Из истории благотворительной деятельности купечества в Калужской губернии в конце XIX — начале XX в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 02.02.2020

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, А. И. Из истории благотворительной деятельности купечества в Калужской губернии в конце XIX — начале XX в. / А. И. Кузнецов, А. В. Штепа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67040/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье авторы рассматривают некоторые аспекты благотворительной деятельности представителей известных на Калужской земле купеческих династий в конце XIX — начале XX вв. Основное внимание уделено благотворительной деятельности калужских купцов В. В. Теренина и Н. В. Теренина, боровского купца В. Н. Жданова.

Ключевые слова: калужское купечество, благотворительная деятельность, В. В. Теренин, Н. В. Теренин, В. Н. Жданов

Купечество дало России не только экономическое процветание, но и оставило заметный след в духовной сфере деятельности, искусстве, архитектуре, благотворительности. Многие из калужских купцов выросли в собирателей российского духовного и культурного наследия, предпринимателей в высоком смысле этого слова. России широко известны имена братьев Щукиных и Рябушинских, купеческий род которых складывался на калужской земле. Жемчужинами древнего зодчества обозначены палаты калужских купцов Коробовых, Макаровых, Золотаревых. Богатством и добродетелью прославились Шемякины, Малютины, Цыпулины, Теренины, Фалеевы.

Купцы Теренины — старинный калужский род, многие дома, когда-то принадлежащие им, украсили город, например, дом № 17 по ул. Пушкина, № 1 по ул. Воскресенской (ныне калужский ЗАГС) [5].

Род Терениных начался с Ивана, у которого было два сына — Алексей и Степан. Известно, что Степан Иванович, являясь купцом первой гильдии, торговал хлебом, овсом, коноплей. Умер С. И. Теренин в апреле 1803 года. Один из внуков Степана Ивановича Теренина — Василий Васильевич Теренин — был отцом Николая Васильевича, который стал последним купцом в династии Терениных [4, с. 181].

Удивительно, но о благодеяниях самого известного представителя династии — купца Василия Васильевича Теренина многим калужанам долгое время было известно очень мало. В. В. Теренин умер 2 декабря 1895 г., завещав на благотворительные цели весьма крупные суммы. Некоторую информацию о его деятельности можно почерпнуть в дореволюционном печатном издании Калужской епархии — «Калужских епархиальных ведомостях» за 1897 год. Из опубликованной в газете заметки можно узнать, что, стремясь обеспечить своих родственников, В. В. Теренин двум своим сёстрам он завещал неприкосновенный капитал в 5 000 руб., проценты с которых шли на их содержание. Однако было указано, что в случае смерти сестёр, средства могли расходоваться и на благотворительные цели [3, с. 464].

Кроме того, по духовному завещанию В. В. Теренина его душеприказчик — сын Николай Теренин обязывался внести в «Калужский общественный братьев Михаила и Павла Малютиных банк» вечным вкладом 24 тыс. руб., с тем, чтобы проценты с этой суммы ежегодно употреблялись для раздачи по 1 руб. каждому из 90 бедных семейств г. Калуги к празднику святой Пасхи. Ранее, ещё при жизни В. Теренина такая возможность уже была предоставлена 60 неимущим семействам. Проценты с ещё одного капитала в 12 тыс. руб. предназначались для раздачи бедным жителям г. Калуги также к празднику Пасхи, для чего деньги рассылались городским управлением по всем городским приходским церквам.

В. В. Теренин завещал 1 000 руб. на раздачу милостыни в течение 40 дней со дня его смерти; 1 000 руб. — на раздачу бедным под сороковой день по всем приходским калужским церквам; на раздачу милостыни в продолжение года жертвовалось ещё 1 000 руб.; для поминовения на упокой души купца на ежедневные обеды в течение 40 дней в городскую столовую для бедных отчислялось 400 руб. и в Пятницкую богадельню — 200 руб. [3, с. 466].

Не забыл благотворитель и о судьбах калужских бедных девушек. Им он определил вечный банковский вклад в 10 тыс. руб. а проценты с него (по 50 руб.) ежегодно раздавались по жребию каждой из 10 девиц на приданое. Благотворительная мера должна была осуществляться ежегодно 3 июля при «Калужском общественном братьев Михаила и Павла Малютиных банке».

Покровительствуя при жизни такому известному в Калуге богоугодному заведению как Пятницкая богадельня (близ городского кладбища при церкви Петра и Павла (Пятницкой) на нынешней улице Телевизионной в Калуге), В. В. Теренин завещал внести в местное отделение Государственного банка вечным вкладом 12 тыс. руб., а проценты с этого капитала выдавать через Калужское купеческое общество на обеспечение в богадельне ещё 20 мужчин и женщин из любого сословия, кроме тех, которые уже получали поддержку. Проценты же с суммы в 2 тыс. руб. предназначались на улучшение содержания лиц, призреваемых в Пятницкой богадельне. Купец наказывал использовать ещё 4 тыс. руб. на приспособление помещений для проживания в богадельне 20 вышеуказанных лиц и 1 тыс. руб. на их обзаведение.

При Пятницкой богадельне во время голода 1891 г. была устроена бесплатная столовая, на обеспечение неимущих обедами в которой, Теренин завещал использовать проценты с 2 тыс. руб. вечного вклада. Согласно воле завещателя половина этих процентов должна была быть употребляема на обеды 30 января и 17 сентября — за упокой Любови, а 21 ноября — за упокой Василия и Марии и в день кончины самого В. Теренина.

Проявляя заботу о людях, лишившихся крова, В. В. Теренин предназначил 4 тыс. руб. на покупку или постройку в черте города ночлежного дома на 40 чел., завещав ещё 12 тыс. руб. на нужды будущего благотворительного заведения и на призреваемых в нём. Купец предполагал проценты с этого капитала использовать таким образом: с 3 тыс. руб. — на отопление и освещение ночлежного дома, с 1 тыс. руб. — на приспособления и ремонт и с 8 тыс. руб. на ежедневную покупку хлеба и соли для ужина приходящим на ночлег [3, с. 465]. При этом завещатель выразил желание, чтобы устройство ночлежного дома, разработка устава, порядка и надзора в нём за приходящими, были сделаны по общей договорённости между Калужским городским общественным управлением и сыном Н. Терениным.

На поддержку образования в губернии Теренин завещал 2 тыс. руб., проценты с них «Калужский общественный братьев Михаила и Павла Малютиных банк» обязывался отчислять городским приходским училищам в пособие бедным ученикам на покупку книг [3, с. 466].

По произведённым нами подсчётам, видно, что в общей сложности В. В. Теренин завещал на благотворительные цели капитал на общую сумму в 88 600 руб., что явилось значительным вкладом в решение насущных проблем калужских бедняков. По свидетельству дореволюционного автора В. И. Соловьева Калужская Городская дума, благодарная В. В. Теренину за труды, принесённые им на поприще благотворительности, испросила разрешения на установку его портрета в зале Городской думы [6].

Дело отца в славных традициях продолжил и его сын — Николай Васильевич Теренин (1859–1930) в семье которого родилось шестеро детей: Екатерина, Василий, Любовь, Михаил, Ольга и Александр. Н. В. Теренин являлся одним из попечителей Дома трудолюбия. Семью Терениных в 1899 г. посетило большое несчастье — на 14-м году жизни умер сын Н. В. Теренина — Василий, учащийся Калужского реального училища. В память о сыне была учреждена стипендия в 1 тыс. руб. лучшему ученику 5-го класса этого училища. Последняя стипендия была выдана в 1914 г. [5]. Нужно, к сожалению, отметить, что достаточно рано умерли и другие дети Н. В. Теренина. Согласно данным исследовательницы генеалогии рода Терениных М. В. Кислицыной, дочери Н. В. Теренина Екатерина и Любовь умерли в 6 лет и 23 года соответственно, сын Василий — в 17 лет, а другой сын — Михаил умер в 1914 году [4, с. 182].

В фонде Государственного архива Калужской области (Ф.87. Калужская городская управа), сохранился документ «Переписка с Комитетом калужского благотворительного общества о неимении препятствий к представлению к награде калужского купца Николая Васильевича Теренина», который на даёт нам возможность узнать, что за «труды и благотворительную обязанность по Благотворительному Обществу» Н. В. Теренин в октябре 1898 г. был удостоен звания потомственного Почетного гражданина г. Калуги [2].

Славились благотворительной деятельностью и купечество Боровского уезда Калужской губернии. Показательна судьба одного из богатейших боровских купцов Василия Николаевича Жданова. Как многие русские купцы и промышленники, В. Н. Жданов всегда старался помогать беднякам. В течение более чем 15 лет каждую осень многие боровчане получали от него дрова для отопления, а к празднику Пасхи по мешку муки. Давал В. Жданов деньги на покупку крупного рогатого скота, сельхозорудий, помогал отстроиться после пожаров. Но по жестокой иронии судьбы после Октябрьской революции помощь потребовалась самому Жданову. Он был арестован, его жена и трое малолетних детей лишились средств к существованию. В это трудное для купца и его семьи время, помнящие добро 96 боровчан обратились к властям с таким прошением: «Мы думаем, что власть бедняков и трудящихся отзовётся на нашу общую просьбу — освободить гражданина Жданова из тюрьмы, и вернёт ему все права свободного гражданина. Мы старались разъяснить вам, товарищи, кем для нас, беднейшего населения города, была семья Жданова, и мы верим, что вы поможете нам исполнить свой гражданский долг перед ней» [цит. по: 1, с. 50].

Как отмечает в своей публикации Л. Н. Аникина основными целями благотворительности, совершаемой боровскими купцами «были помощь отдельным конкретным людям, попавшим в сложное положение, и общегородские нужды. Беднейшим жителям города выплачивались пособия из средств городского общественного управления, на проценты с капитала отдельных купцов: Попова, Молчанова, братьев Протопоповых. На средства купцов и священников были организованы 2 городские и 2 сельские богадельни, в которых жили бедные женщины преимущественно из духовного сословия» [1, с. 46].

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что общественная и благотворительная деятельность представителей купеческих династии Калужской губернии Терениных, Ждановых, Протопоповых способствовала облегчению жизни многих беднейших жителей губернии, пусть не в полной мере, но содействовала преодолению жизненных коллизий, тем самым оставив о себе добрую память у калужан.

Литература:

1. Аникина, Л. Н. Вклад Боровских предпринимателей в православную культуру города // Материалы третьих районных образовательных чтений, посвященных памяти преподобного Пафнутия. Боровск, 2002, С. 46–50.

2. Государственный архив Калужской области. Ф. 87, оп. 1, д. 115, л. 1, 2.

3. Калужские епархиальные ведомости. 1897. неоф. ч. № 16. С. 464–467.

4. Кислицына, М. В. Династия купцов Терениных // Калуга в шести веках: Материалы 1-й городской краеведческой конференции, посвященной 625-летию Калуги. Калуга, 1997. С. 181–183.

5. Кислицына, М. В. Дом для молодоженов // Весть. 1998. № 229. 18 сентября.

6. Соловьев, В. И. Калужские благотворители // Калужские губернские ведомости 1897. № 82.

Основные термины (генерируются автоматически): Жданов, купец, процент, Пятницкая богадельня, благотворительная деятельность, вечный вклад, благотворительная деятельность представителей, калужская земля, Калужский общественный брат, россия.


Ключевые слова

благотворительная деятельность, калужское купечество, В. В. Теренин, Н. В. Теренин, В. Н. Жданов

Похожие статьи

Частная благотворительность и меценатство как один из видов...

Благотворительность и меценатство являются особой формой общественной деятельности. Важной чертой делового мира России конца XIX — начала ХХ стала идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Эта традиция была продолжена и в ХХI веке.

Калужский церковно-общественный вестник как источник...

Активная благотворительная деятельность проходила в церковно-приходских школах Калуги и ряде уездных центров губернии. Пожертвования были в виде денег, необходимых в армии вещей, продуктов и промышленных товаров, таких как мыло, папиросы, почтовая бумага, нитки.

Благотворительность как компонент социокультурной...

благотворительная деятельность, благотворительность, социальная помощь, россия, профессиональная деятельность, современное общество

Институт благотворительности в системе образования формирует общественно-социальный интерес к проблемам наполнения...

Благотворительность в России: прошлое и настоящее

благотворительная деятельность , благотворительность , социальная помощь , россия , профессиональная деятельность

Благотворительность и меценатство являются особой формой общественной деятельности . Важной чертой делового мира России конца XIX...

Государственная благотворительность в России во второй...

Традиции государственной благотворительной деятельности в России имеют давние традиции, восходящие к X-XI вв.

Общественное и частное призрение в России.

Благотворительность — это деятельность по вложению капитала в форме имущественных и.

Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце...

Рассмотрим общественную деятельность нижегородского купеческого общества. Данная деятельность заключалась в организации попечительства над различными учебными и благотворительными заведениями. Как уже было отмечено, в 1900 году...

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как...

Волонтёрская и благотворительная деятельность способствуют формированию в детях социально значимых нравственных качеств.

Благотворительность — это сфера возможностей реализации важных. Таким образом, благотворительная деятельность — это...

Этос купца | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова : купцы Тарасовы, предпринимательство, социокультурная и благотворительная деятельность, Армавир

Благотворительность в России: прошлое и настоящее. Для многих русских промышленников и купцов возможность приносить пользу...

Вклад ростовских купцов Парамоновых в просвещение...

Библиографическое описание: Окопная О. П. Вклад ростовских купцов Парамоновых в просвещение и

Один из крупнейших торговых центров России и, безусловно, самый

Представители купеческой династии Парамоновых, понимая важность увеличения числа...

Василий Павлович Зубов — достойный представитель...

Сведений о промышленной деятельности сохранилось мало. Исследователь Попова в своей работе лишь упоминает, что в городе Александрове «действовали красильная и ситцепечатная фабрика Товарищества мануфактуры В. П. Зубова».

Похожие статьи

Частная благотворительность и меценатство как один из видов...

Благотворительность и меценатство являются особой формой общественной деятельности. Важной чертой делового мира России конца XIX — начала ХХ стала идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения. Эта традиция была продолжена и в ХХI веке.

Калужский церковно-общественный вестник как источник...

Активная благотворительная деятельность проходила в церковно-приходских школах Калуги и ряде уездных центров губернии. Пожертвования были в виде денег, необходимых в армии вещей, продуктов и промышленных товаров, таких как мыло, папиросы, почтовая бумага, нитки.

Благотворительность как компонент социокультурной...

благотворительная деятельность, благотворительность, социальная помощь, россия, профессиональная деятельность, современное общество

Институт благотворительности в системе образования формирует общественно-социальный интерес к проблемам наполнения...

Благотворительность в России: прошлое и настоящее

благотворительная деятельность , благотворительность , социальная помощь , россия , профессиональная деятельность

Благотворительность и меценатство являются особой формой общественной деятельности . Важной чертой делового мира России конца XIX...

Государственная благотворительность в России во второй...

Традиции государственной благотворительной деятельности в России имеют давние традиции, восходящие к X-XI вв.

Общественное и частное призрение в России.

Благотворительность — это деятельность по вложению капитала в форме имущественных и.

Нижегородское купеческое общество и его деятельность в конце...

Рассмотрим общественную деятельность нижегородского купеческого общества. Данная деятельность заключалась в организации попечительства над различными учебными и благотворительными заведениями. Как уже было отмечено, в 1900 году...

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как...

Волонтёрская и благотворительная деятельность способствуют формированию в детях социально значимых нравственных качеств.

Благотворительность — это сфера возможностей реализации важных. Таким образом, благотворительная деятельность — это...

Этос купца | Статья в журнале «Молодой ученый»

Ключевые слова : купцы Тарасовы, предпринимательство, социокультурная и благотворительная деятельность, Армавир

Благотворительность в России: прошлое и настоящее. Для многих русских промышленников и купцов возможность приносить пользу...

Вклад ростовских купцов Парамоновых в просвещение...

Библиографическое описание: Окопная О. П. Вклад ростовских купцов Парамоновых в просвещение и

Один из крупнейших торговых центров России и, безусловно, самый

Представители купеческой династии Парамоновых, понимая важность увеличения числа...

Василий Павлович Зубов — достойный представитель...

Сведений о промышленной деятельности сохранилось мало. Исследователь Попова в своей работе лишь упоминает, что в городе Александрове «действовали красильная и ситцепечатная фабрика Товарищества мануфактуры В. П. Зубова».

Задать вопрос