B современной системе подготовки специалистов - менеджеров СКД необходима, на наш взгляд, модернизация, одной из важных составляющих которой является применение инновационных, интерактивных технологий в процессе развития организационных навыков менеджера СКД. Особое значение это приобретает в учреждениях культуры, в которых осуществляется деятельность на качественно новом уровне. Это порождает необходимость подготовки современных менеджеров на основе интерактивных технологий.
Использование интерактивных технологий в процессе развития организационных навыков менеджеров СКД, в учреждениях культуры, позволяет развивать у них коммуникативные, деловые качества, а также умение руководить персоналом. Обладая такой подготовкой, менеджер СКД может использовать полученные знания для эффективного управления учреждениями культуры, с целью создания новых культурных продуктов и услуг, в которых нуждается все современное культурное пространство.
Вопросами подготовки специалистов социокультурного менеджмента занимались такие исследователи как: Е.В. Клеппер, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Е.И. Жданова, B.C. Кабанов, М.М. Лебедева, Г.П. Тулупов, Н.В. Кротова, Ю.Д. Красильников, B.C. Садовская и др., а значительный вклад в проблему обучения и подготовки менеджеров СКД был внесен известными отечественными исследователями В.М. Чижиковым и В.В. Чижиковым, в их работе "Теория и практика социокультурного менеджмента" [3].
Мы считаем, что организационные навыки менеджера СКД в учреждениях культуры можно развивать с помощью технологий социокультурного менеджмента, а так же с помощью современных педагогических методов обучения базирующихся на интерактивных технологиях. Интерактивные технологии обучения позволяют развивать организационные навыки менеджера СКД на его рабочем месте.
За счет этого, у руководителей учреждений культуры появилась еще одна возможность развивать и совершенствовать навыки своих специалистов, такие как: мотивация, стимулирование, контроль, мониторинг, оптимизация, планирование, установление делового контакта. Прежде организационные навыки менеджера СКД можно было развивать с помощью учебной и методической литературы. В настоящее время появилась возможность развивать вышеозначенные навыки используя менеджмент-программы, которые можно отнести к современным и эффективным обучающими технологиями. Менеджмент-программы относятся к классу интерактивных технологий обучения, так как основа обучения состоит во взаимодействии менеджера СКД с самой программой и ее приложениями. Также учебные менеджмент-программы позволяют работать менеджеру СКД в составе группы. Преимущество менеджмент-программ перед обычными учебными материалами состоит в том, что процесс подготовки менеджера СКД может осуществляться на его рабочем месте, в учреждении культуры, что позволяет экономить время и улучшает качество подготовки менеджера СКД.
Одной из основных менеджмент-программ развивающих организационные навыки менеджера СКД, которой необходимо уделить внимание, является программа "ZOHO". Обучение менеджера СКД работе с ней позволяет развивать несколько организационных навыков одновременно. Программа обучает: оптимизации, нормированию, мониторингу, контролю и пр. [6]. При работе менеджера СКД над социокультурным проектом можно не только учиться создавать проект, но и моделировать несколько вариантов проекта, которые можно будет использовать в дальнейшей практической работе. Основной функционал программы позволяет переходить от обучения к практике, что значительно сокращает время подготовки менеджера СКД. А отработанные менеджером СКД навыки на такой программе как "ZOHO", можно использовать при работе с другими аналогичными программами. Более того, некоторые результаты работы менеджера СКД с социокультурным проектом можно будет также перенести в другие программы. К примеру, отдельные текстовые файлы, папки и органайзер.
Обучающие менеджмент-программы намного эффективнее обычных интерактивных методов обучения, которые используются в современной педагогике. Ролевые игры, тесты, тематические упражнения и групповые задания требует больших временных затрат и четкой организации процесса обучения. Современные менеджмент программы, такие как "ZOHO" позволяют сократить время обучения вдвое и требуют лишь присутствие менеджера СКД на рабочем месте. Современные менеджмент-программы являются своего рода тренажерами, которые помогают менеджеру СКД отрабатывать и закреплять организационные навыки.
Каким образом происходит данный процесс? Все начинается с составления тестовой модели социокультурного проекта. После того, как менеджер СКД прошел обучение по работе с программой "ZOHO", освоил базовый функционал программы, ему будет предложено создать первый тестовый вариант социокультурного проекта. Создание начинается с построения "дерева проекта". Оно представляет собой текстово-графическую модель, на которой фиксируются основные цели и задачи социокультурного проекта такие как: составление шоу-программы, организация и проведение праздника, создание арт-галерии и пр. На ней также фиксируется иерархия задач по уровням подчиненности от первого до последнего. Фиксируются временные этапы выполнения каждой задачи и статус завершенности.
В процессе построения "дерева проекта" у менеджера СКД вырабатывается навык организационного планирования, при повторном повторении работы навык закрепляется. Далее менеджер СКД переходит к заполнению учетных карточек на членов своей проектной команды. Он фиксирует их учетные данные и контактную информацию. После этого менеджер СКД устанавливает он-лайн контакт с каждым членом своей команды. В результате у менеджера СКД вырабатывается навык установления и поддержания контакта. При повторном выполнении задания навык закрепляется.
После отработки первых двух навыков, менеджер СКД переходит к самому сложному этапу - созданию плана-графика социокультурного проекта. Мы считаем этот этап наиболее сложным потому, что у менеджера СКД вырабатывается несколько навыков одновременно. Это контроль, мониторинг, нормирование, оптимизация. Необходимо отметить, что отработка организационных навыков на такой программе как "ZOHO", в отличии от других программ, упрощается тем, что менеджеру СКД не нужно выполнять множество лабораторных работ перед тем как перейти к созданию социокультурного проекта. Программа сама делает подсказки, которые можно использовать в процессе создания проекта. Однако каждую выполненную операцию необходимо повторить как минимум дважды, чтобы запомнить, как это делать.
План-график проекта - это уже и есть сам проект, только в тестовой версии можно использовать предполагаемые задачи и предполагаемых исполнителей. В рабочей версии проекта можно использовать те же схемы и графики, учетные карточки, только с реальными задачами и исполнителями. Составляя план-график, менеджер СКД учится распределять задачи по времени, количеству исполнителей, также менеджер СКД учится контролировать результаты выполнения задач. Самое главное для менеджера СКД - научиться составлять сбалансированный план-график, т.е. не перегруженный, где на каждого участника проекта определен равный с другими участниками объем работ.
Мы уже отметили ранее, что обучение менеджера СКД работе с программой "ZOHO" не требует выполнения лабораторных работ, и мы видим в этом одно из главных ее преимуществ. Ведь руководителю учреждения культуры не нужно приобретать учебный пакет, который может состоять из видео, аудио лекций, тестов, лабораторных работ. Достаточно подключиться к программе. Подключение к программе является другим ее преимуществом и удобством для руководителя учреждения культуры. Для этого достаточно иметь доступ к Интернету и работающий Интернет браузер. Однако необходимо отметить главный минус менеджмент-программы "ZOHO" - это отсутствие русифицированной версии. Поэтому руководителю учреждения культуры придется подтягивать знание английского у себя и своих менеджеров СКД. Впрочем, можно использовать аналогичную русифицированную менеджмент-программу "Менеджмент Лайт".
Несмотря на некоторые проблемы обучения менеджеров СКД и формировании их организационных навыков в учреждениях культуры на основе менеджмент-программ, этот вопрос является актуальным. Ведь эффективность интерактивных методов обучения подтверждается современными научными исследованиями. Так, согласно данным Мичиганского университета, опубликованным на официальном сайте в 2010г., отмечалось следующее: "закрепление организационных навыков у менеджеров происходит значительно быстрее, если в процессе обучения используются современные менеджмент-программы" [4].
Мы считаем, что менеджмент-программы не просто формируют организационные навыки, такие как: умение руководить людьми, ставить задачи, закреплять задачи за исполнителями, проводить мониторинг рабочего графика, но и развивают организационные навыки. Работая с менеджмент-программой, менеджер СКД учится выполнять каждую поставленную перед ним задачу быстрее, чем в предыдущий раз. За счет этого, у менеджера развивается операционная скорость и автоматизм, а это является гарантией быстрой и качественной работы, что немаловажно для учреждения, в котором он работает.
Литература:
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике-М: "ИНФРА-М", 2004.
Рыбаков М.А. Проектный менеджмент-М.: «ЭКСМО», 2006.
- Чижиков В.М, Чижиков В.В. Теория и практика социокультурного менеджмента: Учебник-М. МГУКИ, 2008.
- Официальный сайт Мичиганского Государственного Университета
- URL: http://www.umich.edu/ (Дата обращения: 07.10.2010).
- Электронная энциклопедия "Википедия": Методы обучения.
- URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения (дата обращения; 03.10.2010).
- Официальный сайт программы "ZOHO"
- URL: http://www.zoho.com/ (Дата обращения: 11.01.2011).