Украины. Сейчас создание десятков тысяч рабочих мест становится вопросом, требующим немедленного разрешения администрацией города; иначе никакое желание беженцев адаптироваться к новым условиям не спасёт юг России от социальной катастрофы, картину которой пока ещё сложно себе представить.
В перераспределении объектов собственности в течение десятилетий реализуются тенденции, ведущие в том числе к маргинализации местного населения, вытеснению его из ряда традиционных сфер хозяйственной деятельности. Усиливается миссионерская деятельность неправославных конфессий и сект, отмечается дальнейшее разделение мусульманской общины по национальному признаку.
В регионе отмечен рост русофобии, которая проявляется в быту, в местах проживания со значительной долей нерусского населения, в общежитиях учебных заведений и на молодежных форумах в сети «интернет».
Среди активистов национально-культурных обществ наблюдается снижение популярности идей российской государственности. Предпринимаются попытки создать в социальных сетях группы для пропаганды отдельных исламских государств как образа общетюркского объединения, борьбы за чистоту культуры и религии. [3]
Влияние на межэтнические отношения оказывают следующие негативные факторы:
- размывание базовых культурных ценностей, способных скреплять общество, а также традиционных нравственных ориентиров народов региона;
- рост радикальных настроений;
- недостаточная системность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению культуры, истории и традиций народов региона;
- высокий уровень социально-культурных различий и распространенность стереотипов в отношении представителей других народов;
- недостаточность взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на территории Астраханской области.
Актуальна необходимость усиления систематической воспитательной и просветительской работы по формированию гражданского единства ввиду сложной социально-экономической и политической ситуации на Северном Кавказе.
Все эти проблемы определены в общероссийских документах в сфере реализации стратегии государственной национальной политики. Главная цель решения данных проблем — укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России.
На базе МБОУ «СОШ № 12» впервые проведено исследование, целью которого стало выявление гражданской позиции школьников, присутствия патриотизма и особенностей националистических взглядов. Исследования, проводившиеся ранее, в основном отслеживали динамику национального состава учащихся, толерантных установок и этнокультурных знаний. Новая целевая установка продиктована тем, что Россия во все времена была государством многонациональным, с богатой историей национальной политики и остается таким до сих пор. Школа, в которой мы обучаемся, также не стала исключением, в ней успешно и дружно учатся дети различных национальностей. Современная геополитическая обстановка, сложившаяся на данный момент, может неоднозначно и остро поднимать ряд проблем на национальной почве.
Особого внимания заслуживают ответы на вопрос о причинах, побуждающих человека менять страну проживания, наиболее популярны: вынуждены (войны, конфликты) — 40,9 % и выгодно (материальные ценности) — 38,6 %. Действительно, человека необходимо подтолкнуть к таким глобальным переменам в его жизни, что и происходит с легкостью. По причине отсутствия взаимопонимания между государством и населением, терпимости и той необходимой любви к своей Родине, принимающей ее таковой, какая она есть. Довольно приятно порадовали ответы на вопрос о чувствах к стране, в которой подростки проживают: обиду, униженность и ущемленность никто не указал, а наоборот спокойная уверенность (не смотря на противоречивость времени) — 54,5 %, гордость — 45,5 %. На вопрос готовы ли вы служить в армии больше половины опрошенных ребят высказали свое согласие (36,3 %). Данный факт также свидетельствует о присущей им четкой гражданской позиции.
Итак, проведенное исследование полностью подтверждает актуальность затронутой нами проблемы (указанные причины миграции, чувства принадлежности к стране, наличие националистических взглядов) и необходимость воспитания учащихся в духе гражданственности, патриотизма и толерантности.
На данный момент обозначенные проблемы, требуют не только привлечения нашего внимания, но и комплексного их решения. Необходимо в полной мере использовать все доступные современные технологии, способные помочь противодействию экстремистской и антироссийской деятельности.
Большое внимание должно уделяться подрастающему поколению, как залогу будущего развития субъекта Российской Федерации. В рамках содействия развитию этнокультурного многообразия необходимо разработать региональные учебные программы по истории и культуре.
Все задачи должны решаться в тесном взаимодействии с институтами гражданского общества и органами местного самоуправления, гражданами, населяющими область.
Итак, всесторонний анализ накопленного исторического опыта поможет нам определить наиболее целесообразные формы и методы работы над данной проблемой, чтобы избежать ошибок прошлого.
Литература:
1. Древняя история Нижнего Поволжья/ Шнайдштейн Е. В. — А.: 1987. С. 18.
2. Государственный архив Астраханской области (далее—ГААО). Ф. 32. Оп. 1. Д. 87. Л. 2–3.
3. История казачьего войска. Бирюков И. А./ С.; 1911. Ч. 2. С. 29–32.
4. История казачьего войска. Бирюков И. А./ С.; Ч. 2. С. 56–78.
5. ГААО. Ф. 2. Оп. 2. Д. 327. Л. 37–73.
6. Записки об Астрахани. Рыбушкин М. /М., 1841. С. 57, 60.
7. Описание Колы и Астрахани./ СПб., 1804. С. 93.
8. Памятная книжка Астраханской губернии на 1876 год. /А.; 1876. С. 3; Памятная книжка Астраханской губернии на 1878 год. Астрахань, 1878. С. 3.
9. Историческое описание Российской коммерции при всех портах и границах от древних времен доныне настоящего. Чулков М. Д. /М., 1785.
10. ПСРЛ. Воскресенская летопись. М., 2000. Т. VII. С. 210. — См. также: Никоновская летопись. Т. X. С. 217; Софийская первая летопись. Т. V. С. 225.
11. Астрахань в старые годы. 1. Вторая половина XVI столетия. Хлебников П. Х. /СПб., 1907. С. 134.
12. Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией / Под ред. Н. И. Веселовского. СПб., 1898. Т. III. С. 61–67.
13. Ключаревская летопись. История о начале и возобновлении Астрахани, случившихся в ней происшествиях, об архиереях в оной бывших, а также воеводах, градоначальниках и губернаторах. /А.; 1887. С. 15.
15. http://xn----7sbiew6aadnema7p.xn--p1ai/sity_id.php?id=33
16. История становления полиэтничного состава населения Астраханского края / Е. А. Васильева.