Сказка как средство развития количественных представлений у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 10.07.2019

Статья просмотрена: 1937 раз

Библиографическое описание:

Киселёва, О. А. Сказка как средство развития количественных представлений у дошкольников / О. А. Киселёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61509/ (дата обращения: 22.12.2024).



Проблема обучения детей математике имеет большое значение. И прежде всего, это объясняется бурным развитием и проникновением математики в различные области знаний.

Современный дошкольник должен получить представление о количестве, счете, научиться измерять, различать геометрические фигуры и формы предметов, получить представление о величине. Особое место в математическом развитии ребенка занимает формирование количественных представлений.

Проблема развития количественных представлений у детей дошкольного возраста рассматривается в работах многих ученых, таких как Т. И. Ерофеева, Н. Я. Большунова, Ф. Н. Блехер, А. М. Леушина, А. А. Столяр, А. В. Белошистая и т. д.

В работах исследователей показано, что в основе формирования количественных представлений у дошкольников лежат активные практические действия детей с предметами, их заместителями на основе которых, ребенок осваивает счет, количество, число и измерение.

Для развития количественных представлений детей дошкольного возраста были разработаны различные методические приемы и средства. Среди них особое внимание уделяется сказке.

Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. (Толковый словарь Ушакова) [9, c.250]

Сказка для математического развития, отмечает Л. М. Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.

В соответствии с изучаемыми разделами Л. М. Кулагина выделяет следующие виды сказки для математического развития:

– Понятийные сказки, которые включают основные математические понятия и термины;

– Цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;

– Геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;

– Комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.

На современном этапе разработано множество разнообразных сказок для математического развития, такими авторами, как Н. Я. Большунова, Т. И. Ерофеева, Е. А. Шорыгина и другими. В. Ф. Любичева и Р. Р. Мухамедьянова определили особую структуру этих сказок: введение в сказочную страну, в которой живут сказочные математические объекты; разрушение благополучия, т. е. нарушение отношений, связей между сказочными математическими объектами; восстановление этих отношений, связей и т. д.

Большунова Н. Я. выделила ряд особенностей сказки для математического развития:

  1. Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание.
  2. Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки.
  3. Математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей. [3, с.39]

Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. Н. Новикова представляют сказки для математического развития с занимательными сюжетами, которые дают возможность формирования представлений об окружающем и способах решения проблемных ситуаций. [4, c.65]

Сюжет сказок и сказочные герои привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность детей, ребёнок стремится вмешаться в сложившиеся сказочные ситуации и помочь героям. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно применять для повышения эффективности обучения и закрепление материала.

Обучение математике не должно быть скучным занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или же испугало. Он вряд ли запомнит что-то не интересное, даже если взрослые будут на этом настаивать.

Персонажи сказки приглашают маленьких слушателей поиграть с ними, знакомят с правилами, предлагают детям разные задания. Выполняя задания, дети учатся думать, фантазировать и самое главное идет усвоение количественных представлений, числа, закрепление счета, усвоение арифметических операций.

Для поддержания интереса детей, в образовательную деятельность можно включить занятия-путешествия. Вместе с детьми отправляемся в сказку, где нас ждут интересные задания, выполнив которые мы окажем помощь какому-либо сказочному герою. [5, c.65].

В процессе обучения математике, когда используется сказка, главной целью становится не запоминание учебной информации, а глубокое ее понимание, сознательное и активное усвоение, потому что, заинтересовываясь, дети не замечают, что учатся, развиваются, закрепляют, познают и запоминают новое.

Придумывая сказку, нужно обязательно помнить, что она ни в коем случае не должна сократиться до уровня дидактического средства. Сказка всё-таки должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством.

В сказке, для математического развития, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления.

Слушая интересные сказки, ребёнок одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, дошкольник учится рассуждать, находить причинно-следственные связи, логически мыслить, обосновывать ход своих рассуждений.

После прочтения или рассказывания сказки всегда проводится беседа по ее содержанию, в которую включаются вопросы математического характера.

Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте — задача не только воспитателей, но и родителей. Поэтому необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, не нужно забывать о их помощи, а так-же непосредственном участии в образовательной деятельности. Вместе, необходимо постараться создать условия для эффективного использования сказок в формировании представлений о количестве у детей дошкольного возраста.

Для родителей можно подобрать консультации, памятки,провести родительское собрание о пользе сказки для математического развития. Предложить родителям вместе с детьми самим придумать математические сказки, загадки, стихи о цифрах и числах и т. д. Предложить помочь воспитателю в создании предметно — развивающей среды в группе, чтобы она была художественно оформленная и тематически оснащенная развивающими игрушками и пособиями, обучающими играми и материалами математических сказок, которые систематически должны пополняться.

Таким образом, сказка — это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения математике позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету. Поэтому сказка является одним из важных средств формирования количественных представлений у дошкольников.

Литература:

  1. Белошистая, А. В. Теория и методика формирования математических представлений [Текст] / А. В. Белошистая. — Москва: Владос, 2019.- 387 с.
  2. Блехер, Ф. Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо [Текст] / Ф. Н. Блехер. — Москва: Владос, 1988. — 13 с.
  3. Большунова, Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании [Текст] / Н. Я. Большунова / Вопросы психологии. — 1993. — № 5. — Санкт-Петербург 39–43с.
  4. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. — Москва: Просвещение, 2015. — 121 С.
  5. Костикова, Д. А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников [Текст] / Д. А. Костикова / Детский сад: Теория и практика. — 2019. — № 1. — Санкт-Петербург 96–100.
  6. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. — Москва: Просвещение, 2019. — 368 с.
  7. Метлина, Л. С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Л. С. Метлина. — 2-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 1984. — 256 с.
  8. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова. — Москва: Детство-Пресс, 2018. — 421 с.
  9. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. — Москва: ООО «Дом Славянской книги», 2008. — 960 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. No 1155 — URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения: 19.02.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, математическое развитие, ребенок, дошкольный возраст, математическое содержание, представление, математик, образовательная деятельность, процесс обучения.


Задать вопрос