Компетенции преподавателя высшей школы в условиях мультилингвального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.11.2019

Статья просмотрена: 1023 раза

Библиографическое описание:

Ткачева, О. В. Компетенции преподавателя высшей школы в условиях мультилингвального образования / О. В. Ткачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 313-316. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63959/ (дата обращения: 09.12.2021).



В статье рассматриваются требования к профессиональным компетенциям преподавателя высшей школы в условиях мультилингвального образования. Раскрывается влияние процесса интернационализации на современную высшую школу.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, высшая школа, мультилингвальное образование, научно-педагогический работник.

В современной психолого-педагогической литературе подробно рассматриваются требования к профессиональным компетенциям преподавателя высшей школы. В своих работах профессиональную компетентность рассматривают такие авторы, как Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматова, В. М. Шепель, М. С. Каган и другие.

По мнению Э. Ф. Зеер, О. Н. Шахматовой и В. М. Шепель, профессиональная компетентность — это одна из составляющих профессионализма. Это совокупность профессиональных знаний, умений и способов выполнения профессиональной деятельности.

Профессиональную компетентность можно оценить по следующим пунктам:

1) профессиональная востребованность,

2) профессиональная пригодность,

3) профессиональная удовлетворенность,

4) профессиональный успех.

В педагогической литературе в большинстве публикаций, связанных с профессиональной деятельностью, используется понятие «ключевые компетенции» или «ключевые профессиональные компетенции». Ключевые профессиональные компетенции рассматриваются как компетенции, общие для всех профессий и специальностей.

Ключевые компетенции — это компетенции, которыми должен обладать каждый член общества, они являются универсальными и применимыми в разных ситуациях. Совет Европы определяет пять ключевых компетенций, овладение которыми выступает основным критерием качества образования:

  1. Политические и социальные компетенции, необходимые для мирного разрешения конфликтов, для совершенствования общественных и демократических институтов, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
  2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, необходимые для предотвращения возникновения расизма и ксенофобии, мешать распространению религиозной нетерпимости. Образование должно привить молодежи такие компетенции как понимание культурных, языковых, гендерных и религиозных различий.
  3. Коммуникативные компетенции, необходимые в устном и письменном общении. Люди, не обладающие этими навыками оказываются под угрозой частичной, или даже полной изоляции от общества. На данный момент, в связи с глобализацией, таким навыком является владение несколькими языками.
  4. Компетенции, связанные с информационными технологиями. К ним относится способность критически воспринимать информацию из СМИ и рекламы, а также понимание и способность применять новые технологии.
  5. Компетенции, развивающие у человека способность совершенствоваться и учиться на протяжении всей жизни, развиваться в профессиональной деятельности, а также в общественной и личной жизни.

Ключевой задачей современной педагогики является усвоение необходимых профессиональных компетенций. Определение индивидуальных образовательных стратегий и механизма оценивания студента, возможно лишь при тщательном анализе имеющихся компетенций. Получение комплекса ключевых компетенций, показывающих как профессиональное, так и личное развитие, становится образовательным результатом.

По мнению М. С. Кагана, при характеристике компетенций необходимо учитывать пять важных потенциалов, которыми должен владеть человек: познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический потенциалы, задающие направленность процессу развития личности.

Также термин «компетенция» давно используется в лингвистике и методике преподавания иностранного языка. Он был введен Н. Хомским в 1965 г., точнее, возвращен в понятийный аппарат лингвистики, так как еще раньше встречался в работах языковедов, в связи с исследованием проблем генеративной грамматики. Сначала этот термин обозначал способность, необходимую для выполнения преимущественно языковой деятельности в родном языке. Поэтому неслучайно лингвисты чаще говорят о соответствующей компетенции, принадлежащей языковой личности, психологи ведут речь о компетентности как о психологическом новообразовании личности.

«Преподаватель должен не просто понимать сущность проводимых реформ, принимать и реализовывать идеи современного образования, но и формировать, развивать и совершенствовать свои профессионально-педагогические компетенции. Преподаватель высшей школы должен обладать педагогической культурой, которую входят: гуманистическая позиция по отношению к студенту; психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; владение содержанием преподаваемого предмета; владение традиционными и новыми педагогическими технологиями; опытом творческой деятельности; умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему, включающую дидактическую, воспитательную и методическую компоненты; способность разработать авторский образовательный проект; культура профессионального поведения, умение саморегуляции собственной деятельности и общения» [1, с. 37–38].

Процесс интернационализации образования затрагивает все сферы деятельности современного университета и требует активного участия научно-педагогического состава, который в свою очередь должен быть погружен в современные образовательные исследования и технологии.

В настоящий момент университеты по всему миру отличаются друг от друга:

– источниками финансирования (государственные и частные);

– образовательными программами: классические и отраслевые (специализированные);

– географическим расположением: локализированные в мегаполисах и на периферии;

– контингентом обучающихся: региональные, национальные и международные вузы;

– степенью участия в международных проектах исследовательской деятельности: национальные исследовательские, опорные университеты и др.

Для каждой из этих групп можно определить особенности и требования к профессиональной деятельности преподавателей и их профессионального роста.

По мнению Г. Ф. Бенсона, «на сегодняшний момент в информационном обществе одним из главных приоритетов при выборе сотрудников университетов является их активная научная деятельность в наиболее перспективных областях знания: нанотехнологиях, электронике, энергосбережении, микробиологии, робототехнике, генной инженерии и многих других. Не менее важно продолжение научных исследований и в более традиционных отраслях науки. Поэтому идеальный образ современного преподавателя университета — это прежде всего ученый, имеющий мировую известность благодаря своим научным трудам, участвующий в различных международных научных проектах, регулярно публикующий статьи в признанных журналах, проводящий аудиторные занятия с обучающимися на высоком теоретическом уровне и вовлекающий талантливую молодежь в совместную научно-исследовательскую работу» [3, с. 85–86].

Современный преподаватель должен обладать новейшими знаниями и компетенциями, быть конкурентоспособен в постоянно обновляющейся образовательной среде. Университеты, имеющие в штате высококвалифицированных специалистов, развиваются успешнее в научной и образовательной сфере, занимают лидирующие места на мировых рейтингах, что привлекает наиболее талантливых студентов и делает университеты центрами современной науки и образования.

Г. Ф. Бенсон писал: «Для достижения позитивных изменений необходимо выявить комплекс компетенций, обеспечивающих достижение ключевых показателей университетов в области интернационализации для последующей разработки и внедрения программ повышения квалификации НПР, обеспечивающих развитие данных компетенций.

Постановка целей и определение приоритетов развития профессиональной компетентности преподавателя высшей школы должны осуществляться с учетом плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предполагающих занять ведущие позиции в топ-10 лучших университетов России и топ-100 лучших вузов мира”. [3, с. 88].

В Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) было проведено исследование. Из опыта коллег ТПУ видно, что в ходе проведенного исследования, основанного на анализе деятельности НПР ведущих университетов и анализе дорожных карт университетов — участников проекта «5–100», были выявлены показатели университетов, отражающие их вовлеченность в процесс интернационализации. Среди них можно выделить следующие ключевые показатели:

– количество статей в базах данных Wеb of Science и Scopus;

– доля иностранных студентов, обучающихся по основным образовательным программам;

– доля программ, реализуемых на английском языке;

– доля НПР, принявших участие в программах международной и внутрироссийской академической мобильности за последние два года;

– количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов, реализуемых совместно с российскими и международными высокотехнологичными подразделениями в вузе;

– количество образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, разработанных и реализуемых в партнерстве с ведущими российскими и иностранными вузами и (или) научными организациями.

Говоря об этой проблеме, Г. Ф. Бенсон замечает: «Дальнейший анализ дорожных карт ведущих университетов России (ВШЭ, ЛЭТИ, МИФИ, КФУ, ДФУ и др.) позволил выявить ключевые профессиональные компетенции преподавателей, необходимые для решения задач интернационализации и вхождения этих университетов в число мировых высокорейтинговых. Для Национального исследовательского Томского политехнического университета выделены компетенции, соответствующие задачам интернационализации. Предложенные в ходе исследования компетенции НПР, связанные с процессами интернационализации образования, непосредственно взаимосвязаны с ключевыми показателями ТПУ, необходимыми для повышения его международной конкурентоспособности» [3].

На основании выявленных профессиональных компетенций преподавателей вузов можно разработать систему повышения квалификации в университетах, которая позволит эффективнее достигать высоких показателей университетов в области их интернационализации.

Литература:

  1. Ефимова О. С., Нестерова А. В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза // Педагогика и психология образования. — 2013. — № 4. — С. 37–39.
  2. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза [Текст] / Ф. В. Шарипов // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 1
  3. Г. Ф. Бенсон. Компетенции современного преподавателя высшей школы в контексте интернационализации образования//Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). –2017. –12. –С.85–91.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, высшая школа, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, программа, профессиональная компетенция преподавателя, процесс интернационализации образования, способность, университет.


Ключевые слова

профессиональные компетенции, высшая школа, мультилингвальное образование, научно-педагогический работник

Похожие статьи

Процесс профессиональной подготовки преподавателя...

В рабочей программе по профессиональному иностранному языку, которая реализуется в Национальном исследовательском Томском политехническом университете, цель формулируется как «…развитие профессионально — ориентированной иноязычной...

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

иностранный язык, профессиональная иноязычная компетенция, технический вуз, знание

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность

Томский политехнический университет развивается в рамках инновационного образования.

иностранный язык , компетенция , профессиональная...

В статье представлен анализ понятий компетентность, компетенция и компетентностный

Компетенция, профессиональнаяспособность успешно действовать на основе

Компетенция (управление персоналом) — это личностная способность специалиста...

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Соответственно актуальной проблемой высшей профессиональной школы становится

Если рассматривать исследовательскую компетентность с позиций системного подхода, то

Исследовательская компетенцияспособность осознанно и целенаправленно ставить и.

Профессионально-педагогические компетенции...

Насиленко Л. А. Профессионально-педагогические компетенции преподавателей

Современный этап образования характеризуется изменениями в его направленности, целях

Профессионально-педагогическая компетентность в работе Н. В. Кузьминой [3]...

иностранный язык, компетенция, профессиональная...

В Томском политехническом университете (ТПУ), направленном на интеграцию в мировое научно-образовательное сообщество, особое внимание уделяется использованию методов активного обучения и внедрению инновационных подходов в преподавании, а также освоению...

Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении

7. Профессиональная компетенция; 8. Компетенции управления информацией. Итак, представляется очевидным, что распространение смешанного обучения предполагает пересмотр традиционной концепции педагога, создавая ряд компетенций, основанных на уникальном...

Некоторые особенности реализации компетентностного подхода...

В центре системы находится профессиональная компетенция, которая вбирает в себя элементы пяти базовых компетенций, но не полностью поглощает последние, так как в их состав, разумеется, входят компоненты, не относящиеся к профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Формирование профессиональной компетентности учащихся. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Журнал» Педагогическое образование в России», № 6...

Похожие статьи

Процесс профессиональной подготовки преподавателя...

В рабочей программе по профессиональному иностранному языку, которая реализуется в Национальном исследовательском Томском политехническом университете, цель формулируется как «…развитие профессионально — ориентированной иноязычной...

Профессиональный иностранный язык как инструмент...

иностранный язык, профессиональная иноязычная компетенция, технический вуз, знание

высшее образование, Болонский процесс, ECTS, профессиональная деятельность

Томский политехнический университет развивается в рамках инновационного образования.

иностранный язык , компетенция , профессиональная...

В статье представлен анализ понятий компетентность, компетенция и компетентностный

Компетенция, профессиональнаяспособность успешно действовать на основе

Компетенция (управление персоналом) — это личностная способность специалиста...

Исследовательская компетентность как... | Молодой ученый

Соответственно актуальной проблемой высшей профессиональной школы становится

Если рассматривать исследовательскую компетентность с позиций системного подхода, то

Исследовательская компетенцияспособность осознанно и целенаправленно ставить и.

Профессионально-педагогические компетенции...

Насиленко Л. А. Профессионально-педагогические компетенции преподавателей

Современный этап образования характеризуется изменениями в его направленности, целях

Профессионально-педагогическая компетентность в работе Н. В. Кузьминой [3]...

иностранный язык, компетенция, профессиональная...

В Томском политехническом университете (ТПУ), направленном на интеграцию в мировое научно-образовательное сообщество, особое внимание уделяется использованию методов активного обучения и внедрению инновационных подходов в преподавании, а также освоению...

Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении

7. Профессиональная компетенция; 8. Компетенции управления информацией. Итак, представляется очевидным, что распространение смешанного обучения предполагает пересмотр традиционной концепции педагога, создавая ряд компетенций, основанных на уникальном...

Некоторые особенности реализации компетентностного подхода...

В центре системы находится профессиональная компетенция, которая вбирает в себя элементы пяти базовых компетенций, но не полностью поглощает последние, так как в их состав, разумеется, входят компоненты, не относящиеся к профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Формирование профессиональной компетентности учащихся. Сидоров Ю. В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования. Журнал» Педагогическое образование в России», № 6...

Задать вопрос