В статье рассмотрены понятия ранней профилактики преступности несовершеннолетних. Выделены основные группы мер профилактики. Обозначены субъекты и формы реализации ранней профилактики.
Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность несовершеннолетних, меры предупреждения, ранняя профилактика.
The article discusses the concepts of early prevention of juvenile delinquency. The main groups of preventive measures are highlighted. The subjects and forms of early prevention implementation are indicated.
Keywords: minors, juvenile delinquency, preventive measures, early prevention.
Особенности личности несовершеннолетних, их прав и законные интересы влияют на содержание норм Уголовного кодекса Российской Федерации, которые охраняют права и законные интересы несовершеннолетних потерпевших (пострадавших) от преступления и предусматривают меры воздействия на лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния в возрасте от 14 до 18 лет. В качестве приоритетов организации работы правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, выступает направленность на индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему. Идея индивидуализации мер уголовно-правового воздействия вполне приемлема и при осуществлении мер предупреждения преступлений.
Специфика механизма действия детерминант преступности в отношении несовершеннолетних определяет содержание мер профилактики: они должны быть ориентированы на достижение личностных изменений, коррекцию социальной среды (в большей степени — микросреды), включать в качестве обязательного элемента применение мер к лицам, способствующим правонарушающему поведению подростков либо не оказывающим надлежащего позитивного формирующего влияния при наличии соответствующей обязанности [3].
Поскольку преступность несовершеннолетних впоследствии может перерасти во взрослую преступность, чем раньше будет осуществляться предупредительное воздействие на несовершеннолетних, тем больше становится вероятность достичь поставленной перед уголовным законодательством цели, а именно предупреждение преступности и отказе лица от совершения противоправных деяний.
Под профилактикой преступности понимается воздействие общества, отдельных структур, которое приводит к сокращению или изменению структуры преступлений и к несовершению очевидных деяний [4].
В своем самом общем виде система профилактики преступности несовершеннолетних включает в себя [5]: раннюю профилактику, непосредственную профилактику (подразумевает организацию и осуществление превентивной деятельности, направленной конкретно на выявление и устранение причин и условий преступлений, на выявление лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и проведение с ними работы в целях недопущения совершения преступлений); профилактику предпреступного поведения, которая заключается в недопущении перехода на преступный путь и создание условий для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения; профилактику рецидива под которой понимается предупреждение совершения нового преступления подростков, ранее совершивших преступления, недопущение негативного влияние этих подростков на законопослушных несовершеннолетних.
Ранняя профилактика способствует обеспечению защиты общества от преступных посягательств, не дает неустойчивым членам общества выбрать неверный путь. Важно на начальных этапах предотвратить распространение преступности среди детей и подростков, не допустить распространение культа насилия и жестокости в семьях, школах, детских домах.
При осуществлении профилактической работы с несовершеннолетними необходимо применять дифференцированный подход с учетом возрастных особенностей несовершеннолетних, своеобразия причин преступлений. Следует учитывать особенности девиантного вообще, и преступного в частности, поведения несовершеннолетних, которое формируется постепенно.
В криминологической литературе предлагаются и другие варианты классификации мер профилактики. Наиболее распространенной является классификация по уровню предупредительной деятельности, в которой выделяют две основные группы мер — общесоциального и специального (криминологического) характера.
Общесоциальная профилактика последовательно осуществляется всем прогрессивным развитием общества. Общесоциальное предупреждение преступности связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, развития экономики, обеспечения прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних, поддержания культуры, социальной защиты детей и подростков. Эти меры не ставят перед собой специальных целей борьбы с преступностью несовершеннолетних и предупреждения преступлений. Однако они имеют важный криминологический аспект, являясь основой специальной профилактики, поскольку их направленность на решение задач социального развития создает предпосылки ограничения преступности несовершеннолетних, противодействует криминогенным факторам. В качестве таких мер профилактики можно выделить, своевременное лечение нервно-психических и соматических заболеваний, формирование необходимых условий для поддержания здоровья детей. Своевременная психолого-педагогическая коррекция дефектов развития, обусловленных врожденными биологическими и психогенными факторами (неврозы, акцентуации характера, невропатия и др.). Политика детских образовательных учреждений, направленная на развитие воли, умения жить в негативных переживаниях, психической устойчивости личности. Создание условий для получения полноценного образования. Преодоление неуспеваемости учащихся. Формирование положительной мотивации обучения.
Общесоциальная профилактика на индивидуальном уровне особенно важна для лиц, не достигших несовершеннолетнего возраста, который выступает кризисным периодом, характеризующимся значительным прорывом подсознательных, трудно контролируемых или вовсе неконтролируемых импульсов, что способствует утрате чувства безопасности и комфорта, нарушению внутреннего равновесия, возрастанию тревожности и усилению бессознательных страхов. Это создает опасность выбора преступной линии поведения, так как адекватное восприятие реальности для подростков затруднено в связи с происходящими в них изменениями и сложными процессами становления.
Специальная (специально-криминологическая) профилактика включает меры, направленные специально на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление лиц, совершивших или могущих совершить преступление. При этом следует отметить, что профилактика преступности несовершеннолетних не ограничивается исключительно мерами воздействия на личность, также необходимо учитывать меры, способствующие исключению антикриминогенного воздействия микросреды, в которой находится подросток, значительно оказывающей негативное влияние на личность и поведение подростка.
Также следует обратить внимание на то, что как общесоциальная профилактика, так и социально-криминологическая профилактика осуществляются не только на индивидуальном уровне, но и в отношении определенных социальных групп, регионов и общества в целом, поскольку работа на одном из уровней неизбежно ведет к изменению и работе на других уровнях. На мой взгляд, только благодаря комплексному осуществлению профилактики на всех вышеуказанных уровнях, можно добиться предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними на ранних этапах, то есть достичь целей и задач, предусмотренных ранней профилактикой.
Содержание профилактической работы должно также зависеть от того, предупреждается ли в принципе преступное поведение или работа проводится уже с подростком, совершившим преступление.
Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних предполагает социально правовую работу с несовершеннолетними, ранее не привлекавшимися к уголовной ответственности. Если же речь идет о комплексе мер профилактического характера, осуществляемых работниками уголовного исполнительных инспекций в период исполнения наказания в отношении несовершеннолетних без изоляции от общества, то значение приобретает профилактика повторной подростковой преступности [6].
Таким образом, для нас важно подчеркнуть, что под ранней общесоциальной профилактикой противоправного поведения несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и учебных заведений дошкольного и среднего общего образования, иных государственных и общественных организаций, направленная на устранение (ослабление) риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них здорового духовного правосознания, нравственных и патриотических принципов, социально-полезных навыков и интересов.
Например, создание условий для получения полноценного образования. Преодоление неуспеваемости учащихся. Формирование положительной мотивации обучения. Создание условий для перевода неблагоприятной позиции ученика в школе в благоприятную. Создание условий для самоутверждения подростков в положительных видах деятельности. Обеспечение занятости учащихся после уроков. Работа кружков, секций, клубов. Гуманизация межличностных отношений между учащимися и педагогами» [7].
Ранняя профилактика является наиболее приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми. Рассматривая значение раннего предупреждения преступности и профилактики преступности в целом, следует согласиться с мнением авторов, которые полагают, что оно состоит в создании надежного социально-психологического заслона на пути к отрицательным импульсам и устремлениям в поведении лица, позволяя тем самым оперативно предупредить, пресечь возможность совершения им преступлений и правонарушений [8].
Одной из проблем в вопросе ранней профилактики является отсутствие законодательного закрепления понятия «ранняя профилактика».
Согласно статье 2 ФЗ-182 «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» дается лишь общее понятие профилактики правонарушений, под которой понимается совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения [1].
Указанный закон при этом достаточно подробно регламентирует виды профилактики правонарушений и формы профилактического воздействия.
Так, согласно ст. 15 № 182-ФЗ выделяют общую профилактику правонарушений, направленную на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан и индивидуальную профилактику, направленную на а оказание воспитательного воздействия на лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми [1].
Также в Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется принятым гораздо раньше ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. [2].
В качестве основных задач профилактической деятельности закон выделяет: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранений их причин и условий; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных поступков. (ст.3 ФЗ-120). Очевидно, что значительная часть этих мер должна осуществляться на индивидуальном уровне, на самом раннем его этапе.
Среди особенностей ранней профилактики несовершеннолетних можно выделить значительное число субъектов, способных участвовать в ее реализации. Говоря о субъектах, способных решать задачи в том числе и раннего предупреждения преступности несовершеннолетних, Федеральный закон № 120-ФЗ выделяет: 1) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 2) органы управления социальной защитой населения; 3) органы управления образованием; 4) органы опеки и попечительства; 5) органы по делам молодежи; 6) органы управления здравоохранением; 7) органы внутренних дел (ст. 4) [2].
Так, согласно статьи 11 Закона к полномочиям комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав относят: осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др. [2].
Среди субъектов профилактики преступлений необходимо также отметить правоохранительные органы, в частности органы внутренних дел. Их деятельность по пресечению и раскрытию преступлений оказывает большое значение в деле профилактики общественно опасных деяний, недопущении рецидива преступлений. К задачам органов внутренних дел относится, выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, осуществление мер, противодействующих участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и др.
Составной частью специального предупреждения является предотвращение и пресечение преступлений, для которых характерно то, что они направлены на определенных лиц, которые, по имеющимся сведениям, задумали, подготавливают или уже совершают определенное преступление
В связи с чем, можно говорить о ранней индивидуальной профилактики преступности несовершеннолетних.
Индивидуальная профилактика подразумевает конкретизацию общесоциальных и специальных криминологических мер. Она подразделяется на непосредственную и раннюю профилактику. Такое деление обусловлено тем, что совершению преступления, как правило, предшествует антиобщественное поведение личности, порой длительное. Таким образом, возникает необходимость осуществления не только непосредственной профилактики, когда объектом профилактического воздействия выступает лицо, поведение которого дает основание ожидать с его стороны преступных деяний, но и ранней профилактики, когда лицо еще не стало на путь правонарушений, но находится в таких условиях, которые могут привести его на этот путь.
Следовательно, индивидуальная профилактика в рамках специально- криминологических мер– это выявление лиц, склонных к совершению преступлений, изучение их, оказание на них положительного воздействия с целью недопущения совершения преступлений. Непосредственными объектами индивидуальной профилактики являются конкретные лица и окружающая их микросреда.
Учебно-воспитательную работу по профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, следует начинать с работы с родителями (законными представителями) несовершеннолетних.
Профилактические мероприятия по нормализации обстановки в неблагополучной семье предполагают осуществление различных мероприятий социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семьям. Предупреждение неблагоприятного воздействия на подростка со стороны семьи должно носить комплексный характер, соединяя в себе меры убеждения, принуждения и помощи.
Что касается индивидуальной профилактики в условиях общесоциального предупреждения, то важным методом профилактики совершения правонарушений является правовое воспитание, формирование представления о социальных нормах, правилах поведения, как в семье, так и в обществе в целом [9].
Задачи органов, осуществляющих профилактическую деятельность, должны максимально приближаться к интересам несовершеннолетних: важно формировать внутреннее убеждение в том, что поставленные перед ними цели и задачи являются их собственными интересами [10]. Л. Н. Костина обращает внимание на сложность установления с несовершеннолетними психологического контакта как на основную проблему профилактической работы с ними [11].
Одним из вопросов организационного характера, относящихся к профилактической деятельности, является неразвитость кадров, специализирующихся на работе с подростками, знающих особенности психологии и физиологии детского и подросткового возраста, умеющих применять педагогические знания при защите законных прав и интересов ребенка при осуществлении мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних.
Исходя из вышеизложенного, сущность ранней профилактики правонарушений состоит в выявлении внутренних закономерностей, механизмов противоправного поведения, во взаимодействии с внешней средой с учетом внутренних потребностей и возможностей несовершеннолетнего, его личностных особенностей, отношения к окружающей действительности.
Основой ранних профилактических мер является деятельность, направленная на: создание оптимальных психолого-педагогических и социально-психологических условий для нормального осуществления процесса социализации личности; осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье, детям и подросткам; обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка.
Литература:
- Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
- Криминология учебник / Под ред. проф. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева-СПБ.: Издательский дом С.-Петерб. гос. ун-та, издательство юридического факультета С.-Петерб.гос.у-нта, 2005. — С. 461.
- Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений».- СПб.: Издательство юридический центр Пресс, 2004. — С. 520.
- Гоголева А. Я. Понятие профилактики и борьбы с преступностью / А. Я. Гоголева // Молодой ученый. — 2014- № 6.1.(65.1)- С. 3–7.
- Рогова Е. В., Гайдай М. К..Ранняя профилактика преступности несовершеннолетних: сущность, меры и субъекты // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. -2019- № 4 (91) — С. 78–87.
- Забрянский, Г. И. Основы концепции государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних– М.: ОЦС, 2018. — С.156.
- Мауленов Г. С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних: Учебное пособие. Караганда 1990. С. 57
- Аржайл-олл, А. А. Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними / А. А. Аржайл-олл, А. В. Годованный. // Молодой ученый — 2020. — № 45(335). — С.55–57
- Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1977. С. 134
- Костина Л. Н. Современные проблемы обеспечения расследования органами внутренних дел групповых преступлений несовершеннолетних // Российский следователь. 2007. № 5. С. 32–33.