Процесс формирования правовых механизмов банкротства в законодательстве отдельных германских стран | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (285) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.11.2019

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Никанорова, М. И. Процесс формирования правовых механизмов банкротства в законодательстве отдельных германских стран / М. И. Никанорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 343-344. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64251/ (дата обращения: 17.12.2024).



Первые признаки появления института несостоятельности (банкротства) зародились ещё в период древнейших времён. Так, например, в Древней Греции, если отец семейства был неспособен расплатиться по долгам, вся семья попадала в долговое рабство, до тех пор, пока они полностью не компенсируют убытки кредитора своим физическим трудом на него.

Также в Римской Империи были созданы «Законы XII таблиц», в которых содержались нормы, регулирующие ответственность должника перед кредитором. Руководствуясь этим законом, кредиторы могли применять к должнику, который не исполнил обязательства, членовредительские наказания.

Со временем стало понятно, что такие способы не улучшали материальное положение кредитора, невозвращённый долг так и оставался таковым. Именно поэтому законодательство постепенно начало меняться и появились такие конструкции как имущественное обеспечение долга и его реальный возврат в натуре. Так, после распада Римской империи институт несостоятельности получил большое развитие в средневековой Италии. Из-за высокой развитости торговых отношений существовали итальянские статуты, в которых целые разделы были посвящены несостоятельности.

Само слово «банкротство» восходит к итальянской фразе banca rotta — буквально «сломанная скамья». «Банком» (итал. banca) первоначально именовалась устанавливаемая в людных местах (таких как рынки и ярмарки) скамья, на которой менялы и ростовщики проводили свои сделки и оформляли документы [1]. После того, как владелец «банка» разорялся, он ломал свою скамью.

Изначально при создании законодательной базы конкурсного процесса в Германии наибольшую роль играли города. Императорская власть, в отличие от Франции, где инициатива исходила от королевской власти, занимала пассивную позицию в данном вопросе. Она ограничилась принятием нескольких эдиктов: наиболее известными являются эдикты Карла V 1531 и 1540 гг [2, с. 82].. Многие правоведы утверждают, что конкурсный процесс уходит истоками на север, а не на юг, тем самым не произошло в Германии рецепции римского права в данной сфере: «основные конкурсные принципы обязаны своим распространением содействию крупных торговцев, а распространение в северной Германии — главным образом торговле с Италией. Образование конкурсного права сводится не прямо к римским началам, но, как и во многих иных положениях торгового права, к итальянскому праву, которое само основывается на римском праве» [3, с. 21].

В первое время требования кредиторов в Германии удовлетворялись не пропорционально их требованию, а по порядку предъявления в суд притязаний, поэтому в то время, как требования одних могли быть удовлетворены полностью, другие ничего не получали. Предпочтение отдавалось тому, кто раньше по времени предъявил свои требования [3, с. 11].

Только с 13–15 веков начинается осознание необходимости пропорционального деления имущества должника. Данный порядок сначала применялся только в случае смерти или бегства должника, лишь позднее нормы распространялись на состояние, когда должник не скрывается или самостоятельно заявляет о своем состоянии неспособности.

Доказательством этому может служить закон города Любека 1586 года: «Статья эта постановляет прежде всего о скрывшемся должнике, что имущество его ввиду опасности, возникающей от просрочки в платежах, дозволяется захватить и задержать. И не только тот, кто в действительности бежал, считается скрывшимся, но также тот, кто замышляет бежать от суда, подлежит тому же закону. Если же гражданин не скрывается и обладает имуществом в пределах государства, то он по нашему праву свободен от ареста. Тот, кому передано его арестованное имущество, не только не пользуется каким-либо преимуществом, но может оказаться виновным в причинении ущерба» [2, с. 83].

Обычное право особо не применялось при регулировании рассматриваемого института, так как он требует четкого формального определения, которое может содержаться только в нормативных правовых актах, а точнее в законе. Тем самым государства Германии стремились к созданию конкурсных уставов. К примеру, Пруссия издала следующие документы: уставы 1722 г., 1781 г., 1793 г.

В Саксонии регулирование данного института нашло своё отражение в законе 1724г., который был детализирован в законе от 20 декабря 1766 г., действовавшим до конца XIX века. К шестидесятым годам девятнадцатого века правительство решило пересмотреть конкурсное законодательство; так был составлен проект конкурсного устава, которому не суждено было принять окончательную форму из-за начавшейся прусско-австрийской войны. В дальнейшем саксонское законодательство выражалось в доктрине общегерманского конкурсного процесса.

Гамбургского конкурсный процесс отличался тем, что в этом торговом центре до начала 20 столетия действовал Устав о несостоятельности 31 августа 1753 г. По этому уставу различалось два производства: спорное и бесспорная мировая сделка.

Если рассматривать австрийское законодательство, то в качестве особенности следует выделить то, что конкурсное производство осуществлялось практически полностью под контролем суда. Уже тогда закон обязывал уведомить всех кредиторов о возбуждении конкурсного производства; лица, не явившиеся в назначенный срок устранялись от процесса, даже если они являлись собственниками имущества [4]. Тем самым, в Австрии сложился довольно строгий порядок урегулирования данных споров.

Последним по времени местным нормативным актом до создания Германской империи был конкурсный устав Баварии, который вошел в состав процессуального законодательства (устав судопроизводства, изданный 29 апреля 1869 года). В новом законе (вступил в силу 1 июля 1870) устранялось различие между торговой и гражданской несостоятельностью, а конкурсные дела передавались на рассмотрение общих судов, несмотря на существование специальных коммерческих судов.

Анализ законодательств о несостоятельности позволяет сделать выводы, что эта область регулирования затрагивает почти все отрасли права, использует большинство правовых институтов и тем самым в целом похожа на сложную технологическую линию, звеньями в которой являются правовые институты, применяемые в обычном законодательстве и специально разработанные для несостоятельности.

Литература:

  1. Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка // в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва, под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М.: Прогресс, 1986–1987.
  2. Шершеневич, Г. Ф. Курс торгового права в 4 т. Том 4. Торговый процесс. Конкурсный процесс / Г. Ф. Шершеневич. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 453 с. — (Серия: Антология мысли). — ISBN 978–5-534–07833–6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433384 (дата обращения: 15.05.2019).
  3. Stobbe, Zur Geschichte des alteren deutschen Kon-kursproceses, 1888
  4. Benedikt, Zur Reform der Concurs Ordnung, 1887.
Основные термины (генерируются автоматически): конкурсное производство, конкурсный процесс, устав.


Задать вопрос