Буквы о-а в корнях -лаг-/-лож- (план-конспект урока русского языка в 5-м классе) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 20.02.2020

Статья просмотрена: 4336 раз

Библиографическое описание:

Алимова, Д. С. Буквы о-а в корнях -лаг-/-лож- (план-конспект урока русского языка в 5-м классе) / Д. С. Алимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67559/ (дата обращения: 26.04.2024).



Цель:

— научиться понимать, в каких случаях происходит чередование гласных А — О в корнях -лаг-(-лож-);

— овладеть способом выбора А-О в корнях -лаг-лож-

Задачи:

– обучающие: обобщить и закрепить знания по предыдущей теме («Буквы З-С на конце приставок); формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг-лож-, научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);

– развивающие: развитие речевых, творческих способностей учащихся на материале урока; внимательное отношение к слову, умение ориентироваться при выборе правильного ответа; развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления; обогащение словарного запаса.

– воспитательные: формировать интерес к правильной грамотной устной и письменной речи; воспитывать доброжелательность, способность к самоанализу, любовь к предмету.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные.

Методы:

– объяснительно-иллюстративный;

– частично-поисковый: научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданием.

Ход урока.

1. Мотивация (самоопределение) кучебной деятельности

«Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится». Это слова Томаса Фуллера.

Как вы понимаете их значение? (Научиться чему-то можно только тогда, когда ты хочешь, т. е. готов углубиться в тему и задавать много вопросов, чтобы рассмотреть материал с разных сторон, стараться понять тему, даже если она на первый взгляд кажется очень сложной). А значит сегодня мы будем задавать вопросы и стараться отвечать на них, при затруднениях будем обращаться к материалам учебника.

2. Создание проблемной ситуации иповторение предыдущего материала

Найдите среди предложенных слов 4-е лишнее и выпишите.

А) Бе…шумный, бе…численный, ра…чертить, предл…гать

Б) Ра…жимать, бе…головый, предл…жить, бе…жизненный

Ученики выписывают слова: предл…гать предл…жить

Учитель: почему вы выписали именно эти слова?

Ученики: орфограмма во всех остальных словах нам знакома, а каким правилом пользоваться для написания новых мы не знаем.

Учитель: хорошо, тогда давайте вспомним какому правилу подчиняются знакомые нам слова и вставим пропущенные буквы.

Правило. В приставках, оканчивающихся на –З / -С перед звонким согласным, начинающим корень пишем З, перед глухим –С

А) БеСшумный, беСчисленный, раСчертить.

Б) РаЗжимать, беЗголовый, беЗжизненный

Учитель: спасибо, все верно.

3. Формирование целей изадач урока

А теперь пришло время задать вопросы, вспоминая цитату, о которой мы говорили в начале урока.

Ученики: Как писать слова, которые мы выделили как 4-е лишнее?

От чего зависит написание букв?

В какой морфеме находится орфограмма? И т. д.

Учитель: Значит чему мы сегодня должны научиться?

Ученики: Находить орфограмму и правильно писать ее, пользуясь правилом.

4. Исследовательский этап

Учитель: итак, перед нами выписанная пара слов:

предл…гать — предл…жить.

Я вам скажу, что в слове предл…гать нужно написать гласный А, в слове предл…жить гласный О.

Слушаю ваши вопросы.

Ученики: почему пишем именно эти гласные?

От чего зависит их правописание?

В какой морфеме находится орфограмма?

Куда падает ударение?

Учитель: начинаем разбираться и стараемся ответить на эти вопросы самостоятельно, не прибегая к материалам учебника, я думаю это у нас должно отлично получиться.

Итак. В какой морфеме находится орфограмма? (Корень)

Выделим его ЛАГ — ЛОЖ; гласный в этих корнях безударный.

Посмотрите на эту пару слов внимательно и подумайте, какое условие должно выполняться, чтобы мы писали в корне гласный А? (За корнем должен следовать суффикс А)

Какое условие должно выполняться, чтобы мы писали в корне гласный О? (За корнем отсутствует суффикс А) Абсолютно верно.

5. Формулируем правило самостоятельно

Учитель: а теперь давайте попробуем сформулировать правило самостоятельно, без помощи учебника. (Каждый записывает свой вариант, после чего сравниваем несколько вариантов и записываем общее, можно схематически).

ЗАПОМНИ: (запишем втетради для правил) Корни счередованием— Лаг- -Лож- нельзя проверять ударением!

Они подчиняются правилу: в корне -ЛАГ- -- -ЛОЖ- в безударном положении буква А пишется, если за корнем следует суффикс -А-; буква О пишется, если за корнем нет суффикса –А-.

Молодцы! А теперь запишем тему нашего урока.

Буквы О-А в корне –ЛАГ- -- -ЛОЖ-

—Ребята, откроем учебник, прочитаем правило, данное в нем, и сравним с тем определением, которое сформулировали вы.

Буквы О-А в корне –ЛАГ- -- -ЛОЖ-

В безударном положении

О А

↓ ˄ ↓ ˄

После корня нет А После корня есть А

6. Физкультминутка

Учитель: А теперь давайте немножко разомнемся.

Если слышите слово с корнем –ЛАГ- --хлопаем в ладоши; если слышите слово с корнем –ЛОЖ- -- поднимаем руки вверх; если слышим слово, которое не относится к теме нашего сегодняшнего урока — топочем ногами.

Сложение, отложить, солнце, предложение, слагаемое, безбрежный, изложить.

7. Применение полученных знаний на практике

Учитель: Ну, наконец, пришло время применить теоретические знания, полученные по этой теме, на практических заданиях.

Используя корень -лаг-лож- с данными приставками, образуйте глаголы в неопределённой форме, обозначьте орфограмму, как указано в правиле из учебника:

1 вариант 2вариант


Раз- (разЛОЖить)

При- (приЛАГать)

На- (наЛАГать)

С- (сЛОЖить)

У- (уЛОЖить)

По- (поЛАГать)

Воз- (возЛАГать)

Про-(проЛОЖить)


8. Контрольно-диагностический этап (задание свзаимопроверкой)

Учитель: сейчас мы с вами начертим небольшую табличку, в которой плюсами будем обозначать ту строчку, какую букву пишем в продиктованном слове. После этого обменяемся тетрадями для взаимопроверки

(0–1 ошибка 5–5-; 2–3 ошибки -4; 4–5 ошибок -3 более 5 ошибок— 2).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ЛАГ

+

+

+

ЛОЖ

+

+

+

+

+

+

1 Положение, 2 предложение, 3 излагать, 4 приложение, 5 прилагать, 6 отложить, 7 слагаемое, 8 сложение, 9 возложить.

Учитель: Вставьте подходящие по смыслу слова с корнем -лаг-/-лож- (Текст распечатан на карточках)

1) Никто еще не видел этого чудовища, но оно уже несколько раз напоминало о себе. О нем ______ басни. 2) Индеец, _________руки над головой, бросился с борта в воду и поплыл к ближайшей лодке. 3) Старый индеец упал на колени перед доктором и сказал:

— Вы спасли жизнь моей внучки. Что может ______вам в награду бедный индеец, кроме своей жизни.

4) Среди зелени травы сверкали водоемы, _________по краям белыми камнями. Высокие фонтаны освежали воздух. 5) Весь сад представлял собой котловину, со всех сторон окруженную высокою стеной из искусственно _____скал. (А. Р. Беляев «Человек-амфибия») Слова для справок: сложенный, выложенный, предложить, сложив, слагались.

9. Рефлексия

— Кто сегодня доволен своей работой на уроке?

— Удалось ли нам достичь поставленной цели?

— Что было интересно?

— Что было самым трудным для вас?

— Чью работу на уроке можно выделить и почему?

А теперь давайте убедимся, что материал нами усвоен хорошо. Вставим в правило недостающие слова, восстановив его (Устно. Правило распечатано в виде карточек, в которых ученики сами вставляют слова).

Правило: вкорне -ЛАГ- -- -ЛОЖ- в ----1-----положении буква –2-- пишется, если за корнем следует—3-- -; буква –4-- пишется, если за корнем –5--

Ключ: 1. Безударном 2. А 3. суффикс –А 4. О 5. нет суффикса –А-.

10. Домашнее задание (на выбор)

1) Выучить правило о корнях –ЛАГ- -- -ЛОЖ-

2) Спиши, вставь нужную букву:

Л..жился на поля туман. Мы предл..жили провести слёт туристов на берегу реки. Ребята распол..жились у костра и с насл..ждением ели печёную картошку. Изл..жите содержание параграфа учебника. ИЛИ

1) Выучить правило о корнях –ЛАГ- – -ЛОЖ-

2) От данных глаголов образуйте существительные и запишите их. Составьте с этими существительными распространенные предложения, сделайте синтаксический разбор одного из составленных вами предложений.

Излагать — … Предлагать — … Предполагать-...Располагать — … Слагать — … Прилагать-…

Литература:

1. Аникин А. Е., Корнилаева И. А., Младенов О. М. и др. Из истории русских слов: Словарь-пособие. М.: Школа –Пресс, 1993

2. Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку.-М.: ЮНИК инк, 1998.-336 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Т. А. Ладыженская. М. Т. Баранов, Л. А. Тростнецова и др.; науч.ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2012,- 192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): корень, ЛОЖА, слово, корень - лаг, правило, учитель, какая морфема, ЛАГ, безударное положение, какое правило.


Похожие статьи

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

Ключевые слова:морфемный анализ, орфографический навык, корень, приставка, суффикс

Без умения выделять в слове его составные части (морфемы): основу, окончание, корень

При изучении морфемного состава слова многие учителя и учащиеся сталкиваются с...

Рассмотрение ошибок персоговорящих в употреблении глагольных...

Русское глагольное словообразование по способам производства является разнообразным. Среди разных способов словообразования глаголов, аффиксальный способ считается наиболее продуктивным. В аффиксальном способе префиксация является одним из важных и...

Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на...

б) Вспомнить правило и порядок действий при проверке написания букв безударных гласных в корне.

е) Понаблюдать, как правильно пишутся слова с чередующимися гласными а–о в корне -лаг-, -лож- и постараться увидеть закономерность: в каком случае пишется «а», в каком...

Формирование корневой системы дуба обыкновенного...

Смешанные культуры дуба, корни которых глубоко проникают в почву, используют больший объем грунта, который является одним из основных факторов, определяющий оптимальную производительность смешанных дубовых культур, по сравнению с чистыми.

Изменения в морфемном составе некоторых слов узбекского языка

Как правило, при определении морфемного состава слова, в основном, уделяется внимание выражаемым аффиксами значениям и грамматическим признакам в синхронном плане. Вернее, при анализе состава морфем слов необходим двусторонний подход: диахронический и...

Роль префикса в изменении значения слова в русском языке

Современное понимание морфемы восходит к учению И. А. Бодуэна де Куртенэ, который определял морфему как «далее неразложимый морфологический элемент языкового мышления» и рассматривал термин «морфема» в качестве родового понятия...

Корень — этимология — история слова | Статья в журнале...

В данной статье ведётся этимологическое исследование самых распространённых на сегодняшний день слов, рассматриваются в примерах изменения их значений за определённый исторический период.

Структурно-семантические типы полипрефиксальных глаголов...

Вследствие того, что приставки в доисторическую эпоху были наречиями, они нередко в сложном глаголе отделяются от простого глагола одним или несколькими словами и ставятся или впереди, или позади него. Это явление называется «тмесис» (τμη̃σις) — «разрез».

Создание и практическое использование статистики морфем...

Ключевые слова: морфема, статистика, электронная вычислительная машина, автоматическая обработка текста, анализ. Проблема работы с морфологией казахского языка обусловлена множественными вариациями как самих морфем, так и их сочетании.

Похожие статьи

Изучение морфемного состава слова в начальных классах

Ключевые слова:морфемный анализ, орфографический навык, корень, приставка, суффикс

Без умения выделять в слове его составные части (морфемы): основу, окончание, корень

При изучении морфемного состава слова многие учителя и учащиеся сталкиваются с...

Рассмотрение ошибок персоговорящих в употреблении глагольных...

Русское глагольное словообразование по способам производства является разнообразным. Среди разных способов словообразования глаголов, аффиксальный способ считается наиболее продуктивным. В аффиксальном способе префиксация является одним из важных и...

Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на...

б) Вспомнить правило и порядок действий при проверке написания букв безударных гласных в корне.

е) Понаблюдать, как правильно пишутся слова с чередующимися гласными а–о в корне -лаг-, -лож- и постараться увидеть закономерность: в каком случае пишется «а», в каком...

Формирование корневой системы дуба обыкновенного...

Смешанные культуры дуба, корни которых глубоко проникают в почву, используют больший объем грунта, который является одним из основных факторов, определяющий оптимальную производительность смешанных дубовых культур, по сравнению с чистыми.

Изменения в морфемном составе некоторых слов узбекского языка

Как правило, при определении морфемного состава слова, в основном, уделяется внимание выражаемым аффиксами значениям и грамматическим признакам в синхронном плане. Вернее, при анализе состава морфем слов необходим двусторонний подход: диахронический и...

Роль префикса в изменении значения слова в русском языке

Современное понимание морфемы восходит к учению И. А. Бодуэна де Куртенэ, который определял морфему как «далее неразложимый морфологический элемент языкового мышления» и рассматривал термин «морфема» в качестве родового понятия...

Корень — этимология — история слова | Статья в журнале...

В данной статье ведётся этимологическое исследование самых распространённых на сегодняшний день слов, рассматриваются в примерах изменения их значений за определённый исторический период.

Структурно-семантические типы полипрефиксальных глаголов...

Вследствие того, что приставки в доисторическую эпоху были наречиями, они нередко в сложном глаголе отделяются от простого глагола одним или несколькими словами и ставятся или впереди, или позади него. Это явление называется «тмесис» (τμη̃σις) — «разрез».

Создание и практическое использование статистики морфем...

Ключевые слова: морфема, статистика, электронная вычислительная машина, автоматическая обработка текста, анализ. Проблема работы с морфологией казахского языка обусловлена множественными вариациями как самих морфем, так и их сочетании.

Задать вопрос