Сказка как средство развития количественных представлений у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 10.07.2019

Статья просмотрена: 1929 раз

Библиографическое описание:

Киселёва, О. А. Сказка как средство развития количественных представлений у дошкольников / О. А. Киселёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61509/ (дата обращения: 21.11.2024).



Проблема обучения детей математике имеет большое значение. И прежде всего, это объясняется бурным развитием и проникновением математики в различные области знаний.

Современный дошкольник должен получить представление о количестве, счете, научиться измерять, различать геометрические фигуры и формы предметов, получить представление о величине. Особое место в математическом развитии ребенка занимает формирование количественных представлений.

Проблема развития количественных представлений у детей дошкольного возраста рассматривается в работах многих ученых, таких как Т. И. Ерофеева, Н. Я. Большунова, Ф. Н. Блехер, А. М. Леушина, А. А. Столяр, А. В. Белошистая и т. д.

В работах исследователей показано, что в основе формирования количественных представлений у дошкольников лежат активные практические действия детей с предметами, их заместителями на основе которых, ребенок осваивает счет, количество, число и измерение.

Для развития количественных представлений детей дошкольного возраста были разработаны различные методические приемы и средства. Среди них особое внимание уделяется сказке.

Сказка — это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. (Толковый словарь Ушакова) [9, c.250]

Сказка для математического развития, отмечает Л. М. Кулагина, представляет собой особое сказочное повествование, которое раскрывает для ребенка удивительный мир математических понятий, выполняет познавательную функцию и развивает математическое мышление.

В соответствии с изучаемыми разделами Л. М. Кулагина выделяет следующие виды сказки для математического развития:

– Понятийные сказки, которые включают основные математические понятия и термины;

– Цифровые сказки, в которых основной акцент делается на знакомство с цифрами;

– Геометрические сказки, в которых происходит знакомство с основными геометрическими фигурами;

– Комплексные сказки, в которых происходит закрепление изученного материала и в единое математическое целое соединяются различные математические понятия.

На современном этапе разработано множество разнообразных сказок для математического развития, такими авторами, как Н. Я. Большунова, Т. И. Ерофеева, Е. А. Шорыгина и другими. В. Ф. Любичева и Р. Р. Мухамедьянова определили особую структуру этих сказок: введение в сказочную страну, в которой живут сказочные математические объекты; разрушение благополучия, т. е. нарушение отношений, связей между сказочными математическими объектами; восстановление этих отношений, связей и т. д.

Большунова Н. Я. выделила ряд особенностей сказки для математического развития:

  1. Математическое содержание включается в сказки как органически необходимые моменты сюжета, от которых зависит его дальнейшее развертывание.
  2. Математическое содержание может выступать как некое правило действий героев сказки.
  3. Математическое содержание включается в сказку в форме особого рода познавательных задач-загадок, выполнение которых становится мерой значимости героя и его помощников — детей. [3, с.39]

Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. Н. Новикова представляют сказки для математического развития с занимательными сюжетами, которые дают возможность формирования представлений об окружающем и способах решения проблемных ситуаций. [4, c.65]

Сюжет сказок и сказочные герои привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность детей, ребёнок стремится вмешаться в сложившиеся сказочные ситуации и помочь героям. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно применять для повышения эффективности обучения и закрепление материала.

Обучение математике не должно быть скучным занятием. Детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или же испугало. Он вряд ли запомнит что-то не интересное, даже если взрослые будут на этом настаивать.

Персонажи сказки приглашают маленьких слушателей поиграть с ними, знакомят с правилами, предлагают детям разные задания. Выполняя задания, дети учатся думать, фантазировать и самое главное идет усвоение количественных представлений, числа, закрепление счета, усвоение арифметических операций.

Для поддержания интереса детей, в образовательную деятельность можно включить занятия-путешествия. Вместе с детьми отправляемся в сказку, где нас ждут интересные задания, выполнив которые мы окажем помощь какому-либо сказочному герою. [5, c.65].

В процессе обучения математике, когда используется сказка, главной целью становится не запоминание учебной информации, а глубокое ее понимание, сознательное и активное усвоение, потому что, заинтересовываясь, дети не замечают, что учатся, развиваются, закрепляют, познают и запоминают новое.

Придумывая сказку, нужно обязательно помнить, что она ни в коем случае не должна сократиться до уровня дидактического средства. Сказка всё-таки должна оставаться для ребенка полноценным художественным средством.

В сказке, для математического развития, героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, а также разные герои простых сказок, в сюжет которых включены разнообразные математические представления.

Слушая интересные сказки, ребёнок одновременно включается в решение целого ряда сложных математических задач, дошкольник учится рассуждать, находить причинно-следственные связи, логически мыслить, обосновывать ход своих рассуждений.

После прочтения или рассказывания сказки всегда проводится беседа по ее содержанию, в которую включаются вопросы математического характера.

Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте — задача не только воспитателей, но и родителей. Поэтому необходимо отметить особую роль родителей в работе со сказкой, не нужно забывать о их помощи, а так-же непосредственном участии в образовательной деятельности. Вместе, необходимо постараться создать условия для эффективного использования сказок в формировании представлений о количестве у детей дошкольного возраста.

Для родителей можно подобрать консультации, памятки,провести родительское собрание о пользе сказки для математического развития. Предложить родителям вместе с детьми самим придумать математические сказки, загадки, стихи о цифрах и числах и т. д. Предложить помочь воспитателю в создании предметно — развивающей среды в группе, чтобы она была художественно оформленная и тематически оснащенная развивающими игрушками и пособиями, обучающими играми и материалами математических сказок, которые систематически должны пополняться.

Таким образом, сказка — это источник проявления всех чувств ребенка. Использование сказки в процессе обучения математике позволяет нам найти путь в сферу эмоций ребёнка, что стимулирует его умственную деятельность, развивает наблюдательность, память, интерес к предмету. Поэтому сказка является одним из важных средств формирования количественных представлений у дошкольников.

Литература:

  1. Белошистая, А. В. Теория и методика формирования математических представлений [Текст] / А. В. Белошистая. — Москва: Владос, 2019.- 387 с.
  2. Блехер, Ф. Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо [Текст] / Ф. Н. Блехер. — Москва: Владос, 1988. — 13 с.
  3. Большунова, Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании [Текст] / Н. Я. Большунова / Вопросы психологии. — 1993. — № 5. — Санкт-Петербург 39–43с.
  4. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников [Текст] / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. — Москва: Просвещение, 2015. — 121 С.
  5. Костикова, Д. А. Использование математической сказки в математическом развитии дошкольников [Текст] / Д. А. Костикова / Детский сад: Теория и практика. — 2019. — № 1. — Санкт-Петербург 96–100.
  6. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А. М. Леушина. — Москва: Просвещение, 2019. — 368 с.
  7. Метлина, Л. С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Л. С. Метлина. — 2-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 1984. — 256 с.
  8. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова. — Москва: Детство-Пресс, 2018. — 421 с.
  9. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Д. Н. Ушаков. — Москва: ООО «Дом Славянской книги», 2008. — 960 с.
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. No 1155 — URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения: 19.02.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, математическое развитие, ребенок, дошкольный возраст, математическое содержание, представление, математик, образовательная деятельность, процесс обучения.


Похожие статьи

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания личности старших дошкольников

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников

Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста

Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников

Игра как средство всестороннего воспитания личности младших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития диалогической речи дошкольников

Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания личности старших дошкольников

Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников

Сказка как средство обогащения экспрессивной лексики детей старшего дошкольного возраста

Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Народная игра как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос