Моделирование развития школьной системы образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 августа, печатный экземпляр отправим 2 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 19.12.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Куксина, Т. А. Моделирование развития школьной системы образования в России / Т. А. Куксина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 499-502. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65427/ (дата обращения: 06.08.2020).



В данной работе моделируются процессы новых философских тенденций, которые направлены на улучшение или некое изменение классно-урочной системы образования в Российской Федерации.

Ключевые слова: классно-урочная система образования, Я. А. Коменский, цели образования, продукт образования, системная модель.

Под рассмотрение попадает та самая система, которую создал еще Ян Амос Коменский в XVI веке. Главный посыл заключается в том, что система образования устарела, но никто ничего лучше не придумал.

Чтобы перейти к теме, для начала необходимо разобрать, что можно считать под главным запросом образования. До сих пор принято считать, что это обычный бытовой вопрос, который заключается в том, как человек живет и что ему надо? Отсюда следовало бы сделать вывод, что современная система образования выполняет данную задачу. Но если логически рассуждать, становится понятно, что состояние мира и общества в XVI и в XXI веках очень разнится. Существует идея, что классно-урочная система образования изжила себя, но пока нет альтернативы.

Представленная статья дает лишь некие рекомендации по улучшению вышеописанной ситуации.

На основе литературных источников, таких как «Диалектика Просвещения» Макса Хоркхаймера и Теодора Адорно и «Что такое просвещение» Иммануила Канта были выбраны следующие ключевые параметры, описывающие ситуацию [4,5]:

 Цели образования. Под целями подразумевается общая программа подготовки будущего поколения и мотивационная организация процесса. Если говорить простыми словами «Зачем все это нашему государству?» Обучение в учебных заведениях происходит затем, чтобы подготовить юные необузданные мозги к пониманию устройства мира и умению мыслить в определенных рамках, которые контролируют реакции и поведение граждан государства. Обучение в классно-урочной системе происходит для того, чтобы научить членов общества подчиняться власти.

Описание связей: Цели образования влияют на методы воздействия (см. пункт 3) с импульсом 0.7. Также цели влияют на сам продукт образования (см. пункт 8) с импульсом 0.4.

 Мотивация учеников получать образование. Здесь рассматриваются различные личностные мотиваторы, пусть это будет что-то материальное или духовное, но происходящее локально. То есть условия в определённой семье, личный опыт ученика. Рынок труда влияет на эту мотивацию, но более влияет мнение окружения человека, ибо именно на этом фоне формируется его собственное мнение по тому или иному процессу.

Описание связей: Мотивация учеников получать образование непосредственно влияет на сам продукт образования (см. пункт 8) с импульсом 0.5.

 Методы воздействия образования. Здесь скорее речь идет о методике, которую выбирают сами учителя и администрация учебного заведения.

Описание связей: Методы воздействия образования влияют на воспитание (см. пункт 6) с импульсом 0.1, на будущее (см. пункт 7) с импульсом 0.4, на творческую природу человека (см. пункт 4) с импульсом 0,2 и на критическое мышление (см. пункт 11) с отрицательным импульсом -0,6.

 Творческая природа человека. Как известно, это одна из главных черт, которая свойственна человеку. Априори он готов творить и быть творцом. Именно благодаря этому происходит новые научные открытия, культурные достижения, и это неотъемлемая часть любого процесса образования.

Описание связей: Творческая природа человека влияет на продукт образования (см. пункт 8) с импульсом 0.1.

 Запрос. В настоящие время узнать, каким запрос может быть, можно только благодаря прогнозированию и анализу. То есть это то, что будет необходимо в будущем, но пока точно никто не знает.

Описание связей: Запрос влияет на мотивацию учеников (см. пункт 2) с импульсом 0.1.

 Воспитание. Воспитание как продукт сформировавшихся и процессе формирования социально необходимых отношений к миру.

Описание связей: Воспитание влияет на продукт образования (см. пункт 8) с импульсом 0.4.

 Будущее. Оно формирует как раз запрос; мы его не знаем точно, но от него зависит результат всего процесса, выполнение или невыполнение поставленных задач и достижение необходимой цели.

Описание связей: Будущее влияет на власть (см. пункт 10) с импульсом 0.1. Также оно влияет на рынок труда (см. пункт 9) с импульсом 0.6 и на запрос (см. пункт 5) с импульсом 0.7.

 Продукт образования. Это то, что в итоге получаем на выходе из школы. Можно сказать, что это сформированная личность, готовая развиваться дальше, приносить пользу или вред обществу.

Описание связей: Продукт образования влияет на рынок труда (см. пункт 9) с импульсом 0.2.

 Рынок труда. Спрос и предложение рабочей силы, иными словами. Рынок труда рассматривается в определенный момент времени, который можно назвать «сейчас».

Описание связей: Рынок труда влияет на мотивацию учеников учиться (см. пункт 2) с импульсом 0.4. и на власть (см. пункт 10) с отрицательным импульсом -0.2.

 Власть. Образование в данной модели не рассматривается как процесс образования вне времени и пространства, оно имеет границы и контролируется властью государства, в котором базируется.

Описание связей: Власть влияет на цели образования (см. пункт 1) с импульсом 0.5, на критическое мышление (см. пункт 11) с отрицательным импульсом -0.4 и на воспитание (см. пункт 6) с импульсом 0.6.

 Критическое мышление. Грубо сказать, это именно то, чему не учат в школе, но что очень пригодится в жизни свободных людей. Умение мыслить не в рамках данного контекста позволяет человеку видеть ситуацию немного с иного ракурса: абстрагироваться от личной точки зрения или точки зрения, какой она должна быть, и увидеть истину и самобытность картины.

Описание связей: Критическое мышление влияет на социальную напряженность (см. пункт 12) с отрицательным импульсом -0.2. Также критическое мышление влияет на будущее (см. пункт 7) с импульсом 0.4.

 Социальная напряженность. Социальная напряженность как недовольство властвующей верхушкой других слоев населения. Может выражаться как в открытой, так и в скрытой формах.

Описание связей: Социальная напряженность влияет на власть (см. пункт 10) с отрицательным импульсом -0.3.

Вышеописанные факторы образуют систему, в которой один фактор влияет на другой, представленную на рисунке № 1.

Рис. 1. Системная модель классно-урочной системы образования

В матричном виде состояние системы имеет следующий вид, который представлен в таблице № 1.

Таблица 1

Матричный вид состояния системы

Согласно [1] были проведены расчеты для определения системных весов влияния рассмотренных факторов на развитие модели.

Исследование показало, что система находится в фазе эффективного менеджмента

Используя методику [2,3] определялись наиболее эффективные воздействия, в результате которых удалось выбрать наиболее выгодную стратегию развития. Этой стратегией является стратегия максимина. Стратегия заключается в постепенном снижении социальной напряженности, в том числе и через прогнозирование целей образования.

Литература:

 Горелов В. И. Управление развитием общества (теория и практика приятия решений) М., 2007. Монография.

 Горелов В. И. Современное геоэкономическое пространство: динамика макропоказателей. Безопасность Евразии, 2005, № 2 (28), стр 278–288

 Горелов В. И., Карелова О. Л., Ледашева Т. Н. Системное моделирование в социально-экономической сфере. Москва, 2012. Монография.

 Малер-Матьязова Е. «Что такое Просвещение?» — (философский ответ И.Канта и вопрос М.Фуко (По материалам Международного конгресса, посвященного 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти Иммануила Канта). М.: ИФ РАН, 2005)

 Max Horkheimer, Theodor W. Adomo Dialektik der Aufklaerung Philosophische Fragmente, 1969. / Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер: Диалектика просвещения. Философские фрагменты. Перевод на русский язык: М. Кузнецова. — СПб., 1997. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 21.03.2011.

Основные термины (генерируются автоматически): описание связей, пункт, импульс, Рынок труда, Продукт образования, социальная напряженность, отрицательный импульс, критическое мышление, мотивация учеников, классно-урочная система образования.


Ключевые слова

цели образования, классно-урочная система образования, Я. А. Коменский, продукт образования, системная модель

Похожие статьи

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

Виды мотивации: 1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности. - «Отрицательная» — это побуждения школьника, вызванное

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Библиографическое описание: Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из

Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе...

Критическое мышление как условие успешности педагога

Технология развития критического мышления учащихся является одной из востребованных педагогических технологий, используемых при построении урока в информационной образовательной среде. Что такое критическое мышление? Как его развивать у учащихся?

Пути решения проблемы низкой мотивации школьников на...

Современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из главных является отсутствие мотивации учащихся.

Ученик закономерно устает к концу дня, поэтому с течением времени все эти «толчки и импульсы» теряют силу, а с ней и пользу.

Ситуация успеха как фактор мотивации труда преподавателей...

Библиографическое описание: Артемьева Т. В. Ситуация успеха как фактор мотивации труда преподавателей пенитенциарных образовательных учреждений

Она может быть основана на вознаграждениях (внешняя положительная доминанта) и наказаниях (внешняя отрицательная...

Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО

Даны основные определения понятия «мотивация», выделы виды мотивов студентов групп 1–4 курсов «Лесное и лесопарковое хозяйство» техникума, формированию професси-ональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО).

Развитие коммуникабельности у учащихся среднего...

Библиографическое описание: Зайцева Ю. В. Развитие коммуникабельности у учащихся среднего профессионального образования

Технологии завтрашнего дня требуют людей, которые могут принимать критические решения, которые могут находить свой путь в новом...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников...

Библиографическое описание: Офицерова А. В. Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной

Стимулирование труда, по мнению А. Я. Анцупова и В. В. Ковалева — это, прежде всего внешнее побуждение, факт трудовой ситуации...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Похожие статьи

Формирование положительной учебной мотивации у школьников

Виды мотивации: 1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности. - «Отрицательная» — это побуждения школьника, вызванное

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Библиографическое описание: Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из

Интеграция способствует установлению смысловых межпредметных связей и формированию представления о школьной программе как системе...

Критическое мышление как условие успешности педагога

Технология развития критического мышления учащихся является одной из востребованных педагогических технологий, используемых при построении урока в информационной образовательной среде. Что такое критическое мышление? Как его развивать у учащихся?

Пути решения проблемы низкой мотивации школьников на...

Современное школьное образование имеет множество проблем, и одной из главных является отсутствие мотивации учащихся.

Ученик закономерно устает к концу дня, поэтому с течением времени все эти «толчки и импульсы» теряют силу, а с ней и пользу.

Ситуация успеха как фактор мотивации труда преподавателей...

Библиографическое описание: Артемьева Т. В. Ситуация успеха как фактор мотивации труда преподавателей пенитенциарных образовательных учреждений

Она может быть основана на вознаграждениях (внешняя положительная доминанта) и наказаниях (внешняя отрицательная...

Мотивация учебной деятельности студентов учреждений СПО

Даны основные определения понятия «мотивация», выделы виды мотивов студентов групп 1–4 курсов «Лесное и лесопарковое хозяйство» техникума, формированию професси-ональной мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования (СПО).

Развитие коммуникабельности у учащихся среднего...

Библиографическое описание: Зайцева Ю. В. Развитие коммуникабельности у учащихся среднего профессионального образования

Технологии завтрашнего дня требуют людей, которые могут принимать критические решения, которые могут находить свой путь в новом...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников...

Библиографическое описание: Офицерова А. В. Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной

Стимулирование труда, по мнению А. Я. Анцупова и В. В. Ковалева — это, прежде всего внешнее побуждение, факт трудовой ситуации...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её влияние...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Задать вопрос