Многофункциональный культурный центр: понятие, структура | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №5 (295) январь 2020 г.

Дата публикации: 30.01.2020

Статья просмотрена: 6841 раз

Библиографическое описание:

Супручева, О. А. Многофункциональный культурный центр: понятие, структура / О. А. Супручева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 350-353. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66917/ (дата обращения: 18.04.2024).



В настоящее время отечественными исследователями отмечается растущий интерес к многофункциональным центрам, в частности тем, которые задействованы в сфере культуры, ввиду их широкого распространения в нашей стране. Именно поэтому в данной статье рассматриваются понятия «культурный центр» и «многофункциональный культурный центр» с дальнейшим изучением его специфики и деятельности.

Согласно отечественным исследователям Н. М. Боголюбовой и Ю. В. Николаевой, понятие «культурный центр» означает учреждение, объединяющее в себе множество видов деятельности: реализацию разнообразных культурных проектов, обучение языку, подготовку лекций и семинаров, организацию курсов танцев и национальных искусств, проведение встреч с представителями национальной культуры, предоставление посетителям обширной библиотечной базы и др. [1]

По мнению Н. Н. Ярошенко, культурный центр — это «широко используемое обозначение для организаций, а также зданий или их комплексов, предназначенных для сосредоточения, преумножения и продвижения в жизнь окружающего их общества тех или иных ценностей, традиций и практик, лежащих в сфере культуры и искусства. По мнению исследователя, культурные центры могут существовать и в рамках общественных художественных объединений, и в порядке частных инициатив; равно как при государственном (правительственном) патронаже, или же силами активистов» [7].

В контексте анализа понятия «многофункциональный культурный центр» Н. Н. Ярошенко утверждает, что под ним следует понимать сознательное и преднамеренное объединение многих функций, которые могли быть реализованы отдельно [1, c.18].

Одним из масштабных проектов реализации государственной социокультурной политики в РФ является создание многофункциональных культурных центров в малых городах России. Основанием для разработки концепции создания многофункциональных культурных центров послужил Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»6. Создание многофункциональных культурных центров в городах России отвечает целям, принципам и задачам Основ государственной культурной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 года [2]. Предполагается, что реализация проекта по размещению многофункциональных культурных центров позволит создать благоприятные условия для полноценного межнационального культурного обмена, повышения качества жизни граждан и создания комфортной среды, развития городской инфраструктуры и создания новых рабочих мест, создания новых возможностей для творческой самореализации, духовного обогащения и физического развития жителей малых городов, предотвращения оттока населения, особенно молодежи, повышения качества услуг сферы культуры, туризма, физкультуры и спорта [3].

Функциональное многообразие индустрии досуга обеспечивает ей особое место в современной культуре — она, будучи одной из культурных индустрий, являет собой часть массовой культуры, которая развивается по законам глобальной стандартизации [4].

Заметное место в досуге России занимают досуговые комплексы и центры, проблематика деятельности которых является предметом системных исследований, регулярного изучения и преподавания в учебных заведениях. К таким центрам относятся в частности многофункциональные культурные центры [5].

Рассмотрим историю возникновения многофункциональных культурных центров за рубежом.

Создание досуговых центров датируется второй половиной ХХ в. как многопрофильных и многофункциональных заведений. Если однопрофильные досуговые учреждения придерживаются конкретного направления деятельности и объединяют людей различных социальных характеристик на основе общего интереса и общих потребностей (политические, военные, научно-технические, эстетические, спортивные, развлекательные, тематические), то многофункциональные функционируют как культурные комплексы и центры, в рамках которых действуют различные кружки, секции, объединения (творческого, развлекательного, спортивного характера), мастерские, а также игровые комнаты [6, c.17]. Среди многофункциональных центров (центры Краутри, Сандерлэнде в Великобритании, центры Дамосло, Карачонде в Венгрии, Сан-Диего в Калифорнии, США и др.) можно выделить несколько типов, каждый из которых характеризуется не только предоставлением определенных услуг, но и различными видами деятельности. Об этом свидетельствуют сами названия досуговых комплексов: «рекреационный центр», «центр досуга», «общественный кампус», «солнечный центр» и «культурный центр».

Зарубежные исследователи отмечают, что задачи и цели однопрофильных досуговых учреждений на этапе их становления трансформируются, а то и полностью меняются в процессе их дальнейшей деятельности вследствие расширения круга их функций, постепенного превращения в многофункциональные учреждения.

Одной из предпосылок зарождения и распространения досуговых культурных центров стало удовлетворение запросов и потребностей каждого человека, с учетом особенностей его производственной деятельности, условий жизни, семейного положения, этнической принадлежности, политических и религиозных взглядов. Так, клубы в Харлоу, Биллингеме, Блетчли (Великобритания) ориентированы преимущественно на спортивный досуг. Однако со временем, по инициативе руководства, помещения спортивных клубов начали использовать для проведения различных культурно-досуговых мероприятий — танцевальных вечеров, небольших самодеятельных концертов, спектаклей, игровых программ.

Зарубежные исследователи также подчеркивают, что причиной таких организационно-структурных изменений выступили:

  1. растущие потребности личности в непрерывном образовании, эффективность которого зависит от систематичности, гибкости и органического сочетания неформальных видов просветительской деятельности в досуговых учреждениях;
  2. недостаточное количество игровых площадок, детских садов, центров общения, мест для семейного досуга;
  3. преобладание регрессивных форм воспитания;
  4. дискриминационная политика в отношении этнических меньшинств;
  5. неудовлетворенность досуговых, культурных, художественных потребностей населения, его социальная активность [6, c.26].

Следовательно, соответствующая адаптация традиционных заведений досуга к требованиям современности (учет потребностей каждого человека, расширение направлений деятельности, объемов услуг и т. п.) стала движущей силой в преобразовании моноцентров на многопрофильные и полифункциональные учреждения, способные обслуживать посетителей по их интересам и потребностям.

Первые досуговые центры возникли вследствие частичной организационной интеграции уже действующих клубов, учреждений образования, спортивно-досуговых учреждений, библиотек, кинотеатров, отелей, магазинов, что способствовало их совместной деятельности, объединению усилий. Каждое заведение досугового комплекса характеризуется относительной самостоятельностью, а единственная административно-управленческая система, общие хозяйственно-технические службы формируются постепенно.

В 80-е годы ХХ в. мировая система кинопроката переживает кризис, резко уменьшается посещение кинотеатров. Преодолеть стагнационное состояние помогло создание мультиплексов, способных передавать изображение одновременно в несколько кинозалов, входящих в состав мультиплексного комплекса. Если в 1990 году мультиплексы составляли 8 % от общего количества кинотеатров, то уже с 1991 года наблюдается их увеличение: в 1991 году — 9,5 %, 1992–9,9 %, 1993–10,8 %, 1994–11,3 %, 1995–12,8 %, 1996–15,4 %, 1997–17,4 % и т. д.

В начале ХХ в. в Европе насчитывалось около 2500 кинозалов, действующих в системе мультиплексов. Особенность работы мультиплексного комплекса заключается в высоком качестве демонстрации кинолент, а также в соответствующем уровне досугового обслуживания посетителей — при комплексах открыты рестораны, кафе, удобно спроектированы зоны отдыха и культурного досуга.

Полная интеграция предполагает создание многофункционального досугового учреждения с единой организационной и хозяйственной структурой, но различными функциональными подразделениями (детским уголком, библиотекой, комнатами для культурных занятий, комнатами для отдыха, сетью торговых пунктов, помещений для проведения активного досуга).

Интеграция позволяет учитывать конкретные запросы и потребности различных групп взрослого населения, учитывать местные условия, традиции и обычаи, экономический и материальный потенциал района, создать благоприятные условия для специалистов досуговой сферы.

Рассматривая историю развития многофункциональной культурно-досуговой деятельности в России, необходимо отметить, что она во многом продиктована теми тенденциями, которые имеют место в зарубежной практике продвижения культуры в обществе. Это, в свою очередь, дало начало разработке Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [8] и государственной социальной политики в РФ [2], описанных ранее.

На заседании Правительства 5 сентября 2013 года принято Решение «О создании многофункциональных культурных центров в городах России». Протоколом заседания межведомственной комиссии по направлению «Гуманитарное развитие, художественное образование и творческое воспитание подрастающего поколения» при Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 21 мая 2013 года предусмотрена проработка с представителями регионов функциональных особенностей и приоритетных направлений деятельности каждого центра (кино, театр, выставки, образование, спорт и т. д.).

Согласно данному Решению, многофункциональные культурные центры на территории РФ представляются как выразительный архитектурный комплекс, включающий несколько зданий, целью использования которых является проведение различных видов культурных занятий в пределах одной рекреационной территории (театральная сцена, кинозалы, библиотека, студии для занятий музыкой, танцами или изобразительным искусством должны соседствовать со спортивными сооружениями).

К тому же многофункциональные культурные центры на территории РФ должны прилегать к территории, где люди традиционно проводят досуг, например, существующие парки культуры и отдыха, места, где проходят народные гуляния, что позволит привлечь к нему широкую аудиторию. Они должны превратиться в любимое место встреч, отдыха и общения детей, подростков, молодежи, людей старшего и пожилого возраста. Именно на этом и должно строить политику своей деятельности руководство подобных учреждений культурно-досугового характера.

Минкультуры России разработано четыре варианта планировки центров, которые оптимизированы по внутренней наполняемости и затратам на строительство. Фактически площадь центров составит от 1300 до 1800 кв. м в зависимости от потребностей конкретного города. Затраты на строительство одного Центра составят порядка 100 млн рублей, из которых до 50 % будет профинансировано субъектами Российской Федерации, а оставшаяся часть — из средств федерального бюджета. Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предусмотрены средства федерального бюджета на создание Центров в 2014 году — 897,75 млн рублей (в том числе проектирование — 47,2 млн рублей и строительство — 850,55 млн рублей), в 2015 году — 897,75 млн рублей (на строительство). В числе первых регионов, в которых уже ведется строительство многофункциональных культурных центров, следующие: республика Башкортостан, Татарстан, Карачаево-Черкесская, Карелия; Амурская, Архангельская, Вологодская, Иркутская, Калужская области и др.

Литература:

  1. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Роль зарубежных культурных центров в развитии современного межкультурного сотрудничества / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота. – 2012. – № 6 (20): в 2-х ч. – Ч. II. – C. 40-42. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2012_6-2_09.pdf (дата обращения 05.01.2020)
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
  3. Князева И.В., Сапрыкина А.Н. Формирование комплексного подхода к организации многофункциональных культурных центров в малых городах / И.В. Князева, А.Н. Сапрыкина // Креативная экономика. – 2015. – № 9(10). – С. 1291-1308. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/305096605_Formirovanie_kompleksnogo_podhoda_k_organizacii_mnogofunkcionalnyh_kulturnyh_centrov_v_malyh_gorodah (дата обращения 05.01.2020)
  4. Чижиков В.В. Культурные индустрии в контексте массовой культуры / В.В. Чижиков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – № 6 (62). – С. 61-67; Ярошенко Н.Н. Социокультурные функции индустрии досуга / Н.Н. Ярошенко // Развитие досуговых индустрий: история, теория и практика российских регионов: материалы второго Всероссийского научно-практического семинара с международным участием (Омск, 19 мая 2015 г.) / [редкол.: Л. В. Секретова (отв. ред.) и др.]. – Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015. – С. 19.
  5. Перкумене Д., Бутенас Р., Клейнене Д. Значение культурного центра как центра непрерывного образования населения / Д. Перкумене Р. Бутенас Д. Клейнене // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-kulturnogo-tsentra-kak-tsentra-nepreryvnogo-obrazovaniya-naseleniya (дата обращения 05.01.2020)
  6. Лазарева М.В. Многофункциональные пространства крупных общественных комплексов: диссертация кандидата архитектуры. – М., 2007. – С. 17.
  7. Ярошенко Н.Н. Многофункциональные культурные центры в дискурсе современной российской культуры: монография / Н. Н. Ярошенко, В. М. Чижиков; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры». – М.: МГИК, 2017. – С. 15.
  8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).
Основные термины (генерируются автоматически): центр, Российская Федерация, РФ, учреждение, федеральный бюджет, Великобритания, государственная социальная политика, мультиплексный комплекс, сфера культуры, Указ Президента.


Похожие статьи

Социальная политика Российской Федерации

В статье анализируется социальная политика Российской Федерации в условиях современного развития государства. Рассмотрено определение социальной политики с разных точек зрения.

Оценка состава и структуры расходов федерального бюджета на...

Социальная политика – наиболее актуальная, распространенная проблемы для России. Проблемы ее совершенствования подчеркивается на всех уровнях. Так, В.В. Путин в день своего назначения на должность издал указ «О мероприятиях по реализации государственной...

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке...

В настоящее время поддержка учреждений культуры на государственном

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента Российской Федерации от 7...

Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры

По определению, данному в современном экономическом словаре, бюджетное финансирование — предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы...

Современные проблемы социальной политики государства...

Государственное регулирование в социальной сфере. Задачи социальной политики заключаются в следующем: − социальная защита человека и его основных социально — экономических прав. Согласно статье 7 Конституции РФ: «Российская Федерация...

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности.

Анализ государственных расходов в области развития культуры...

Что касается перспектив реализации политики государственных расходов в сфере культуры и средств массовой информации в РФ, то здесь следует отметить активную политику государства, направленную на развитие данных сфер деятельности общества и экономики.

Значение государственной политики в совершенствовании...

Значение государственной политики в совершенствовании расходов на социальную сферу.

Расходы на культуру и спорта включают в себе расходы содержание учреждений

Во вторых, осуществляемая государственная политика в области культуры и спорта не...

Государственные программы: формирование и реализация

Постановление правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»; Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2014 № 168

Похожие статьи

Социальная политика Российской Федерации

В статье анализируется социальная политика Российской Федерации в условиях современного развития государства. Рассмотрено определение социальной политики с разных точек зрения.

Оценка состава и структуры расходов федерального бюджета на...

Социальная политика – наиболее актуальная, распространенная проблемы для России. Проблемы ее совершенствования подчеркивается на всех уровнях. Так, В.В. Путин в день своего назначения на должность издал указ «О мероприятиях по реализации государственной...

Понятие, значение и содержание системы мер по поддержке...

В настоящее время поддержка учреждений культуры на государственном

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указ Президента Российской Федерации от 7...

Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры

По определению, данному в современном экономическом словаре, бюджетное финансирование — предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы...

Современные проблемы социальной политики государства...

Государственное регулирование в социальной сфере. Задачи социальной политики заключаются в следующем: − социальная защита человека и его основных социально — экономических прав. Согласно статье 7 Конституции РФ: «Российская Федерация...

Доходы и расходы федерального бюджета Российской...

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности.

Анализ государственных расходов в области развития культуры...

Что касается перспектив реализации политики государственных расходов в сфере культуры и средств массовой информации в РФ, то здесь следует отметить активную политику государства, направленную на развитие данных сфер деятельности общества и экономики.

Значение государственной политики в совершенствовании...

Значение государственной политики в совершенствовании расходов на социальную сферу.

Расходы на культуру и спорта включают в себе расходы содержание учреждений

Во вторых, осуществляемая государственная политика в области культуры и спорта не...

Государственные программы: формирование и реализация

Постановление правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»; Указ Президента Российской Федерации от 21.03.2014 № 168

Задать вопрос