В статье представлена характеристика различных инновационных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками: занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей, интегрированные занятия, занятия-экспедиции, творческий десант и др.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, изобразительное искусство, младший школьник, формы организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству.
Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость обновления системы образования. Естественным образом, повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности. Время радикальных перемен требует от школы воспитания людей творческих, социально активных, способных самостоятельно познавать и оценивать новое, делать осознанный выбор, мыслящих креативно и свободно.
Большим потенциалом в воспитании творчески развитой личности, способной к креативному преобразованию окружающей действительности обладает внеурочная деятельность по изобразительному искусству. Реализация данного вида деятельности в современных условиях требует от педагога разнообразия и инновационного характера форм организации занятий. Реализуя опыт своей профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что приоритетной формой данного рода занятий является практическая изобразительная деятельность детей, организуемая как коллективно, так и индивидуально в виде теоретического осмысления основ изобразительного искусства, занятий живописью, рисунком, композицией.
Разнообразие занятий представляется нам через использование различных форм их организации, а инновационный характер обусловлен содержательным наполнением, отражающим реалии современного мира.
Так, большую познавательную ценность для обучающихся имеют занятия-экскурсии, обеспечивающие возможности непосредственного взаимодействия с различными архитектурно-пространственными, культурными, историческими, природными объектами, а также позволяющие ребенку «войти в образ» художественно-эстетического объекта изнутри и накапливать опыт эстетической насмотренности. Указанное условие важно и необходимо при изучении изобразительного искусства, поскольку данный процесс не может быть сведен к трансляции знаний и выработке соответствующих навыков, это более общий процесс становления личности, в котором эстетическая составляющая очень значима, она может способствовать не только формированию личностных качеств, но и решению прикладных задач.
Суть «эстетической насмотренности» состоит в восприятии того или иного искусства на непосредственном сенсорно-эмоциональном уровне («начитанность» в литературе, «наслышанность» в музыке и т. д.) [1, с. 74]. Формирование навыка вглядываться, рассматривать окружающий мир во всех его проявлениях — важнейшая задача обучения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности по изобразительному искусству. Основой эстетической насмотренности личности является умение видеть и воспринимать — не смотреть, а именно видеть и воспринимать.
Развивая опыт эстетической насмотренности, младший школьник приобретает эстетический опыт, который является основой его отношения не только к искусству, но и к окружающей действительности. А вместе с тем развивается: образное мышление, основанное на визуальном восприятии, визуальном внимании, зрительной памяти; чувственно-эмоциональные переживания, культурное рефлексирование и т. д. При этом эстетическая насмотренность в процессе создания творческого продукта умножает эстетический опыт младшего школьника через эстетический отбор и оценку создаваемых художественных образов [2, с. 5.]. Итак, главная цель занятий-экскурсий — формирование опыта эстетической насмотренности, в основе которого лежит восприятие визуальных образов, умение их представлять, анализировать, интерпретировать, а впоследствии на этой основе создавать собственные художественные образы. В связи с этим, экскурсия должна быть построена на комплексном (визуальном, вербальном, эмоциональном) восприятии эстетических предметов и явлений. Появившиеся сравнительно недавно информационные технологии сделали доступными всемирно-известные достопримечательности культуры и искусства во время виртуальных экскурсий.
Интересной и увлекательной формой занятия для детей и взрослых являются творческие мастерские — занятия свободной формы, в большинстве случаев, организуемые с целью эстетической организации окружающей среды. На данных занятиях дети осваивают такие виды деятельности, как украшение домашнего быта, создание единого стиля классной комнаты, оформление классной комнаты к различным праздникам, украшение школьного двора и сельских улиц, оформление результатов учебной деятельности и т. д. Нередко в работе творческих мастерских принимают участие родители, бабушки и дедушки. Подобные занятия помогают не только развивать эстетический вкус, художественно-оформительские навыки и стремление делать окружающий мир красивым, но и способствуют изменению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса [3].
Эффективными для формирования устойчивой мотивации к художественно-эстетической деятельности и ускорения освоения необходимых знаний и умений, а также личностных качеств, обеспечивающих ее успешность, являются мастер-классы. Данная форма организации занятий предполагает приглашение специалиста, мастера или старшеклассника, владеющего высоким уровнем мастерства в каком-либо ремесле, народном промысле, виде искусства и т. д. в случае, если такой специалист не может принять реального участия в мастер-классе, ему предоставляется возможность пообщаться с детьми, например, по скайпу или в ходе телемоста и т. д. Кроме того, вполне оправданными являются мастер-классы, организуемые на базе учреждения или в мастерской художника, мастера резьбы по кости, архитектора, скульптора, дизайнера и т. д. дети с большим интересом «впитывают» все увиденное и услышанное в мастерской, проникают в атмосферу творческой среды.
Актуальными в рамках Программы являются — уроки творчества, имеющие своей целью демонстрацию результатов детской художественно-эстетической деятельности. Например, на внеурочном занятии изобретательства дети демонстрируют поделки или продукты технического творчества. На занятии–выставке могут быть выставлены как детские работы, так и подборки творческих работ педагогов, родителей, старшеклассников, бабушек и дедушек. Обязательным для таких занятий является рассматривание и оценка каждой работы, что формирует эстетический вкус обучающихся. Весьма увлекательными могут быть творческие отчеты, организованные как «Вечерки», «Посиделки», «Воскресные встречи» и т. д. В свободной, непринужденной форме дети и взрослые обсуждают и любуются результатами детского творчества. Как правило, подобные мероприятия сопровождаются чаепитием со сладостями [3].
Помогают развивать творческое мышление занятия открытых мыслей. Назначение данных занятий — перед изобразительной деятельностью проникнуться в образ, подумать, каким он будет, почему он будет таким, какие средства художественной выразительности нужно использовать, чтобы передать данный образ и т. д. А после изображения составить небольшое эссе и приложить его к своей работе. Дети всегда с большим волнением, искренне передают свои мысли, чувства, эмоции. Занятия открытых мыслей в первую очередь направлены на формирование у младших школьников чувств со-переживания и со-творчества, а также способствуют развитию уважительного отношения к мыслям и чувствам сверстников.
Интегрированные занятия — одна из самых сложных форм организации детской художественно-эстетической внеурочной деятельности, поскольку объединяет в себе разные области познания, разные виды деятельности, одновременное освоение нескольких видов искусства и т. д. Примером интегрированного занятия является занятие по теме «Мой род, моя семья», проводимое в рамках генеральной темы «Человек и со-бытия на селе». Занятие предполагает включение детей одновременно в несколько видов деятельности — познавательную, художественно-творческую, конструкторскую и т. д. Знания и умения, которые получают дети на занятии, берутся из разных наук — геральдики, ономастики, истории, математики и т. д. При грамотной организации таких занятий всегда получаются самые неожиданные результаты. Работы детей отличаются оригинальностью, простотой решения, самобытностью и т. д.
Одной из форм организации занятий, проводимых за пределами школы, является занятие-экспедиция, обладающее широким спектром возможностей для формирования и развития учебно-познавательной мотивации, универсальных учебных действий, а также — знаний и умений, необходимых для осуществления разных видов деятельности по преобразованию окружающей действительности с позиций красоты.
В отличие от экскурсии, экспедиция представляет поездку или поход группы детей с каким-либо специальным (исследовательским, творческим т. д.) заданием. Длительность экспедиции по времени занимает не более одного дня. Помимо чисто эмоциональной стороны, экспедиция наполнена глубоким и важным для детей предметным содержанием, являясь возможностью наиболее полно применить на практике опыт эстетической деятельности.
Главной целью экспедиции является сбор сведений и материалов о конкретных эстетических объектах и явлениях: скульптурных, живописных изображениях, выполненных руками отдельных народностей и национальностей, произведениях декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, изучение их современного состояния; традициях эстетического воспитания, древних артефактах, учет всех имеющихся в настоящее время носителей фольклора и т. д. [4].
Еще одна особенность экспедиции — обязательное включение в её структуру после проделанной работы по сбору необходимого материала итоговых конференций, позволяющих формировать у младших школьников целостное представление о картине мира, связи различных сфер жизни и деятельности человека и их влиянии на его духовно-нравственное развитие, а также праздничной программы, включающей конкурсы, спортивные состязания, песни у костра и т. д.
Одной из форм организации художественно-эстетической деятельности, доставляющих детям массу удовольствия и развивающих стремление делать мир красивее, является творческий десант. «Высадка» десанта производится во двор школы, на улицы села, немноголюдные места с большим количеством высоких мрачных скучных заборов и т. д. [3]. Главная цель десанта — эстетизация окружающей среды — достигается за счет украшения заборов в технике «граффити», изготовления скульптур малой и средней формы из бросового материала для дворов и двориков (пластиковых бутылок, резиновых колес, мелкой железной посуды, веревок и т. д.), украшение детских игровых площадок, создание снежных городков и т. д. В подобных мероприятиях активно участвуют и взрослые. Такая деятельность сближает детей и взрослых, воспитывает бережное отношение к результатам человеческого труда, развивает креативность, смекалку, творческое и композиционное мышление.
Таким образом среди современных форм организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству с младшими школьниками особенно актуальны занятия-экскурсии, творческие мастерские, уроки творчества, занятия открытых мыслей, интегрированные занятия, занятия-экспедиции, творческий десант и др. Перечисленные формы организации внеурочных занятий изобразительным искусством тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, реализуются с учетом сезонных особенностей, интересов и способностей детей.
Литература:
- Климова, Г. П. Воспитание эстетического вкуса средствами изобразительного искусства [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Г. П. Климова. — Екатеринбург, 1996. — 134 с.
- Сырова, Н. В. Визуальная культура как средство формирования общей и профессиональной культуры человека [Текст] / Н. В. Сырова, В. Н. Чикишев // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т. 6. — № 1 (22). — С. 5.
- Фадюшина, Л. П. Спектр: прогр. внеуроч. деятельности младших школьников [Текст] / Л. П. Фадюшина, Н. С. Стерхова; под ред. Н. С. Стерховой; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2015. — 100 с.
- Эстетическое воспитание и развитие личности в контексте непрерывного образования [Текст]: слов.-справ. / сост. Н. С. Стерхова; Шадр. гос. пед. ин-т. — Шадринск: Шадр. Дом Печати, Каргап. фил., 2011. — 87 с.