Сущность профильного обучения в старшей школе (иностранный язык) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 19.10.2019

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Садыкова Т. Р. Сущность профильного обучения в старшей школе (иностранный язык) // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 291-295. — URL https://moluch.ru/archive/280/63157/ (дата обращения: 18.11.2019).



Данная статья посвящена анализу сущности и особенностей профильного обучения на старшем этапе общеобразовательной школы. Нами подробно рассматриваются ведущие принципы, цель, задачи, средства, методы данного вида обучения, обоснована необходимость внедрения профиля на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе ввиду его эффективности, многогранности и целесообразности. Немаловажными является анализ позиций ученых-исследователей, подробно занимающихся данной методической проблемой.

Ключевые слова: профильное обучение, старший этап обучения, неотъемлемый компонент, профиль

The article is devoted to the analysis of the essence of profile training at the senior step in comprehensive school. The leading principles, objective, tasks, means, methods of this kind of learning are being studied, also the necessity of practicing profile at the senior step of education in comprehensive school is grounded due to its efficiency, diversity and expediency. The analysis of scientists and researchers’ positions are also being analyzed.

Key words: profile training, senior step of learning, an integral component, profile

В современном мире, в контексте усиления процесса глобализации, межкультурной интеракции, вследствие тесного взаимодействия различных стран, все более насущным становится вопрос подготовки специалиста, готового к осуществлению профессиональной иноязычной коммуникации на иностранном языке (ИЯ). Человек, владеющий не одним, а двумя или даже тремя ИЯ имеет больше шансов преуспеть не только в построении карьеры, но в научной деятельности, ввиду того что вступительные экзамены в магистратуру и аспирантуру подразумевают сдачу такой дисциплины как «иностранный язык», публикация статей в научных журналах, монографий, выступление на конференциях также требуют от магистранта или аспиранта знание одного или более ИЯ.

В связи с данными тенденциями перед общеобразовательной школой стоит следующая задача: подготовить учащегося к нарастающим требованиям современных работодателей и научной элиты. Для решения данной проблемы представляется целесообразным выделить для дисциплину «иностранный язык» особое, приоритетное место в структуре учебных дисциплин.

Решение данного вопроса представляется возможным при условии, если:

− в общей сетке часов, отводимых для изучения ИЯ увеличился их объем;

− разработаны, научно апробированы и внедрены специальные профильные дисциплины для повышения уровня владения иноязычной коммуникативной компетенцией;

− разработаны специальные элективные курсы по ИЯ;

− созданы условия для профессиональной ориентации будущих выпускников школы (10–11 класс), например, «ярмарка вакансий», профессиональные мастер-классы, экскурсии на будущее место работы, профессиональные тренинги и семинары, лекции по профессиональному становлению.

Проблемой профильного обучения занимаются такие видные отечественные исследователи как (И. Л. Бим 2007, А. А. Колесников 2016, 2011, А. Г. Каспржак 2003, Е. Н. Соловова 2004), при этом согласно концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы утверждается, что «профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения…», «при этом более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся…» [6, с. 3].

Целесообразность внедрения профильного обучения на старшем этапе обосновывает И. Л. Бим. Так, согласно ученому, «возраст учащихся 9–11 классов (15–17 лет) относится к периоду ранней юности. К концу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости. Завершается период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойное время физического развития. Происходит дальнейшее развитие их интеллектуальной сферы. В психологических периодизациях А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, который в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность» [1, с.7].

Согласно психологу И. А. Зимней, «юношеский возраст отличается богатством и разнообразием переживаемых чувств, в том числе связанных с отношениями между людьми, чувствами дружбы, любви…», «это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляется ценностно-ориентационная деятельность школьников. В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязания [2].

В этом возрасте учащиеся впервые всерьез начинают задумываться о своем профессиональном становлении, о будущей специализации, о выборе высшего учебного заведения. Данные вопросы являются релевантными для каждого школьника ввиду того, что решается его профессиональная судьба. У старшеклассников появляется возможность выбирать те предметы для сдачи Единого Государственного Экзамена, которые соответсвуют их профессиональной ориентации и будущей деятельности. Немаловажным является выбор профильных дисциплин, которые будут нацелены на подготовку учащегося к его профессиональной деятельности. В связи с этим старший этап обучения является наиболее важным и значимым для школьника.

Задача школы заключается в помощи и облегчении учащимся их положения, создания максимально комфортных условий для самореализации и предпрофессионального становления: на базе школы должны быть организованы профильные курсы для удовлетворения профессиональных и интеллектуальных потребностей учащихся.

Вслед за И. Л. Бим нам представляется целесообразным внедрение в практику обучения учащихся на старшем этапе профильные курсы. Под «профильными курсами» ученый понимает «углубленные курсы для старшей ступени школы, нацеленные на профессиональную ориентацию школьников, на их начальную специализацию в конкретной предметной области, например: в области родного языка и литературы, биологии, химии, физики, истории, обществознания, иностранного языка и т. д». [1, с. 30].

Профильный курс призван обеспечить предпрофессиональную подготовку, ознакомить учащего с будущей профессией, дать ему основы тех знаний, которые будут способствовать облегчению процесса поступления в высшее учебное заведение и сдачу Единого Государственного Экзамена.

На наш взгляд, профильный курс по ИЯ предполагает:

− совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;

− расширение лингвострановедческих знаний;

− развитие социокультурной компетенции;

− формирование положительного отношения к стране\странам изучаемого языка;

− обучение профессиональному дискурсу;

− повышение читательской грамотности;

− формирование профессиональной ориентации посредством ИЯ;

− расширение социокультурного кругозора учащихся;

− повышение уверенности в своем уровне владения ИЯ;

− обучение основам переводческой деятельности;

− создание валидной базы для дальнейшего профессионально-коммуникативного и лингвистического совершенствования;

− удовлетворение познавательных и образовательных потребностей учащихся;

− повышение мотивации и интереса учащихся;

− развитию интеллектуального и предпрофессионального роста;

− развитие умения чтения, письменной речи, аудирования;

− совершенствование грамматических, лексических, фонетических и орфографических навыков;

− снятие «языкового барьера»;

− нивелирование социокультурных стереотипов.

Как утверждает И. Л. Бим в своей монографии, «что касается профильного обучения именно иностранному языку, то оно предполагает, как отмечалось, более углубленное его изучение, а также определенную специализацию, нацеленность содержания обучения на выбранный профиль, как правило, с учетом планов старшеклассников на будущее, характера дальнейшего обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении и соответствующей сферы будущей профессиональной деятельности…». [1, с. 30].

Далее пойдет речь о принципах, методах, цели и задачах профильного обучения в старшей школе.

Согласно Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, профильное обучение должно:

− быть нацелено на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;

− иметь деятельностный, продуктивный характер

− обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной деятельностью, социумом;

− обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения;

− быть ориентировано как на потребности личности, так и на потребности рынка труда;

− учитывать потребности регионов в специалистах определенных профессий [6].

Исходя из перечисленных принципов профильного обучения целесообразно утверждать, что, во-первых, оно способствует развитию автономности, самостоятельности, независимости школьников, во-вторых, развивает предпрофессиональное мышление, в-третьих, способствует расширению кругозора, совершенствованию и углублению знаний, и, в -четвертых, дает возможность учащимся попробовать себя в профессиональной деятельности, что позволяет понять старшекласснику, нравится ли ему то, чем он занимается, привлекает ли его данный вид деятельности или же наоборот, отталкивает. Все это позволит избежать разочарования в выбранной профессии, отказа работы по специальности, смены университета или профессии.

Как отмечается в Концепции профильного обучения, оно преследует следующие основные цели:

− создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

− способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

− расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования» [4].

Все это возможно, если образовательное учреждение, в котором обучается учащийся готово выделить ресурсы для организации профильных занятий. Под ресурсами мы подразумеваем:

− временные ресурсы (отвести определенное количество часов для профильного курса);

− материальные ресурсы (приобретение компьютеров, специальных электронных досок, аудио и видео редакторов, оснащение школы лингвофонными кабинетами, если речь идет об ИЯ);

− эмоциональные ресурсы (тщательно продумать, как наиболее эффективно организовать данный профильный курс с целью повышения мотивации и интеллектуального интереса учащегося).

Что касается форм работы в рамках профориентационного элективного курса на старшем этапе обучения, А. А. Колесников в качестве ведущих выделяет следующие формы:

− парная работа может предусматривать составление различных типов диалогов в рамках профессионально-ориентированной тематики. Подобная форма работы поможет подготовить учащихся к особенностям профессионального общения.

− в рамках групповой формы работы учащимся могут быть предложены на обсуждение проблемные вопросы и задачи, связанные с определенными аспектами профессиональной деятельности [4, с. 69].

Целесообразно подчеркнуть, что с целью повышения эффективности усвоения ИЯ необходимо чередовать данные формы работы как можно чаще. Это обусловлено тем, что частая смена форм работы (переход с диалога на полилог) способствует повышению активности клеток головного мозга, в результате чего улучшается концентрация учащегося, а мнемический процесс происходит намного быстрее.

Ведущим методом профильного обучения на старшем этапе общеобразовательной школы А. А. Колесников выделяет метод проектов. Рассмотрим данный метод более подробно: «принцип ориентации теории на практическое применение предполагает активное использование метода проектов, а также практик, профессиональных проб. Очевидно, что именно в проектной работе и профессиональных пробах учащиеся смогут ознакомиться в самом первом приближении с особенностями профессиональной деятельности» [4, с. 69].

Мы полагаем, что метод проектов является наиболее эффективным методом обучения профильного обучения, ввиду того что он способствует:

− формированию самостоятельности старшеклассников;

− более детальному ознакомлению с будущей профессиональной деятельностью;

− повышению познавательной активности учащихся;

− повышение интереса и мотивации к изучаемому предмету;

− расширению профессионального кругозора:

− повышению концентрации учащегося;

− развитию поисковой компетенции учащегося.

Как справедливо отмечают многие исследователи, например, И. Л. Бим, Е. С. Полат и другие, именно «проектная деятельность в наибольшей степени направлена на развитие самостоятельности, творческую самореализацию учащихся. Эта технология основана на анализе и решении реальных либо в наибольшей степени приближенных к реальной жизни проблем и получении практических результатов. Благодаря этому данная технология соотносится с основными принципами профессионально-ориентированного обучения иностранному языку…» [4, с. 69].

Не менее важной технологии, используешься в профильном обучении на старшем этапе, является технология «обучение в сотрудничестве». Как утверждает Е. С. Полат, «учитывая возможную сложность освоения основ специализированной деятельности, специализированных научных областей, с которыми учащиеся будут знакомиться средствами иностранного языка, оправданным представляется использование такой технологии, как обучение в сотрудничестве. Этому способствует групповая, парная работа, в ходу которой школьники учатся помогать друг другу, разъяснять непонятное, облегчать трудности, наиболее эффективно использовать «сильные» стороны (глубокие знания, сильные качества) каждого из участников. В профессионально-ориентированных элективах эта технология применима при обсуждении проблемных вопросов, в дискуссиях, проектной работе, при анализе специализированных текстов» [5].

Целесообразно подчеркнуть, что данная технология предполагает:

− совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;

− формирование дружеского отношения к другому человеку;

− обучение взаимодействию с партнерами;

− развитие эмоционального (межличностного) интеллекта;

− развитие концентрации, повышение внимания;

− формирование эмпатии по отношению к другому.

Как уже утверждалось выше, реализовать профильное обучение в рамках старшей школы возможно при апробации и внедрении элективных курсов по ИЯ. Рассмотрим более подробно три классификации иноязычных элективных курсов: И. Л. Бим, Е. Н. Солововой и А. Г. Гаспржак.

Таблица 1

Типология иноязычных элективных курсов (поИ.Л.Бим) [1, с. 51–52]

Курсы, имеющие ту же предметную направленность

Курсы, имеющие направленность на изучение другой предметной области

Имеющие прикладной характер

(например, филологическую), и служащие расширению и углублению профильного курса

изучение другой предметной области средствами иностранного языка

знакомящие учащегося с какой-либо специализированной деятельностью с использованием иностранного языка

На наш взгляд, данная классификация представляется наиболее валидной ввиду того что она отображает точную информацию современной действительности школьного профильного обучения: как показывает практика и опыт работы в школе, изучение ИЯ в рамках профиля нацелено на: повышение уровня владения ИЯ (ИЯ как цель), познание другой предметной области, но за счет использования ИЯ (ИЯ как средство) и обучение специализированной деятельности, где предусмотрено использование ИЯ (ИЯ как цель и как средство).

Далее рассмотрим другую классификацию иноязычных элективов.

Таблица 2

Типология иноязычных элективных курсов (поА.Г.Каспржак) [3, с.72]

Пробные курсы

Ориентационные курсы

Общекультурные курсы

Углубляющие курсы

Коррекционные курсы

знакомство с какой-то специальностью на практике и позволяют ученику ответить на главные вопросы, которые он задает себе при выборе будущей профессии: хочу ли я и могу ли заниматься этим

помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения

позволяют удовлетворить естественную любознательность. Эти курсы должны служить расширению кругозора, формированию картины мира

позволяют остановиться на каком-то разделе профильного курса более подробно

должны помочь ребенку, который по каким-то причинам ошибся в своем выборе или перешел из другой школы

Несомненным достоинством данной классификации является ее расширенный и детальный характер. Однако, если мы говорим о «пробных» и «ориентационных» курсах, то особенных отличий между первым и вторым типом курсов затруднительно выделить, нами они понимаются как курсы ознакомительные, помогающие старшекласснику понять, какой профессиональной деятельностью и почему он хочет заниматься, в какой сфере совершенствоваться и развиваться.

Далее рассмотрим третью классификацию иноязычных элективных курсов.

Таблица 3

Типология иноязычных элективных курсов (поЕ.Н.Солововой) [7, с.10]

Коммуникативные

Для специальных целей

Интегративные

Построенные на двуязычной основе

направленные на достижения углубленного уровня владения иностранным языком

Направленные на овладение спецификой профессионального общения на ИЯ

реализация межпредметных связей нескольких учебных предметов

иностранный язык обеспечивает языковую поддержку предметному курсу

Достоинством данной классификации является выделение в отдельную группу «курсов, построенных на двуязычной основе», чего мы не наблюдали в двух предыдущих классификациях. Однако не совсем понятным нам представляется выделение «коммуникативных курсов» ввиду того что априори все профильные иноязычные курсы являются коммуникативными, так как их цель это способствовать совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции, нивелированию языкового барьера и приобщение к иноязычной культуре.

В завершении статьи подчеркнем, что благодаря внедрению профильного обучения в практику школы на старшем этапе, учащиеся получат возможность предпрофессионально развиваться, определиться с выбором будущей профессиональной деятельности, выбрать высшее учебное заведение согласно собственным предпочтениям и интересам, а также, что немаловажно, это расширение социокультурного и профессионального кругозора, развитие концентрации, эмоционального (межличностного) интеллекта и совершенствование коммуникативных навыков средствами ИЯ в современную эпоху информатизации и глобализации.

Литература:

  1. Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы: проблемы и перспективы /И. Л. Бим / М.: Просвещение, 2007. — 168 с.
  2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя / М., 1991. — 219с.
  3. Каспржак А. Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе /А. Г. Каспржак / М.: Новая школа, 2004. — 160 с.
  4. Колесников А. А. Профессионально-ориентированные элективные курсы на иностранном языке для филологического профиля: научные основы, пример разработки, специфика внедрения в практику: монография / А. А. Колесников; Ряз. гос. ун-т. им. С. А. Есенина. — Рязань, 2011. — 212 с.
  5. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе, 2000. — № 2, № 3.
  6. Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, 2002. — 14 с.
  7. Соловова Е. Н. Разработка авторских программ и курсов /Е. Н. Соловова // Иностранные языки в школе, 2004. — № 4, 5. — С. 10
Основные термины (генерируются автоматически): профильное обучение, иностранный язык, курс, профильный курс, старший этап, общеобразовательная школа, высшее учебное заведение, иноязычная коммуникативная компетенция, предметная область, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Обучение профессионально-ориентированному общению...

Как известно, при обучении иностранным языкам иноязычная коммуникативная деятельность выступает не только как средство, но и как цель обучения, предусматривающая функциональное владение изучаемым иностранным языком, что должно сделать возможным...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Межкультурная компетенция в целях обучения иностранным...

межкультурная компетенция, иностранный язык, социокультурная компетенция, требование, язык, цель обучения, иноязычная

коммуникативная компетенция, грамматик, язык, иностранный язык, языковая компетенция, обучение, навык, аспект обучения, учебный...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Модель обучения иностранному языку для специальных целей...

Формирование предметной компетенции через иностранный язык осуществляется

Безусловно, формирование предметной компетенции посредством иностранного языка

иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение, будущий специалист...

Об интегративном развитии общих и профессиональных...

иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку...

Обучение иностранному языку учащихся средних...

Основные термины (генерируются автоматически) : иностранный язык, узбекский язык обучения, подход, язык, школа, обучение, Узбекистан, иноязычная коммуникативная компетентность, информационная компетенция, коммуникативная компетентность.

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык, межличностное общение, коммуникативная лингвистика, иноязычная коммуникация...

Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор...

иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональная компетенция, квалификация, владение иностранным

Ключевые слова: профессиональная компетенция, коммуникативная мобильность , иностранный язык , метод проектов, процесс обучения .

Похожие статьи

Обучение профессионально-ориентированному общению...

Как известно, при обучении иностранным языкам иноязычная коммуникативная деятельность выступает не только как средство, но и как цель обучения, предусматривающая функциональное владение изучаемым иностранным языком, что должно сделать возможным...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как...

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, определяется понятие «коммуникативная компетенция», прослеживается формирование и развитие идеи о важности и методах обучения...

Межкультурная компетенция в целях обучения иностранным...

межкультурная компетенция, иностранный язык, социокультурная компетенция, требование, язык, цель обучения, иноязычная

коммуникативная компетенция, грамматик, язык, иностранный язык, языковая компетенция, обучение, навык, аспект обучения, учебный...

Особенности формирования профессиональной иноязычной...

В данной статье рассматривается профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция как один из важнейших компонентов обучения иностранному языку, а также представлены способы формирования компетенции в условиях вуза и за его пределами.

Модель обучения иностранному языку для специальных целей...

Формирование предметной компетенции через иностранный язык осуществляется

Безусловно, формирование предметной компетенции посредством иностранного языка

иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение, будущий специалист...

Об интегративном развитии общих и профессиональных...

иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, профессиональная деятельность

В статье рассматривается проблема развития иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку...

Обучение иностранному языку учащихся средних...

Основные термины (генерируются автоматически) : иностранный язык, узбекский язык обучения, подход, язык, школа, обучение, Узбекистан, иноязычная коммуникативная компетентность, информационная компетенция, коммуникативная компетентность.

О требованиях к результатам обучения иностранному языку...

иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, обучение, основной объект обучения, язык, межличностное общение, коммуникативная лингвистика, иноязычная коммуникация...

Иноязычная коммуникативная компетенция как фактор...

иноязычная коммуникативная компетенция, профессиональная компетенция, квалификация, владение иностранным

Ключевые слова: профессиональная компетенция, коммуникативная мобильность , иностранный язык , метод проектов, процесс обучения .

Задать вопрос