Совершенствование элементов проектного управления в органах региональной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (296) февраль 2020 г.

Дата публикации: 10.02.2020

Статья просмотрена: 406 раз

Библиографическое описание:

Бойчук, Я. В. Совершенствование элементов проектного управления в органах региональной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры / Я. В. Бойчук, П. А. Шухат, А. А. Белоусова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67274/ (дата обращения: 19.10.2024).



Статья посвящена вопросам развития проектного управления применимо к органам региональной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Уделено внимание проблеме создания элементов системы управлением портфелем проектов. Описаны основные преимущества от внедрения информационной системы «Проектное управление» как одной из технологий проектного управления.

Ключевые слова: проектное управление, проектная деятельность, Югра, проект, Ханты-Мансийский автономный округ, региональная власть.

В 2014 г. прошло заседание Совета по внедрению проектного управления в органах государственной власти субъектов РФ, на котором было принято решение о выделении пилотных площадок для внедрения проектного управления [2]. К пилотным площадкам предъявлялись требования по поддержке проектного управления со стороны руководителя органа исполнительной власти региона. Площадки должны были иметь успешный опыт по внедрению проектного управления, также обладать должным количеством квалифицированного в сфере технологий и методов профессионального проектного управления кадров.

Особое внимание Совета вызывали регионы, имеющие успешный опыт развития отдельных элементов системы проектного управления, а также регионы, опыт которых относился к числу лучших на федеральном уровне. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Ханты-Мансийский автономный округ — Югра успешно оправдал свое участие в проекте, с 2015 по 2019 год регион неоднократно упоминался в числе призеров конкурса управления проектной деятельностью в госсекторе «Проектный Олимп».

Сегодня иерархическая структура проектных офисов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры включает пять ведомственных проектных и 22 муниципальных офиса [3]. При этом большинство нормативных документов, регламентирующих управление проектами округа, было принято в период с 2014 по 2017 год. Исследование нормативной базы управления проектами показало, что более 80 % документов принято с начала 2015 года, сразу после создания соответствующего регионального офиса.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре создаются элементы системы управления портфелем проектов, создан соответствующий нормативный, что представляется более сложной управленческой задачей, чем управление отдельными проектами. В регионе разработаны регламенты по формированию команд проекта, организации функционального взаимодействия, управлению бюджетами, сроками и управленческими рисками. В качестве перспективных направлений развития региона рассматриваются создание иерархической структуры проектных офисов, как ведомственных, так и муниципальных, а также внедрение информационных систем управления проектами. Приняты нормативные акты, диверсифицирующие и уточняющие базовые положения методических рекомендаций по управлению проектами на различных стадиях его жизненного цикла, формированию паспортов проектов, постановления об организации постоянных и временных органов управления проектной деятельностью [4]. Основополагающим документом, является Положение о проектной деятельности, утвержденное Правительством региона. Данный документ имеет нормативный характер, он прошел полную процедуру согласования, в нем последовательно расписаны основные роли, процессы и подходы управления проектами и портфелями. В целях развития норм Положения утверждены Регламенты управления проектом и портфелем проектов, в которых пошагово описаны процедуры планирования, анализа и мониторинга, установлены сроки и ответственные лица этапов управления проектами. Кроме того, на постоянной основе проводится работа по созданию реестров и архивов проекта, изучение которых позволяет в любой момент получить информацию по той или иной активности. В регионе действует и Положение о мотивации — нормативный документ, принятый на уровне губернатора, в котором описаны основные подходы в части стимулирования участников проектной деятельности. В целях фактической реализации Положения были приняты Правила рейтинга. Правовая база по проектному управлению включает также модель оценки компетенций, которая определяет перечень требований к уровню компетентности участников проектов, позволяет на регулярной основе оценивать их соответствие требованиям и формировать для них рекомендации относительно развития компетенций. Вся правовая и методическая база проекта регулярно обновляется (не реже одного раза в год).

Отметим, что в регионе проводится активное обучение государственных служащих основам проектного управления и стратегического менеджмента. Ведь полностью преимущества проектного управления будут заметны лишь тогда, когда будет полностью сформирована культура проектного управления и найдены руководители, обладающие необходимыми навыками и личностными компетенциями. В регионе разработаны документы, регламентирующие проверку знаний и компетенций персонала в вопросах проектного управления, при этом утвержден «Порядок тестирования проектных специалистов», а также «Порядок определения уровня профессионального соответствия проектных специалистов».

В качестве пилотной площади рассматриваемый регион отчитывается об эффективности внедрения проектного управления и направлениях его развития. Среди основных показателей эффективности фигурируют:

 Объем дополнительно освоенных инвестиции

 Доля влияния проектного управления на рост валового регионального продукта

 Сокращение срока планируемой реализации проектов

 Место региона в рейтинге федеральных субъектов.

Высокий уровень развития проектного управления в регионе подтверждается высокой численностью специалистов, сертифицированных как по международным, так и по национальным стандартам. Подтверждением также может служить то, среди организаций, сертифицированных по системе оценки организационной зрелости системы управления проектами IPMА-Delta, есть две региональных компании [4].

Обобщая сказанное выше, можем сделать вывод о том, что проектное управление в органах региональной власти ХМАО-Югра выходит на новый этап уверенного развития, есть уверенность, что внедрение проектного управления стало реальным управленческим инструментом.

В регионе создана информационная система «Проектное управление», функционал которой упрощает администрирование проекта, позволяет вести документооборот, заполнять реестры проектов, осуществлять календарное и финансовое планирование, распределять зоны ответственности, обозначать полномочия в командах, осуществлять мониторинг и анализ проектной деятельности [1].

Таким образом, ХМАО-Югра, как лидер среди регионов, внедряющих технологии проектного управления, уделяет повышенное внимание управлению персоналом, занятым в проектной деятельности, информационным системам и дальнейшему совершенствованию системы управлению проектами, как доказавшей свою эффективность.

Литература:

  1. Петрова В. С. Проблемы социально-экономического развития Ханты-Мансийского Автономного Округа-Югры // Концепт. — 2017. — № S1.
  2. Раменская Л. А. Особенности проектного управления органах государственной власти// Фундаментальные исследования. — 2018. — № 1.
  3. Управление федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tumstat.gks.ru/.
  4. https://leanregion.admhmao.ru/ Официальный сайт администрации ХМАО-Югры [Электронный ресурс].
Основные термины (генерируются автоматически): проектное управление, проектная деятельность, Югра, проект, регион, региональная власть, управление проектами, Ханты-Мансийский автономный округ, иерархическая структура, информационная система.


Похожие статьи

Центр профессионального развития сотрудников как инструмент оптимизации работы на примере автономного учреждения Курской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг»

В статье приведен пример успешной практики внедрения изменений в процесс обучения новых сотрудников АУ КО «МФЦ». Концепция учебного центра предусматривает создание на основе принципов бережливого производства эффективного инструмента профессиональног...

Внешнеэкономические связи Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент развития региона

В статье рассмотрена актуальная ситуация в сфере внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях рыночной экономики международная экономическая составляющая является важным элементом деятельности предприятий, регионов и стра...

Организация проектного управления в органах государственной власти

В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере. Дана харак...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Государственная автоматизированная система «Правосудие»: цифровые формы судебно-процессуальной деятельности

Статья посвящена обзору Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» и ее роли в судебной системе. В публикации особое внимание уделено вызовам и барьерам для внедрения цифровых форм судебно-процессуальной деятельности...

Информационная безопасность в системе государственной и муниципальной службы при реализации системы «Умный город» (SmartCity)

В статье анализируется тема информационной безопасности в системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации, а также влияние на систему «Умный город» SmartCity.

Корпоративная система управления проектами как конкурентное преимущество торговой организации

В статье рассматриваются теоретические основы корпоративной системы управления проектами (КСУП). Проанализированы научные взгляды на необходимость внедрения КСУП для торговых организаций. Разработано дерево выгод и затрат, связанных с организацией КС...

Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности

Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...

Умное землепользование

В данной статье рассматривается новая информационная система «умное землепользование» в рамках государственной инновационной программы «Цифровое сельское хозяйство», как новая программа по эффективному регулированию земельными ресурсами для повышения...

Корпоративная система управления проектами как инструмент концепции «бережливое производство» в проектном управлении

В статье рассматривается корпоративная система управления проектами как один из основных инструментов концепции «Бережливое производство» в проектной деятельности производственного предприятия. Автором предложено требование к компонентам корпоративно...

Похожие статьи

Центр профессионального развития сотрудников как инструмент оптимизации работы на примере автономного учреждения Курской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг»

В статье приведен пример успешной практики внедрения изменений в процесс обучения новых сотрудников АУ КО «МФЦ». Концепция учебного центра предусматривает создание на основе принципов бережливого производства эффективного инструмента профессиональног...

Внешнеэкономические связи Ямало-Ненецкого автономного округа как инструмент развития региона

В статье рассмотрена актуальная ситуация в сфере внешнеэкономических связей Ямало-Ненецкого автономного округа. В условиях рыночной экономики международная экономическая составляющая является важным элементом деятельности предприятий, регионов и стра...

Организация проектного управления в органах государственной власти

В статье рассмотрены основные черты проектного управления в системе органов государственной власти Российской Федерации. Кратко рассмотрены вехи развития государственного проектного управления и принципы реализации политики в данной сфере. Дана харак...

Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)

В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...

Государственная автоматизированная система «Правосудие»: цифровые формы судебно-процессуальной деятельности

Статья посвящена обзору Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» и ее роли в судебной системе. В публикации особое внимание уделено вызовам и барьерам для внедрения цифровых форм судебно-процессуальной деятельности...

Информационная безопасность в системе государственной и муниципальной службы при реализации системы «Умный город» (SmartCity)

В статье анализируется тема информационной безопасности в системе государственного и муниципального управления в Российской Федерации, а также влияние на систему «Умный город» SmartCity.

Корпоративная система управления проектами как конкурентное преимущество торговой организации

В статье рассматриваются теоретические основы корпоративной системы управления проектами (КСУП). Проанализированы научные взгляды на необходимость внедрения КСУП для торговых организаций. Разработано дерево выгод и затрат, связанных с организацией КС...

Модель проектного управления для решения региональных проблем обеспечения пожарной безопасности

Статья посвящена особенностям проектного управления в области обеспечения пожарной безопасности. В работе показано, что проектное управление как инструмент госрегулирования активно используется в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа...

Умное землепользование

В данной статье рассматривается новая информационная система «умное землепользование» в рамках государственной инновационной программы «Цифровое сельское хозяйство», как новая программа по эффективному регулированию земельными ресурсами для повышения...

Корпоративная система управления проектами как инструмент концепции «бережливое производство» в проектном управлении

В статье рассматривается корпоративная система управления проектами как один из основных инструментов концепции «Бережливое производство» в проектной деятельности производственного предприятия. Автором предложено требование к компонентам корпоративно...

Задать вопрос