Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 августа, печатный экземпляр отправим 27 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Как воспитать доброту

Педагогика
04.11.2019
4886
Поделиться
Библиографическое описание
Макарова, Н. А. Как воспитать доброту / Н. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 347-349. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63623/.


Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего.

Ребенок приобретает первый социальный опыт в семье. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за «качество социализации», которое они ему обеспечат.

Многие родители стремятся развивать у детей такие качества, как уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, способность постоять за себя, но все меньше внимания уделяют воспитанию такого прекрасного качества, как ДОБРОТА. А ведь именно отзывчивость, щедрость, открытость, вежливость, готовность помочь ближнему — являются важнейшими человеческими качествами.

Сейчас в обществе наблюдается проявление равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми и отсюда вытекает проблема, которая приобретает особую актуальность и делает процесс воспитания нравственных качеств у детей особенно необходимым.

Постепенно ребенок овладеет общепринятыми нормами поведения и взаимоотношений. Но путь этот долог и не всегда эффективен. Здесь важна роль взрослого, с помощью которого этот процесс осуществляется. И прежде всего это близкие люди, родители. Они — источники развития доброты, милосердия, сочувствия, справедливости. Говорят, человек начинается с детства. Ребенок как подсолнух: он поворачивается ко всему доброму, светлому. И это добро обязательно должно исходить от родителей. Если ребенок чувствует во взрослом доброго, ласкового, справедливого человека, он и сам будет таким же. Он увидит своими глазами и поймет, где добро, а где зло.

Надо ли быть добрым? Актуальный в наше время вопрос. Прежде всего, доброта — это положительное качество человека, проявляющееся в отзывчивом отношении к другим людям, наличии гуманных намерений, отсутствии неприязни к окружающим, заботе и любви к родным. Проявляя доброту, человек может оказать кому-нибудь помощь, позаботиться о ком-либо. Он должен быть добрым вопреки испытаниям судьбы. Своей добротой человек делает мир лучше, делая жизнь некоторых людей более яркой. Но, к сожалению, людей, делающих добрые дела, остаётся всё меньше и меньше. Человек, совершая доброе дело, готов пожертвовать собой ради других людей. Считается, что доброта проявление слабости. Но психологи говорят, что быть добрым — полезно. Фактически доброта — эмпатия, эмоциональный интеллект. Человек с развитым эмоциональным интеллектом статистически более успешен не только в личной жизни, но и в карьере, бизнесе..Доброму человеку проще заводить друзей и общаться с людьми. Человек счастливее, когда делает добрые дела. Доброта возвращается к нам: мы помогаем людям, они помогают нам. И все же как научить ребенка быть добрым? Каждый человек вкладывает в это понятие свой смысл, но есть нечто общее, что объединяет всех людей в понимании этого человеческого чувства.

Хорошо об этом сказал К. Паустовский: «Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе — от солнца, а все лучшее — от человека». Чаще всего дети правильно понимают, что такое доброта. Но их поступки не всегда бывают добрыми по отношению к другим. И мы, взрослые, должны воспитывать у ребят потребность совершать добрые поступки.

С какого возраста начать воспитывать доброту в ребёнке? С 2 до 5 лет у детей проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. Когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы — такими станут и наши дети.

Доброту в ребёнке нужно целенаправленно воспитывать. И совсем не важно, как он себя ведёт, послушный он и ласковый или агрессивный и капризный. Важно развивать в детях установку на добро, учить его не только брать, но и отдавать Дети должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. А осознанное отношение к жизни и всему окружающему можно воспитать. Очень важно быть добрым человеком. Так вы можете помочь другому, попавшему, например, в сложное положение, сделав его счастливым.

Многие родители учат гуманности абсолютно негуманными способами: командуют, угрожают, ломают в «праведном» гневе игрушки. Все это формирует у их чада установку на применение силы, а вовсе не на терпимость и доброту. Ведь дети больше верят не словам, а жестам, взглядам, интонации — всему тому, что взрослые не контролируют, однако именно это и есть правда. В процессе воспитании ребенка ему необходимо уделять должное внимание, выслушивать его, показывая своим настроем и поведением, что вы готовы ответить на возникающие вопросы и помочь в разрешении спорной ситуации. Благодаря такому поведению ребенок будет более расположен делиться именно с вами, когда у него будут появляться неразрешимые вопросы. Если же ребенок потеряет к вам уважение, то он также может перестать слушать и слушаться вас, что приведет к тому, что вы потеряете возможность учить ребенка, а именно знание помогает человеку поступать правильно и достойно справляться с жизненными трудностями. В каждом ребенке живет постоянная подсознательная потребность в чувстве собственной значимости. Помогите ему использовать свое превосходство и силу не во зло, а в добро. Чаще создавайте условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, поведения.

Очень важно, чтобы ребенок, проявляя свою доброту ничего не ждал взамен. Важно, чтобы он научился получать удовольствие от своих хороших поступков. Однако не стоит переусердствовать с похвалой. Достаточным будет показать свое одобрение, чтобы малыш понял — подобное поведение является нормой для хорошего человека.

Для того, чтобы ребенок стал добрым достаточно с раннего детства приучать его быть внимательным и заботливым к окружающим. Так, можно начать с помощи по дому, заботы о младших братиках и сестричках, бабушек и дедушек.

Учите его помогать и защищать слабых, делиться чем-либо, учите слушать и понимать других. быть внимательным к людям, которые нас окружают — это и есть проявление доброты.

Покажите своему ребенку, как Вы относитесь ко всему живому, к природе. Ведь мы сами — часть этой природы. И все мы прекрасно понимаем, что ее надо беречь. Тем не менее, не всегда поступаем так по отношению к ней. По нашей вине происходят многие пожары, гибнут растения и животные. И дети тоже это видят. Как же тогда они будут относиться к природе?

Чаще беседуйте с детьми на данную тему. Говорите им о том, что если ребенок сам хочет, чтобы к нему относились по- доброму, с пониманием, то он сам должен проявлять заботу и внимание к окружающим. Расскажите своим детям, что не нужно ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, рвать и топтать цветы, бросать мусор. Заведите какую-нибудь живность: котенка, щенка, попугайчика или морскую свинку. Пусть это будет его забота. Пусть малыш поймет, что его подопечный — существо беззащитное и чрезвычайно нуждается в его внимании, заботе, доброте. И тогда уже он никогда не пнет ногой бездомного кота. Наставить ребенка на добрый путь помогут сказки и мультфильмы.

Главное — не промахнуться с выбором, ведь малыш отождествляет себя со сказочным героем. Уделите ребёнку внимание, прочитав с ним какую-нибудь сказку или посмотрев мультфильм. Обязательно порассуждайте с ним, о том, что он понял, объясните ему мораль этой истории, поясните некоторые неизвестные ему понятия. Ведь кого, как не родителей, дети будут слушать в первую очередь. Будьте терпимы и относитесь к своим детям с пониманием и заботой. Помните: вы, родители, в первую очередь можете и должны воспитывать в ваших детях добрых и отзывчивых людей, способных прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, и что если вы сами не очень-то проявляете свои добрые чувства, то сложно будет воспитать эти чувства и в ребёнке.

Если мы хотим, вырастить доброго и счастливого человека, то сами должны стать не только успешными людьми, но и заботливыми и любящими родителями, у которых всегда находится время для общения с ребенком. Какой пример, мы покажем своим детям, так они и поведут себя по отношению к нам. В семьях, где ценится честное и доброжелательное отношение друг к другу, дети не вырастают жестокими и эгоистичными людьми. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш сын или дочь были добрым и честным человеком, то сами никогда не лгите и не скупитесь на положительные поступки!

Литература:

  1. С. А. Козлова Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью
  2. Л. Е. Тарасова, Е. А. Митрофанова По дороге доброты
  3. С. И. Семенака Учим детей доброжелательному поведению
  4. Е. В. Баринова Уроки вежливости и доброты
  5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/10/04/dobrota
  6. https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2015/10/30/uchite-detey-dobrote
  7. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-kak-vospitat-v-rebenke-dobrotu.html
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №44 (282) ноябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 347-349):
Часть 5 (стр. 321-395)
Расположение в файле:
стр. 321стр. 347-349стр. 395

Молодой учёный