Средний бизнес: определение, виды, поддержка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.10.2019

Статья просмотрена: 13264 раза

Библиографическое описание:

Тумелевич, Т. В. Средний бизнес: определение, виды, поддержка / Т. В. Тумелевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63156/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены понятие, виды, критерии отнесения предприятий к среднему бизнесу, особое внимание уделяется поддержке развития среднего бизнеса.

Ключевые слова: средний бизнес, критерии, доля рынка, структура управления, функции маркетинга, поддержка, кредитование, эффективность.

Изучая средний бизнес, отметим, что в Российской Федерации не принято выделять средний бизнес в индивидуальный субъект хозяйственной деятельности. Как правило, происходит объединение среднего и крупного или малого и среднего бизнеса, словно отдельно предприятий среднего бизнеса не существует. Но предприятия среднего бизнеса в современных условиях существуют, и при этом имеет отличия в сравнении с крупным и малым бизнесом. Существует ряд основных критериев, которые характеризуют средний бизнес. К ним относятся: численность работников; выручка предприятия; доля рынка; структура управления; функции маркетинга [2].

Главный критерий определения размера бизнеса определяется исходя из численности работников, занятых в нём. Законодательством определена чёткая граница численности сотрудников на предприятии: микропредприятия имеют численность персонала до 15 человек, для малого бизнеса — от 15 до 200 человек; для предприятий крупного бизнеса принято считать более 1000 человек. Соответственно, среднему бизнесу соответствуют предприятия с общей численностью от 200 до 1000 человек.

Выручка также является основным критерием размера предприятия. Отметим, что оборот компании не регламентируется законодательством, где их разделяли бы по размеру. Это обусловлено тем, что доходы предприятий меняются в зависимости от ряда факторов, в том числе и финансового положения в стране. Принято определять средний доход среди всех предприятий на данный момент, и исходя из этого, можно обозначить границы размеров предприятий. Так, по данным 2018 года, выручка крупного бизнеса характеризуется оборотом в 150 миллионов долларов. У малого бизнеса определены более чёткие границы: так как на упрощённый вариант налогообложения могут по закону рассчитывать предприятия с оборотом в 15 миллионов рублей, следовательно, это и есть граница малого бизнеса. И соответственно, все предприятия с годовым оборотом от 15 миллионов рублей до 150 миллионов долларов являются средними. Как видно, наблюдается большая разница между максимальной и минимальной границей, поэтому при делении по обороту существуют промежуточные размеры бизнеса: средне-крупный и средне-малый.

Доля рынка также является одним из основных критериев для определения размера бизнеса. Доля рынка для малого бизнеса составляет меньше 0,5 %, крупный бизнес — занимает более 5 %. Соответственно к среднему бизнесу будем относить предприятия с долей рынка от 0,5 %, до 5 %. Поскольку рыночная доля является относительным показателем, то это, в некоторой степени, позволяет решить проблему несопоставимости критериев численности и выручки. Но при этом не стоит забывать, что рынки в современных условиях развития экономики отличаются по концентрации, и в то время как на одном рынке всё контролируют 2–3 крупных игрока, на другом всё делится между множеством мелких.

Структура управления в различных предприятиях также имеет отличия: как правило, мелкий бизнес управляется напрямую директором или через одно звено заместителей; если звеньев 2–4, то это предприятия среднего бизнеса, 5 и больше — можно отнести к крупному бизнесу.

Функции маркетинга при разных типах бизнеса обозначены наиболее четкими границами. Суть метода определения среднего бизнеса заключается в том, кто принимает решения по маркетингу. Отметим, что если предприятие является малым, то именно директор занимается всеми вопросами маркетинга и рекламы. Даже если у него будет помощник, то окончательное решение всё равно будет принимать руководитель организации. При развитии среднего бизнеса — этим вопросом уже должен заниматься или отдельный специалист, или отдел маркетинга. Отметим, что в крупных компаниях, как правило, существует специальный отдел с директором по маркетингу во главе.

Таким образом, рассмотрены основные критерии отнесения предприятий к категории среднего бизнеса.

Поддержка среднего бизнеса является одним из важнейших факторов для успешного развития предприятий среднего бизнеса. Отметим, что именно финансовая помощь предприятий среднего бизнеса является главным показателем грамотно выстроенной экономики в стране, направленной на развитие производства [1].

Для бизнесменов финансовая поддержка является необходимой в связи с тем, что именно в начале своей деятельности предприятия сталкиваются с финансовыми проблемами, когда нужны самые основные вложения в основные средства и другие активы.

Для государства также является важным помощь предпринимателям, так как, создавая различные программы в поддержку бизнеса, они смогут объединить свои усилия на ведомственном уровне. Кроме того, как показывает зарубежный опыт, присутствие в стране большого количества предприятий среднего бизнеса способствует устойчивому деловому климату, что является привлекательным для инвесторов. Рассматривая поддержку среднего бизнеса в России, отметим, что в настоящее время дела обстоят весьма неплохо. Власти каждого региона страны организуют различные меры, направленные на комплексную поддержку среднего бизнеса [3].

На сегодняшний день существует много различных видов субсидирования для предприятий среднего бизнеса.

Финансовая поддержка компаний предусматривает:

− упрощённое лицензирование;

− помощь в проведении рекламы;

− возмещение затрат по лизингу или кредиту.

Любая программа помощи бизнесменам ограничена сроками и выделенными на неё средствами [4].

Существуют фонды для поддержки среднего бизнеса, как коммерческие, так и некоммерческие. Вот основные их виды:

− Фонды поручительства и гарантии (помогают в получении льготных кредитов, предоставляют гарантии и поручительство);

− Бизнес-инкубаторы (позволяют предприятиям среднего бизнеса работать и развиваться на своей территории);

− Бизнес-школы (направлены на повышение квалификации руководителей и служащих);

− Инвестиционные фонды (помогают реализовать инвестиционный проект, предоставляя инвестиции владельцам среднего бизнеса);

− Венчурные фонды (дают возможность предприятиям инвестировать свободные средства в разные сферы экономики за счёт фонда).

Согласно статистическим данным, около 30 % предприятий малого бизнеса прекращают свою деятельность уже после года работы. В основном причинами являются высокая конкуренция и нехватка средств. Решением данной проблемы может стать кредитование на выгодных условиях: под низкую процентную ставку и достаточно длительный срок выплаты [5].

Отметим, что закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” не предусматривает кредитование среднего бизнеса на особых условиях. Поэтому решение данной проблемы возложено на местные органы управления и банковские структуры [6].

В Челябинской области на достаточно высоком уровне организована поддержка предпринимателей среднего бизнеса.

Фонд финансирования промышленности и предпринимательства Челябинской области — Территория Бизнеса, осуществляет следующие направления финансовой поддержки на льготных условиях [7]:

− льготные займы субъектам МСП,

− льготные займы промышленности,

− программы льготного лизинга,

− банковские продукты МСП Банк.

Фонд создан при поддержке Министерства экономического развития Челябинской области и является частью уникального проекта «единого окна» для предпринимателей МФЦ «Территория Бизнеса».

Отметим, что по данным Челябинскстата, в регионе работает 60 тыс. малых предприятий, более 70 тыс. индивидуальных предпринимателей и 400 средних организаций.

В 2018 году на поддержку малого и среднего бизнеса на Южном Урале было направлено 83 млн. рублей. В том числе 27 млн. — средства областного бюджета, 56 млн. — федерального [7].

На развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в Челябинской области федеральный центр направит в 2019 году 432,5 млн рублей — это в 4 раза больше средств, чем было выделено в текущем. Кроме этого, еще 182 млн рублей будет направлено из региональной казны в качестве софинансирования.

Деньги Челябинская область получит в рамках реализации федерального нацпроекта, разработанного Минэкономразвития РФ. Защита региональной составляющей состоялась на VIII Всероссийской конференции «Развитие системы инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», которая проходила в Челябинске с 10 по 12 декабря.

Увеличение федерального финансирования Челябинской области говорит о том, что центр видит эффективность проделанной работы и готов дальше поддерживать инициативы Челябинской области. Большинство средств пойдет на усовершенствование механизмов финансовой поддержки.

Челябинская область к 2024 году ставит задачу увеличить число занятых в малом и среднем бизнесе до 558 тыс. человек. Доля малого и среднего предпринимательства (МСП) во внутреннем региональном продукте Челябинской области увеличится до 32,6 % (на сегодняшний день она равна 28,6 %). За весь период на реализацию проекта планируется направить более 3 млрд руб., участие бюджета Челябинской области в проекте составляет 23 %.

Также приоритетными направлениями господдержки являются: финансовая поддержка производственных предприятий, развитие госзакупок, поддержка монотерриторий, создание института поддержки фермеров, популяризация предпринимательской деятельности.

Челябинская область является одним из регионов-лидеров в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. Южный Урал первым в стране создал «единое окно» по поддержке малого и среднего предпринимательства, получившее название «Территория Бизнеса». Проект признан на федеральном уровне и рекомендован Министерством экономического развития РФ к тиражированию во все регионы.

Литература:

  1. Бархатов В. И., Белова И. А., Государственные программы поддержки малых и средних предприятий в России // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2017, № 1. — C. 208–223. — ISSN/ISBN 2224–9354
  2. Бархатов В. И., Плетнев Д. А., Николаева Е. В., Белова И. А., Дьяченко О. В., Кампа А., Слободчикова А. А., Природа, факторы и измерение успешности предприятий малого и среднего бизнеса в России, Москва: Перо, 2016. — C. 302. — ISSN/ISBN 978–5–906835–75–8
  3. Истомина Е. А., Истомин С. В., Особенности взаимодействия государства и фирмы // Лучшая научная статья 2017. Сборник статей VIII Международного научно-практического конкурса. 2017, Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2017. — C. 39–43. — ISSN/ISBN 978–5–9500235–2–1
  4. Каледин С. В., Уточнение термина «точечная поддержка» предпринимательства в условиях нестабильной экономики // Международный журнал экспериментального образования. — 2016, № 10–1. — C. 59. — ISSN/ISBN 1996–3947
  5. Плетнев Д. А., Институциональные формы малого и среднего бизнеса в России: качественные различия в поведении и инструментах поддержки // Институциональная трансформация экономики: пространство и время. Сборник докладов V Международной научной конференции: в 2-х томах. 2017, Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2017. — C. 115–119. — ISSN/ISBN 978–5–86338–094–0
  6. Сорокина В. И., Бенц Д. С., Проблемы кредитования малого и среднего бизнеса // Молодежный научный вестник. — 2017, № 6 (18). — C.14–16. — ISSN/ISBN 2500–3356
  7. Официальный сайт МФЦ для бизнеса Челябинской области «Территория бизнеса»
Основные термины (генерируются автоматически): челябинская область, малый бизнес, предприятие среднего бизнеса, среднее, бизнес, доля рынка, крупный бизнес, предприятие, финансовая поддержка, поддержка малого.


Похожие статьи

Особенности управления предприятиями малого бизнеса

В статье рассматриваются такие вопросы как актуальность малого бизнеса, а также его преимущества и недостатки. Выявлены функции менеджмента и их реализация путем различных методов. Выведены предложения для эффективного функционирования предприятия.

Малый бизнес в России. Пути развития

Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Особенности формирования экономики промышленных предприятий

В статье раскрыто понятие предпринимательства, рассмотрены некоторые способы роста эффективности промышленных предприятий, представлены факторы их устойчивого экономического развития.

Инструменты повышения стоимости бизнеса. Российский и зарубежный опыт

В статье рассматривается понятие «стоимость компании» и способы ее управления. Управление стоимостью компании является многогранным процессом. В ходе данного исследования были рассмотрены основные способы достижения повышения стоимости компании. Такж...

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Статья посвящена разработке системы оценки персонала среди субъектов малого и среднего бизнеса. Описывается система, разработанная для осуществления оценки, её цели и задачи. Обосновано использование оценки персонала как стратегического фактора разви...

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Совершенствование механизма управления развитием малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве

В статье анализируются сложившиеся условия, предпосылки и препятствия для развития малого и среднего предпринимательства, рассматриваются пути повышения эффективности бизнеса на рынке.

Состояние рынка корпоративной торговой сети

Статья раскрывает особенности и общее состояние рынка корпоративных торговых сетей. В статье приводится аналитика показателей и рейтинги ведущих торговых сетей за период 2018–2019 годы.

Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами

В статье рассматриваются актуальные для современных российских предприятий вопросы оценки эффективности управления финансовыми ресурсами. Изучены основные применяемые методики. Кратко охарактеризованы направления улучшения.

Похожие статьи

Особенности управления предприятиями малого бизнеса

В статье рассматриваются такие вопросы как актуальность малого бизнеса, а также его преимущества и недостатки. Выявлены функции менеджмента и их реализация путем различных методов. Выведены предложения для эффективного функционирования предприятия.

Малый бизнес в России. Пути развития

Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.

Анализ методологических подходов к разработке финансовой стратегии предприятия

В статье рассматриваются вопросы анализа методологических подходов разработки финансовой стратегии предприятия, определяются преимущества и недостатки каждого подхода.

Особенности формирования экономики промышленных предприятий

В статье раскрыто понятие предпринимательства, рассмотрены некоторые способы роста эффективности промышленных предприятий, представлены факторы их устойчивого экономического развития.

Инструменты повышения стоимости бизнеса. Российский и зарубежный опыт

В статье рассматривается понятие «стоимость компании» и способы ее управления. Управление стоимостью компании является многогранным процессом. В ходе данного исследования были рассмотрены основные способы достижения повышения стоимости компании. Такж...

Оценка персонала как стратегический фактор развития организации

Статья посвящена разработке системы оценки персонала среди субъектов малого и среднего бизнеса. Описывается система, разработанная для осуществления оценки, её цели и задачи. Обосновано использование оценки персонала как стратегического фактора разви...

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Совершенствование механизма управления развитием малого и среднего бизнеса в сельском хозяйстве

В статье анализируются сложившиеся условия, предпосылки и препятствия для развития малого и среднего предпринимательства, рассматриваются пути повышения эффективности бизнеса на рынке.

Состояние рынка корпоративной торговой сети

Статья раскрывает особенности и общее состояние рынка корпоративных торговых сетей. В статье приводится аналитика показателей и рейтинги ведущих торговых сетей за период 2018–2019 годы.

Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами

В статье рассматриваются актуальные для современных российских предприятий вопросы оценки эффективности управления финансовыми ресурсами. Изучены основные применяемые методики. Кратко охарактеризованы направления улучшения.

Задать вопрос