В статье рассматриваются некоторые аспекты развития умственных способностей с помощью устного счёта в начальной школе, нестандартные формы работы, задания, которые способствуют активизацию мыслительных процессов.
Ключевые слова: умственные способности,младший школьник, устный счёт.
Актуальностью данного вопроса, является усовершенствование прогресса в области технического процесса и меньшей степени использование устных приёмов в окружающем мире и на уроках математики. В инновационную эпоху не составляет труда, прибегая к всевозможным техническим устройствам, произвести подсчёт интересующего для тебя продукта, узнать разницу товара со скидкой или подсчитать ежемесячные расходы. Выполняя устные вычислительные приёмы, у нас не только вырабатываются умения и знания быстро считать, но и развиваются интеллектуальные способности, логическое мышление.
Освоение навыков устного счёта начинается на этапе начального общего образования. Именно в эти годы обучения закладываются основные вычислительные приёмы, которые активизируют мыслительную деятельность обучающегося, способствуют к восприятию услышанную информацию, возникает быстрота реакции, происходит постановка речи и закладка в память. Тем самым учащийся овладевает математическим инструментарием для изучения разносторонних дисциплин, лаконично применяет умения в сложившихся ситуациях на практики.
Обсуждением вопроса о воздействие устного счёта на повышение умственной деятельности на уроках математики на первой ступени обучения занимались такие деятели, как О. А. Ивашова, М. А. Бантова, Н. Б. Истомина, А. А. Столяр, Я. Ф. Чекмарёва, О. П. Зайцева, А. Я. Бурлыга, К. А. Зимовец и другие исследователи.
По мнению В. С. Кравченко вычислительные задания должны искусно вписываться в часть урока и не являться дополнительным материалам или самоцелью. Данный этап подразумевает часть, без которого усвоение заданий и навыков будет протекать с большим затруднением и потерей времени [1, с. 45].
По благоусмотрению Ф. В. Гизбурга: «Данному этапу на уроке математики отводится большое место и отрабатывается в течение всего урока. Целесообразно отводить по 10–12 минут на арифметические действия».
Не подобает проводить изустный счёт во второй половине урока, поскольку обучающиеся уже устали желаемого результата не достигните. В конце урока можно провести «математическую разминку», которая поспособствует поддержанию интереса детей к предмету и разовьёт математическую грамотность [2, с. 36].
Адресовавшись к методической литературе, следует выделить цели устного счёта как этап урока:
– достижение поставленных целей урока;
– формирование вычислительных навыков;
– развитие математической культуры, речи;
– умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания [3, с. 21].
Отбирая материал для проведения «вычислительное тренировки» рационально придерживаться следующих требований:
- Упражнения для устного счета выбираются целенаправленно, обеспечивающие достижение цели урока.
- Задания должны быть разнообразными, не слишком «громоздкими».
- Формулировка упражнений, чертежи и записи должны быть приготовлены заблаговременно.
- К данному этапу урока необходимо привлекать всех учащихся.
- Проводя «математическую разминку» должно быть предусмотрены критерии оценивания и поощрение.
- Упражнения должны соответствовать требованиям учебной программы по математике.
Своеобразие устного счёта в начальных классах в том, что сформулировав для учащихся задание, появляется азарт у одноклассников ответить первым и правильно, а учителю одновременно проследить не за одним ответом.
Устные исчисления должны способствовать развитию логического мышления младших школьников, а для этого надобно подбирать разносторонние, актуальные задания, с уклоном требующее смекалку, внимание и память. Упражнения могут предъявляться в зрительной, слуховой и зрительно-слуховой трактовке. Рассмотрим, что относится к видам этих форм:
– Зрительная: таблицы, круговые примеры, магические квадраты и треугольники, зрительные диктанты, ребусы. Такого вида «задачки» вызывают интерес и развивают умственные способности у школьников начального общего образования.
– Слуховая: математические диктанты, устное решение разных видов задач: в строфах, весёлые, шутки. Такие задачи предполагают развитие логического мышления и смекалку. Задачи на внимательность, размышление, а не на угадывание.
– Зрительно-слуховая: примера по цепочке, графические диктанты, которые могут быть в различных видах.
Следует на уроках математики включать неординарные задачи и дидактические игры, развивающие логику, смекалку.
Т. К. Жигалкина обозначает: «Дидактические игры разнообразят устный счёт на уроке, воспитывают интерес к математике, развивают внимание, память, мышление обучающихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы» [4, с. 34].
Подразумевая в нашей работе, систематическое и целенаправленное использование на уроках математики разносторонних комплексных заданий на устный счёт, мы нацелено будем развивать всесторонне развитую личность в области устных вычислений. Что приведёт к совершенствованию памяти, мышления, внимания и к развитию умственных способностей младших школьников.
Приведём вариацию некоторых нестандартных заданий из составленного и реализованного на уроках математики комплекса, по развитию умственных способностей в начальной школе.
Задача на смекалку.
Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел [5, с. 17].
Задача с нестандартным решением.
Вор вошёл в хорошо охраняемое здание, не потревожив сигнализацию, и его не задержала охрана. Он пробыл там длительное время и беспрепятственно покинул его. Если бы он пробыл в этом здании хотя бы немного меньше, его бы задержали. Где был вор? [5, с. 18]
Провоцирующая задача
Незнайка хвастается, что знает:
а) самое большое натуральное число;
б) натуральное число, не делящееся ни на одно из натуральных чисел; в) натуральное число, делящееся на любое натуральное число. В каком случае он прав и почему? [5, с. 20]
Литература:
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М. Педагогика, 1986
- Кравченко В. С. Оксман Л. С., Янковская Л. С. К78. Устные упражнения по математике в 1–3 классах; Пособие для учителей / В. С. Кравченко., Л. С. Оксман, Н. А. Янковская. — М.: Просвещение, 1979–143 с.
- Зайцева, О. П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личностных качеств ребенка / О. П. Зайцева // Начальная школа. — 2010. — № 1. — С. 58–64.
- Истомина, Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах / Н. Б. Истомина. — М.: Академия, 1998. — 288 с.
- Мишенева, Т. С. Приёмы организации устного счета / Т. С. Мишенова // Начальная школа. — 1987. — № 12. — С. 30–32.