Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 10 октября, печатный экземпляр отправим 14 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Долбикова, М. В. Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста / М. В. Долбикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 333-335. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65572/ (дата обращения: 28.09.2020).



Рифмование— один из важных этапов овладения речью

Рисуя или играя, дети часто рифмуют отдельные слова: играю-улетаю, стреляем-попадаем, свет-рассвет, зеленый-соленый, палочка-ударялочка. И не обязательно всегда эти пары слов имеют смысл. Прислушиваясь к речи детей, воспитатель часто слышит рифмы вроде кубики-рубики, гошка-картошка, курочка-покурочка.

Важно отметить, что дети часто повторяют рифмы из любимых литературных произведений или стихотворений, которые разучиваются в данный момент, например, солнышко — колоколнышко, лисичка-сестричка, кисонька-мурысонька, терем- теремок, он не низок не высок.

Воспитателю необходимо поощрять повторение рифмируемых слов из литературных произведений. Это воспитывает вкус к слову у ребенка, позволяет составлять свои пары слов по аналогии.

Стоит отметить, что если ребенку нравится рифмовать слова, напевать рифмованные фразы, он обязательно придумает и свои двустишия. И здесь особенно важна роль воспитателя, умеющего поддерживать игру ребенка, его увлечение, развить его способности в рифмовании слов.

Очень часто первые двустишия появляются из первой строки, которую произносит ребенок, а воспитатель, произнося вторую строку двустишия не спешит ее заканчивать, давая возможность юному поэту срифмовать строки.

  1. 1. Гоша, я налил уже воды,

Приходи ко мне…и ты.

  1. Белый, серый, голубой-

Это цвет любимый мой (и твой, и мой, для нас с тобой)

Иногда рифмы получаются у ребят в момент спора. Дети как бы передразнивают друг друга:

  1. Саша, воду наливай

Саша, воду выливай.

  1. Слава, стульчик подай.

Это будет наш трамвай.

Появляются небольшие двустишия в момент какого-то открытия, удивления, пока ребенок играет:

  1. Строил домик я коту,

получился дом слону.

  1. Полетел на самолете,

Оказался в вертолете.

Каким бы ни был творческий процесс создания рифмованных строк: самостоятельным или осуществленным при поддержке воспитателя- он требует всякого поощрения.

Распространенные ошибки вречи детей (из наблюдений воспитателя)

Речь детей во время занятий, в момент общения друг с другом, во время игр, бесед с воспитателем, в момент рассуждений, споров часто обращает на себя внимание воспитателя неправильной постановкой ударения в слове, неверным употреблением слова в форме множественного числа, нарушением чередования согласных в корне слова.

Эти нарушения нельзя оставлять без внимания. Воспитатель, исправляя речь ребенка предполагает и дальнейшую работу со словами: в которых дети часто допускают ошибки. Так, например, работая со словами «вода» и «красивее», воспитатель стремится как можно чаще произносить их вслух: «нальем воду, выльем воду, не разлей воду». Обсуждая детские работы по лепке или аппликации, воспитатель просит, чтобы дети сказали чья работа красивее, таким образом, слово неоднократно звучит, произнесенное взрослым и повторенное детьми, что позволяет лучше запомнить его правильную форму.

Распространенной ошибкой в речи детей является неправильное употребление существительных в форме множественного числа: «нет карандашов», «много семенов».

Что касается существительного «карандаши», то его основа оканчивается на шипящий звук. Оокончания таких существительных специфичны: они безударны. Тогда у ребенка в слове «карандашов» окончание «ов» оказывается ударным, но форма употребленного слова неверна.

Следует составить целую цепочку подобных слов, т. е. существительных мужского рода множественного числа, стоящих в родительном падеже, чтобы закрепить правильное произношение.

– У меня много карандашей.

– Прилетело много грачей.

– На сцене нет скрипачей.

– В группе нет малышей

Сслово «семена» относится к разносклоняемым существительным, которых в русском языке немного. На занятия по ознакомлению с природой формы этого слова звучат довольно часто. Ребенок быстро перестает делать ошибки, так что приводить цепочку слов из других несклоняемых существительных (знамен, племен, стремян) для запоминания нет необходимости.

Довольно часто в речи детей встречаются ошибки на чередование согласных в корне слов:

«чистее» вместо «чище» (т/щ)

«пахает» вместо «пашет» (х/ш)

«прятает» вместо «прячет» (т/ч)

Пока речь ребенка развивается, ему проще произнести новое слово так, чтобы оно было похоже на знакомое, часто произносимое: чистый, пахать, прятать. Знакомые согласные ребенок переносит в слово, форму которого он изменил. И лишь под наблюдением воспитателя ошибок в речи ребенка станет меньше.

Услышав от детей «я не наспался», «не до касайся до меня», воспитатель понимает, что эти новообразования появились за счет приставки «на» — обладают лексическим значением законченного действия. И лишь отрицательная частица придет слову значение не вполне законченного процесса.

Используя в своем слове «наспался» приставку «на», ребенок употребляет ее по аналогии с другими словами, так как именно она помогает передать смысл фразы.

Выражение «не докасайся до меня» становится ошибочным за счет предлога «до». Как часто ребенок слышит фразы, где приставка и предлог совпадают: — добеги до стены, допиши до конца, донеси до меня.

Свою фразу ребенок строит в соответствии со знакомымиему выражениями, не зная еще, что глагол «касаться» чаще всего используют с приставкой «при».

Ребенок строит предложение, произносит фразу или слово, уподобляя их знакомым по строению предложениям и фразам. Понимая это, воспитатель приходит к выводу, что именно его речь должна быть как можно разнообразнее, выразительнее, оригинальнее, интереснее. Поддержка родителей только ускорит процесс овладения ребенком литературных норм русского языка.

Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольников (из наблюдений воспитателя)

Формирование грамматических навыков у старших дошкольников происходит в процессе бытового общения, во время свободной игры, на прогулках. Продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Слушая речь своих воспитанников, обращают внимание на то, как описывают они предметы и явления. Дошкольники стремятся быть понятными, стараются передать свое эмоциональное отношение к описываемому.

Связная речь совершенствуется, усложняется за счет простых распространенных предложений, за счет сложных предложений разных видов. Иногда в сложные предложения дети включают причастие, деепричастные обороты.

В процессе совместных игр ребенок осваивает монологическую речь. Он старается говорить точно и правильно, чтобы донести до товарищей правила придуманной игры. Осваивает диалог, умение описывать предмет, картинку составлять, придумывать историю, сказку.

Старшие дошкольники с большим удовольствием инсценируют русские народные сказки. Образные выражения и обороты речи используется ими в игре. Такие игры — инсценировки совершенствуют синтаксическую сторону речи детей.

Воспитатель, чтобы обогатить речь детей сложными предложениями, предлагает записать рассказ, который ребенок как бы диктует. Ситуация письменной речи очень нравится детям, а педагогу помогает закрепить в активной речи детей сложный предложения разных видов.

Надо отметить, что синтаксические ошибки у старших дошкольников начинает преобладать над другими видами ошибок в речи. И воспитателю важно отвести главную роль в обучении связной речи и ее грамматическими формами — игре.

Дидактические игры иупражнения сграмматическим содержанием необходимое условие грамматической правильности речи

В возрасте 6–7 лет очень важно приобщить детей к обучающим (дидактическим) играм с правилами, которые организуются по инициативе воспитания. Дети любят играть, легко запоминают правила игры и порядок проведения. Педагог разъясняет правила, обеспечивает игровым материалом. По наблюдению воспитания, такие игры ценны. Они дают возможность закрепить знания детей о труде взрослых, о конкретных явлениях, о взаимоотношения людей, а детям расширить кругозор, познать родную речь, играя словами и их формами.

Обращает на себя внимание то, что именно в процессе игры дети стремятся говорить точно и правильно. Воспитатель, наблюдая за речью детей отличает критическое отношение к речи, стремление говорить грамотно особенность старшего дошкольного возраста.

Педагог приходит к выводу, что стремление к правильности появляется во всех сферах грамматики. В морфологии точнее усваиваются формы Родительного падежа множественного числа (носков, ключей). В словообразовании новые слова образованные с помощью суффиксов (хлебница, супница, солонка). В синтаксисе использование разных типов предложений.

Дидактические игры, упражнения с грамматическим содержанием, необходимое условие развития грамматически правильный речи. Экспериментируя со словами, выбирая правильную форму, ребенок учится вслушиваться в звучание речи, произвольно менять слово, выводить правила формообразования и словообразования.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, речь детей, воспитатель, множественное число, игра, речь ребенка, правильная форма, Родительный падеж, связная речь.


Похожие статьи

Формирование лексико-грамматических категорий у детей...

формы существительного родительного падежа единственного числа

Систематическая планомерная работа по формированию речи детей ведет к устранению общего недоразвития

ребенок, работа, множественное число, согласование прилагательных, речевая практика...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством...

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в последние годы, когда живое

Речевое творчество воспитатель ввела в дидактические игры, проводимые в утренние и вечерние

Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О. С. Ушакова, Е...

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Как правило, у детей недостаточно развита интонационная выразительность, часто встречаются проблемы в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Методика формирования связной монологической речи...

Речь у детей может развиваться естественным образом, в процессе общения, однако для ее

Автор предложила методику развития монологической речи детей дошкольного возраста, в

При этом автор обращает внимание на необходимость учить детей правильной логике...

Формирование словоизменения имён существительных у детей...

Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии речи происходит гораздо труднее, чем

Игры и упражнения с использованием грамматических тетрадей Е. М. Косиновой разработаны, чтобы научить детей: слышать в речи окружающих...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем к освоению диалогической речи [5]. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной...

Учите детей говорить правильно | Статья в сборнике...

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Для нормального становления речевой деятельности

Не стоит все проблемы ребёнка списывать на наследственность и экологию. Давайте поговорим, как в семье можно предотвратить или...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в...

Развитие связной речи в детском саду | Статья в журнале...

Монологическая речь — это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий. Обучение монологической речи — чрезвычайно сложное дело. По утверждению психологов, в частности А. А. Леонтьева, она...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке.

Похожие статьи

Формирование лексико-грамматических категорий у детей...

формы существительного родительного падежа единственного числа

Систематическая планомерная работа по формированию речи детей ведет к устранению общего недоразвития

ребенок, работа, множественное число, согласование прилагательных, речевая практика...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством...

Проблема развития речи у детей особенно актуальна в последние годы, когда живое

Речевое творчество воспитатель ввела в дидактические игры, проводимые в утренние и вечерние

Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]/ О. С. Ушакова, Е...

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Как правило, у детей недостаточно развита интонационная выразительность, часто встречаются проблемы в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Методика формирования связной монологической речи...

Речь у детей может развиваться естественным образом, в процессе общения, однако для ее

Автор предложила методику развития монологической речи детей дошкольного возраста, в

При этом автор обращает внимание на необходимость учить детей правильной логике...

Формирование словоизменения имён существительных у детей...

Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии речи происходит гораздо труднее, чем

Игры и упражнения с использованием грамматических тетрадей Е. М. Косиновой разработаны, чтобы научить детей: слышать в речи окружающих...

Развитие связной диалогической речи у детей с общим...

Именно формирование коммуникативной функции речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем к освоению диалогической речи [5]. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной...

Учите детей говорить правильно | Статья в сборнике...

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Для нормального становления речевой деятельности

Не стоит все проблемы ребёнка списывать на наследственность и экологию. Давайте поговорим, как в семье можно предотвратить или...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через...

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в...

Развитие связной речи в детском саду | Статья в журнале...

Монологическая речь — это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий. Обучение монологической речи — чрезвычайно сложное дело. По утверждению психологов, в частности А. А. Леонтьева, она...

Словарная работа по русскому языку в начальных классах

Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке.

Задать вопрос