Система нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе музыкальных и физкультурных мероприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 07.11.2019

Статья просмотрена: 209 раз

Библиографическое описание:

Столяренко, А. Н. Система нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе музыкальных и физкультурных мероприятий / А. Н. Столяренко, Л. А. Щербатенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63729/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. «Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения» [1].

«Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания старших дошкольников» [2].

Мы должны способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учить ценить мир. Наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность гордой за нашу Родину, наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. «Священна память о народных героях, бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в работе с детьми по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из художественных произведений» [4].

Что знают современные дети о Великой Отечественной войне? Страшные годы войны отходят все дальше и дальше. С каждым днем все меньше и меньше остается участников и очевидцев этого события.Чтобы молодое поколение не забыло подвиги воинов прошлого века, воспоминания об этих людях и о событиях войны сохранены в кинофильмах, художественных произведениях, в музеях: в личных вещах, солдатских дневниках, которые мы будем читать, изучать, запоминать и гордиться подвигом нашего народа.

В нашем дошкольном учреждении воспитание патриотических качеств личности ребенка проходит непосредственно на тематических занятиях и праздниках, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества. Одной из задач которых является формирование у наших воспитанников активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины — к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины. Эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, они создают благоприятные условия для формирования у детей мотива (хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким). Формирование у дошкольников таких нравственных чувств как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма. Проводятся спортивные праздники — соревнования «Аты-баты, мы солдаты!», «Мы — наследники Победы!»,«Победа будет за нами»; эстафеты «Самый меткий», «Партизаны», «Переправа», «Поднеси снаряд»,«Снайперы»,«Обезвредим снаряд»,«Доставь пакет в штаб»,«Собери аптечку», «Срочное донесение»,«Крепость», «Учебная тревога», а также разные виды ходьбы и упражнения на координацию движений, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; способствуют развитию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.

Родители — всегда желанные гости и участники праздников и развлечений в нашем ДОУ. Традиционной формой работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем ДОУ стало мероприятие с участием родителей, педагогов и детей — военно-патриотическая игра «Зарница». Взрослые вместе с ребятами проходят все этапы игры по заданному маршруту. На пути участников игры встречаются непростые испытания — «Доставь секретный пакет в штаб», «Разминируй поле», «Собери слово Победа» и другие. После прохождения испытаний воспитанники отведали солдатскую кашу и чай. Данное мероприятие воспитывает уважение к людям военной профессии и вызывает желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.

Совместно с родителями был проведен праздник «Папа — гордость моя!». Папы вместе с детьми участвовали в соревнованиях. Нам было важно показать детям, что папы служили в армии, были доблестными солдатами, честно выполняли свой воинский долг перед Родиной. Активное привлечение семей к патриотическому воспитанию дошкольников позволило закрепить у детей представление об общественном долге перед Родиной, чувство гордости за своих родителей, за Российскую Армию, вызвать у детей желания быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников в равной степени решаются и на музыкальных праздниках и развлечениях. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, мы обращаемся к песням военных лет как к средству, благодаря которому у детей развивается эмоциональная отзывчивость, сопереживание к людям, прошедшим и пережившим войну.

При знакомстве с песнями «День Победы» музыка Д. Тухманова, «Священная война» музыка и слова В. Лебедева-Кумача, «Синий платочек» муз. Ежи Петерсбурского, «Темная ночь» Н. Богословского, «Три танкиста» муз. Д. Покрасс и многими другими, дошкольникам раскрывается величие подвига советского солдата. Слушая на празднике песни военных лет в исполнении родителей и педагогов ДОУ, ребята трепетно их подпевают и легко запоминают. С огромным удовольствием дети надевают военную форму и исполняют танцы «Смуглянка», «Легко ли быть военным?» С большим воодушевлением звучит детский шумовой оркестр. Ход мероприятий сопровождается презентациями «Военные хроники», рассматриваем репродукции картин и рисунки детей и их родителей о мужестве и подвигах солдат. У ребят появляется желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми. Дети делятся впечатлениями от увиденного и услышанного. Каждый хочет совершить подвиг, помочь раненному, победить врага.

Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов и мирных жителей в годы войны.

При поддержке фонда Андрея Скоча «Поколение» 2 февраля 2017 года в РДК поселка Троицкий состоялась премьера любительского фильма «Руки матери» по одноимённой книге Владислава Шаповалова, посвященная судьбе жительницы Губкинского городского округа Натальи Константиновны Травкиной, в один миг потерявшей маму, троих сыновей и дочь. Этот фильм посмотрели все жители поселка Троицкий от мала до велика. Стоя — так аплодировали артистам, снявшимся в фильме «Руки матери». Оказывается, о большой войне можно снять фильм и в небольшом посёлке. Не приглашая профессиональных актёров. Но так, что у зрителей защемит сердце, и комок встанет в горле. От сопереживания за героев, от ужаса фашистских зверств.

Именно такой получилась картина у библиотекарей посёлка Троицкий. Этот фильм посмотрели и наши ребята, тем более что в нем снималась пятилетняя Ульяна, воспитанница нашего детского сада. После окончания показа в посёлке Троицкий прошло открытие Памятного знака на месте гибели жителей хутора Калиновка. Каждый год в День Победы мы со своими воспитанниками приходим к памятникам возложить цветы жертвам фашизма, почтить память о наших земляках минутой молчания.

«Несомненно, чем раньше воспитывать в детях чувства сопереживания, сострадания к тем, кто не вернулся с войны, чувство гордости за народ, стойко переносивший невзгоды войны, тем более сильное духом поколение мы получим в будущем» [3].

Литература:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / — М., 2008.
  2. Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. 2007 г.
  3. Воронкова С. А., Миргородская Л. В., Старжинская М. А., Червенко Е. В., Рязанова Г. И. Формирование у дошкольников патриотических чувств посредством ознакомления с подвигами русского народа в годы Великой Отечественной войны // Молодой ученый. — 2019. — № 14. — С. 232–234. — URL https://moluch.ru/archive/252/57856/ (дата обращения: 05.09.2019).
  4. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках отечества / — М., 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, Великая Отечественная война, война, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, окружающий мир, патриотическое воспитание, Родина, Российская Армия, чувство гордости.


Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Система работы по сохранению и развитию духовных и патриотических чувств детей дошкольного возраста

Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье

Управление образовательной деятельностью в части развития духовно-нравственных качеств у дошкольников во взаимодействии с семьями воспитанников (из опыта работы)

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Система работы по сохранению и развитию духовных и патриотических чувств детей дошкольного возраста

Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

Проблемы внедрения православного компонента в духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в общеобразовательных учреждениях

Задать вопрос