В статье раскрываются проблемы реализации права несовершеннолетнего знать своих родителей. Рассматриваются особенности законодательного регулирования тайны усыновления и тайны донорства. Рассматривается зарубежный опыт, анализируются существующие точки зрения. Предлагаются варианты устранения пробелов в национальном праве.
Ключевые слова: право ребенка знать своего родителя, тайна усыновления, тайна донорства, усыновление, репродуктивные технологии.
The article describes the problems of realizing the right of a minor to know his or her parents. The features of the legislative regulation of the secrecy of adoption and the secrecy of donation are considered. Foreign experience is considered, existing points of view are analyzed. Options proposed to address gaps in national law.
Keywords: the right of the child to know his parent; the secret of adoption; the secret of donation; adoption; reproductive technologies.
Дети — это будущее любого государства. И от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Вопросы обеспечения и охраны прав и интересов детей является приоритетной задачей каждого государства.
Одним из важнейший прав несовершеннолетнего является право жить и воспитываться в семье и право знать своих родителей настолько, насколько это возможно. Эта норма закреплена в ст. 7 Конвенции о правах ребенка. В национальном законодательстве эта норма закреплена в ст. 54 Семейного кодекса РФ. Безусловно воспитание ребенка своими родителями в атмосфере любви, взаимопонимания и уважения является идеальным для становления умственно физически и психически здоровой личности. Но, к сожалению, большое количество несовершеннолетних остаются по тем или иным причинам без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 124 Семейного кодекса РФ приоритетной формой устройство детей оставшихся без попечения родителей является усыновление (удочерение). Согласно статистическим данным наблюдается устойчивый рост темпа числа семей, желающих взять ребенка на воспитание [7]. Вместе с этим усыновление сталкивается с определенными правовыми нюансами, в том числе и с тайной усыновления. В ст. 139 СК РФ закреплена норма о том, что лица, осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. Те лица, которые нарушили тайну усыновления привлекаются к административной или уголовной ответственности. Очевидно, что такая норма нарушает право ребенка знать своих родителей. Вопрос о тайне усыновления вызывает споры. С одной стороны, юристы считают абсолютно справедливым законодательной закрепление тайны усыновления. Они отмечают, что это необходимо для создания родственных, доверительных отношений между усыновленным и усыновителями. [5]. Раскрытие тайны усыновления может нанести ребенку тяжелую психологическую травму, затруднить дальнейшее нормальное воспитание ребенка, негативно отозваться на его здоровье [4; с.445–446].
Другие авторы считают тайну усыновления нецелесообразной, ссылаясь в том числе и на зарубежный опыт. В законодательстве ряда европейских стран тайна усыновления отсутствует как норма права. Так в Америке усыновители не скрывают от усыновленных факта усыновления и часто по просьбе выросших детей помогают им найти биологических родителей. Дети находят своих биологических родителей, поддерживают с ними отношения, общаются и никто не видит в этом ничего страшного. [1; с. 85–95]. В Италии сведения о родителях не считаются тайной и могут быть раскрыты в интересах усыновленного. Так, при вынесении решения об усыновлении суд по заявлению усыновителей может предоставить информацию о биологических родителях ребенка при наличии достаточных на то оснований; кроме того, такая информация может быть предоставлена по запросу главного врача лечебного учреждения, где находится ребенок, если владение такой информацией необходимо для лечения усыновленного. Законодателем Италии также предусмотрено право усыновленного знать свое происхождение, которое может быть реализовано путем обращения в суд. [2; с 298–300]. Стоит отметить, что в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг. была отмечена необходимость Перехода к системе открытого усыновления с отказом от тайны усыновления. Но законодательной реализации эта идея так и не получила.
Сообщать несовершеннолетнему о его биологических родителях или нет должен решать только усыновитель исходя из конкретной сложившейся ситуации в семье, опираясь на эмоциональную и психическую подготовленность ребенка, а также на другие факторы, имеющие значение. Считаю, что тайна усыновления в Российской Федерации на современном этапе предоставляет усыновителям возможность установить истинные крепкие родственные связи с усыновленным, гарантирует и охраняет семью от невмешательства третьих лиц. Одновременно с этим усыновители должны иметь возможность получить информацию о генетических родителях усыновленных при необходимости, в частности при выявлении или лечении каких-либо генетических заболеваниях. На это указал и Конституционный Суд в Постановлении от 16 июня 2015 г. № 15-П “По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» в связи с жалобой граждан Г. Ф. Грубич и Т. Г. Гущиной”.
Совершеннолетний гражданин должен иметь возможность по своему желанию получить информацию о своих биологических родственниках самостоятельно. Суд в каждом конкретном случае должен решать какую информацию о биологических родителях необходимо предоставить. При решении вопроса о раскрытии тайны усыновления суд должен руководствоваться принципом соблюдения баланса интересов. Следует обратиться к опыту итальянского законодательства. В Италии мать при отказе от ребенка может сделать заявление о неразглашении ее личности. Для того, чтобы не нарушить законодательство о защите персональных данных Законодатель, учитывая баланс интересов матери и ребенка, в праве раскрыть усыновленному лишь анонимную информацию [2; с. 298–300]. Такая информация не дает возможности установить личность матери, но дает возможность получить данные о родовых заболеваниях, психическом состоянии и другие данные имеющие значение для здоровья рода в целом.
Таким образом считаю, что на основании права ребенка знать своих родителей ст. 139 Семейного кодекса РФ необходимо дополнить пунктом 3, в котором закрепить, что «Тайна усыновления может быть раскрыта с согласия усыновителя при наличии веских оснований. Необходимость раскрытия тайны усыновления и объем предоставляемых данных определяется судом в каждом конкретном случае, исходя из соблюдения интересов ребенка».
А также в пункте 4 закрепить норму: «При достижении совершеннолетия усыновленный может по-своему желания получить информацию о биологических родственниках путем обращения в суд».
Демографическая проблема на сегодняшний день является актуальной для большинства европейских стран. Решение этой проблемы является приоритетной задачей в том числе и в нашей стране. По последним данным Россия занимает второе место среди стран, где выгодно иметь второго ребенка, что является немаловажным, как для внедрения новых технологий, так и для оказания помощи в обретении счастья материнства [3; с. 62–65]. В современном мире женщина часто наравне с мужчиной занимается построением карьеры, достижением финансового благополучия и не торопиться рожать детей. Вместе с тем, врачи отмечают, что после 35 лет женщине становится значительно труднее забеременеть. Ситуацию осложняет и тот факт, что более 70 % браков в нашей стране заканчиваются разводами. Достижения современной медицины позволяют решить репродуктивную проблему парам, у которых по каким-то причинам не получается самостоятельно зачать ребенка. Также к методам вспомогательных репродуктивных технологий может обратиться и одинокая женщина, которая хочет иметь ребенка.
В связи с тем, что каждый год растет число детей, зачатых и родившихся при помощи методов искусственного оплодотворения, возникает вопрос о нормативно-правовом регулировании определенных моментов. В национальном законодательстве предусмотрена тайна донорства и у ребенка, родившегося при помощи донорского материала, отсутствует право на получение информации о его генетическом происхождении. Это нарушает право ребенка знать своих родителей.
Отметим, что на начальном этапе применения вспомогательных репродуктивных технологий в Европейских странах также существовала тайна донорства. Это вытекало из права неприкосновенности частной жизни. Но дети, рожденные таким способом, подрастают, узнают о подробностях своего происхождения, и у них возникает естественное желание узнать о своих биологических корнях. Так начали формироваться движения за право знать своих родителей и законодателю пришлось обратить внимание на эту проблему. Ответным шагом законодателя стало создание банка спермы, где «Дети из пробирки» могли узнать общее описание своего биологического родителя. В 2004 г. Министерство здравоохранения Великобритании запустило программу UK DonorLink [6; с. 3–8]. В рамках этой программы доноры имели возможность регистрироваться, а дети, достигшие возраста 18-ти лет, могли получить информацию о своем биологическом родителе и возможных родственника.
С предложением об отмене анонимности выступили и представители органов здравоохранения. Аргументом являлось то, что многие болезни имеют генетическое происхождение и тщательное изучение здоровья донора позволит избежать многих болезней у его потомства. Результатом этих инициатив стало законодательное закрепление отмены тайны донорства в Великобритании в 2005 году. Дети, зачатые при помощи донорских яйцеклеток или спермы, получили право по достижению 18-ти лет знать информацию о своих биологических родителях. Негативным моментом снятия анонимности явилось резкое сокращение числа доноров и в центрах, специализирующихся на репродуктивных технологиях ощутилась нехватка донорских материалов.
На сегодняшний день во многих странах созданы специальные институты, которые занимаются сбором и хранением информации о донорах, а также предоставлением этой информации по запросу.
В России также должен быть создан единый реестр доноров, так как частные клиники, которые практикуют предоставление услуг по репродуктивным технологиям могут в любой момент остановить свою деятельность, закрыться, ликвидироваться. Вместе с клиникой исчезнут и данные о донорах. А эти данные могут понадобиться ребенку как минимум по медицинским соображениям.
Также законодателю следует принять во внимание, что в нашей стране массовое использование вспомогательных репродуктивных технологий началось сравнительно недавно. Только с 2014 года граждане имеют возможность воспользоваться процедурой ЭКО в рамках обязательного медицинского страхования по полису ОМС. Дети подрастут и как показывает практика США и Европы захотят узнать о своих биологических родителях. Это их право и государство должно предусмотреть возможность этим правом воспользоваться. Дети должны иметь возможность получить информацию из единого реестра доноров по достижению 18-ти лет. Беря во внимание то, что в дальнейшем количество процедур, а, следовательно, и рожденных с помощью ВРТ детей планируется только наращивать, то информация о биологическом родственнике также необходима для предотвращения кровосмесительных браков. При необходимости (по медицинским показаниям) ребенок должен иметь возможность по решению суда получить информацию о биологическом родителе и до достижения совершеннолетия. Это также является важным моментом в сохранении здоровья детей, зачатых при помощи ВРТ.
Считаю, что уже сегодня законодатель может предусмотреть альтернативное донорство и дать возможность донорам самим решать, оставить информацию о себе открытой или сохранить тайну донорства.
Россия должна брать положительный пример с зарубежных стран, необходимо двигаться вперед и улучшать свою правовую базу, принимая во внимание интересы несовершеннолетних.
Литература:
- Арутюнян Г. В. Правовое регулирование усыновления в РФ // Гражданин и право. — 2002. — № 3.
- Задесенская Я. В. Особенности правовой природы усыновления в России, Испании, Италии и Франции // Сборник Международной научнопрактической конференции «Межсистемные и межостраслевые связи в правовой сфере» / сост. Р. И. Асатуллин, Т. Р. Бахия, Д. А. Валеев и т. д. — Казань, 2013. — Т.1.
- Капралова А. Е. Проблемы законодательного регулирования вспомогательных репродуктивных технологий. // Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017.
- Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / З. А. Ахметьянова, Е. Ю. Ковалькова, О. Н. Низамиева и др.; отв. ред. О. Н. Низамиева). М.: Проспект, 2010. — 560.
- Летова Н. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М.: Волтерс Клувер, 2006 // СПС «КонсультантПлюс»
- Романовский Г. Б. Анонимность доноров половых клеток и современное семейное право.// «Семейное и жилищное право», — 2010, № 5.
- Федеральная служба государственной статистики https://www.gks.ru/folder/13807