Персонализация начального школьного образования с использованием электронных образовательных ресурсов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (283) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.11.2019

Статья просмотрена: 953 раза

Библиографическое описание:

Терентьева, А. Ю. Персонализация начального школьного образования с использованием электронных образовательных ресурсов / А. Ю. Терентьева, Н. В. Пермякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 358-360. — URL: https://moluch.ru/archive/283/63671/ (дата обращения: 16.12.2024).



Рассматриваются электронные образовательные ресурсы как способ персонализации начального школьного образования. Описывается реализация Модели персонализация начального школьного образования с использованием электронных образовательных ресурсов.

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что большое количество информации неизбежно влечет за собой повышение информативной емкости школьных уроков, в связи с чем, возникает необходимость в использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для совершенствования образовательного процесса. Электронные образовательные ресурсы — это термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий. Рекомендуемые для использования в образовательном процессе школ цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это частный случай ЭОР, образовательные ресурсы, созданные и функционирующие на базе цифровых технологий.

Имеющийся в настоящее время опыт использования ЭОР в образовании свидетельствует о том, что их применение позволяет существенным образом повысить эффективность учебного процесса в начальной школе [4, 5].

ЭОР создают предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику электронных разработок, направленных на интенсификацию учебного процесса и реализацию в нем инноваций [5].

Проблемы использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе поднимались многими учеными (Д. В. Агальцева, О. С. Гребенюк, JI. X. Зайнутдинова, А. Б. Кондратенко, А. А. Кузнецовым, И. В. Роберт и др.) Авторы отмечают, что ЭОР способствуют совершенствованию форм, методов и содержания обучения.

М. А. Лаврентьева и Е. Е. Мельникова считают, что создание высоко эффективных электронных образовательных ресурсов является важной задачей в области информатизации образования в Российской Федерации.

Г. Ю. Грифанова описывает преимущества ЭОР по сравнению с другими средствами обучения. По ее мнению, мультимедийность позволяет сохранять тем развития речи, мышления, пространственной ориентации и др., а также обеспечивает визуализацию целостного образа и интерактивность и персонализацию обучения.

Изучение литературы по проблеме позволило сформулировать цель исследования — обоснование и разработка модели персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР.

Объектом исследования является обучение в начальной школе общеобразовательной организации.

Предметом исследования являются модель и методика персонализации сформированного на базе применения ЭОР.

Задачи исследования:

− выявить особенности организации учебного процесса с использованием ЭОР;

− разработать и реализовать Модель персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР.

− разработать методику персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся третьих классов МБОУ лицей № 4 г. Воронежа. Всего участвовали в эксперименте 65 обучающихся. Исследование началось в сентябре 2018г., когда дети обучались во втором классе и продолжается в настоящее время.

Методы исследования: изучение психолого-педагогической литературы; метод теоретического и сравнительно-сопоставительного анализа, моделирование.

Результаты и их обсуждение

Личностно-ориентированные технологии, способствующие персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР, нацелены на развитие и саморазвитие личности обучающихся, выявление и развитие их индивидуальных общих и специальных способностей. В качестве примера таких технологий используется развивающее обучение, предложенная Д. Г. Левитес технология коллективной мыслительности, технология проблемного обучения, школы адаптирующей педагогики (Е. Ямбург).

Разработанная Модель персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР имеет следующие уровни:

  1. Способы обучения — компьютерное обучение; изучение материала по цифровому учебнику; изучение материала на базе компьютера; самопроверка на компьютере; оценивание знаний с помощью компьютера; участие в сетевых сообществах.
  2. Форма учебно-познавательной деятельности — классные уроки; выполнение домашнего задания; дистанционная форма консультации с учителем; работа в сети Интернет.
  3. Программные средства обучения — обучающие системы; контролирующие системы; мульмедиаплеер — «проигрыватель ресурсов»; система для поиска информации; программы для обработки графических изображений; инструментальные средства.
  4. Типы ЭОР — электронные учебные модули открытых мультимедиасистем; электронные учебные модули виртуальных коллективных сред; ЭОР на локальных носителях; сетевые текстографические ЭОР; ЭОР на базе динамических электронных технологий.
  5. Персонализация обучения в начальной школе с использованием ЭОР.

В конечном результате процесс обучения в начальной школе представляет собой набор специально разработанных средств формирования индивидуальности, индивидуальных качеств ребенка.

Метод педагогики индивидуальности предусматривает направленность на подготовку к жизни, профессиональное самоопределение, развитие личностных качеств обучающихся.

Модель персонализации обучения в начальной школе общеобразовательной организации с использованием ЭОР предусматривает выполнение следующих педагогических условий: изучение потребностей обучающихся; создание условий для развития учебной мотивации; профессиональная ориентация; мотивация в саморазвитию и самообразованию.

Конечным результатом реализации Модели соответствии с концепцией педагогики персонализации является индивид с развитой индивидуальностью.

Проведенный мониторинговый срез в октябре 2019 года показал, что индивидуальная образовательная траектория, способствующая успешной адаптации и социализации, может быть реализована через персонализацию обучения. Причем, важную роль в этом играет использование ЭОР.

Доказано (В. В. Грачев, А. Б. Кондратенко, О. С. Откаленко и др.) персонализация обучения связана с определением индивидуальных свойств личности ребенка и выстраиванием траектории образовательного процесса таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность обучения.

Таким образом, построение персонального (индивидуального) плана обучения в начальной школе с использованием ЭОР — это реально выполнимая задача. Исследование показало, что использование ЭОР в большей степени способствует использовать индивидуальный подход в обучении и воспитании.

Ранее изучено многими учеными психологами, и нами установлено в процессе исследования, что каждый обучающийся, исходя из задатков, заложенных природой, способен выполнять определенный вид деятельности и с помощью ЭОР развивать специальные способности, необходимые для будущего профессионального самоопределения.

Литература:

  1. Беспаленко Е. М. Проблемы информатизации в профессиональном самоопределении/ Е. М. Беспаленко// Системы управления и информационные технологии / Сборник научных трудов. — Воронеж: ВГТУ, 2000, — с.9–10.
  2. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. пособие / Калинингр. гос. ун-т. Калининград, 2000. 572 с.
  3. Кондратенко А. Б., Кондратенко Б. А. Технология обучения в виртуальной образовательной среде персонализации обучения // Открытое образование. — 2013. — № 3 (98). — С. 47–51.
  4. Giuseppe Ritella, Kai Hakkarainen. Instrumental genesis in technology-mediated learning: From double stimulation to expansive knowledge practices // International Journal of Computer-Supported Collaborative Learning. — 2012. — № 7, Issue 2. — pp. 239–258.
  5. Mary Webb. Pedagogy with information and communications technologies in transition // Education and Information Technologies. — 2012. — № 19, Issue 2. — pp 275–294.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, общеобразовательная организация, персонализация обучения, образовательный процесс, ресурс, учебный процесс, изучение материала, модель персонализации обучения, начальное школьное образование, средство обучения.


Похожие статьи

Методы обучения английскому языку в высших учебных заведениях

В данной статье рассматриваются методы преподавания английского языка, сравнение этих способов обучения иностранному языку в высших учебных заведениях. Также приводятся примеры из опытов методистов-лингвистов в сфере преподавания иностранного языка.

Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре

В статье рассматриваются принципы и функции диагностики результатов обучения мировой художественной культуре, а также проводится анализ диагностических заданий, используемых на уроках.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования

Статья посвящена изучению проблемы регионализации системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования, выработке рекомендаций к разработке дополнительных образовательных программ с применением регионального компонента.

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Современные методы управления доходами предприятий индустрии гостеприимства

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с эффективным использованием управления доходами в индустрии гостеприимства. Также рассматривается возможность внедрения управления доходами в процесс деятельности компании путем применения конкретн...

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Дистанционная форма обучения в колледже

В статье рассматриваются специфические особенности и отрицательные стороны дистанционного обучения в сфере профессионального образования в колледже.

Эффективный контракт в условиях кризиса в образовательном учреждении

В данной статье рассматривается суть понятия «эффективный контракт» в образовательном учреждении в условиях кризиса и пути решения проблемы его применения в контексте реформирования социума через образование.

Модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

В статье рассмотрены понятие, сущность и значение детской одаренности. Выявлены направления работы учителя с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Разработана инновационная модель работы учителя с одаренными детьми в условиях общеоб...

Похожие статьи

Методы обучения английскому языку в высших учебных заведениях

В данной статье рассматриваются методы преподавания английского языка, сравнение этих способов обучения иностранному языку в высших учебных заведениях. Также приводятся примеры из опытов методистов-лингвистов в сфере преподавания иностранного языка.

Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре

В статье рассматриваются принципы и функции диагностики результатов обучения мировой художественной культуре, а также проводится анализ диагностических заданий, используемых на уроках.

Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе

В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.

Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования

Статья посвящена изучению проблемы регионализации системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования, выработке рекомендаций к разработке дополнительных образовательных программ с применением регионального компонента.

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации, а также условия социал...

Современные методы управления доходами предприятий индустрии гостеприимства

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с эффективным использованием управления доходами в индустрии гостеприимства. Также рассматривается возможность внедрения управления доходами в процесс деятельности компании путем применения конкретн...

Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования

В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.

Дистанционная форма обучения в колледже

В статье рассматриваются специфические особенности и отрицательные стороны дистанционного обучения в сфере профессионального образования в колледже.

Эффективный контракт в условиях кризиса в образовательном учреждении

В данной статье рассматривается суть понятия «эффективный контракт» в образовательном учреждении в условиях кризиса и пути решения проблемы его применения в контексте реформирования социума через образование.

Модель работы учителя начальных классов с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

В статье рассмотрены понятие, сущность и значение детской одаренности. Выявлены направления работы учителя с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Разработана инновационная модель работы учителя с одаренными детьми в условиях общеоб...

Задать вопрос