Кроссфит как способ повышения эффективности физической подготовки студентов вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 05.04.2016

Статья просмотрена: 4451 раз

Библиографическое описание:

Зиамбетов, В. Ю. Кроссфит как способ повышения эффективности физической подготовки студентов вуза / В. Ю. Зиамбетов, Ю. С. Астраханкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 1061-1063. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27862/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается кроссфит как один из способов повышения эффективности учебных занятий по физической культуре, направленный на формирование потребностей в физическом совершенствовании и самосовершенствовании. В ходе работы по внедрению упражнений из кроссфита в процесс физкультурного образования студентов определены наиболее оптимальные средства и методы силовой спортивной тренировки в данной области.

Ключевые слова: физическая подготовка, кроссфит, задание на день, студент, преподаватель

Образовательный процесс в вузе это динамичная деятельность, в которой происходят постоянные изменения. На современном этапе идет оптимизация организационно-управленческих структур, определение более действенных форм и методов организации учебно-воспитательной работы со студентами, которые предъявляют высокие требования к уровню методической подготовленности преподавателей в вузах и их работе по поиску путей повышения эффективности преподавательской деятельности. Данные особенности актуальны и для физкультурно-спортивной деятельности в вузе [1].

Кроссфит является одним из рациональных подходов, способствующих физическому воспитанию и оздоровлению студентов на занятиях по физической культуре. Благодаря кроссфиту, даже в пределах строго лимитированных затрат времени на учебных занятиях по физическому воспитанию, студенты будут получать больший эффект, выраженный не только в повышении общего уровня работоспособности, но и показателей физической подготовленности, глубинной и эстетической составляющей здоровья.

Кроссфит — комплекс упражнений, отличающихся высокой интенсивностью, регулярной сменой упражнений, включающий в себя составляющие тяжелой и легкой атлетики, бодибилдинга, пауэрлифтинга, фитнеса, классической гимнастики, гиревого спорта.

Впервые термин кроссфит фигурирует в 2000 году. Идея кроссфита принадлежит американцу Грегу Глассману. Он в 2001 году в Калифорнии открывает первый кроссфит-зал со специальными снарядами.

Основными особенностями кроссфита являются: во первых, всесторонее воздействие на организм студентов, способствующее повышению эффективности физической подготовки; во вторых, быстрота смены условий, приемов, обстановки, позволяют студентам работать быстрее, инициативнее, находчивее; в третьих, сочетание высокой эмоциональности и активности с эмоциональным напряжением, проявлением сдержанности и контроля; в четвертых, дух соперничества учит студентов действовать максимально напряженно, преодолевая все трудности.

Основная цель кроссфита: усовершенствование физических качеств человека, улучшение работоспособности, а также развитие быстрой адаптации к смене нагрузок.

Исходя из цели, кроссфит можно разделить на следующие виды:

1) Метаболические тренировки, направленные на улучшение работы сердечно сосудистой системы и выносливости — бег, плаванье, велосипед, гребля, прыжки на скакалке и т. п.

2) Гимнастика, способствующая улучшению контроля над собственным телом (весом) — подтягивания, отжимания обычные и с использование колец и брусьев, стойка на руках, приседания без веса, ходьба выпадами и т. д.

3) Работа с отягощениями, развивающая навыки по приложению силы к внешним объектам — тяжелая атлетика и пауэрлифтинг — приседания со штангой, жим штанги, становая тяга и т. д.

Однако, как правило, все они представляют единый комплекс и выполняются поэтапно в течение недели.

Занятие кроссфитом подходит людям любой физической подготовки, а также является тренировкой различных видов спорта. Бег, легкая и тяжелая атлетика, плавание, гиревой спорт и т. д. в комбинации позволяют человеку получить равномерное и полноценное физическое развитие. При этом прорабатываются не только мышцы, но и развивается дыхательная система и выносливость организма в целом.

В ходе научного исследования вопросов организации и построения физической подготовки девушек в образовательном процессе Оренбургского государственного университета установлено, что система тренировки по направлению кроссфит является одной из наиболее актуальных, востребованных и эффективных методов общей физической подготовки данного контингента [2].

По результатам опроса было выявлено, что основной целью занятий являются улучшение выносливости 56, похудение 22, набор мышечной массы 20, другое 2.

Важной особенностью кроссфита является вариантивность, то есть каждая тренировка имеет новую программу. В кроссфите это называется «workout of the day», или WOD — задание на день, которое можно сделать составной частью программы физической подготовки студенток.

Занятия по физической культуре включают в себя: общую разминку, развивающий блок и 15–20 минут высокоинтенсивной тренировки. Для повышения мотивации студенток возможно применение элементов соревнования — подсчёт баллов и достижение различных уровней. Основными правилами тренировки являются максимальная интенсивность, частота тренировок, минимальность или отсутствие отдыха, изменение направления нагрузок на каждом занятии.

Примеры кроссфит-упражнений:

Толчок — подъём штанги с пола и жим над головой.

Бурпи — начиная с положения стоя, быстро принять упор-лёжа и сделать одно отжимание, после чего быстро вскочить и выпрыгнуть вверх из приседа.

Рывок — мощный рывок штанги с пола, под которую нужно подсесть студентке, а затем выжимать из приседа.

Трастеры — жим штанги с плеч, стоя, под которую нужно подсесть студентке, а затем выжимать над головой.

В кроссфите используются гири, медицинские мячи, канаты, кольца, скакалки и тренажеры для гребли.

Пример одного из занятия по физической культуре в Оренбургском государственном университете: 5 кругов по 5 упражнений (10 приседаний со штангой, жим штанги от груди стоя — 10 повторений, тяга штанги в наклоне — 10 повторений, отжимания от пола — 20 повторений, скакалка 30–60 секунд).

Занятия по физической культуре, организованные по системе кроссфит имеют значительные преимущества по сравнению с интервальной (круговой) тренировкой. Интервальная тренировка — тренировка, основанная на временной смене рабочих станций, где на каждой станции выполняются упражнения (или специальное движение) на конкретную мышечную группу за определенный промежуток времени, целью которой является за ограниченный период времени подготовить организм к выполнению работы высокой интенсивности. Данный вид подготовки имеет строгое ограничение по времени (подхода, отдыха), количества кругов.

Занятие кроссфитом — это:

  1. Просто — большинство упражнений не требует определенного инвентаря, достаточно лишь стадиона и турника с брусьями.
  2. Универсально — возможность достижения любой цели — улучшение выносливости, похудение, набор мышечной массы и т. д.
  3. Интересно — благодаря большому количеству упражнений можно постоянно разнообразить свои тренировки [2].
  4. Эффективно — равномерное и полноценное физическое развитие.

Главный недостаток кроссфита — это экстремальные нагрузки, сопровождаемые повышенной травматичностью и риском сердечно-сосудистых осложнений. Так как, выполняя упражнения, ориентация идет не на технику, а на скорость и большой вес, вероятность нанесения повреждений многократно увеличивается. Поэтому все упражнения необходимо выполнять под присмотром преподавателя [1].

Кроссфит для подавляющего большинства спортсменов и любителей — это философия здорового образа жизни, включающая занятия физической деятельностью, правильное питание, использование разнообразных научно обоснованных диет, определенный объем знаний, мотивацию к саморазвитию и всестороннему самосовершенствованию. Сегодня программа кроссфит адаптирована для любого человека, активно занимающегося физической деятельностью. Одновременно с этим, она максимальная функциональна и вариативна.

В результате исследования установлено, что система неспециализированной высокоинтенсивной подготовки кроссфит положительно влияет на уровень физической подготовленности студентов. Было замечено увеличение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, способствующее овладению знаниями современных подходов к организации физической подготовки, навыками и умениями самостоятельной физической тренировки [3].

Занятия кроссфитом удовлетворяют многообразные потребности личности, выполнение которых позволяет развивать физические качества, двигательные умения и навыки, а также содействует удовлетворению социально значимых потребностей личности — стремление к развитию, познанию, общению, соревнованию, положительным эмоциям; достижению конкретно поставленных целей; развитию волевых, нравственных и эстетических черт личности. Кроссфит вносит разнообразие и эффективность в физическую подготовку студентов высших учебных заведений.

Литература:

  1. Зиамбетов, В. Ю. Основы научно-исследовательской деятельности студентов в сфере физической культуры [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / В. Ю. Зиамбетов, С. И. Матявина, Г. Б. Холодова; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2015. — 103 с. — ISBN 978–5-7410–1340–3
  2. Зиамбетов, В. В. Военно-прикладная физическая подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов: методические рекомендации / В. Ю. Зиамбетов; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2014. — 54 с.
  3. Зиамбетов, В. Ю. Историческое фехтование как эффективное средство физического и патриотического воспитания / В. Ю. Зиамбетов, В. Ю. Зиамбетов // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. — № 12 — С. 30–34.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, занятие, физическая подготовка, жим штанги, высокая интенсивность, гиревой спорт, мышечная масса, образовательный процесс, Оренбургский государственный университет, полноценное физическое развитие.


Ключевые слова

преподаватель, студент, физическая подготовка, кроссфит, задание на день

Похожие статьи

Современные фитнес-программы в организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Авторами статьи рассматривается характер управленческой деятельности и рациональное применение фитнес — программ в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Проанализировано влияние кроссфита на функциональную систему организм...

Формирование музыкальной культуры студентов

В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Хара...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов

В статье описаны методы круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости студентов. Этот вид занятий является одним из наиболее прогрессивных организационно-методических форм физической подготовки. Изучены взгляды ведущих ученых на ...

Коучинг как метод обучения повышению мотивации к учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений

В статье проанализирована проблема мотивации учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений, представлены результаты социологических исследований, предложен современный инструмент (технология) — коучинг, способствующий решению различ...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Методика занятий стретчингом с женщинами первого периода зрелого возраста

Статья рассматривает стретчинг как одно из ведущих направлений оздоровительной физкультуры; исследуется воздействие стретчинга на организм женщины в плане оздоровления, повышения гибкости суставов и позвоночника. Исследуется организационный и содержа...

Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки

В статье рассматривается значимость и актуальность воспитания гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, приводятся результаты исследования включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитан...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как условие повышения уровня физической подготовленности младших школьников

В статье рассматривается понятие физической подготовленности как основного фактора физического здоровья. Показано, что включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников способствует повышению уровня их физической п...

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Похожие статьи

Современные фитнес-программы в организации профессионально-прикладной физической подготовки студентов

Авторами статьи рассматривается характер управленческой деятельности и рациональное применение фитнес — программ в целях профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Проанализировано влияние кроссфита на функциональную систему организм...

Формирование музыкальной культуры студентов

В статье рассматриваются способы качественного обеспечения эффективной подготовки высококлассных специалистов, научно-практические подходы к профессиональному усвоению художественных дисциплин с целью формирования музыкальной культуры студентов. Хара...

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Метод круговой тренировки как форма физической подготовки студентов

В статье описаны методы круговой тренировки, направленные на развитие силовой выносливости студентов. Этот вид занятий является одним из наиболее прогрессивных организационно-методических форм физической подготовки. Изучены взгляды ведущих ученых на ...

Коучинг как метод обучения повышению мотивации к учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений

В статье проанализирована проблема мотивации учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений, представлены результаты социологических исследований, предложен современный инструмент (технология) — коучинг, способствующий решению различ...

Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверн...

Методика занятий стретчингом с женщинами первого периода зрелого возраста

Статья рассматривает стретчинг как одно из ведущих направлений оздоровительной физкультуры; исследуется воздействие стретчинга на организм женщины в плане оздоровления, повышения гибкости суставов и позвоночника. Исследуется организационный и содержа...

Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки

В статье рассматривается значимость и актуальность воспитания гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, приводятся результаты исследования включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитан...

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как условие повышения уровня физической подготовленности младших школьников

В статье рассматривается понятие физической подготовленности как основного фактора физического здоровья. Показано, что включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников способствует повышению уровня их физической п...

Подходы к организации военно-научной работы курсантов на современном этапе

В статье представлен опыт внедрения новых подходов при организации научно-исследовательской работы курсантов военного вуза за счет применения современных педагогических технологий, с целью их активного включения в процесс научного познания, развития ...

Задать вопрос