Архетипическая основа сюжетной модели «Леди Макбет» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 14.10.2019

Статья просмотрена: 566 раз

Библиографическое описание:

Семенова, И. А. Архетипическая основа сюжетной модели «Леди Макбет» / И. А. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 281-284. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62987/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается сюжетная модель «Леди Макбет» как архетипическая. Анализируется глубинная логика архетипической модели, её обрядовая основа. Сопоставляются различные сюжетные мотивы в мифологии разных народов с рассматриваемой моделью.

Ключевые слова: архетип, архетипичность, женский образ, повторяемость, миф, сюжетная модель, обряд.

The article considers the plot model of «Lady Macbeth» as archetypal. Examines the logic underlying archetypal patterns its ritual basis. Various plot motifs in the mythology of different peoples are compared with the model under consideration.

Keyword: archetype, archetypical, female character, repeatability, myth, story model, ritual.

В мифах находим те или иные элементы сюжетной модели «л. Макбет». Эти элементы, восходящие к обрядовости, повторяясь во многих культурах, переосмысливаются Шекспиром, синтезируются и подвергаются типологическим изменениям. Происходит эволюция/наращение архетипической модели от античного времени до настоящего времени.

Для архетипа важна схема «некий микросюжет, содержащий предикат (действие), агенса (то есть деятеля), пациенса (то есть объект действия) и несущий более или менее самостоятельный и достаточно глубинный смысл. Просто всякие перемещения и превращения персонажей, встречи их, тем более их отдельные атрибуты и характеристики мы не включаем в понятие мотива…» [4]. Она трансформируется и усложняется в зависимости от времени/эпохи, сраны, культурного окружения, индивидуального мировоззрения писателя.

Традиционно архетипический женский образ в литературе мыслится как женщина-благодетельница, идеал. Так, К. В. Кивалова выделяет следующие традиционные черты для женского образа:

1) женщина подвержена эмоциям, чувствительна, искренна, сострадательна и гибка;

2) женщина должна быть любящей женой и заботливой матерью;

3) место женщины рядом с мужчиной;

4) женщина должна быть покорной мужчине;

5) женщина должна быть красивой и сексуально привлекательной. [3]

Каждый архетип имеет сторону света и тьмы. В сюжетной модели «л. Макбет» имеем перевернутый женский архетип благодетельницы. Недаром в пьесе Л. Н. Толстого, где отражается рассматриваемая модель, обозначение тьмы представлено в названии «Власть тьмы».

Первообраз определить становится невозможным, так как мы находим не одно отражение в мифологии.

Как отмечает американский ученый Дж. Ф. Бирлайн: «Общие модели, сюжеты и даже детали, содержащиеся в мифах, встречаются везде и повсюду. Это объясняется тем, что миф — это совокупное наследие воспоминаний наших предков, передававшееся из поколения в поколение. Миф даже может входить в структуру нашего подсознания; не исключено, что он закодирован в наших генах». [1] Поэтому мы получаем реализацию архетипического сюжета и в мифах, и в литературе, и в кинематографе, но главное в жизни. Пьеса Шекспира «Макбет», Л. Н. Толстого «Власть тьмы», повесть Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в первую очередь написаны на основе реальных событий, будь то историческая хроника, будь то уголовное дело или схожий произошедший случай.

Один из главных признаков архетипичности — повторяемость образа. В древнегреческой мифологии по наущению Геи, которая решила пресечь плодовитость своего супруга Урана, Кронос оскопил Урана. Римская Амата подговаривает жениха своей дочери Турна начать войну против Энея. У Шекспира л. Макбет также совершает преступления опосредованно (подговаривая и наставляя на убийства мужа).

Не просто убийство, а измена мужу и убийство его, которое появилось в трансформации Шекспировской истории в повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», появляется не без оснований на мифологию. В древнегреческой мифологии Агамемном убит своей женой Клитемнестрой, которая уже поддалась супружеской измене с Эгисфом. В другой версии Клитемнестра не сама совершает убийство мужа, а посредством Эгисфа. В сборнике Афанасьева в сказке «Косоручка» жена приказывает мужу убить его сестру: «Поезжай, говорит, за дровами и убей сестру!».

Величайшим преступлением у Шекспира представлено убийство ребенка. После убийства детей леди Макдуф злодей Макбет обречен, и на него обрушивается возмездие. Леди Макбет теряет рассудок: «не телом больна, а душой». В иудейской демонологии и христианских апокрифах действует Лилит, первая жена Адама, которая известна как вредительница деторождения. «Считалось, что Лилит не только наводит порчу на младенцев и изводит их, но похищает (пьёт кровь новорожденных и высасывает мозг из костей) и подменяет их». [5; С. 55] Лилит опасна и для одиноких мужчин, овладевая ими против их воли. В славянской мифологии, что отражено в сказках, Баба Яга крадет, пожирает или сжигает детей. Этот мотив отражен и в немецком фольклоре, например, в сказке «Гензель и Гретель». «Вместо того, чтобы наказывать телесно, мать племени навахо грозит непослушному ребенку местью масок». [7; С. 178] Так, в древнегреческой мифологии находим аналогичных героинь — Ламию, Мормо, Эмпуса.

Трагический конец жизни героинь появляется уже в мифологии, это не нововведение Шекспира в модель. Амат после поражения и гибели Турна покончила с собой. Обряд «сжигания» детей, связанный с образом Бабы Яги, перенаправляется на ведьму.

«…очевидно значение некоторых ритуальных моделей для формирования архетипических сюжетов. Разумеется, нельзя сводить сюжеты к ритуалам, как это делают представители ритуализма, выводящие из ритуалов не только сюжеты, но и культуру в целом. Ведь ритуал как бы «формальная», а миф — «содержательная» сторона одного и того же феномена. При этом каждому ритуалу соответствует один или несколько мифов и, наоборот, мифу соответствует один или несколько обрядов: кроме того, ритуалы переплетаются и пересекаются между собой. Особое сюжетоформирующее влияние присуще таким ритуалам, как инициация, календарные праздники оживления природы, ритуал умерщвления племенных вождей-колдунов в связи со сменой поколений, свадебные обряды и обычаи. Среди них наиболее фундаментальна инициация, связанная представлением о временной смерти и обновлении, об испытаниях и изменении социального статуса: она инкорпорирована и в другие ритуалы». [4; С. 14–15] Ученые, исходя из идеи первоначальной единой цивилизации, говорят о схожести обрядов разных народов. Причина явления — общий период язычества в истории человечества. «Как бы ни соотносились отдельные мифы и ритуалы, в принципе их объединяет единая мифологическая семантика, единая символическая система» [6]. Из этого, можно предположить, что в основе данной сюжетной модели лежит некий обряд. По всей вероятности, это обряд инициации, который в свое время был подробно разработан Владимиром Яковлевичем Проппом в фундаментальном труде «Исторические корни волшебной сказки».

В связи с мотивом слепоты значительное внимание В. Я. Пропп уделяет такому персонажу. Как Баба Яга: «Яга представляется, между прочим, слепою. Можно догадываться, что слепота Бабы — значит безобразие. Представление тьмы, слепоты и безобразия сродни и могут заменить одно другое» [2; С. 53–54]. Яга является проводником в потусторонний мир, мир мертвых, именно поэтому она не может видеть мир реальный. В момент «виденья», а точнее ослепления пришельца– происходит «перемещение» его из одного мира в другой. Слепота является международным явлением у существ, выполняющих функцию Яги. Ими могли быть и животные, и любые другие существа: ведьмы, призраки и т. п.

В нашем случае Шекспир заостряет внимание на слепоту призрака Банко:

Макбет

… Кровь твоя застыла,

Без мозга кости и, как у слепых,

Твои глаза. [9, С. 219]

Мотив слепоты прослеживается и в повести «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, пьесе «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, в романе «Тереза Ракен» Э. Золя и т. д.

Слепота, согласно представителям мифологической школы литературоведения, в частности, В. Я. Проппа, является атрибутом мира мертвых. Условная смерть была основным элементом обряда инициации. Для фольклора характерно переосмысление обрядов, а прямое соответствие встречается редко. Так и в художественных текстах наблюдается переосмысление обряда инициации. Происходит та самая условная смерть, только она имеет нравственный характер, т. е. смерть духа.

Связь образа л. Макбет с функциями Бабы Яги можно трактовать с точки зрения и восприятия Бабы Яги как лица или маски, производящей обряд. После страшной «инициации» в Макбете проявляются зло, жестокость и беспринципность, которые подталкивают его на предательство, «слепоту» к некогда возлюбленной женщине, а как следствие — окончательная смерть души.

Обряд инициации мог проводиться, как указывает В. Я. Пропп, не только над мужчинами, но и над женщинами. Здесь необходимо говорить уже об обрядовой инициации в матриархальном обществе, что не обязательно. По В. Я. Проппу, «есть некоторые материалы, указывающие на то, что посвящение шло не только через род жены, но и через женщину в буквальном смысле этого слова: посвящаемый временно превращался в женщину». [2] Поэтому и л. Макбет подвержена обрядовой инициации, которую она не проходит, поэтому лишается рассудка и умирает.

Для подтверждения прохождения инициации посвящаемый должен показать знаки совершившейся смерти. Клитемнестра после убийства мужа выходит к народу в одежде, обрызганной кровью, и показывает обагренную кровью секиру. Образ кровавых пятен возникает и в пятом акте пьесы Шекспира «Макбет»:

Леди Макбет

Вот еще пятно.

Врач

Тсс, она говорит! Я запишу все, что она скажет, для памяти.

Леди Макбет

Ах ты, проклятое пятно! Ну когда же ты сойдешь?

Таким образом, можно считать рассматриваемую модель архетипичной. Схему цепочки преступлений, преступлений, порождающих другие преступления, можно встретить и в детективных сюжетах, например, «Собака Баскервилей». Но считаю важным элементом именно данного архетипа женщину в центре действия. Вопрос как именно назвать рассматриваемую сюжетную модель — л. Макбет или как-то иначе — не становится главным, основополагающим является сама схема убийство (при эволюции модели череда убийств), запланировано совершаемое женщиной. Мы можем предположить, что глубинная логика архетипических моделей диктует логику развития персонажа и требует от автора безукоризненного следования ей.

Литература:

  1. Бирлайн Дж. Ф. Параллельная мифология. — М.:1997
  2. Владимир Яковлевич Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Составление, научная редакция, текстологический комментарий И. В. Пешкова. — Издательство «Лабиринт», М., 2014. — 332 с.
  3. Кивалова К. В. Архетип идеальной женщины и его противопоставление образу феминистки в традиционной картине мира — Вестник СПбГУ. — Сер. 9. — 2011. — Вып. 1
  4. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. — М.: 1994. — 136 с.
  5. Мифы народов мира: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — 2-е изд Т. 2: К-Я. — М.: Сов. энцикл., 1988. — 719 с.
  6. Обряды и мифы [Электронный ресурс]. — URL: http://www.symbolarium.ru/index.php/ %D0 %9Ecite_note-1
  7. Овсянико-Куликовский Д. К. К истории культа огня в эпоху вед. — Одесса, 1887. — С. 178
  8. Роббинс Трина Богини с дурной репутацией. Книга для плохих девочек [Электронный ресурс]. — URL: https://www.e-reading.club/book.php?book=131410
  9. Шекспир У. Гамлет. Макбет [Текст]/ У.Шекспир, пер. М.В., А.Кронеберг — М.: Искательпресс, 2013. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сюжетная модель, древнегреческая мифология, женский образ, женщина, миф, Мценский уезд, рассматриваемая модель, ритуал, убийство мужа, глубинная логика.


Ключевые слова

обряд, миф, архетип, женский образ, архетипичность, повторяемость, сюжетная модель

Похожие статьи

Философское осмысление действительности в мифе

Миф, являясь первоэлементом каждой культуры, представляет собой важный источник информации о каждом народе, что позволяет рассматривать миф как философское осмысление действительности.

Интертекстуальное сходство сюжета («любовный треугольник»)...

Литературное воплощение женской темы подчиняется у Лескова диалектике: будучи

Основная сюжетная линия, как в романе, так и в повести — «любовный треугольник», это

Жэри К. Чувственность и преступление в «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова / К.Жэри...

Ономастическое пространство в произведении Н. С. Лескова...

Рассмотрены особенности и функции антропонимов и топонимов.

Ономастическое пространство в произведении Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Второй жертвой оказывается внезапно вернувшийся муж, который смог предугадать обман жены.

Мифологизация образа женственности как основание русской...

Таким образом, все женские персонажи в славянской мифологии можно свести к единому синкретичному образуобразу великой

В древнерусской традиции сохранялся обряд исповеди земле, который иногда выступал как самостоятельный ритуал, а иногда предварял...

Образовательные возможности мифологии | Статья в журнале...

Поэтому мифы можно рассматривать как сказания не только о жизни отдельных личностей, но и о

Особый интерес вызывает древнегреческая мифология, в

В древнейшей мифологии Богиня-мать основной своей функцией имела не только начало новой жизни, но и ее окончание.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

Таким образом, в архетипической символике патриархальной культуры Лай выступает по

Рассматривая убийство врага в качестве одного из этапов инициации, мы будем иметь в

Образ воинственной Сфинги пересекается с другими девами древнегреческой мифологии...

Мифологическая картина мира в творчестве С. А. Есенина

Мифы отображают представления людей об окружающем мире, соединяют в себе все, что наполняло

Поэт творчески переработал архетипические образы и протянул межвременную нить в

Поэт органично вводит данный первообраз в свою модель мира: Через прясла и овины.

Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов...

Многие образы и мотивы содержат глубинные мифопоэтические смыслы.

Таким образом, благодаря использованию целого ряда символов, создаётся парадигма, восходящая к мифопоэтическому сознанию, отражающая предельно обобщающий характер мифа.

Глубинная психология и поэтика романа Т. Манна «Волшебная...»

Следуя этой логике, представляется

С неодобрительной ухмылкой («конечно, женщина!») встречает Ганс появление хлопающей дверьми невоспитанной русской пациентки.

Являющийся образ самой жизни в обличье мадам Шоша — проекция Анимы, знак того, что ее...

Мифы в современной культуре: негативная и позитивная роли

Таким образом, мифология выступает не просто как собрание мифов, но и

Таким образом, с течением времени и развитием цивилизации число мифов и их влияния охватывает все

По сей день сохранились мужские и женские имена, связанные с названиями птиц, и это потому...

Похожие статьи

Философское осмысление действительности в мифе

Миф, являясь первоэлементом каждой культуры, представляет собой важный источник информации о каждом народе, что позволяет рассматривать миф как философское осмысление действительности.

Интертекстуальное сходство сюжета («любовный треугольник»)...

Литературное воплощение женской темы подчиняется у Лескова диалектике: будучи

Основная сюжетная линия, как в романе, так и в повести — «любовный треугольник», это

Жэри К. Чувственность и преступление в «Леди Макбет Мценского уезда» Н.Лескова / К.Жэри...

Ономастическое пространство в произведении Н. С. Лескова...

Рассмотрены особенности и функции антропонимов и топонимов.

Ономастическое пространство в произведении Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Второй жертвой оказывается внезапно вернувшийся муж, который смог предугадать обман жены.

Мифологизация образа женственности как основание русской...

Таким образом, все женские персонажи в славянской мифологии можно свести к единому синкретичному образуобразу великой

В древнерусской традиции сохранялся обряд исповеди земле, который иногда выступал как самостоятельный ритуал, а иногда предварял...

Образовательные возможности мифологии | Статья в журнале...

Поэтому мифы можно рассматривать как сказания не только о жизни отдельных личностей, но и о

Особый интерес вызывает древнегреческая мифология, в

В древнейшей мифологии Богиня-мать основной своей функцией имела не только начало новой жизни, но и ее окончание.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

Таким образом, в архетипической символике патриархальной культуры Лай выступает по

Рассматривая убийство врага в качестве одного из этапов инициации, мы будем иметь в

Образ воинственной Сфинги пересекается с другими девами древнегреческой мифологии...

Мифологическая картина мира в творчестве С. А. Есенина

Мифы отображают представления людей об окружающем мире, соединяют в себе все, что наполняло

Поэт творчески переработал архетипические образы и протянул межвременную нить в

Поэт органично вводит данный первообраз в свою модель мира: Через прясла и овины.

Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов...

Многие образы и мотивы содержат глубинные мифопоэтические смыслы.

Таким образом, благодаря использованию целого ряда символов, создаётся парадигма, восходящая к мифопоэтическому сознанию, отражающая предельно обобщающий характер мифа.

Глубинная психология и поэтика романа Т. Манна «Волшебная...»

Следуя этой логике, представляется

С неодобрительной ухмылкой («конечно, женщина!») встречает Ганс появление хлопающей дверьми невоспитанной русской пациентки.

Являющийся образ самой жизни в обличье мадам Шоша — проекция Анимы, знак того, что ее...

Мифы в современной культуре: негативная и позитивная роли

Таким образом, мифология выступает не просто как собрание мифов, но и

Таким образом, с течением времени и развитием цивилизации число мифов и их влияния охватывает все

По сей день сохранились мужские и женские имена, связанные с названиями птиц, и это потому...

Задать вопрос