Критика буржуазности и «буржуазного духа» Кристофером Г. Доусоном в сравнительно-историческом аспекте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 28.12.2019

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Комиссаров, А. Г. Критика буржуазности и «буржуазного духа» Кристофером Г. Доусоном в сравнительно-историческом аспекте / А. Г. Комиссаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65853/ (дата обращения: 12.08.2020).



Данная статья посвящена взглядам одного из крупнейших британских историков ХХ века Кристофера Г. Доусона относительно феномена «буржуазности» и «буржуазного духа, изложенные в его программной статье «Католицизм и буржуазный дух» 1935 года. Приводится Доусоновская трактовка данного феномена и влияния, оказанного им на историю Европы Нового времени, включая Реформацию, промышленный переворот и начало индустриализации. Дается характеристика буржуа как особого психологического склада людей. Обнаруживаются параллели между взглядами Доусона и ряда других мыслителей XIX-XX вв.

Ключевые слова: Кристофер Доусон, буржуазность, «буржуазный дух», католицизм, Реформация, Вернер Зомбардт, Антанас Мацейна.

Кристофер Генри Доусон (1889–1970) — английский католический историк, философ и культуролог, оказавший сильнейшее влияние на Арнольда Джозефа Тойнби и других значимых историков своего времени. Выросший в англиканской среде, в сознательном возрасте он перешел в католичество, считая именно эту ветвь христианства наиболее каноничной и приближенной к изначальной традиции. Отношение Доусона к Реформации и капитализму в целом может быть охарактеризовано как крайне негативное:

«Между духом буржуа и духом Христовым существует фундаментальная дисгармония…» [1, c. 223–229]

Буржуазия, по мнению Доусона, происходит из небольших городских коммун, по сути, находившихся за пределами традиционной иерархической схемы «духовенство-знать-крестьянство». С XVI века начинается процесс распада замкнутого мира-сообщества. Доусон подчеркивает, что в Англии становление буржуазии носило более медленный и последовательный характер, в отличие от большинства стран Центральной и Восточной Европы (в качестве примера приводятся Австрия, Германия и Россия), где высокой скоростью перехода одной формации в другую и объясняется стремительный рост классовой ненависти в обществе. Во многих работах Доусона выдвигается и отстаивается тезис о том, что буржуазно-промышленная цивилизация и буржуазная культура — не сущность Англии, а искажение сущности. Арнольд Дж. Тойнби выступает в целом как скептик по отношению к безудержному продвижению научно-технического прогресса, свидетелем которого ему приходилось бывать на протяжении всей его жизни, и на страницах своих воспоминаний пишет: «Приведенного выше обзора достижений науки и технологии за время моей жизни, пожалуй, достаточно — каким бы он ни был кратким, поверхностным и недостоверным, — для того чтобы подчеркнуть, что наука и технология — силы морально нейтральные. Это плоды нейтральных в моральном отношении интеллектуальных способностей Человека, и они вознаграждают Человека за его успехи в этой области человеческой деятельности тем, что наделяют его властью, которую он по желанию может использовать во имя жизни и добра или для смерти и зла». [2]

Урбанизм и индустриализацию Доусон трактует как «развод человека с землей», влекущий, помимо очевидного ухудшения экологической обстановки, и разрыв с национальной традицией, ведь старая английская цивилизация была по преимуществу аграрной.

Буржуа — «враг крестьянина не в меньшей степени, чем художника или ремесленника». Жизнь буржуа естественно и единственно верно связана с деньгами; единственный смысл его существования — «делать деньги», а развитие его социального превосходства показывает, до какой степени деньги господствуют над цивилизацией и человеческой жизнью. Вот почему большинство мыслителей прошлого относились к подобному типу людей негативно, ведь, по выражению Фомы Аквинского, бизнес «сам по себе не предполагает почетного и необходимого конца».

Пока христианский идеал оставался верховным, буржуазному духу трудно было утвердиться. Только после того, как Реформация разрушила контроль церкви над общественной жизнью, в Европе обнаружился подлинно буржуазный дух. Католическая же среда (в основном в романских странах) так и осталась для него неблагоприятной. Однако политические интересы некоторых представителей католической верхушки оказывали распространению Реформации немалую услугу. Английский историк Хилэр Беллок в своем биографическом труде «Ришелье», иллюстрирует деятельность кардинала Ришелье как наиболее успешный пример противодействия Контрреформации путем вступления Франции в Тридцатилетнюю войну на стороне протестантских государств. [3]

В своей программной статье «Католицизм и буржуазный дух» написанной в 1935 году, Доусон неоднократно ссылается на немецкого историка и экономиста Вернера Зомбарта, знакомство с трудами которого в ранние годы оказало сильнейшее влияние на формирование социально-экономических взглядов Доусона. Зомбарт в своих работах часто оперирует понятиями «буржуазного» и «эротического» типа личности, оппозиционными друг другу не на социальном, но уже на психологическом уровне, и речь здесь, таким образом, может идти об особых психологических темпераментах [4, c. 49]. Эротический тип — человек желания, подобный блаж. Августину или св. Франциску. Им противопоставляются люди «закрытого» типа, «фарисеи», люди, способные применять принцип расчета и приобретения не только к экономике, но и к самой религии; если первый тип стремится к отдаче и открытости духа, то второй всегда и везде стремится приобрести и ищет выгоды даже из отношений с Высшими Силами. Наиболее ярко оппозиция двух Зомбартовских типов предстает в контрасте культур «стран Контрреформации» с одной стороны, и Англии, Шотландии и Северной Америки — с другой [4, c. 194].

Наконец, нельзя не упомянуть о целом ряде философов, с которыми Доусон не был знаком ни лично, ни посредством прочтения трудов, но идеи которых обладают целым рядом схожих черт. Это, в первую очередь, литовский писатель и богослов, политический и общественный деятель периода межвоенной независимости Литвы и периода эмиграции Антанас Мацейна. В своем труде 1940 года «Падение буржуазии», написанном на основе курса лекций «Буржуазия, прометеизм и Христианство», приводит образное противопоставление двух духов — «буржуазного» и «прометеевского» — которые различны качественно, но являются одинаково противны духу христианскому. По мнению Мацейны, противостояние этих «духов» с переменным успехом наблюдалось на протяжении всей мировой истории, однако ХХ век сулит, по мнению Мацейны, полное поражение «буржуазного» духа и полный триумф одной из разновидностей «прометеевского» духа — фашистской или коммунистической (которые на практике могут предложить только войны. Страдания и гибель миллионов людей). Чтобы выжить, носителям «христианского духа» необходимо разорвать всякую связь с со старым либерально-буржуазным порядком, так как только «небуржуазное» христианство способно, по мнению Мацейны, поднять лозунги социальной справедливости и предложить Европе «непрометеевский» вариант развития. [5]

Из русских философов Мацейна отдает предпочтение Н. А. Бердяеву, Вл.С. Соловьеву и Е. Н. Трубецкому, а у последнего обнаруживаются те же самые признаки превращения в буржуа, что и у Мацейны — падение («устремление вниз») духа, и отсутствие глубинных духовных устремлений, занятие «общественной ниши» в качестве сначала основной, а затем единственной цели. Совершенно логичным следствием возвышения буржуазного начала («мещанства») в России, стал упадок «духовного желания» русского человека и появление некоей «нейтральной среды» внешнего комфорта и благополучия, которые, как покажет в дальнейшем мировая история и что найдет полное подтверждение и у Мацейны, и у Трубецкого, является лишь затишьем перед грандиозным мировым катаклизмом. [6, c. 67–68]

Выводы:

– упадок подлинной западноевропейской традиции, которая была неразрывно связана с католицизмом, ознаменовался реформацией и наступлением капитализма.

– конфликт пролетария и буржуа по Марксу — явление поверхностное; и тот, и другой мало чем отличаются друг от друга по своей сути, если они относятся к «закрытому» типу по Бергсону (или «фарисеям», как их нередко называл сам Доусон).

– экономических и политических перемен в обществе будет недостаточно для коренного изменения духа культуры.

«Истинную оппозицию к буржуазии следует искать не в коммунисте, а в духовном человеке — «человеке желания». Буржуазия должна быть заменена не столько другим классом, сколько другим типом человечества». [1, c. 223–229] Карл Маркс, по мнению Доусона, не был «человеком желания», и не осознавал необходимости наступления нового духовного порядка. Утопические социалисты Сен-Симона же поняли это, но ошибочно приняли идеализм за христианские ценности.

Литература:

1. Доусон К. Г. Католицизм и буржуазный дух / пер. с англ. яз., примечания и послесловие М. В. Медоварова // Труды Нижегородской духовной семинарии. Сборник работ преподавателей и студентов. Вып. 16. Н.Новгород, 2018. С. 223–239.

2. Тойнби А.Дж. Пережитое. Мои встречи. М., 2003. 598 С.

3. Беллок Х. Ришелье. Пер. с англ. Ю. В. Дубровина. — М.: Алетейа, 2002

4. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / Пер. с нем.; изд. подгот. Ю. Н. Давыдов, В. В. Сапов. — М.: Наука, 1994.

5. Maceina A. Buržuazijos žlugimas. Kaunas, 1940.

6. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991 С. 67–68.

Основные термины (генерируются автоматически): буржуазный дух, Англия, XIX-XX, дух, Европа, Маркс, мировая история, мнение, Россия, сильнейшее влияние.


Ключевые слова

Кристофер Доусон, буржуазность, «буржуазный дух», католицизм, Реформация, Вернер Зомбардт, Антанас Мацейна

Похожие статьи

Обзор отечественной историографии реформации XVI века на...

Во второй половине XIX века в России происходит становление истории как

Большое влияние на взгляды дореволюционных историографов оказали труды европейских

Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII...

Образ русского буржуазного мещанина в произведении...

«Крокодил» — один из немногих рассказов Ф. М. Достоевского, вызывающих смех. Но всё-таки это произведение не комедийное по духу: Достоевский направляет свою сатиру на современное ему общество, точнее сказать на «высшее общество», кажущееся автору абсурдным.

Венская система как политический план Александра I создания...

Для России первая четверть XIX века ознаменовалась большой активностью во

Англия же стремилась всячески противодействовать усилению влияния России в Европе.

в. деятельная поддержка усилий власть имущих со стороны общественного мнения, чего можно добиться с...

“Письма для поощрения гуманности” и понятие “дух времени”...

Дух времени, дух народа и дух исторических образований стали неотъемлемой частью

И именно Гердер предложил ту форму рефлексии об истории и современности, которая

Несмотря на это, как подчеркивает К.Левит, во многом благодаря Гердеру к началу XIX века...

Влияние пуританизма на формирование духовности Р. У. Эмерсона

Как известно, новоанглийский трансцендентализм является переломным моментом в жизни американского общества в первую очередь потому, что философско-религиозное мировоззрение, а именно пуританизм...

Либеральный журнал «Вестник Европы» и российское общество...

«Вестник Европы» издавался с марта 1866 г. и постепенно стал трибуной российского либерализма, центром научной и общественно-политической мысли России второй половины XIX века. Ощущая непосредственную причастность к европейской истории и культуре, журнал...

Терроризм: история и причины возникновения | Статья в журнале...

Терроризм в XIX столетии превратился в значимый фактор политической жизни. Прошедший XX век характеризуется повсеместным резким

Первая мировая война началась в июле 1914 года с выстрела террориста Гаврилы Принципа, убившего эрцгерцога Фердинанда в Сараево.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»...

Англия, Европа, Германий , мировая война , отношение, Россия , Германия , германский народ , Великобритания, мировая политика. Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского... Первая инсценировка романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » на русской...

Руссо и Байрон | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье исследуется вопрос о прикосновении, близости и общности этих двух мыслителей в поисках идейно-нравственных ценностей. Воспевание мира, свободы и равенства, верность общечеловеческим идеалам, единство слова и действия – вот то, что их объединяет.

Похожие статьи

Обзор отечественной историографии реформации XVI века на...

Во второй половине XIX века в России происходит становление истории как

Большое влияние на взгляды дореволюционных историографов оказали труды европейских

Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII...

Образ русского буржуазного мещанина в произведении...

«Крокодил» — один из немногих рассказов Ф. М. Достоевского, вызывающих смех. Но всё-таки это произведение не комедийное по духу: Достоевский направляет свою сатиру на современное ему общество, точнее сказать на «высшее общество», кажущееся автору абсурдным.

Венская система как политический план Александра I создания...

Для России первая четверть XIX века ознаменовалась большой активностью во

Англия же стремилась всячески противодействовать усилению влияния России в Европе.

в. деятельная поддержка усилий власть имущих со стороны общественного мнения, чего можно добиться с...

“Письма для поощрения гуманности” и понятие “дух времени”...

Дух времени, дух народа и дух исторических образований стали неотъемлемой частью

И именно Гердер предложил ту форму рефлексии об истории и современности, которая

Несмотря на это, как подчеркивает К.Левит, во многом благодаря Гердеру к началу XIX века...

Влияние пуританизма на формирование духовности Р. У. Эмерсона

Как известно, новоанглийский трансцендентализм является переломным моментом в жизни американского общества в первую очередь потому, что философско-религиозное мировоззрение, а именно пуританизм...

Либеральный журнал «Вестник Европы» и российское общество...

«Вестник Европы» издавался с марта 1866 г. и постепенно стал трибуной российского либерализма, центром научной и общественно-политической мысли России второй половины XIX века. Ощущая непосредственную причастность к европейской истории и культуре, журнал...

Терроризм: история и причины возникновения | Статья в журнале...

Терроризм в XIX столетии превратился в значимый фактор политической жизни. Прошедший XX век характеризуется повсеместным резким

Первая мировая война началась в июле 1914 года с выстрела террориста Гаврилы Принципа, убившего эрцгерцога Фердинанда в Сараево.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»...

Англия, Европа, Германий , мировая война , отношение, Россия , Германия , германский народ , Великобритания, мировая политика. Тема вины и наказания в романе Ф. М. Достоевского... Первая инсценировка романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » на русской...

Руссо и Байрон | Статья в журнале «Молодой ученый»

В статье исследуется вопрос о прикосновении, близости и общности этих двух мыслителей в поисках идейно-нравственных ценностей. Воспевание мира, свободы и равенства, верность общечеловеческим идеалам, единство слова и действия – вот то, что их объединяет.

Задать вопрос