Педагогические особенности развития организационных навыков менеджера социально-культурной деятельности в учреждениях культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 1014 раз

Библиографическое описание:

Селиванов, И. Ю. Педагогические особенности развития организационных навыков менеджера социально-культурной деятельности в учреждениях культуры / И. Ю. Селиванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3297/ (дата обращения: 19.12.2024).

B современной системе подготовки специалистов - менеджеров СКД необходима, на наш взгляд, модернизация, одной из важных составляющих которой является применение инновационных, интерактивных технологий в процессе развития организационных навыков менеджера СКД. Особое значение это приобретает в учреждениях культуры, в которых осуществляется деятельность на качественно новом уровне. Это порождает необходимость подготовки современных менеджеров на основе интерактивных технологий.

Использование интерактивных технологий в процессе развития организационных навыков менеджеров СКД, в учреждениях культуры, позволяет развивать у них коммуникативные, деловые качества, а также умение руководить персоналом. Обладая такой подготовкой, менеджер СКД может использовать полученные знания для эффективного управления учреждениями культуры, с целью создания новых культурных продуктов и услуг, в которых нуждается все современное культурное пространство.

Вопросами подготовки специалистов социокультурного менеджмента занимались такие исследователи как: Е.В. Клеппер, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Е.И. Жданова, B.C. Кабанов, М.М. Лебедева, Г.П. Тулупов, Н.В. Кротова, Ю.Д. Красильников, B.C. Садовская и др., а значительный вклад в проблему обучения и подготовки менеджеров СКД был внесен известными отечественными исследователями В.М. Чижиковым и В.В. Чижиковым, в их работе "Теория и практика социокультурного менеджмента" [3].

Мы считаем, что организационные навыки менеджера СКД в учреждениях культуры можно развивать с помощью технологий социокультурного менеджмента, а так же с помощью современных педагогических методов обучения базирующихся на интерактивных технологиях. Интерактивные технологии обучения позволяют развивать организационные навыки менеджера СКД на его рабочем месте.

За счет этого, у руководителей учреждений культуры появилась еще одна возможность развивать и совершенствовать навыки своих специалистов, такие как: мотивация, стимулирование, контроль, мониторинг, оптимизация, планирование, установление делового контакта. Прежде организационные навыки менеджера СКД можно было развивать с помощью учебной и методической литературы. В настоящее время появилась возможность развивать вышеозначенные навыки используя менеджмент-программы, которые можно отнести к современным и эффективным обучающими технологиями. Менеджмент-программы относятся к классу интерактивных технологий обучения, так как основа обучения состоит во взаимодействии менеджера СКД с самой программой и ее приложениями. Также учебные менеджмент-программы позволяют работать менеджеру СКД в составе группы. Преимущество менеджмент-программ перед обычными учебными материалами состоит в том, что процесс подготовки менеджера СКД может осуществляться на его рабочем месте, в учреждении культуры, что позволяет экономить время и улучшает качество подготовки менеджера СКД.

Одной из основных менеджмент-программ развивающих организационные навыки менеджера СКД, которой необходимо уделить внимание, является программа "ZOHO". Обучение менеджера СКД работе с ней позволяет развивать несколько организационных навыков одновременно. Программа обучает: оптимизации, нормированию, мониторингу, контролю и пр. [6]. При работе менеджера СКД над социокультурным проектом можно не только учиться создавать проект, но и моделировать несколько вариантов проекта, которые можно будет использовать в дальнейшей практической работе. Основной функционал программы позволяет переходить от обучения к практике, что значительно сокращает время подготовки менеджера СКД. А отработанные менеджером СКД навыки на такой программе как "ZOHO", можно использовать при работе с другими аналогичными программами. Более того, некоторые результаты работы менеджера СКД с социокультурным проектом можно будет также перенести в другие программы. К примеру, отдельные текстовые файлы, папки и органайзер.

Обучающие менеджмент-программы намного эффективнее обычных интерактивных методов обучения, которые используются в современной педагогике. Ролевые игры, тесты, тематические упражнения и групповые задания требует больших временных затрат и четкой организации процесса обучения. Современные менеджмент программы, такие как "ZOHO" позволяют сократить время обучения вдвое и требуют лишь присутствие менеджера СКД на рабочем месте. Современные менеджмент-программы являются своего рода тренажерами, которые помогают менеджеру СКД отрабатывать и закреплять организационные навыки.

Каким образом происходит данный процесс? Все начинается с составления тестовой модели социокультурного проекта. После того, как менеджер СКД прошел обучение по работе с программой "ZOHO", освоил базовый функционал программы, ему будет предложено создать первый тестовый вариант социокультурного проекта. Создание начинается с построения "дерева проекта". Оно представляет собой текстово-графическую модель, на которой фиксируются основные цели и задачи социокультурного проекта такие как: составление шоу-программы, организация и проведение праздника, создание арт-галерии и пр. На ней также фиксируется иерархия задач по уровням подчиненности от первого до последнего. Фиксируются временные этапы выполнения каждой задачи и статус завершенности.

В процессе построения "дерева проекта" у менеджера СКД вырабатывается навык организационного планирования, при повторном повторении работы навык закрепляется. Далее менеджер СКД переходит к заполнению учетных карточек на членов своей проектной команды. Он фиксирует их учетные данные и контактную информацию. После этого менеджер СКД устанавливает он-лайн контакт с каждым членом своей команды. В результате у менеджера СКД вырабатывается навык установления и поддержания контакта. При повторном выполнении задания навык закрепляется.

После отработки первых двух навыков, менеджер СКД переходит к самому сложному этапу - созданию плана-графика социокультурного проекта. Мы считаем этот этап наиболее сложным потому, что у менеджера СКД вырабатывается несколько навыков одновременно. Это контроль, мониторинг, нормирование, оптимизация. Необходимо отметить, что отработка организационных навыков на такой программе как "ZOHO", в отличии от других программ, упрощается тем, что менеджеру СКД не нужно выполнять множество лабораторных работ перед тем как перейти к созданию социокультурного проекта. Программа сама делает подсказки, которые можно использовать в процессе создания проекта. Однако каждую выполненную операцию необходимо повторить как минимум дважды, чтобы запомнить, как это делать.

План-график проекта - это уже и есть сам проект, только в тестовой версии можно использовать предполагаемые задачи и предполагаемых исполнителей. В рабочей версии проекта можно использовать те же схемы и графики, учетные карточки, только с реальными задачами и исполнителями. Составляя план-график, менеджер СКД учится распределять задачи по времени, количеству исполнителей, также менеджер СКД учится контролировать результаты выполнения задач. Самое главное для менеджера СКД - научиться составлять сбалансированный план-график, т.е. не перегруженный, где на каждого участника проекта определен равный с другими участниками объем работ.

Мы уже отметили ранее, что обучение менеджера СКД работе с программой "ZOHO" не требует выполнения лабораторных работ, и мы видим в этом одно из главных ее преимуществ. Ведь руководителю учреждения культуры не нужно приобретать учебный пакет, который может состоять из видео, аудио лекций, тестов, лабораторных работ. Достаточно подключиться к программе. Подключение к программе является другим ее преимуществом и удобством для руководителя учреждения культуры. Для этого достаточно иметь доступ к Интернету и работающий Интернет браузер. Однако необходимо отметить главный минус менеджмент-программы "ZOHO" - это отсутствие русифицированной версии. Поэтому руководителю учреждения культуры придется подтягивать знание английского у себя и своих менеджеров СКД. Впрочем, можно использовать аналогичную русифицированную менеджмент-программу "Менеджмент Лайт".

Несмотря на некоторые проблемы обучения менеджеров СКД и формировании их организационных навыков в учреждениях культуры на основе менеджмент-программ, этот вопрос является актуальным. Ведь эффективность интерактивных методов обучения подтверждается современными научными исследованиями. Так, согласно данным Мичиганского университета, опубликованным на официальном сайте в 2010г., отмечалось следующее: "закрепление организационных навыков у менеджеров происходит значительно быстрее, если в процессе обучения используются современные менеджмент-программы" [4].

Мы считаем, что менеджмент-программы не просто формируют организационные навыки, такие как: умение руководить людьми, ставить задачи, закреплять задачи за исполнителями, проводить мониторинг рабочего графика, но и развивают организационные навыки. Работая с менеджмент-программой, менеджер СКД учится выполнять каждую поставленную перед ним задачу быстрее, чем в предыдущий раз. За счет этого, у менеджера развивается операционная скорость и автоматизм, а это является гарантией быстрой и качественной работы, что немаловажно для учреждения, в котором он работает.

Литература:

  1. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике-М: "ИНФРА-М", 2004.

  2. Рыбаков М.А. Проектный менеджмент-М.: «ЭКСМО», 2006.

  3. Чижиков В.М, Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебник-М. МГУКИ, 2008.
  4. Официальный сайт Мичиганского Государственного Университета
  5. URL: http://www.umich.edu/ (Дата обращения: 07.10.2010).
  6. Электронная энциклопедия "Википедия": Методы обучения.
  7. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения (дата обращения; 03.10.2010).
  8. Официальный сайт программы "ZOHO"
  9. URL: http://www.zoho.com/ (Дата обращения: 11.01.2011).
Основные термины (генерируются автоматически): ZOHO, менеджер, социокультурный проект, учреждение культуры, навык, организационный навык менеджера, программа, рабочее место, руководитель учреждения культуры, социокультурный менеджмент.


Похожие статьи

Педагогические особенности использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии

Педагог высшей школы в процессе формирования нравственно-правовой культуры в вузе

Роль организационной культуры в процессе формирования и развития профессиональной компетентности управленческих кадров

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов

Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств

Похожие статьи

Педагогические особенности использования интерактивных методов обучения в процессе подготовки менеджеров социально-культурной деятельности

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности

Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности

Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии

Педагог высшей школы в процессе формирования нравственно-правовой культуры в вузе

Роль организационной культуры в процессе формирования и развития профессиональной компетентности управленческих кадров

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Особенности организационной структуры управления методической работой в современном образовательном учреждении

Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов

Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств

Задать вопрос