Кроссфит, как средство физической подготовки курсантов летных вузов, нацелен на всестороннее развитие физической подготовленности, которая направлена на повышение силовых, скоростно-силовых качеств, а также функциональной подготовленности у курсантов.
Ключевые слова: курсанты, кроссфит, физическая подготовка, физические качества, тренировка.
Кроссфит представляет систему общей физической, специальной и функциональной подготовки курсантов, при этом система кроссфита предполагает адаптацию организма к различным видам физической нагрузки [1].
Цель проведения тренировочных занятий по системе кроссфит предусматривает развитие физических качеств у курсантов, таких как выносливость, сила, гибкость, скорость, координация. Также система кроссфита как средство подготовки курсантов летных вузов может быть направлена на улучшение работоспособности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, быстроты адаптации организма и смене тренировочных нагрузок. Кроме того, занятия физическими упражнениями по системе кроссфит успешно способствуют укреплению и росту различных групп мышц.
Кроссфит при проведении практических занятий у курсантов предусматривает высокоинтенсивную тренировочную систему общей и функциональной физической подготовленности, в основе которой лежит сочетание движений, а также различных двигательных действий, включая физические упражнения из видов спорта, таких как тяжёлая атлетика, гимнастика, гиревой спорт и пауэрлифтинг.
При этом появилась необходимость в разработке учебно-тренировочных программ в системе подготовки курсантов летных вузов, с использованием различных средств и методов, направленных на всестороннее развитие физических качеств и функциональной подготовленности [2].
Кроссфит, как система тренировки представляет постоянно варьируемые, высокоинтенсивные многофункциональные двигательные действия, в которых используются универсальные способы моторного рекрутирования, выполняемые посредством сокращения различных групп мышц. Они являются по своему содержанию сложными и многофункциональными. Подобные двигательные действия естественны и эффективны при перемещении тела, а также внешних объектов. Самый важный аспект при использовании системы кроссфит это способность быстро выполнять двигательные действия.
Тренировочные программы, с использованием средств кроссфита у курсантов летных вузов предполагают использование повторного, интервального и кругового метода тренировок, которые подразумевают выполнение нескольких упражнений с различными интервалами нагрузок и отдыха. Систему кроссфит можно представить как программу c использованием средств силовых и скоростно-силовых упражнений, состоящих из постоянно меняющихся упражнений высокой интенсивности [3].
Методика тренировок по системе кроссфит предусматривает следующие принципы:
– использование физических упражнений прикладного характера;
– осуществление физической подготовки на базе утренней гимнастики, в процессе боевой подготовки и проведения практических занятий;
– тренировочный характер при использовании физических упражнений;
– выполнение физических упражнений с использованием раздельного поточного и проходного методов при проведении практических занятий.
Тренировка по системе кроссфит подходит для курсантов с различным уровнем физической подготовленности, позволяет легко адаптировать организм занимающихся к разнообразным физическим нагрузкам. При этом варьируется вес снарядов, увеличивается или уменьшается величина физической нагрузки, применяются различные методы при выполнении физических упражнений [4].
Средства кроссфита подходят как для курсантов, занимающихся различными видами спорта, так и для курсантов, имеющих различные уровни физической подготовленности. На тренировочных занятиях по физической подготовки по системе кроссфит могут комбинироваться такие виды деятельности как: бег, спринтерские забеги, прыжки со скакалкой или на препятствия, лазания по канату, работа с различными отягощениями, кантование покрышек различного диаметра. [5].
Тренировка по кроссфиту предполагает разминку в спортивном зале или спортивной площадке в подготовительной части практического занятия, а также включает изучение и отработку новых двигательных действий в основной части и работу над ошибками в заключительной части занятия. При этом работа над ошибками проводится как индивидуально, так и коллективно вместе с преподавателем или среди самих курсантов.
Таким образом, система кроссфита, направлена на всестороннее развитие физической подготовленности, которая направлена на повышение силовых, скоростно-силовых качеств, а также для повышения функциональной подготовленности курсантов. В связи, с этим систему кроссфита рекомендуется применять в учебно-тренировочном процессе курсантов летных вузов.
Литература:
- Коц Я. М. Спортивная физиология: Учебник для институтов физической культуры / Я. М. Коц– М.: Физкультура и спорт. 1998. — 200 с.
- Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / Ю. Ф. Курамшин: Советский спорт. М.: 2010. — 320 с.
- Матвеев Л. П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. 4-е изд., испр. и. доп. — СПб.: Лань. 2005. — 384 с.
- Муравьев В. Л. Пауэрлифтинг. Путь к силе / В. Л. Муравьев.– М.: Издательство «Светлана П«. 1998. — 158 с.
- Хомяков Г. К., Павличенко А. В., Исмиянов В. В. Развитие силовой выносливости у студентов вузов. Методические рекомендации / Г. К. Хомяков, А. В. Павличенко, В. В. Исмиянов–Иркутск: ИрГУПС. 2009. — 38 с.