В статье автор рассматривает проблемы унификации валютного законодательства в рамках развития Евразийского экономического союза, учитывая преимущества и недостатки наличия принципа резидентства.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, резидентство, валютное регулирование, валютный контроль, таможенное законодательство, национальное законодательство, внешнеэкономическая деятельность.
Основу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как международной организации региональной интеграции составляют нормативно-правовые акты, которые представляют собой наднациональный уровень законодательства и имеют приоритетное значение для стран, входящих в состав ЕАЭС. Но несмотря на это, объединение стран происходит для реализации их конкретных целей и национальных интересов, в первую очередь, финансовых. В связи с этим вопросы в сфере валютной, кредитно-денежной и бюджетной политики, как правило, регулируются национальными актами, даже если они непосредственно связаны с перемещением товаров через таможенную границу. Государства-члены ЕАЭС охраняют свои финансовые интересы посредством ведения контроля внешнеэкономических операций своих резидентов, в первую очередь, юридических лиц. Само понятие «резидент» чаще всего применяется в рамках налогового права и обозначает физическое или юридическое лицо, находящееся под юрисдикцией того либо иного государства. Отсюда возникает принцип резидентства, заключающийся в принадлежности определенному государству лица, которое будучи зарегистрированным в нем, полностью подчиняется его национальному законодательству. Однако в таможенной сфере данный принцип играет не меньшую роль, ведь в рамках функционирования Евразийского экономического союза по-прежнему остаются вопросы, решение которых отводится исключительно национальному законодательству.
Принцип резидентства существовал в Таможенном кодексе Таможенного союза и был сохранен в Таможенном кодексе ЕАЭС. В общем виде данный принцип закрепляется в статье 449, согласно которой до вступления в силу международного договора в рамках союза, допускающего подачу декларации на товары любому таможенному органу на таможенной территории союза, декларация на товары подается таможенному органу государства-члена, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров [1]. Иными словами, подавать декларацию участник внешнеэкономической деятельности (участник ВЭД) может только в таможенный орган своей страны. Однако, текст данной статьи Кодекса предполагает в дальнейшем создание наднационального нормативного акта, который позволит декларанту одной страны выпускать свой товар в таможенном органе другого государства-члена ЕАЭС. Эта возможность активно обсуждается на протяжении последних нескольких лет, но на пути принятия решения возникают все новые препятствия, которые связаны в основном с валютной политикой стран.
На практике довольно часто случаются ситуации, когда принцип резидентства является причиной сильного удорожания логистики и стоимости перевозки. Предположим, что головной офис компании находится в одной стране ЕАЭС (т. е. юридическое лицо зарегистрировано в данной стране, является ее резидентом), а завод-производитель расположен в другой стране ЕАЭС, тогда данная компания должна будет сперва ввезти товар в страну, в которой находится головной офис, чтобы впоследствии его экспортировать за пределы территории ЕАЭС.
С точки зрения уплаты косвенных налогов принцип резидентства также наносит определенный финансовый ущерб компаниям, зарегистрированным в разных странах ЕАЭС, и осуществляющим торговлю между собой. Так, если казахстанская компания решит приобрести товар в Европе с целью его дальнейшей перепродажи российскому контрагенту, на границе с Белоруссией казахстанскому декларанту придется открыть процедуру транзита с уплатой обеспечения таможенных платежей, довезти товар до Казахстана, закрыть транзит, уплатить таможенные платежи и ввозной НДС, после этого вывезти товар для продажи в Россию и уплатить еще российский НДС на ввоз. И хоть при подтверждении уплаты ввозного НДС в России казахстанский НДС должен быть возмещен государством, схема работы усложняется как с логистической, так и с документальной точки зрения и влечет за собой дополнительные финансовые затраты.
Иными словами, среди преимуществ отмены принципа резидентства на первый план выдвигаются очевидная гибкость цепочек поставок, упрощение процедуры уплаты и возмещения НДС. Все это существенно сокращает затраты участников ВЭД. В связи с этим обсуждение целесообразности отмены принципа резидентства началось еще в 2014 году, когда было разработано Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 сентября 2014 г. № 177 «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О ходе дальнейшей работы по совершенствованию таможенного законодательства»», одним из пунктов данного проекта предусмотрена разработка мероприятий, которые позволят обеспечить создание условий для реализации права декларанта с 1 января 2020 г. подавать декларации на товары таможенным органам любого государства-члена Евразийского экономического союза [2].
Однако в настоящий момент отмена принципа резидентства и либерализация валютного регулирования в ЕАЭС связана с определенными трудностями. Взимание косвенных налогов при ввозе — главный фактор, который препятствует реализации отмены принципа резидентства. Согласно законодательству, ввозные таможенные пошлины взимаются в соответствии с Единым таможенным тарифом ЕАЭС и впоследствии перераспределяются между бюджетами государств-членов, что касается НДС и акцизов, то они взимаются в соответствии со ставками, установленными национальным законодательством, и зачисляются непосредственно в бюджет государства, на территорию которого ввозятся товары, без последующего перераспределения между странами ЕАЭС. В случае отмены принципа резидентства и реализации права декларанта подавать декларацию в любом государстве ЕАЭС незамедлительно встанет вопрос о порядке взимания и распределения косвенных налогов. Помимо косвенных налогов национальное законодательство устанавливает также и ставки вывозных таможенных пошлин, при этом в странах ЕАЭС под обложение вывозной пошлиной попадают разные категории товаров. В случае отмены принципа резидентства данный момент также требует определенной унификации.
Отдельный вопрос возникает с порядком уплаты таможенных платежей, так как на данный момент они должны уплачиваться в национальной валюте: может ли резидент Казахстана приобрести белорусские рубли для уплаты таможенной пошлины без открытия счета в белорусском банке? [3]. Сам порядок уплаты платежей в странах ЕАЭС несколько отличается: в России, например, платежи заводятся непосредственно на Единый лицевой счет Федеральной таможенной службы. Регистрация и идентификация участников ВЭД в таможне также должна быть приведена к единому формату и к тому же позволять вести учет и контроль лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность из любого государства ЕАЭС.
Таким образом, несмотря на ряд существенных преимуществ отмены принципа резидентства, на что рассчитывает в ближайшем будущем большая часть участников ВЭД, по-прежнему остается нерешенным ряд вопросов, в первую очередь затрагивающих валютное регулирование и валютный контроль. Подходить к данной проблеме необходимо комплексно и с проведением большого объема предшествующей работы, которая может оказаться гораздо более затратной по времени и финансам, чем принятие Таможенного кодекса ЕАЭС. Однако, по мнению автора, преимущества, которые получат государства в случае отмены принципа резидентства в среднесрочной перспективе способны окупить все затраты, связанные с принятием данного решения.
Литература:
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). / СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 сентября 2014 г. № 177 «О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии «О ходе дальнейшей работы по совершенствованию таможенного законодательства»». / Таможенный портал «Альта-Софт». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14kr0177/
- Интервью Министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Владимира Гошина ИА «Белта»: «Отмена принципа резидентства в ЕАЭС: стоит ли овчинка выделки?». / Евразийская экономическая комиссия [Официальный сайт]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/26–05–2015–2.aspx