Современные методы преподавания юридических дисциплин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 18.10.2019

Статья просмотрена: 6894 раза

Библиографическое описание:

Лысаков, В. А. Современные методы преподавания юридических дисциплин / В. А. Лысаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63102/ (дата обращения: 16.12.2024).



Исследование посвящено изучению существующих на сегодняшний день методов преподавания юридических дисциплин, особое внимание уделено методам интерактивного обучения. Рассмотрены их особенности и перспективы реализации в образовательной деятельности.

Ключевые слова: методы обучения, приемы обучения, интерактивные методы обучения, правовые дисциплины.

Развитие правового государства, формирование гражданского общества в России требуют реформирования системы высшего правового образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Вышеупомянутое обусловливает необходимость совершенствования преподавания правовых дисциплин и углубленного изучения национального законодательства и международного права.

Правовое образование, как известно, является частью системы образования и заключается в осуществлении комплекса учебных мероприятий, направленных на создание условий для приобретения гражданами объема правовых знаний и навыков, необходимых для реализации ими своих прав и свобод, а также исполнения возложенных на них обязанностей. Кроме того, оно способствует формированию у граждан уважения к законам, гуманистических правовых идей, общечеловеческих, национальных, правовых ценностей, а также преодолению правового нигилизма.

Правовое образование невозможно без разработки теоретико-методологических основ преподавания правовых дисциплин с учетом отечественного и мирового опыта. Сегодня педагогическая наука и практика высшей школы стремятся найти оптимальные пути реализации творческой самодеятельности личности, демократизации, гуманизации учебного процесса, перестройки стиля взаимоотношений между преподавателем и студентом, углубляет особый интерес к отечественному образованию, в частности правовому, а также к преподаванию правовых дисциплин.

В дидактическом процессе важную роль играют методы обучения (метод от латинского. metodos — путь, способ) — это система способов, приемов и средств последовательных действий преподавателя и студентов, направленная на достижение дидактической цели в обучении, то есть овладение знаниями и формирование соответствующих умений и навыков.

В структуре метода обучения отдельно определяют прием. Прием обучения — это составная часть метода, определенные разовые действия, направленные на реализацию требований тех или иных методов.

Понятие метода и приема различают по целевому назначению. Метод направлен на обеспечение широких действий (раскрытие содержания материала, выяснение сути вопроса), зато прием служит лишь разовым действием.

Методы преподавания разделяют на словесные (информационные), наглядные и практические.

Словесные методы включают монологические (рассказ, объяснение, лекция, инструктаж) и диалогические (беседа, семинар, диспут, дискуссия, сменные пары, работа с книгой).

Наглядные методы включают иллюстрации (плакат, диапозитив), демонстрации (фильм, телепередача, подвижная модель, компьютер), показ (как правильно сделать анализ, заполнить протокол, выполнить операцию), наблюдение (непосредственное, опосредованное).

К практическим методам относятся упражнения, лабораторные работы, самостоятельные работы, моделирование, конструирование, анализ и реагирование на практические ситуации, заполнение протоколов практической работы.

Проблемно-поисковыми методами являются репродуктивные или воспроизводственные (решение задач, построение графиков), эвристический (эвристическая беседа), частично-поисковый (лабораторные работы, курсовое проектирование), исследовательский (научная работа, дипломное проектирование), метод проблемного преподавания (сочетание словесной информации с проблемностью), эксперимент тому подобное.

В настоящее время особую значимость приобретают методы стимулирования и мотивации обучения. Известно, что для того, чтобы материал лучше усваивался, нужно, с одной стороны, мотивировать обучение (вызвать у студентов интерес к нему), а с другой — стимулировать (поощрять) их.

Ведущими средствами и приемами мотивации обучения являются: использование наглядности, проблемности, компьютерной техники и пр. Кроме того, обучение можно мотивировать с помощью активных форм и методов обучения — игровых, методов коллективной умственной деятельности, проблемных.

Методы формирования интереса к обучению делятся на методы коллективной умственной деятельности и имитационные.

Основой методов коллективной умственной деятельности является наличие коллективного мнения, познавательные споры при высокой активности учащихся. К ним относятся: познавательный спор, учебная дискуссия, метод мозговой атаки и др.

Имитационные методы обучения связаны с имитацией (подражанием) определенного процесса, явления, системы. Их разделяют на имитационные индивидуальные и имитационные коллективные.

К имитационным индивидуальным методам относят имитационные упражнения, анализ практических ситуаций, тренинг и пр.

Имитационные коллективные методы ярко иллюстрирует разыгрывание ролей, игровое проектирование, деловые игры. Среди перечисленных имитационные методы являются самыми активными. Они способствуют формированию профессиональных, организационных и управленческих умений и навыков общения, имеют воспитательный характер.

Сегодня большое внимание в методике преподавания уделяется интерактивным методам обучения. Предпосылками внедрения в образовательную практику интерактивных методов обучения правовым дисциплинам на сегодняшний день являются следующие факторы.

Во-первых, психологические особенности современного поколения обучающихся: демократичность, лёгкость освоения теле-видео-коммуникационных технических средств, ресурсов сети Интернет, общительность, преобладание визуального способа восприятия информации. Для обучающихся поступающих в вуз сразу после школы характерны инфантильность, малый опыт правовых отношений.

Во-вторых, бурное развитие информационных технологий. Развитие в Российской Федерации структур информационного общества («электронное государство», «электронное правительство», «электронное правосудие»). Внедрение государственных автоматизированных информационных систем (ГАС РФ «Выборы», ГАС РФ «Правосудие», ЕАИКС — Единая автоматизированная информационно-коммуникационная система арбитражных судов РФ). Высокая динамика изменяющегося российского законодательства ставит проблему обучения студентов навыкам самостоятельного поиска информации с использованием справочных поисковых систем Консультант Плюс, Гарант.

В-третьих, необходимость реализации продуктивного компетентностного подхода, предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения, предполагающего использование в учебном процессе нетрадиционных активных и интерактивных методов, инновационных технологий [2, с.33].

Перечисленные предпосылки остро ставят на сегодняшний день проблему совершенствования технологий и методов обучения. При использовании интерактивных методов обучения правовым дисциплинам задача преподавателя заключается в побуждении обучающихся к самостоятельному поиску информации, в создании условий для познавательной активности и инициативы.

Популярными интерактивными методами обучения правовым дисциплинам на сегодняшний день являются: дискуссия, деловая игра [3, с.43]; творческие задания, моделирование различных ситуаций, требующих применения правовых норм (кейс-метод), деловые ролевые игры, совместное обсуждение и решение проблем путем дискуссий, сократические диалоги, проведение круглых столов, научных миниконференций, пресс-конференций; брифингов, интервью; просмотр и совместное обсуждение учебных фильмов; организация временных творческих коллективов для работы над проектом; интерактивная экскурсия; проведение видеоконференций с участием студентов других вузов; мозговой штурм; дебаты; фокус-группа; анализ конкретных, практических ситуаций (сase-study); тренинги [1, с.38].

Для успешной реализации интерактивных методов обучения правовым дисциплинам необходимо создание учебно-методической базы, предполагающей разработку электронных образовательных ресурсов по каждому предмету преподаваемых дисциплин правового цикла: курс лекций, глоссарий, практикум. Использование образовательных и информационных возможностей СПС «Консультант Плюс», участие в конкурсах, проводимых СПС «Консультант Плюс» [2, с.33].

Использование в преподавании правовых дисциплин интерактивных методов обучения способствует повышению правосознания и правовой культуры обучающихся. Интерактивные методы помогают овладеть юридической терминологией, приобрести и закрепить навыки работы с правовыми актами, способствуют развитию навыков анализа правовых ситуаций, дают навыки юридической квалификации фактов в соответствии с правовыми нормами. Способствует знакомству и освоению правового опыта. Интерактивные методы обучения оптимизируют учебный процесс, повышают его качество, интегрируют правовую теорию и практику.

Таким образом, в настоящее время существуют предпосылки для использования интерактивных методов при обучении правовым дисциплинам. Основными интерактивными методами преподавания правовых дисциплин, доказавшими на сегодняшний день свою эффективность, являются: дискуссия, деловая игра, анализ конкретных правовых ситуаций, анализ судебной практики. Инструментами реализации интерактивных методов обучения является использование электронных образовательных ресурсов, мультимедийного сопровождения, справочных правовых систем, применение ресурсов внутривузовской электронной информационно-образовательной среды.

Литература:

  1. Садовникова Г. Д. Особенности преподавания дисциплин государственно-правового цикла с применением интерактивной методики // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 2 (75). С. 37–44.
  2. Симанович Л. Н. Внедрение кейс-технологий и использование метода кейс-стади при обучении гражданскому праву для развития аналитического мышления // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 4. С. 32–34.
  3. Тумаков А. В. Применение интерактивных методов обучения при преподавании частно-правовых дисциплин слушателям иностранных государств // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 42–44.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивный метод обучения, дисциплина, метод обучения, коллективная умственная деятельность, учебный процесс, метод преподавания, правовое образование, прием обучения, РФ, самостоятельный поиск информации.


Похожие статьи

Методы и приемы обучения, используемые в преподавании юридических дисциплин

В данной работе обсуждаются методы и приемы подготовки специалистов юридической сферы. Показана необходимость использования традиционных и инновационных методов обучения.

Современные методологии в изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе

В статье проводится анализ существующих педагогических технологий, их классификация и выявление ключевых особенностей каждой из них.

Использование активных методов обучения как важнейшее направление совершенствования преподавания иностранного языка

Раскрываются сущность и значение активных методов обучения. Выявляются особенности методики преподавания иностранного языка в вузе с использованием активных методов обучения.

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Особенности интенсивных методов обучения иностранным языкам

Статья посвящена методическим особенностям интенсивного обучения иностранным языкам. Рассматривается коммуникативно-ролевой подход, интерактивные методы обучения, психологические и методические аспекты интенсивного обучения иностранным языкам.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин

Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...

Юридическая риторика в профессиональной деятельности будущего юриста

В статье рассматривается роль юридической риторики в освоении коммуникативных навыков будущих юристов. Особое внимание уделено формам проведения аудиторных занятий в рамках преподавания лингвистических дисциплин.

Актуальные проблемы преподавания права в школе

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания права в школе. Актуальность исследования связана с постоянно меняющимся законодательством, что в современных условиях делает затруднительным полноценное обучение праву в...

Похожие статьи

Методы и приемы обучения, используемые в преподавании юридических дисциплин

В данной работе обсуждаются методы и приемы подготовки специалистов юридической сферы. Показана необходимость использования традиционных и инновационных методов обучения.

Современные методологии в изучении иностранного языка

В данной статье рассматриваются особенности развития современных методов в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

К проблеме анализа современных педагогических технологий обучения русскому языку в школе

В статье проводится анализ существующих педагогических технологий, их классификация и выявление ключевых особенностей каждой из них.

Использование активных методов обучения как важнейшее направление совершенствования преподавания иностранного языка

Раскрываются сущность и значение активных методов обучения. Выявляются особенности методики преподавания иностранного языка в вузе с использованием активных методов обучения.

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Особенности интенсивных методов обучения иностранным языкам

Статья посвящена методическим особенностям интенсивного обучения иностранным языкам. Рассматривается коммуникативно-ролевой подход, интерактивные методы обучения, психологические и методические аспекты интенсивного обучения иностранным языкам.

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин

Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...

Юридическая риторика в профессиональной деятельности будущего юриста

В статье рассматривается роль юридической риторики в освоении коммуникативных навыков будущих юристов. Особое внимание уделено формам проведения аудиторных занятий в рамках преподавания лингвистических дисциплин.

Актуальные проблемы преподавания права в школе

В данной статье рассмотрены актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания права в школе. Актуальность исследования связана с постоянно меняющимся законодательством, что в современных условиях делает затруднительным полноценное обучение праву в...

Задать вопрос