Влияние биоритмов и цвета на психосоматическое здоровье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 марта, печатный экземпляр отправим 3 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.11.2016

Статья просмотрена: 1113 раз

Библиографическое описание:

Ульянова, О. В. Влияние биоритмов и цвета на психосоматическое здоровье / О. В. Ульянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 94-98. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34899/ (дата обращения: 19.03.2024).



Влияние биоритмов ицвета на психосоматическое здоровье

Ульянова Ольга Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент

Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко

Здоровому человеку нужен свет, только правильный цвет может лечить.

Ф. Морелль

Состояние организма, его органов и клеток меняется с определенной периодичностью. Как и большинство биологических процессов, эти изменения имеют свои биоритмы. В статье рассматриваются некоторые закономерности и интересные новые данные о постоянстве внутренней среды — термин, гениально предложенный выдающимся физиологом Клодом Бернаром. Рассматриваются особенности влияния цвета на организм. Видимое излучение — один из факторов эволюционного процесса.

Ключевые слова: биоритмы, биоритмологические особенности, гомеостаз, законы природы, здоровье, окружающая среда, патология, питание, постоянство внутренней среды, психическое здоровье, психология цвета, свет, цвет, эволюция, экология, эмоции

Современное человечество не согласует свою жизнь с законами природы: ночи заполнены искусственным светом, температура поддерживается на комфортном уровне, а при развитии заболеваний ставка делается на лекарства, а не на силы природы [1, 2, 9, 11]. Человечество живет в самим же им созданной искусственной среде, нарушающей естественные биологические ритмы и формирование приспособительных реакций организма, что создает максимум условий для серьезного нарушения здоровья. Исследователями было установлено, что загрязнение окружающей среды привело к нарушению условий, необходимых для обеспечения человека цветным светом. Свет (цвет) является одним из важных факторов эволюционного процесса, который, как и другие физические и химические факторы, способствовал формированию живых систем. С легкой руки У. Кэннона, опубликовавшего в 1932 г. свою знаменитую книгу «Мудрость организма», постоянство внутренней среды стали называть гомеостазом — стремлением организма к одному и тому же состоянию. Данная концепция стимулировала многие научные исследования. Ведь если у здорового человека состояние внутренней среды константно, то это вполне можно детально изучить под термином «здоровье». Все отличающееся от полученных показателей здоровья — это уже болезнь [1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17]. Знаменитая пещера с романтическим названием «Полночь» в американском штате Техас и пещера «Оливье» недалеко от Ниццы стали по существу подземными лабораториями, ведь чаще всего ученые проводили в них исследования на… себе. Известный французский спелеолог Мишель Сиффр поставил рекорд пребывания человека под землей в полном одиночестве — 205 дней. В течение всего этого периода времени организм ученого сохранял ритм, близкий к суточному, хотя он и отклонялся от 24 — часового [3, 11].

«300 оттенков серого». Человеческий глаз способен различать до 300 различных оттенков ахроматического цвета, то есть белого, серого и черного, и десятки тысяч хроматических цветов (так называют все другие цвета) в различных комбинациях. Специальными исследованиями установлено, что максимальное цветоразличение приходится на дневное время — 13–15 часов, а минимальное — на 2–3 часа ночи [1, 2, 3].

По утверждению цветопсихологов (а сегодня существует уже и такая профессия), темно-синий — это цвет покоя и пассивности, ярко-желтый — надежды и активности. Поэтому ночь как бы уменьшает активность и приносит покой, а днем человек высокоактивен и бодр. «Всё в жизни стремится к цвету» — так сказал когда-то великий Иоганн Вольфганг Гете. И действительно, наша жизнь немыслима без богатства и очарования цветовых гамм. Цвет способен радовать и огорчать, он может влиять на наше самочувствие и трудоспособность. Ученые давно заметили силу воздействия цвета на человека, его здоровье и сознание. Многие философы и физики, физиологи и врачи, вновь обращаясь к проблеме цвета, пытались решить ее каждый по-своему, порой — чаще интуитивно. У колыбели цветоведения стояли такие величайшие умы человечества, как Аристотель, Леонардо да Винчи, Ньютон, И. В. Гете, И. П. Павлов, С. И. Вавилов [2, 3, 11].

В 1876 г. итальянский врач-психиатр Понза выдвинул гипотезу о том, что цвет может существенно менять состояние больных. Он наблюдал, как в психиатрической клинике больные быстрее выходили из состояния депрессии, если их помещали в красную комнату, а беспокойные больные успокаивались в синей комнате. Уже в Средние века использовалось своеобразное предостерегающее значение желтого цвета (его не спутаешь с другим цветом, он хорошо заметен издали). Так, для того чтобы изолировать прокаженных от общения со здоровыми людьми, их одевали в ярко-желтую одежду. В желтый цвет окрашивали карантинные отделения больниц. Люди старались использовать на практике возможности цвета, эмпирически постигая его роль в повседневной жизни. «Много утех и прохлад в жизни нашей от цвета зависит», — писал в 1756 г. наш великий соотечественник Михаил Васильевич Ломоносов, внесший большой вклад в науку о цвете. Яркое, живое описание основных цветов сделал Иоганн Вольфганг фон Гете. Очерки гениального мыслителя, посвященные анализу основных цветовых оттенков, представляют несомненный интерес и в настоящее время. Многие мысли ученого получили экспериментальное подтверждение, а его научные предвидения еще долго будут привлекать самое пристальное внимание специалистов. Существует распространенное мнение, будто бы выразительность цвета основана на ассоциациях. До сих пор даже в специальной литературе господствует утверждение, что красный цвет возбуждает потому, что он напоминает нам о явлениях, связанных с огнем и кровью. Зеленый цвет воскрешает мысль об освежающем воздействии природы. Недаром в очаровательной сказке Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» только что появившиеся на свет утята первым делом стали разглядывать развесистые листья лопуха, и «…мать не мешала им», зная, что зеленый цвет полезен для глаз. Синий же цвет, возможно, вызывает у нас представление о прикосновении к холодной воде, дыхании темной ночи. Различные цвета могут вызвать различные физиологические изменения в организме человека. Уже давно подтверждено, что красный, зеленый и синий цвета влияют на ритм сердца. Красный цвет сначала стимулирует, а затем угнетает сердечный ритм, зеленый цвет — уравновешивает ритм, а синий — успокаивает. Макс Люшер доказал, что человек находящийся в гармонии с цветовым спектром, прекрасно себя чувствует, тогда же у людей, которые зациклились исключительно на одном из них, равновесие отсутствует [2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 16, 17].

И. В. Гете выделил две стороны влияния цвета на человека: физиологическое и психологическое (эмоционально-нравственное). Было установлено, что теплые тона оказывают в основном возбуждающее действие, их используют при острой патологии воспалительного характера, они имеют окислительный эффект. В свою очередь холодные тона носят более щелочной характер [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17].

Исследователи установили, что зрение обладает удивительными качествами. Оно дает 90 % всей информации о внешнем мире. За один день человек видит так много, что если все увиденное перевести на пленку, то ее понадобится около 19 километров. Однако, как справедливо утверждает известный американский психолог Рудольф Арнхейм, ассоциативная теория в изучении цвета дает столь же мало, сколь и в других областях знаний. Воздействие цвета оказывается довольно сильным и самопроизвольным только в том случае, если он является результатом интеллектуального истолкования. Сегодня, к сожалению, еще нет ни одной исчерпывающей теории о физиологическом процессе восприятия цвета, которая могла бы комплексно объяснить все многообразие вопросов, связанных с влиянием цвета на человеческий организм. Но усилиями различных специалистов наука о цвете продвинулась далеко вперед [2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15].

К сожалению, современный человек постепенно окружил себя искусственно созданной им же самим средой, весьма далекой от природы. Люди оказались отрезанными от естественных красок мира. Особенно остро это чувствуют жители больших городов-миллионников. Цвет стал проникать всюду — в жилища, производственные помещения, кинотеатры, телеэкраны. За первой волной увлечения цветом раздались голоса ученых, призывающие к осторожности в цветовом оформлении искусственной среды обитания. Так представляет ли опасность цветовой дефицит или его излишек?

Именно расширение возможностей в использовании цвета вместе с ростом конкуренции между производителями товаров привело к развитию науки о психологии цвета. Например, производитель сахара теперь знает, что нельзя пытаться продавать этот продукт в зеленой упаковке, а владелец косметической фирмы никогда не расфасует свой товар в коричневые баночки. Цвета природы оказывают на человека огромное влияние и, хотим мы этого или нет, формируют наши психологические и физиологические предпочтения. Когда мы приобретаем тот или иной товар, мы свободны в своем выборе и руководствуемся личными симпатиями и антипатиями, своим вкусом и привычками. Производитель товара должен это учитывать. Например, физиологически голубой цвет воспринимается человеком как сладость, а зеленый — как горечь. Мы стараемся выбирать для себя привычное цветовое окружение под стать своему характеру и мироощущению. Все это имеет свою давнюю историю (торжество лимбической системы) и подчинено вполне конкретным закономерностям. Например, жители сельских районов предпочитают яркие красные, оранжевые и синие цвета, преобладающие в окружающих их природе. Горожане, напротив, оказывают предпочтение нежным природным тонам. Цветовые предпочтения очень тесно связаны с социальными факторами, чертами характера человека. Молодым людям присущи стремления к ярким цветам (во всяком случае, в большей степени, чем пожилым). Это соответствует их большей жизненной энергии и социальной активности. Если ориентируясь на многочисленные экспериментальные исследования, расположить основные цвета в порядке их предпочтения людьми. то получится следующая картина: голубой, фиолетовый, белый, розовый, пурпурный, красный, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый, черный. Здесь совершенно не учитывается мода на тот или иной цвет, которая время от времени меняется. В своих экспериментальных работах известный шведский психолог Макс Люшер обнаружил, что люди, эмоции которых находятся под полным самоконтролем, при выборе цвета отдают предпочтение синему и зеленому цветам и стараются избегать всевозможных оттенков красного. Это, в частности, проявляется в том, как люди оформляют свои квартиры, и даже в том, на какие цвета настраивают свой цветной телевизор или монитор.

Биографы и исследователи творчества выдающегося немецкого композитора Рихарда Вагнера неизменно упоминают об удивительном качестве музыканта писать музыку только при красном свете. Видимо, именно поэтому его творческий энтузиазм очень напоминает ярко выраженное сверхвозбуждение. Выдающийся русский психиатр и невролог В. М. Бехтерев, изучая влияние цвета на человека, устраивал в своем доме несколько комнат, где он работал и принимал пациентов, с различной цветовой средой.

Характерная цветовая гамма любого художника также может быть не только соотнесена с содержанием его произведений, но и явиться определенной информацией о чертах характера самого живописца. Например, смена «голубого» периода на «розовый» в творчестве Пикассо соответствует изменению его настроения и тональности его картин.

В художественной литературе цвет присутствует как одно из выразительных средств. В книге В. А. Барабой «Солнечный луч» (издательство «Наука») В. А. Барабой справедливо приписывает ему тройную роль — смысловую, описательную и эмоциональную. Писатели, пишет он, широко используют цветовые эпитеты для характеристики настроения и внутреннего душевного состояния своих героев. Так, для рассказов и повестей А. Грина характерны яркие, чистые, насыщенные цветовые тона, которые и у читателей вызывают такие же яркие и светлые эмоции. В творчестве Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина можно отчетливо проследить процесс постепенного вытеснения цвета по мере перехода к более зрелому этапу творчества. Исследователи творчества Ф. М. Достоевского констатируют почти болезненное пристрастие художника к желтому цвету. Это — желтые цветы, желтые обои, желтая мебель. Говоря о влиянии цвета, следует подчеркнуть, что сила его воздействия зависит от настроения, характера, восприимчивости человека. Под влиянием различных цветов у человека может возникнуть чувство тепла или холода, причем люди, находящиеся в комнате, окрашенной синей краской, будут ощущать прохладу, а в соседней, где та же температура воздуха 15°C, но стены окрашены в оранжевый цвет, будут чувствовать тепло [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17].

Совершенно неожиданное применение нашел цвет на аэродромах. Хорошо известно, какую опасность для самолетов представляют птицы и летучие мыши, которые нередко являются причиной серьезных аварий. Оказалось, что к аэродромам их влечет яркий свет прожекторов. Вернее, он привлекает насекомых, за которыми охотятся птицы и летучие мыши. Австралийские ученые, изучив экологическую обстановку на нескольких аэродромах, предложили поставить на прожекторах оранжевые фильтры. После этого количество пернатых в окрестностях экспериментального аэродрома сократилось на 30–40 %! Объяснение простое — оранжевый цвет не так манит к себе насекомых, как белый. А вот черная одежда привлекает к себе мошек в 8–9 раз сильнее, чем оранжевая или зеленая. Особенно ярко это проявляется в тайге, где от этих насекомых буквально некуда укрыться. Здесь значительно облегчает положение яркий оранжевый костюм.

Коричневые и желтые тона цветового окружения способствуют укачиванию, особенно в самолете, а зеленые и голубые, как правило, могут успокаивать, а в некоторых случаях и предотвращать дурноту. Например, пилоты рассказывают, что когда кабины некоторых самолетов внутри были окрашены в желтый цвет, то даже опытные летчики чувствовали себя значительно хуже. У них нередко появлялись симптомы «морской болезни». Поэтому некоторые авиакомпании приглашают консультантов по цвету, которые подбирают для салона авиалайнера цветовую гамму, снимающую напряжение у пассажиров и позволяющую им провести время в самолете в относительно спокойном состоянии [2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17].

Необходимо упомянуть о его сигнальном значении цвета. Этот факт знаком многим автолюбителям: согласно дорожной статистике — в аварии реже попадают автомобили желтого и красно-оранжевого цвета. Как показывают специальные исследования, водителям встречного транспорта желтые автомобили кажутся намного ближе к ним (на 4 метра), чем серые машины. Еще И. В. Гете указывал на знакомое нам ощущение, когда темная одежда делает человека более изящным, а желтый цвет создает иллюзию расширения и выпуклости. Именно поэтому лобовая часть железнодорожных поездов окрашивается в яркий оранжевый цвет, а путевые и дорожные рабочие надевают ярко-оранжевые жилеты. По данным американской статистики, введение так называемых «предохранительных» окрасок, обозначающих опасные места, производственные зоны, способствует уменьшению несчастных случаев примерно на 50 % [2, 3, 5, 6, 8, 11, 16, 17].

Почти 100 лет назад в забытом ныне журнале «Здравие семьи» появилась интересная публикация, вот цитата из нее: «Те лица, которые в комнатах, где помещаются больные, носят платье из черных или темных тканей, гораздо более восприимчивы к различным испарениям и, может, даже к болезнетворным микробам, чем те, которые носят светлые материалы». На основании точных исследований оказалось, что темные краски способны легче поглощать всевозможные неприятные запахи и испарения, чем светлые. В этом каждый может легко убедиться. Если кусок светлой и темной материи подвергать в течение пяти минут действию табачного дыма, то легко можно доказать, что темная ткань сильнее пахнет и сохраняет гораздо дольше этот запах, чем светлая. Следовательно, в случае заразной болезни, ухаживающие за больными совершенно не должны носить платья из черных или темных тканей» [1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, 15, 16, 17].

Сегодня цвет широко используется для стимуляции работоспособности, улучшения самочувствия и настроения людей. Для иллюстрации этого достаточно привести несколько примеров. Во многих санаториях и клиниках голубой цвет используют для лечения бессонницы, рассеивания навязчивых состояний. Его часто и весьма удачно применяют для окраски спален, операционных и больничных палат. Важно спать в полной темноте, так как регулятор суточных ритмов — гормон мелатонин — вырабатывается только в таких условиях [2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17].

Эксперименты на лабораторных животных показали, что при недостатке мелатонина, вызванном удалением рецепторов, животные начали быстро стареть: у них раньше начиналась менопауза, снижалась чувствительность к инсулину, развивались ожирение и рак. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает необходимым включать работу в ночную смену в список вероятных причин, которые приводят к раковым заболеваниям и стрессам. Мелатонин относится к числу геропротекторных гормонов. Известно, что при старении снижается степень иммунологической защиты, а мелатонин стимулирует иммунную систему и, как показывают лабораторные исследования, замедляет рост нескольких видов раковых клеток, включая раковые клетки молочной и предстательной железы. В настоящее время мелатонин выпускаю в таблетках. Его назначают для облегчения засыпания, с целью корректировки внутренних часов при длительных путешествиях, а также в качестве снотворного для пожилых людей. Им следует рекомендовать спать не менее 9 часов в сутки, ложиться спать в одно и тоже время, но не позднее 23 часов. Ученые рекомендуют подросткам спать не менее 9 часов в сутки. Согласно исследованию, проведенными специалистами Колумбийского университета, молодые люди, не жалеющие времени на сон, менее подвержены депрессии и мыслям о самоубийстве [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17].

Изучив биоритмологические особенности большой группы лиц разного возраста (364 человека), исследователи выявили, что значительная часть последовательных людей испытывают ритмические колебания работоспособности: 41 % предпочитают для работы утренние часы, 30 % — вечерние и даже ночные, а 29 % трудятся одинаково эффективно в любые часы. Многие «жаворонки», просыпающиеся рано поутру, страдают отклонениям на генетическом уровне, из-за которого могут развиться серьезные заболевания, в частности, хроническая бессонница и депрессия [3, 7, 11, 16, 17]. Перманентная разница между «биологическим часовым поясом» человека и временем того часового пояса, в котором он живет, является причиной стрессовых ситуаций, угрожающих патологическими изменениями в организме. Ученые считают, что причиной данного отклонения является ген, отвечающий за точность хода «встроенного часового механизма» Homo Sapiens. По имеющимся данным, среднесуточный выброс гормонов стресса у «сов» в 1,5 раза выше, чем у «жаворонков», что увеличивает риск развития атеросклероза, ГБ, ИБС. К «вечерним» типам, по мнению Ламперта, относятся лица с медленной и слабой реакцией на раздражители. Это спокойные, рассудительные люди, которые не спешат делать выводы и стараются достаточно все обдумать. Они склонны к логическому мышлению, математике, абстрактному обобщению. Иногда инертны и замкнуты, но прекрасные классификаторы. Они расчетливы, излишне строги и даже деспотичны. К их числу Ламперт относит Цезаря, Карла XII, Канта, Шопенгауэра. Работоспособность этих людей часто с утра невелика и достигала максимума во второй половине дня. Можно отметить такой интересный факт: у этих людей при острых инфекционных заболеваниях температура повышалась постепенно, а выздоравливали они медленно [1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 16, 17]. Специально подобранным режимом питания врачам удалось добиться лучшего эффекта при химиотерапии рака и других злокачественных новообразований. При этом правильный ритм питания обеспечивает большую устойчивость к лекарственным средствам, а потому их лучшую переносимость [10, 12, 13, 14, 15, 16, 17].

Вывод. Все, что находится на Земле, тесно связано с Солнцем. Солнечный свет является светом жизни, и его важность переоценить очень сложно (недостаток приводит к стойким депрессиям). Солнечный свет, подавляя секрецию мелатонина, уменьшает грусть и тоску, а следовательно, очень важно, особенно в осенне-зимнее время, когда световой день становится коротким, находить время для пеших прогулок на свежем воздухе, чтобы как можно больше получить пользы от солнечного света и от общения с родными и близкими людьми, что является еще одной важной составляющей частью психоэмоционального комфорта человека [13, 14, 15, 16, 17].

Литература:

1. Вайс Ж. — М. Лечение цветом / Ж. — М. Вайс, М. Шавелли. — Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 1997. — 384 с.

2. Гете И. В. К учению о цвете (хроматика). Психология цвета / И. В. Гете. — М.: Рефл-бук, 1996. — С. 281–349.

3. Доскин В. А. Биоритмы, или как стать здоровым / В. А. Доскин. — М.: Эксмо-Пресс, 2014. — 240 с.

4. Клинико-эпидемиологический анализ распространенности депрессивных расстройств среди городского населения / В. А. Куташов [и др.] // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. — 2015. — Т. 14, № 3. — С. 610–613.

5. Куташов В. А. Депрессивные расстройства при различных хронических соматических заболеваниях / В. А. Куташов, Л. А. Куташова // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. — 2006. — № 25. — С. 24–25.

6. Куташов В. А. Неврология и психиатрия детского возраста / В. А. Куташов, И. Е. Сахаров. — Воронеж, 2015. — 703 с.

7. Куташов В. А. Связь психофизиологических факторов с расстройствами вегетативной нервной системы / Куташов В. А. // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. − 2016. − № 3. − С. — 63 − 66.

8. Куташов В. А., Немых Л. С., Евланова С. М. Терапия детской тревожности семейной средой / Куташов В. А., Немых Л. С., Евланова С. М. // Прикладные информационные аспекты медицины. — 2014. — Т. 17, № 1. — С. 78–80.

9. Ковро Д. Целебная сила цветоозонотерапии / Д. Ковро, Л. Верне-Юондз. — М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. — 184 с.

10. Применение классификационно–прогностического моделирования для выявления и анализа значимости индивидуальных факторов риска развития нервно–психических расстройств. / Будневский А. В. [и др.] // Журнал «Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии». Москва. 2016. — № 3. — С. 37–43.

11. Резников К. М. Я знаю, что все знает обо всем / К. М. Резников // под ред. проф. И. Э. Есауленко. — Старый Оскол: ИПК «Кириллица», 2012. — 276 с.

12. Ульянова О. В. Основные принципы питания в профилактике заболеваний психоневрологического профиля / О. В. Ульянова // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 345–356.

13. Ульянова О. В. Глютен и целиакия как факторы риска развития нейродегенеративных заболеваний. Этиология, патогенез, клиника и основные пути профилактики // О. В. Ульянова // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 141–145.

14. Ульянова О. В. К вопросу о рациональном питании пациентов психоневрологического профиля / О. В. Ульянова // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 184–187.

15. Ульянова О. В. Особенности питания больных при психоневрологической патологии / О. В. Ульянова // Молодой ученый. — 2016. — № 20. — С. 96–104.

16. Ульянова О. В. Современный взгляд на особенности взаимодействий в семьях, где у пациента имеются неврологические или психические расстройства / О. В. Ульянова, В. А. Куташов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. — 2015. — Т. 14, № 3. — С. 663–665.

17. Хабарова Т. Ю. Организация процедуры исследования медико-социально-психологических и неврологических характеристик больных с аффективными расстройствами. / Т. Ю. Хабарова, О. В. Ульянова, В. А. Куташов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. — 2015. — Том 14, № 3. — С. 588–592.

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, желтый цвет, зеленый цвет, влияние цвета, внутренняя среда, время, солнечный свет, голубой цвет, здоровый человек, красный цвет.


Похожие статьи

Психология и символика цвета | Статья в журнале...

Жизнь — это большой, большой холст, и Вы должны бросить на него всю краску, какую только сможете! Денни Кэй. Символика цвет окружала человечество всюду и воздействовала на него с незапамятных времен.

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Роль цвета в жизни ребенка очень важна. Цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаиваю, другие — возбуждают.

К белому и черному цвету присоединяется красный. Через некоторое время ребенок уже будет различать и желтый цвет, и все его...

К проблеме взаимосвязи цвета и характера человека

В статье рассматривается проблемавзаимосвязи предпочтительного цвета человека на его характер.Проанализированы основные цвета и их особенности. Ключевые слова:цвет, характер, влияние цвета, взаимосвязь, человек. Цвет играет весьма важную роль в жизни человека.

Особенности влияния цветовой гаммы одежды на учебную...

Красный цвет — это очень авторитарный цвет, способен не только привлекать внимание, но и психологически подавлять.

Зеленый цвет снимает усталость и повышает тонус.

Желтый цвет, являясь очень ярким цветом, всегда обращает на себя внимание.

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син...

Продолжаем наше изучение концепта «цвет» на примере философской категории У-син, которое мы начали ранее [1]. Напомним, что космология У-син включает в себя следующие пять цветов: 青qīng зеленый, бирюзовый, 赤chì красный, 黄huáng желтый, 白bái белый, 黑hēi черный.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие.

Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее — пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных...

цвет, цветовой символ, зеленый цвет, Цветовая символика, белый цвет, красный цвет, личностный смысл, русская культура, исламская цветовая символика, многонациональная аудитория.

Символизация как один из аспектов феномена цвета

Красный цветцвет пламенной любви и огня, цвет безграничной взаимной любви Бога и человека. Голубой, как цвет невещественной области небесного бытия – символа Бога – Духа Святого, символизирует духоносность Пресвятой Богородицы...

Символика цвета как особый аспект познания мира

Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).

Похожие статьи

Психология и символика цвета | Статья в журнале...

Жизнь — это большой, большой холст, и Вы должны бросить на него всю краску, какую только сможете! Денни Кэй. Символика цвет окружала человечество всюду и воздействовала на него с незапамятных времен.

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Роль цвета в жизни ребенка очень важна. Цвета влияют на его настроение и поведение. Одни цвета успокаиваю, другие — возбуждают.

К белому и черному цвету присоединяется красный. Через некоторое время ребенок уже будет различать и желтый цвет, и все его...

К проблеме взаимосвязи цвета и характера человека

В статье рассматривается проблемавзаимосвязи предпочтительного цвета человека на его характер.Проанализированы основные цвета и их особенности. Ключевые слова:цвет, характер, влияние цвета, взаимосвязь, человек. Цвет играет весьма важную роль в жизни человека.

Особенности влияния цветовой гаммы одежды на учебную...

Красный цвет — это очень авторитарный цвет, способен не только привлекать внимание, но и психологически подавлять.

Зеленый цвет снимает усталость и повышает тонус.

Желтый цвет, являясь очень ярким цветом, всегда обращает на себя внимание.

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син...

Продолжаем наше изучение концепта «цвет» на примере философской категории У-син, которое мы начали ранее [1]. Напомним, что космология У-син включает в себя следующие пять цветов: 青qīng зеленый, бирюзовый, 赤chì красный, 黄huáng желтый, 白bái белый, 黑hēi черный.

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

Иными словами, цвет оказывает на людей эмоциональное воздействие.

Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, голубой, синий, а возбуждающее — пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных...

цвет, цветовой символ, зеленый цвет, Цветовая символика, белый цвет, красный цвет, личностный смысл, русская культура, исламская цветовая символика, многонациональная аудитория.

Символизация как один из аспектов феномена цвета

Красный цветцвет пламенной любви и огня, цвет безграничной взаимной любви Бога и человека. Голубой, как цвет невещественной области небесного бытия – символа Бога – Духа Святого, символизирует духоносность Пресвятой Богородицы...

Символика цвета как особый аспект познания мира

Зеленый цвет предельно материален и действует успокаивающе, но может производить и угнетающее впечатление (не случайно тоску называют «зеленой», а сам человек «зеленеет» от злости).

Задать вопрос