Автор: Денисенко Марина Валерьевна

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 4345 раз

Библиографическое описание:

Денисенко М. В. Варианты наименований и способы получения оттенков серого цвета // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 149-151.

"Цвет, порождаясь материей, в своем колористическом качестве существует только как свойство воспринимаемой нервной системой, которое имеет особенности видовые (разница между человеком и пчелой) и индивидуальные (между живописцем и дальтоником), а у одного и того же человека - возрастные (в старости цвета блекнут), связанные с суточным циклом".

В.В. Голубев

Интерес к прилагательным, обозначающим цвет, наблюдается постоянно. Что же такое цвет?

В природе нет цвета как такового, есть лишь световые волны. Световые волны определенной длины, воздействуя на зрительные рецепторы человека и будучи переработанными соответствующими механизмами человеческого мозга, вызывают у нас ощущения цвета. Цвета, их сочетания определенным образом воздействуют на чувства человека и способствуют формированию определенного настроения и, собственно, формированию определенных названий того или иного цвета.

Бесцветных предметов нет. Цвет свойственен всем. Все цвета принято делить на хроматические и ахроматические. Все они несут элементы какого-нибудь цветового оттенка. Ахроматические цвета, различаясь только по светлоте, образуют непрерывный ряд от черного до белого. Это хорошо видно по шкале серых тонов Оствальда. Яркость зависит от объективной силы света: белый – white, бело-сероватый – pale-grey, светло-серый – light-grey, светлый средний – smoky, темный средний – medium grey, темно-серый – deep grey, серовато-черный – greish black (маренго), dark grey, черный – black.

Кроме того, цвет может иметь дополнительные характеристики: холодный – light cold grey, нейтральный – light neutral grey, теплый – light warm grey.

Очень часто источником наименования цвета служит окружающая среда: полынный, мышиный, дымчатый, туманный, табачный, асфальтовый, графитовый, smoky, sparkling, greish, gris pearl, pale, foggy.

Ахроматические цвета легко согласуются с любым хроматическим цветом. Нас интересует серый цвет и названия его оттенков. В зависимости от присутствия сине-голубых или красно-коричневых тонов возникают новые оттенки и названия: свинцовый – deep cold grey, стальной – light warm grey, серебристый – pale cold grey, серый асфальт – pale warm grey, искристый – sparkling, прозрачный – translucent.

Жемчужный оттенок серого называют "гридеперливым" или "перловым" (раньше название писали только по-французски); серебристый, седой имеет название "бисный"; цвет кастора, суконной шерстяной ткани, называется "касторый"; нежно-серый называют цветом "испуганной мыши"; тёмный оттенок серого – "цвет паука, замышляющего преступление"; тёмно-серый – цвет "лондонского дыма".

В сочетании с зеленым серый цвет образует разные названия: "бисквитный" – серовато-зелёный; "вердигри" – зелёно-серый; "селадоновый" – зеленовато-серый, "влюблённой жабы" – серо-зелёный, или "лягушки в обмороке" – светлый серо-зелёный.

Серый с голубым образует оттенки с названием "голубиная шейка" или "колумбиновый", то есть сизый, как голубь; "бусый" – это тёмный голубо-серый или серо-голубой; "дикий" – серый цвет со стальным оттенком или сочетание светло-серого и бледно-голубого (в тургеневскую эпоху слово «дикий» было именно цветообозначением).

В результате военных действий появились названия: "солдатский" – цвет серого сукна солдатской шинели царской армии; "маренго" – серый с вкраплениями чёрного (это название возникло после знаменитой битвы при Маренго в 1800 г. Одни говорят, что именно такого цвета были брюки Наполеона, другие утверждают, что ткани местного производства были в основном тёмно-серого цвета.); есть еще название "маренго-клер" – светло-серый; цвет "наваринского пламени с дымом" (или дыма с пламенем) – темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м году.

Материал белого цвета с черным оттенком и серым отливом называется «борода Абдель-Кадера». Это название появилось благодаря имени популярной в середине XIX века исторической личности Абд-эль-Кадира, алжирского полководца, оратора и поэта (1807-1883), который в 1832-1847 гг. возглавлял восстание арабов против французских колонизаторов. Иногда белую ткань, отливающую в серый цвет, называют «борода Абдель-Керима» – по имени популярной в середине XIX века исторической личности Абдул-Керим-паши, турецкого генерала (1811-1885), участника русско-турецких военных конфликтов.

Если продолжать говорить о тканях, следует вспомнить "гризет" (франц. grisette, от gris "серый"). Так называли лёгкую шёлковую, иногда шерстную ткань серого цвета. Она была недорогой и пользовалась популярностью, так что девушки, зарабатывавшие на жизнь самостоятельно – шляпницы, модистки, хористки и белошвейки – шили себе из нее платья.

Вот еще несколько названий: "розовый пепел" – нежно-серый, отливающий в розовый, "гавана" – серо-коричневый или коричнево-серый; "смурый" – коричневый оттенок темно-серого или черно-серый; "соловый" – серо-желтый.

В общем, одних только названий оттенков серого цвета – множество.

Как же образуется серый цвет?

Вот что пишет Ньютон: "Цвет белый и черный, а также пепельный или более темные промежуточные цвета, создаются беспорядочным смешением лучей всякого рода".

В науке 17 века возникает новое направление - физико-математическое, объясняющее как образуется цвет и давшее прочную основу для развития науки 20 века: цветоведения.

В цветовом треугольнике И. Цана (рис. 1) прекрасно виден результат смешения основных красок - ахроматических и хроматических, которые находятся в основании треугольника. Так, при смешении черного и белого цвета (1 и 2) получается серый цвет (3).



Рисунок 1.


Но самое интересное заключается в том, что для получения серого цвета не обязательно смешивать только черный и белый. Фокус прост: для каждого хроматического цвета имеется другой, от смешения с которым получается ахроматический - серый. Такие пары называются дополнительными (рис. 2). Они - диаметрально противоположны (красный и голубой, зеленый и пурпурный, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый).



Рисунок 2.


Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: в образовании названий огромная роль принадлежит окружающей среде и психическому состоянию человека, но напрашивается предположение, что такое большое количество названий оттенков серого происходит еще и благодаря большому количеству способов получения серого цвета.


Литература:

  1. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне: Пер.с англ. – М.: Мир, 1982. – 184 с.

  2. Ивенс Р.М. Введение в теорию цвета. – М.: Мир, 1964. – 442 с.

  3. Миронова Л.И. Цветоведение. – Минск: Высшая школа, 1984. – 288 c.

  4. Словарь цветообозначений русского языка. Культура письменной речи. – С.В. Друговейко-Должанская, 2007 г. Электронная версия А.А. Белокуров (мл.) www.gramma.ru

  5. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964-1973.

  6. www.copypast.ru/.../nazvanija_cvetov_ot_a_do_ja.html

  7. www.practicum.org/index.php?...color...

  8. www.sweetstyle.ru/style/main/raz/trend/1000

Основные термины (генерируются автоматически): серый цвет, серого цвета, оттенков серого цвета, получения серого цвета, оттенок серого, названий оттенков серого, Ахроматические цвета, light warm grey, белого цвета, cold grey, цвет серого сукна, ткань серого цвета, зеленым серый цвет, старости цвета блекнут, середине xix века, XIX века исторической, получения оттенков серого, века исторической личности, источником наименования цвета, Материал белого цвета.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос