Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки на уровне высшей школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (284) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.11.2019

Статья просмотрена: 209 раз

Библиографическое описание:

Столбова, И. И. Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки на уровне высшей школы / И. И. Столбова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 312-313. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63924/ (дата обращения: 04.03.2021).



В статье рассматривается задача подготовки преподавателей высшей школы в условиях компетентностного подхода. Приводятся целевая основа и содержание компетентностной модели подготовки преподавателя высшей школы.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход, компетентностная модель.

Система образования Российской Федерации подверглась глубокому реформированию. И в настоящее время продолжается процесс реформации образования, направленный на приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, на повышение доступности качественных образовательных услуг. Педагогическая подготовка преподавателей вузов, удовлетворяющая требованиям обучения и воспитания студентов в рамках традиционной образовательной системы, оказалась малоэффективной для обеспечения действительного профессионализма и компетентности будущих специалистов. Эта ситуация в высшей школе привела к возникновению противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к уровню подготовки специалистов в новых социально-экономических условиях, и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателей, осуществляющих подготовку специалистов нового типа [4].

Одна из задач реформы высшего образования, на которое уделяется повышенное внимание, является подготовка преподавателей высшей школы. Вступление России в Болонский процесс и появление документов, определяющих направления развития российского образования с учётом мировых тенденций привело к изменению целей высшего образования и требует от преподавателя вуза освоения новых управленческих функций, содержания деятельности, нового взгляда на все субъекты образовательного процесса форм и технологий [1,2,5].

Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки преподавателей на уровне высшей школы — новый этап в подготовке профессиональных кадров. В психолого-педагогической литературе, в настоящее время, подробно описаны требования к профессиональным компетенциям преподавателя высшей школы. «Преподаватель должен не просто понимать сущность проводимых реформ, принимать и реализовывать идеи современного образования, но и формировать, развивать и совершенствовать свои профессионально-педагогические компетенции. Преподаватель высшей школы должен обладать педагогической культурой, которую входят: гуманистическая позиция по отношению к студенту; психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; владение содержанием преподаваемого предмета; владение традиционными и новыми педагогическими технологиями; опытом творческой деятельности; умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему, включающую дидактическую, воспитательную и методическую компоненты; способность разработать авторский образовательный проект; культура профессионального поведения, умение саморегуляции собственной деятельности и общения» [3, c. 37–38]. Профессиональную компетентность рассматривают в своих работах В. Г. Афанасьев, В. С. Безрукова, Т. Г. Браже, Э. Ф. Зеер, Г. С. Сухобская, О. Н. Шахматова.

Направленность компетентностного подхода в образовании в основном заключается в обеспечении личностного развития, в формировании активной профессиональной и жизненной позиции специалиста, то есть компетентностная парадигма является новой методологической основой высшего образования. Разработка компетентностной модели начинается с анализа реальных потребностей конкретного вуза, что обеспечивает осознанность выбора и реализации модели. Компетентностные модели преподавателя высшей школы разрабатываются под цели [5]:

  1. Создание образа преподавателя для повышения результативности взаимодействия администрации вуза и его структурных подразделений с профессорско-преподавательским составом.
  2. Создание инструмента для более объективного отбора претендентов на должность преподавателя.
  3. Обеспечение обоснованности формирования кафедральных и индивидуальных планов развития преподавательского состава на основе анализа разницы между желаемым и фактическим уровнем сформированности компетентности.
  4. Повышение имиджа. Университет получит реальный инструмент, позволяющий наглядно показать работодателям, педагогическому сообществу в целом, какие компетенции выпускников вуз стремится обеспечить и какие соответствующие требования вуз предъявляет к своему профессорско-преподавательскому составу.

Компетентностная модель преподавателя высшей школы ориентирована на основные виды деятельности, его ключевые роли и комплекс актуальных на сегодняшний день профессиональных задач. У претендента на должность преподавателя вуза должны быть сформированы способности выступать субъектом специальной предметной, инновационной, научно-исследовательской видов деятельности, коллективного самоуправления и саморазвития. В каждом виде деятельности ставятся и решаются определённые типы профессиональных задач, выполняются соответствующие действия. На основании сказанного, данная компетентностная модель представляет собой достаточно полный ранжированный набор ключевых знаний (когнитивный компонент), умений (ориентировочный, операциональный компоненты), опыта и других характеристик, которые необходимы преподавателю высшей школы для решения комплекса профессиональных задач, достижения стандартов качества и эффективности трудовой деятельности в вузе [5].

Следует уточнить, что определить ключевые компетенции преподавателя высшей школы можно только относительно конкретной образовательной системы, в которой он работает или будет работать. Разрабатываемая нами компетентностная модель и определение желаемого арсенала личностных качеств преподавателя высшей школы, по сути, являются инструментом, который ни в коем случае не должен восприниматься в качестве жёсткой нормы, замыкающей в перечень требований личностную и профессиональную индивидуальность преподавателя. Однако наличие такого инструмента позволит достаточно результативно и оперативно решать стратегические и текущие задачи, связанные с достижением требуемых стандартов качества в вузе, причём как на индивидуальном, так и на организационном уровне [5].

Литература:

  1. Акулова О. В. Российский вуз в европейском образовательном пространстве: метод. рекомендации преподавателям вузов по вхождению в Болонский процесс [Текст] / О. В. Акулова, Н. А. Вершинина, О. Б. Даутова; под ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. 175 с.
  2. Грачев В. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст] / В. В. Грачев, О. А. Жукова, А. А. Орлов // Педагогика. — 2009. — № 2. — С. 107–112.
  3. Ефимова О. С., Нестерова А. В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза // Педагогика и психология образования. — 2013. — № 4. — С. 37–39.
  4. Исаев В.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
  5. Ставринова Н. Н., Захожая Т. М. Компетентностная модель и личностные качества преподавателя высшей школы // Вестник Сургутского государственного педагогического университета.- 2012.-№ 3 (18). — С. 125–131.
Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, высшее образование, вид деятельности, вуз, модель преподавателя, профессиональная компетентность, профессорско-преподавательский состав.


Похожие статьи

Характеристики профессионально-педагогической...

Эта статья посвящена проблеме профессионально — педагогической компетентности в

Профессиональная компетентность преподавателя определена как способность

Характеристики профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза.

Профессионально-педагогические компетенции...

Профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин

Насиленко Л. А. Профессионально-педагогические компетенции преподавателей

В святи с этим в Университете современных знаний профессорско-преподавательским составом...

Проблема профессиональной компетентности преподавателя...

Разработка профессиональных требований к современному преподавателю вуза является

Под профессионализмом преподавателя высшей школы Л.И. Гурье понимает «высокий

Модель компетентности преподавателя представлена тремя компонентами: гностическим...

Личность преподавателя Вуза как фактор формирования...

Задача любого высшего профессионального учебного заведения – сформировать все многообразие общекультурных и профессиональных компетенций, которые необходимы будущему специалисту для успешной реализации в профессиональной деятельности, как...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество, качество образования, педагогический вуз, высшее образование, проблема качества образования, профессиональная компетенция

Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у студентов профессиональные компетенции и...

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

Ключевые слова: компетентность, педагог высшей школы, образ современного педагога.

Основное содержание деятельности преподавателя вуза включает выполнение ряда функций, которые являются конкретными видами профессиональной педагогической деятельности...

Профессиональное образование педагогов дополнительного...

2) Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области

– повышение мобильности профессорско-преподавательского состава вуза

Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул...

Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении

7. Профессиональная компетенция; 8. Компетенции управления информацией. Итак, представляется очевидным, что распространение смешанного обучения предполагает

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Влияние опыта производственной деятельности на...

Компетенцией преподавателя высшей школы является взаимосвязанный набор умений, требуемый для осуществления его профессиональной деятельности: управленческой (кафедрой или иной структурой вуза), учебного процесса, методического направления, а также...

Похожие статьи

Характеристики профессионально-педагогической...

Эта статья посвящена проблеме профессионально — педагогической компетентности в

Профессиональная компетентность преподавателя определена как способность

Характеристики профессионально-педагогической компетентности преподавателя вуза.

Профессионально-педагогические компетенции...

Профессионально-педагогические компетенции преподавателей специальных дисциплин

Насиленко Л. А. Профессионально-педагогические компетенции преподавателей

В святи с этим в Университете современных знаний профессорско-преподавательским составом...

Проблема профессиональной компетентности преподавателя...

Разработка профессиональных требований к современному преподавателю вуза является

Под профессионализмом преподавателя высшей школы Л.И. Гурье понимает «высокий

Модель компетентности преподавателя представлена тремя компонентами: гностическим...

Личность преподавателя Вуза как фактор формирования...

Задача любого высшего профессионального учебного заведения – сформировать все многообразие общекультурных и профессиональных компетенций, которые необходимы будущему специалисту для успешной реализации в профессиональной деятельности, как...

Проблема повышения качества образования в вузе

качество, качество образования, педагогический вуз, высшее образование, проблема качества образования, профессиональная компетенция

Перед профессорско-преподавательским составом стоит задача сформировать у студентов профессиональные компетенции и...

Образ современного педагога высшей школы | Статья в журнале...

Ключевые слова: компетентность, педагог высшей школы, образ современного педагога.

Основное содержание деятельности преподавателя вуза включает выполнение ряда функций, которые являются конкретными видами профессиональной педагогической деятельности...

Профессиональное образование педагогов дополнительного...

2) Совершенствование профессиональных компетенций преподавателей вуза в области

– повышение мобильности профессорско-преподавательского состава вуза

Профессиональное образование педагогов дополнительного образования как стимул...

Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении

7. Профессиональная компетенция; 8. Компетенции управления информацией. Итак, представляется очевидным, что распространение смешанного обучения предполагает

Педагогическая деятельность преподавателя в обучении дисциплинам студентов вуза.

Влияние опыта производственной деятельности на...

Компетенцией преподавателя высшей школы является взаимосвязанный набор умений, требуемый для осуществления его профессиональной деятельности: управленческой (кафедрой или иной структурой вуза), учебного процесса, методического направления, а также...

Задать вопрос