Нормативное регулирование банковского аудита | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 26.01.2020

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Котенева, А. В. Нормативное регулирование банковского аудита / А. В. Котенева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 134-137. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66775/ (дата обращения: 26.04.2024).



Нормативное регулирование аудита банковской системы осуществлялось Центральным Банком России. Были изданы документы, регламентирующие полноту деятельности банковских аудиторов.

На сегодняшний день в связи с принятием Федерального закона от 07.08.2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», и постановления Правительства РФ от 06.02.2002 года № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» функцию федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Министерство Финансов России [1].

При проведении аудиторских проверок применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» и стандарты, одобренные Комиссией при Президенте РФ. Поэтому осуществление регулирования аудиторской деятельности в банковской системе не отменяет изданных ранее нормативных документов [6].

Стандарт № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита «Порядок становления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год является аналогом утвержденный федеральный стандарт аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

При составлении аудиторской отчетности следует применять федеральные правила. В п. 4.12. положения № 10-П Банку России по его требованию представляется детализированный отчет о результатах аудиторской проверки. Этот раздел ставит Центробанк в привилегированное положение, т. к. позволяет затребовать заключение с более подробной и конфиденциальной информацией, которая содержится в аналитической части аудиторского заключения и детализированном отчете.

Банки и НКО обязаны предоставлять Банку России аналитическую часть заключения, а детализированный отчет по федеральному стандарту аудиторской деятельности № 6 не предусматривает детализированной части в аналитическом заключении. По результатом аудиторско проверки банк представляет в ЦБ РФ только аудиторское заключение, без каких–либо дополнений.

По статье 8 Федерального Закона № 119-ФЗ обязывает аудиторские фирмы хранить тайну об операциях аудируемых лиц. Сведения могут быть только предоставляться по решению суда в случаях предусмотренными законодательными актами РФ. В пункте 14 федерального стандарта аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита» указывается, что документы являются собственностью аудитора.

Основные нормативные документы, которые регулируют аудиторскую деятельность в банковском аудите являются:

– Федеральный Закон от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,

– Федеральный Закон от 08.0.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,

– Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 года № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»,

– Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.,

– Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.94 № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации” (действует с большими ограничениями),

– Положение Банка России от 23.12.97 № 10-П «О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год” (действует с большими ограничениями),

– Правило (Стандарт) N 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита «Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год” (Одобрено Экспертным комитетом при ЦБР по банковскому аудиту 8 сентября 1998 г., Протокол N 4) (действует с большими ограничениями),

– Правила (Стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (действует с ограничениями).

– Международные стандарты аудита, когда они не противоречат другим Правилам, утвержденным в Российской Федерации.

Президентом Российской Федерации 7 августа 2001 г. подписан Федеральный закон N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

До принятия данных законов и стандартов около семи с половиной лет аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществлялась в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ № 2263. В пункте 2 Временного правила аудиторской деятельности было указано, что правила начинают вступать в силу на всей территории Российской Федерации с момента опубликования настоящего Указа и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, который регулирует аудиторскую деятельность. Исходя из этого, можно сказать о том, что с принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в Российской Федерации начался новый этап развития аудита.

Своевременность усовершенствования законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации указывало на то, что Временные правила, уже не справлялись в полной мере в сложившихся условиях на рынке аудиторских услуг и отставали по многим критериям.

После принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторский сектор получил эффективную правовую базу и достоверная реализация Закона должна в дальнейшем развивать и укреплять аудит в России.

Во-первых следует сразу принять во внимание то, что правила аудиторской деятельности разработаны с учетом международных стандартов аудита. Официально утвержденный перевод МСА это и есть новые правила аудиторской деятельности. Многие инструкции приобрели правильную форму и интерпретацию и потеряли многозначность старых российских правил (стандартов). Сложно сказать, что это хорошо или плохо. Российский аудит всегда базировался на тех же принципах, что и международный, а все остальное уточнялось в комментариях.

Правила (стандарты), которые были приняты Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23 сентября 2002 г.:

правило (стандарт) N 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»;

правило (стандарт) N 2 «Документирование аудита»;

правило (стандарт) N 3 «Планирование аудита»;

правило (стандарт) N 4 «Существенность в аудите»;

правило (стандарт) N 5 «Аудиторские доказательства»;

правило (стандарт) N 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Правила, которые раскрывают цели и принципы аудита, посвящены теории, и почти не содержат практические аспекты. Когда появилось правило N 1 в числе первых вновь принятых правил как документа, которое содержит основополагающие принципы аудиторской деятельности, это придало логическое продолжение принятых стандартов. Другую роль играет правило «Существенность в аудите», которое по сути является инструментом, которое способно изменить весь ход проверки, а также скорректировать мнение аудитора.

На уровне государства аудиторская деятельность и ее регулирование возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день этот орган — Министерство финансов Российской Федерации. Основными функциями Министерства финансов РФ уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности является:

– разработка и передача на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

– наблюдение в установленном порядке аттестацию, обучение и повышение квалификации аудиторов в Российской Федерации и лицензирование аудиторской деятельности;

– организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями лицензионных требований и условий;

– надзор над соблюдением аудиторскими организациями федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

– разработка и определение порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций;

– обслуживание государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

– аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 06.02.2002 № 80.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29.03.2002 № 190.
  4. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03.06.2002 № 47н.
  5. Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2002 № 93н.
  6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 (с дополнениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 405).
Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, Российская Федерация, правило, Аудиторское заключение, стандарт, Постановление Правительства, банковский аудит, государственное регулирование, кредитная организация, уполномоченный федеральный орган.


Похожие статьи

Совершенствование системы стандартов аудиторской...

Совершенствование системы стандартов аудиторской деятельности и введение международных стандартов в РФ.

финансовый контроль, аудиторская деятельность, аудиторский контроль, государственный аудит, аудит, Российская Федерация, аудитор...

Современные аспекты контроля качества аудиторской...

Внутренний контроль качества аудита проводится аудиторской организацией и индивидуальным аудитором по следующим направлениям, которые предусмотрены ФСА № 7 «Внутренний контроль качества аудита» утвержденного постановлением Правительства РФ...

Понятие аудиторской деятельности в Российской Федерации

Характеристика аудита как деятельности негосударственных аудиторских организаций и

При характеристике аудиторской деятельности более уместно говорить о независимости как принципе

Чаще всего, на наш взгляд, провокатором изложения в аудиторском заключении...

Система контроля качества аудита в России | Статья в журнале...

Дальнейшее совершенствование аудиторской деятельности напрямую связано с обеспечением качества аудиторских услуг.

4. Российская Федерация. Постановление. Федеральный правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества...

Причины перехода на регулирование аудита в РФ...

аудиторская деятельность, стандарт, Россия, международный стандарт аудита, Российская Федерация, российское законодательство

В Казахстане аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, в Беларуси же...

Правовое регулирование банковской деятельности...

Ключевые слова: правовое регулирование, государственное регулирование, банковское законодательство, банковская деятельность, банковская система, Центральный Банк, Правительство Российской Федерации, Государственная Дума, Федеральный закон.

Современные подходы к аудиту государственных...

Понятие аудиторской деятельности в Российской Федерации. Существует внутренний аудит , государственный аудит . Органы государственной власти осуществляют государственный контроль , направленный на защиту государственных интересов, а аудиторская...

Проблемы перехода российских аудиторских организаций на...

Введение положений МСА в деятельность аудиторских организаций может служить гарантией качества предоставления аудиторских услуг.

аудиторская деятельность, стандарт, Россия, международный стандарт аудита, Российская Федерация, российское законодательство...

Проблемы осуществления аудиторского финансового контроля...

банковский аудит (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских

В свою очередь, Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности

Титова Л. Н. Система финансового менеджмента в органах государственного управления: внутренний...

Похожие статьи

Совершенствование системы стандартов аудиторской...

Совершенствование системы стандартов аудиторской деятельности и введение международных стандартов в РФ.

финансовый контроль, аудиторская деятельность, аудиторский контроль, государственный аудит, аудит, Российская Федерация, аудитор...

Современные аспекты контроля качества аудиторской...

Внутренний контроль качества аудита проводится аудиторской организацией и индивидуальным аудитором по следующим направлениям, которые предусмотрены ФСА № 7 «Внутренний контроль качества аудита» утвержденного постановлением Правительства РФ...

Понятие аудиторской деятельности в Российской Федерации

Характеристика аудита как деятельности негосударственных аудиторских организаций и

При характеристике аудиторской деятельности более уместно говорить о независимости как принципе

Чаще всего, на наш взгляд, провокатором изложения в аудиторском заключении...

Система контроля качества аудита в России | Статья в журнале...

Дальнейшее совершенствование аудиторской деятельности напрямую связано с обеспечением качества аудиторских услуг.

4. Российская Федерация. Постановление. Федеральный правило (стандарт) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества...

Причины перехода на регулирование аудита в РФ...

аудиторская деятельность, стандарт, Россия, международный стандарт аудита, Российская Федерация, российское законодательство

В Казахстане аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, в Беларуси же...

Правовое регулирование банковской деятельности...

Ключевые слова: правовое регулирование, государственное регулирование, банковское законодательство, банковская деятельность, банковская система, Центральный Банк, Правительство Российской Федерации, Государственная Дума, Федеральный закон.

Современные подходы к аудиту государственных...

Понятие аудиторской деятельности в Российской Федерации. Существует внутренний аудит , государственный аудит . Органы государственной власти осуществляют государственный контроль , направленный на защиту государственных интересов, а аудиторская...

Проблемы перехода российских аудиторских организаций на...

Введение положений МСА в деятельность аудиторских организаций может служить гарантией качества предоставления аудиторских услуг.

аудиторская деятельность, стандарт, Россия, международный стандарт аудита, Российская Федерация, российское законодательство...

Проблемы осуществления аудиторского финансового контроля...

банковский аудит (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских

В свою очередь, Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности

Титова Л. Н. Система финансового менеджмента в органах государственного управления: внутренний...

Задать вопрос