В статье рассматриваются актуальные вопросы деятельности МВД России по предупреждению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Автор приходит к выводу, что основная часть работы в области предупреждения административных и иных деликтов лиц, не достигших восемнадцати лет, не исчерпывается деятельностью исключительно полиции. Предупреждение, осуществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда.
Ключевые слова: полиция, несовершеннолетние, профилактика правонарушений.
The article discusses current issues of the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the prevention and prevention of juvenile delinquency. The author concludes that the bulk of the work in the field of preventing administrative and other tort of persons under the age of eighteen is not limited to the activities of the police exclusively. The warning carried out by the internal affairs bodies should be considered in close connection with the same activities of the justice authorities, prosecutors and the court.
Keywords: police, minors, crime prevention.
Актуальность темы очевидна и сомнений не вызывает. В контексте демографических проблем нашей страны, благополучное и защищенное детство, его гарантирование и обеспечение провозглашено и официально отнесено к основным национальным приоритетам Российского государства. Наша страна, как часть мирового сообщества, в настоящее время связана многими международными обязательствами, что предполагает последовательное осуществление имплементации признаваемых государством в качестве обязательных международно-правовых норм. Отечественное законодательство в области защиты детей формируется и развивается с учетом международных норм и стандартов.
На сегодняшний день в России огромное количество социальных проблем: продолжает увеличиваться пропасть между богатыми и бедными людьми, безработица, снижение качества образования, спад уровня жизни населения, а также демографическая ситуация, которая оставляет желать лучшего — все это не способствует оздоровлению криминогенной обстановки в стране. Распространение токсикомании, проституции, наркомании являются негативным фактором воздействия на несовершеннолетних, порождают криминализацию подростков. В сочетании с социально-экономическим положением в России, растет безнадзорность, сиротство, растет уровень незанятости, распространение бродяжничества, что является непосредственно фактором, влияющим на ситуацию с преступлениями несовершеннолетних.
Среди несовершеннолетних наблюдается весьма устойчивый рост административных правонарушений, зачастую — рецидивного характера [1, с. 38–39]. Не утратила своей актуальности и проблема профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании среди лиц данной возрастной категории. Нужно подчеркнуть, что своевременная профилактика правонарушений несовершеннолетних является важным аспектом для снижения уровня преступности, ведь именно из всего количества правонарушений совершенно детьми и подростками не достигших возраста 18 лет.
При этом в системе правоохранительных органов именно ОВД выступают основным субъектом предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Сегодня возникла необходимость совершенствования работы ОВД по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ведь противоправные девиации несовершеннолетних несут угрозу национальной безопасности нашей страны и общественной стабильности.
Анализируя законодательство России с XVI века по XXI век в сфере предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних, мы видим, что органы государственной власти всегда создавали государственную систему в сфере предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Сегодня в национальном законодательстве в целом сформирована действенная правовая основа развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних [2, с. 94].
Нормативная база государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних представляет собой сложную и многоуровневую, иерархически структурированную систему, которая в функционально-целевом контексте предназначена для комплексной правовой регуляции рассматриваемых вопросов.
Исследовав особенности использования методов государственного управления в административной деятельности полиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, мы полагаем, что основное отличие профилактики преступлений от предупреждения административных правонарушений заключается в том, что в первом случае превентивная работа начинается после совершения подростком преступления, а предупреждение административных деликтов подростков, которое считается ранней профилактикой, всегда должно начинаться с выявления условий и обстоятельств, способствующих их совершению. Под «профилактикой административной деликтности несовершеннолетних» мы понимаем деятельность субъектов профилактики по выявлению, нейтрализации и устранению причин и условий, способствующих совершению административных проступков подростками, предупреждение и пресечение совершаемых ими деликтов, применение к лицам, их совершившим, мер воспитательного воздействия или административного принуждения.
Формы деятельности ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних чрезвычайно разнообразны [3, с. 318–320]. Выбор конкретной формы или нахождение рационального сочетания между формами и методами профилактической деятельности детерминированы такими факторами, как виды и направления профилактики, обстоятельства совершения правонарушений, особенности объектов и субъектов профилактики [4, с. 12].
Основными теоретическими положениями, характеризующими сущность и специфические особенности предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних в деятельности ОВД (полиции) являются: возрастные, психологические особенности, своеобразие социального и правового статуса несовершеннолетних; невозможность рассматривать профилактику правонарушений несовершеннолетних изолированно от семьи, близкого окружения, под влиянием которых могут формироваться антиобщественные установки; включение в предмет профилактической деятельности проступков, имеющих признаки административных, совершенные подростками, не достигшими возраста административной ответственности; осуществление в процессе превентивной деятельности с несовершеннолетними защиты их неотъемлемых прав и законных интересов с помощью осуществления дополнительных для данной категории граждан юридических гарантий; применение в правоприменительной практике по отношению к лицам, не достигшим восемнадцати лет, дополнительных возможностей дифференциации и персонализации административной ответственности, способов ее реализации; — совмещение превентивных мероприятий по месту жительства и деятельности несовершеннолетнего (работы или обучения); наличие большого количества органов, учреждений и организаций, участвующих в профилактической работе, как в структуре исполнительной власти и местного самоуправления, так и частных, благотворительных, общественных организаций и фондов; необходимость в специальной подготовке сотрудников полиции, которые специализируются на работе с несовершеннолетними.
В целях единообразия правоприменительной практики и повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних необходимо принять федеральный закон о комиссиях по делам несовершеннолетних, носящий не декларативный характер, но включающий подробные федеральные стандарты, обязательные для исполнения на региональном и местном уровнях.
Требуется искоренить факты привлечения инспекторов полиции по делам несовершеннолетних к работе, не связанной с решением их основных задач и выполнением функций. С этой целью ст. 5 Инструкции по организации деятельности подразделений по делаи несовершеннолетних МВД России мы полагаем необходимым дополнить предложением следующего содержания: «По выявленным фактам привлечения сотрудников по делам несовершеннолетних органов внутренних дел к деятельности, не связанной с выполнением возложенных на них обязанностей, проводятся служебные проверки с привлечением руководителей допустивших указанные нарушения к дисциплинарной ответственности».
Предлагаем ввести в КоАП РФ самостоятельную главу «Административная ответственность несовершеннолетних», которая содержала бы: определение административной ответственности несовершеннолетних, ее цели, виды и функции субъектов, имеющих право привлекать к ответственности несовершеннолетних, меры принудительного характера, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность несовершеннолетних, основания освобождения несовершеннолетних от административной ответственности.
Для улучшения административной ответственности несовершеннолетних предлагаем: закрепить норму, позволяющую применять к несовершеннолетним обязательные работы, а также установить механизм их исполнения; установить ответственности самих несовершеннолетних, а не их родителей, за употребление наркотических и психотропных веществ и вовлечение несовершеннолетних лиц в попрошайничество; расширить круг субъектов административной ответственности за счет снижения возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, до 14 лет за отдельные виды правонарушений, а именно за административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 7.17, 7.27, 20.1, 20.3 КоАП РФ; возложить полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, санкция которых предусматривает наказание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, на судей.
В заключение сделаем общий вывод, что основная часть работы в области предупреждения административных и иных деликтов лиц, не достигших восемнадцати лет, не исчерпывается деятельностью исключительно органов внутренних дел. Предупреждение, осуществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда. Предупреждение, осуществляемое ими, также относится к числу задач этих органов, решение которых связано с реализацией ими своих функций. Основополагающим звеном всякой деятельности является ее организация. Предупреждение предделиктного поведения, административных и иных правонарушений несовершеннолетних требует совокупного подхода, агломерации усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего, специального и индивидуального предупреждения на всех этапах превентивной работы.
Литература:
- Беженцев, А. А. Взаимодействие в деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних: постановка проблемы / А. А. Беженцев // Алтайский юридический вестник. 2019. № 4 (28). С. 38–43.
- Богров, Ю. С. История профилактики преступности несовершеннолетних в России в первой половине ХХ века / Ю. С. Богров // Преемственность в образовании. — 2018. — № 17(04). — С. 93–98.
- Камаева, Ю. В. Профилактика правонарушений несовершеннолетних, профилактическая деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел / Ю. В. Камаева // Энигма. — 2019. — Т. 1. — № 8–1. — С. 315–320.
- Темникова, О. Н. Административно-правовые формы и методы профилактической деятельности органов внутренних дел в отношении несовершеннолетних / О. Н. Темникова // Вестник УРФЮИ. — 2018. — № 1 (11). — С. 11–16.