Дифференциация сотрудничества школы, семьи и махалли в формировании толерантности (на примере Узбекистана) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (30) июль 2011 г.

Статья просмотрена: 2097 раз

Библиографическое описание:

Арипова, Г. Ш. Дифференциация сотрудничества школы, семьи и махалли в формировании толерантности (на примере Узбекистана) / Г. Ш. Арипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 7 (30). — Т. 2. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/30/3441/ (дата обращения: 19.11.2024).

В формировании толерантного мышления у подростков большое значение приобретает обеспечение условий сотрудничества всех участников воспитательного процесса, а именно - семьи, школы, махалли, а также неправительственных организаций. В условиях современного Узбекистана все эти институты в той или иной мере вовлечены в воспитательный процесс. При таком порядке организации воспитательного процесса, когда каждый из общественных институтов заполняет выделенную конкретно ей нищу в воспитании толерантности, создается необходимый полигон, как для получения знаний и навыков, так и практической демонстрации этих знаний, через проявление их в реальных жизненных ситуациях, посредством общественного показа требуемых этических норм и моральных устоев.

Подобное сотрудничество (школа+семья+махалля) в формировании толерантного мышления создает большие возможности для обеспечения непрерывности, взаимодополняемости и целостности педагогического процесса. Полученные в семье знания и навыки ребенок пополняет теоритической основой, полученной в школе. Затем закрепляет их через различные мероприятия, организованные на уровне махалли и неправительственных организаций. Подросток посредством прохождения через жизненные ситуации и обсуждение примеров из жизни, убеждается, насколько необходимы именно его познания, его позиция и навыки в судьбах своей семьи, в судьбах других людей и страны в целом.

Известно, что в системе национальных ценностей узбекского народа махалля занимает особое место. Узбеки говорят: «Махалля - и мать, и отец». Махалля не могла быть безучастной в судьбах своих жителей. Решению махалли подчинялись все безоговорочно. В махалле не было чинов и рангов. В махалле все были равны. Поэтому сильные мира сего всегда с опаской смотрели в сторону махалли. В махалле решение принималось на основе единственного принципа – справедливости. Поэтому и общественный статус махалли был высок. Сегодня система махалли во многих случаях является национальным, исторически сложившимся общественным институтом, сохраняющим систему ценностей узбекской семьи от различных моральных, этических и общественных кризисов. Воспитательная роль и значение махалли в данном смысле является очень необходимой и эффективной.

В годы независимости в Узбекистане были переоценены вопросы роли религиозного верования, религиозной истории и религии в развитии общества и в мировоззрении человека. В данном процессе вопросы толерантности снискали себе особый смысл и положение. В осознании толерантности, религиозной терпимости и культурного разнообразия, привитие в мышление сегодняшнего поколения идей толерантности приобрели огромное значение. Поэтому были включенны в учебные программы различных этапов образовательной системы новые направления, разработаны новые учебники и учебные часы по истории религий, религиоведению, культурологии, основам исламской религии, отношениям секулярного государства и религии, религии и гражданского общества.

В данном аспекте воспитательная роль семьи и махалли взаимодополняют друг-друга, и создают непрерывность и целостность системы воспитания. Махалля выступает институтом общественного заказа на толерантность. Толерантность семейного воспитания поощряется, одобряется, высоко оценивается со стороны махалли, поэтому она становится необходимым условием характеристики личности. В условиях роста религиозного экстремизма, отхода от широкого взгляда на многонациональное обустройство общества, его разноликость, вопросы воспитания подрастающего поколения в устоях толерантности приобретает всю большую актуальность.

Понятие толерантность воплотило в себя несколько национальных и общечеловеческих нравственных норм, эстетических ценностей и актуальные социальные понятия. Поэтому толерантность трактуется в качестве многогранной социально-психологической категории. Значит, если для педагогики, с одной стороны, важно определить общий современный смысл понятия толерантности, то с другой стороны, для каждого этапа образования важно понять какие качества и на каком уровне необходимо формировать.

Каждая личность прежде всего постигает начальный процесс воспитания и образования в семейном кругу. Личность формируется в семье. Семейные традиции и ценности служат основой для формирования социального мировоззрения личности. Толерантное мышление также впервые формируется в семье, впитывается в создание младенца с молоком матери.

В системе национальных ценностей узбеков такие качества, как всесторонне развитая личность, духовность, ответственное отношение к семье, почитание семьи, возвышение брака и признание его в качестве гаранта семьи, верность, духовное совершенство и зрелость, культура общения, доброта, справедливость, человечность, честность, искренность, щедрость, великодушие, образованность, правдивость, терпимость, добропорядочность, благодарность, стеснительность и сострадание, воспитываются в семье, в мтом числе и посредством религиозных ценностей. Поэтому, при формировании мышления молодежи религиозный фактор и религиозное мышление формируясь на основе толерантности, приобретают большое значение.

В узбекской семье толерантность и понятие всесторонне развитая личность направлены на бережное отношение и воспитание в характере детей таких качеств как благородство, нежность, неконфликтность и умение прощать. И поэтому в Узбекистане процесс формирования толерантного мышления демонстрирует, что он является социально-историческим событием, который своими корнями уходит далеко в прошлое, и который возник в доисламский период и был развит в период исламской культуры.

Естественно, что в формировании толерантности в семье большое значение приобретают такие факторы, как непрерывность и целостность процесса воспитания, его целевая организация, продолжительность и длительность процесса, его комплексность, интеграция семейного воспитания в процесс школьного обучения, наличие толерантной среды внутри семьи и вне семьи. Важно, чтобы формирование качеств толерантности в этом процессе было организовано с учетом особенностей и методов процесса обучения, как в семье, так и в учебном заведении, с учетом их взаимодополняемости.

С этой точки зрения, считается целесообразным использование в педагогических целях различных граней толерантного содержания между системами семьи, школы и махалли. В этом плане важно сознавать уровень дифференциации всех участников воспитательного процесса, в нашем случае, семьи, школы и махалли. Если мы будем рассматривать педагогический процесс воспитания толерантности с учетом функциональной дифференциации, то будем иметь четкую грань между участниками, и четкое педагогическое содержание, вкладываемое в каждого участника.

В этом плане дифференциация содержания воспитания толерантности подразумевает следующие характеристики:

I. Семья и формируемые в семье толерантные качества: Любовь и забота, справедливость, умение прощать, ненасильственность решений, умение подчиниться взрослым, умение подчиниться требованиям, отказ от насилия, искренность, доверие, уважение к старшим, внимание и забота о младших, сопереживание, готовность помогать, готовность трудиться, помощь пожилым, милосердие (как к младшим, так и старшим), открытость, стремление осознать и понять, выслушивать и понимать взгляды и точку зрения других людей, умение слушать, умение услышать другого, стремление принять чужое мнение, уметь анализировать конфликтные ситуации и знание методов выхода из них, интерес к культуре, обычаям, взглядам других, интерес к повседневной жизни других наций, народностей и народов, сбор сведений о них, формирование активной жизненной позиции, умение решать конфликты и др.

Роль этих качеств в формировании личности: Обеспечивает ведение ребенком открытого и искреннего диалога, вооружает его умениями общения, учит ребенка чувствовать нужду других в сочувствии и помощи, формирует милосердное отношение к нуждающимся, предохраняет ребенка от злопамятности, заносчивости, учит уважать традиции и обычаи других, помогает вести себя равным другим, бережет ребенка от противоречий.

II. Школа и формируемые в школе толерантные качества: Знание значения терминов фобия, кненофобия, экстремизм, радикализм, культурный диалог, поликультура, монокультура, культурные богатства мира, история цивилизаций, гуманизм, многообразие религий, культур, народов, обычаев, национальное и културное многообразие, природное и социальное многообразие мира, восприятие многообразия наций и культур, учиться жить среди различных наций и культур, осознание наличия прав и обязанностей других людей наравне с собственными правами и обязанностями, формирование навыка общения с другими людьми и представителями другой нации, практическое обучение ребенка активной жизни в сложноорганизованном мире.

Роль этих качеств в формировании личности: Усиливает в ребенке социальную активность, обеспечивает правильную оценку им социальных событий, учит на научной, исторической и эмоциональной основе культурному, природному многообразию, обучает и обеспечивает правильное общение с другими нациями, обеспечивает быстрое привыкание ребенка в любой социальной среде, облегчает его адаптацию, бережет ребенка от будущих кризисов.

III. Махалля и формируемые в махалле толерантные качества: религиозный фундаментализм, религиозное лицемерие, исламский экстремизм, различные чуждые религиозные экстремистские группы, различные идеологические угрозы, обучение ребенка к социализации через махаллю, почитание ценностей коллективной жизни, активность на мероприятиях махалли, овладение навыками посещения общественных работ - хашаров, торжеств, похорон, движений, конкурсов и др., осознание сущности узбекской поговорки «Отколовшегося волк съедает» и др.

Роль этих качеств в формировании личности: Усиливает в ребенке общественную активность, усиливает его приспособляемость к общественному мнению, учит видеть и осознавать интересы других, учит единству и солидарности, взаимопомощи.

Таким образом, формирование в семье качеств толерантности дифференцируется за счет сообразности и целевой направленности его педагогического содержания в рамках самой семьи, школы и махалли.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательный процесс, толерантное мышление, семья, формирование личности, III, качество, ребенок, семейное воспитание, толерантность, узбекская семья.


Похожие статьи

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

Традиции интеграции физического и духовного развития личности (на материале татарской этнопедагогики)

Проблема развития поликультурной личности будущих переводчиков (аксиологический аспект)

Социально-исторический статус "другого" в контексте проблемы толерантности

Педагогические профессиональные установки к детям (на примере изучения иерархии ценностей педагогов ДОУ)

Некоторые проблемы семьи и брака в системе российского законодательства и мусульманской традиции

Сравнительный анализ структуры личностного отношения к детям у представителей разных профессий

Исламская педагогика об интеграции физического и духовного развития личности

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Ценностное отношение к правовой культуре и его формирование (на примере деятельности студентов техникума)

Похожие статьи

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

Традиции интеграции физического и духовного развития личности (на материале татарской этнопедагогики)

Проблема развития поликультурной личности будущих переводчиков (аксиологический аспект)

Социально-исторический статус "другого" в контексте проблемы толерантности

Педагогические профессиональные установки к детям (на примере изучения иерархии ценностей педагогов ДОУ)

Некоторые проблемы семьи и брака в системе российского законодательства и мусульманской традиции

Сравнительный анализ структуры личностного отношения к детям у представителей разных профессий

Исламская педагогика об интеграции физического и духовного развития личности

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Ценностное отношение к правовой культуре и его формирование (на примере деятельности студентов техникума)

Задать вопрос