Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 12.10.2019

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Земченкова, О. В. Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта) / О. В. Земченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62973/ (дата обращения: 03.03.2021).



Изменившееся качество жизни требует от выпускника не столько умение выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Поэтому требуется человек, который:

– ставит перед собой реальные цели, ведет себя более зрело;

– более полно принимает себя и свои чувства;

– становится более уверенным в себе;

– начинает принимать и понимать других людей.

Отсюда очевидна моя главная задача как учителя — принять ученика таким, каков он есть: положительно относиться к нему, понимать его чувства, сопутствующие восприятию нового материала. На этой основе создаю атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Важная общепедагогическая проблема — изменившийся социальный заказ школе: от человека знающего к человеку умеющему. Считаю, что обилие информации, в которой пребывает сейчас школьник, отнюдь не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению знаний: надо — услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя.

Поэтому, как и И. В. Кабанова, я считаю, что в условиях модернизации современного образования жизненно важными умениями, которые должна сформировать школа, являются коммуникативные умения: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, использование языка в различных сферах и ситуациях общения. (2)

В соответствии с современной государственной образовательной политикой основными результатами деятельности общеобразовательных учреждений являются не сами по себе знания, умения, навыки, а набор “ключевых компетентностей”.

Среди выделяемых федеральным стандартом ключевых умений особое место занимают коммуникативные умения, коммуникативная компетентность. Что такое коммуникативная компетентность?

Коммуникативная компетентность представляет собой следующие умения инавыки:

– инициировать и вступать в контакт;

– формировать благоприятное первое впечатление;

– задавать вопросы и отвечать на них;

– вести беседу, кратко и точно выражать свои мысли;

– стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;

– слушать, услышать и понять то, что имел в виду собеседник;

– осуществлять обратную связь, т. е. передать партнеру, что его услышали и поняли;

– выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;

– считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);

– управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;

– эффективно взаимодействовать с другими, осуществляя сотрудничество:

– владеть моделями общения;

– использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;

– понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.

Чтобы определить, какое значение играет коммуникативная компетентность ученика в образовательном процессе, обратимся к опыту учителя истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Кирова Н. А. Раскопкиной. Педагог пишет, что, во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность. В процессе своей работы я заметила, что если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности, его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Поэтому на своих уроках стараюсь, чтобы ребенок привык не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией

В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Для развития коммуникативной компетентности необходимо:

– определить ее понятие и структуру, а также содержание на разных возрастных этапах;

– применить системный подход, обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата;

– выбрать метод, разработать программы, направления, технологию и техники развития коммуникативной компетентности учащихся. (3)

С проблемой развития речи учащихся я столкнулась, когда они из начальной школы пришли ко мне в 5 класс. Причинами стресса явилась смена учителей, обстановки, большее разнообразие школьных предметов. Поэтому для себя решила: в первой четверти буду использовать те методы и формы работы, к которым ребенок привык в начальной школе. Начиная со второй четверти, учебные задачи буду усложнять, приучая детей к своим требованиям и работе в основном звене.

В связи с чем на уроках истории и обществознания я много времени уделяю таким методам работы, как рассказ по картинке, схемы, работа с текстом, тематические рисунки, игровые ситуации. Но применяю эти методы в совокупности с такой формой, как диалог.

Согласна с Е. В. Гинцяк, учителем истории и права МКОУ «Средней общеобразовательной школы № 15» г. Щадринска, что диалог как беседа учителя с учениками способна актуализировать знания учащихся на разных этапах урока. Данный вид требует от учителя определенного мастерства. Урок в форме диалога-беседы учителя с учащимися способствует формированию коммуникативных умений и навыков (например, у пятиклассников) практически, с самого начала. Диалогизация отношений развивает дух партнерства, равенства между учителем и учениками. Учащиеся самостоятельно делают выводы при изучении темы, учатся умению общаться с учителем [1].

Для эффективной работы с учащимися я использую психолого-педагогическую диагностику, которая помогает определить уровень развития коммуникативных способностей учащихся, скорректировать работу в данном направлении. Для выявления уровня сформированности основных коммуникативных компетентностей была выбрана методика Т. Гордона.

Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках истории и обществознания может быть и использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эффективной технологией, по моему мнению, в данном случае является технология развития критического мышления, которая в последнее время набирает популярность в школах России.

Технология развития критического мышления реализуется через следующие приемы и методы работы: постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися); поиск в тексте ответов на поставленные вопросы; маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях; расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности; графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы. Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений). Работа учителя по развитию критического мышления дает устойчивый положительный результат и положительную динамику развития речевых навыков и умений, ведь критическое мышление — это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной, творчески мыслящей личности, которая сможет применить полученные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других.

Использование технологии развития критического мышления может стать залогом достижения одной из ключевых целей образования — формирования коммуникативной компетенции. Сформированная речевая компетенция — ключ к успеху не только в процессе обучения и прохождения итоговой аттестации, но и в дальнейшей взрослой жизни.

Таким образом, развитие коммуникативных умений и навыков — непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности учителя и ученика. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. Коммуникативные задачи — это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения — это уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребёнок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.

Литература:

  1. Гинцяк, Е. В. Развитие монологической речи школьников на уроках истории и обществознания на среднем этапе обучения/Е. В. Гинцяк// URL: https://infourok.ru/razvitie-monologicheskoy-rechi-shkolnikov-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-na-srednem-etape-obucheniya-2345315.html (дата обращения: 09.10.2019г).
  2. Кабанова, И. В. Современные образовательные технологии как средство развития коммуникативной компетенции на уроках письма, чтения и развития речи у старших школьников (из опыта работы СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»)/И. В. Кабанова// URL: https://schoolfiles.net/1166775 (дата обращения: 09.10.2019г).
  3. Раскопина, Н.А Формирование коммуникативных компетентностей на уроках обществознания/Н. А. Раскопкина// URL: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00026692_0.html (дата обращения: 09.10.2019г).
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, критическое мышление, умение, коммуникативная компетентность учащихся, коммуникативная компетенция, метод работы, начальная школа, образовательный процесс, общеобразовательная школа, процесс обучения.


Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

Коммуникативная компетентность — один из важных компонентов профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа, которым так или иначе, независимо от специализации, предстоит работать с людьми, а следовательно, общаться с ними и...

Формирование коммуникативной компетентности в процессе...

Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5–9 классов посредством устных упражнений.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции... иностранный язык, метод проектов, коммуникативная...

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Коммуникативная направленность процесса обучения одна из основных направлений гуманизации

Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности.

Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной...

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

Коммуникативная компетентность — одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать её потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации (А. Маслоу).

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

Методическая тема работы школы является направляющей на использование действий взрослого во благо ребенка, так как центральное место в ее тематике отведено уроку: «Современный урок в системе личностно-ориентированного обучения и воспитания».

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, речевая деятельность

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Похожие статьи. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся... В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе...

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

Система процесса формирования коммуникативной компетентности была разработана на

Критическое мышление включает в себя: утверждения, ранее принимаемые как незыблемые

Коммуникативная компетентность — один из важных компонентов профессиональной...

Похожие статьи

Формирование коммуникативной компетенции у учащихся...

Коммуникативная компетентность — один из важных компонентов профессиональной компетентности выпускников педагогического колледжа, которым так или иначе, независимо от специализации, предстоит работать с людьми, а следовательно, общаться с ними и...

Формирование коммуникативной компетентности в процессе...

Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения математике учащихся 5–9 классов посредством устных упражнений.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции... иностранный язык, метод проектов, коммуникативная...

Формирование коммуникативной компетенции младших...

Коммуникативная направленность процесса обучения одна из основных направлений гуманизации

Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности.

Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной...

Формирование коммуникативной компетентности кадет...

Коммуникативная компетентность — одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать её потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации (А. Маслоу).

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных...

Методическая тема работы школы является направляющей на использование действий взрослого во благо ребенка, так как центральное место в ее тематике отведено уроку: «Современный урок в системе личностно-ориентированного обучения и воспитания».

Развитие коммуникативной компетенции в условиях обновления...

Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения русскому языку.

коммуникативная компетенция, коммуникативная компетентность, речевая деятельность

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Похожие статьи. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся... В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

Статья посвящена роли коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку, приведена актуальность проблемы недостаточного внимания к ее формированию в образовательном процессе...

Компоненты, критерии и показатели коммуникативной...

Система процесса формирования коммуникативной компетентности была разработана на

Критическое мышление включает в себя: утверждения, ранее принимаемые как незыблемые

Коммуникативная компетентность — один из важных компонентов профессиональной...

Задать вопрос