Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Совершенствование процесса обучения персонала в испытательной лаборатории

Педагогика
09.10.2019
1416
Поделиться
Библиографическое описание
Ларионова, А. О. Совершенствование процесса обучения персонала в испытательной лаборатории / А. О. Ларионова, А. А. Угланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 41 (279). — С. 238-242. — URL: https://moluch.ru/archive/279/62870/.


В работе подробно рассмотрен процесс обучения персонала в испытательной лаборатории, предложен вариант улучшения процесса путём внедрения новых инструментов, которые будут обеспечивать соответствие требованиям международных стандартов.

Ключевые слова: система менеджмента качества, испытательная лаборатория, обучение персонала, процесс.

The paper discusses in detail the process of training staff in a testing laboratory, this proposed an option to improve the process by introducing the new tools that will ensure compliance with international standard.

Key words: quality management system, testing laboratory, staff training, process.

Система менеджмента качества (СМК) является ключевым моментов в улучшении качества предоставляемых услуг. Всегда актуальными остаются вопросы, затрагивающие тему качества предоставляемых услуг, так как качество было и будет главным критерием для удовлетворения запросов заказчиков.

На сегодняшний день внедрение и эффективное функционирование СМК позволяет лабораториям выйти на мировой рынок и добиваться успехов в конкурентной борьбе.

Вопросы внедрения систем менеджмента качества как инструмента повышения эффективности деятельности компаний и улучшения качества продукции и услуг рассмотрены в учебных пособиях Т. А. Борисовой, В. Я. Дмитриева. Основополагающие исследования в области внедрения и совершенствования процессов СМК в испытательных лабораториях были выполнены С. С. С. Аль-Буссаиди, С. В. Пономарёва, Г. А. Соседова, С. Н. Мочалина, В. О. Булановой [3].

Цель работы: совершенствование системы менеджмента качества (СМК) в испытательной лаборатории (ИЛ).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести теоретические исследования в области внедрения и совершенствования систем менеджмента качества на примере других предприятий.
  2. Выполнить анализ процесса подготовки персонала как основного процесса менеджмента ресурсов в системе менеджмента качества испытательной лаборатории и сделать выводы по результатам анализа;
  3. Предложить инструменты для улучшения процесса подготовки персонала, оформить документы по данному процессу и реализовать инструменты их.

Согласно требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 [1, 2], руководство лаборатории должно гарантировать компетентность всех, кто работает со специальным оборудованием, проводит испытания и/или калибровки, оценивает результаты и подписывает протоколы испытаний и сертификаты о калибровке. За стажерами должен быть обеспечен соответствующий надзор. Специфические задачи следует поручать персоналу с учетом соответствующего образования, подготовки, опыта и/или проявляемого мастерства.

Одним из важных требований стандарта, приведённым в пункте 5.2.2 является то, что руководство ИЛ должно сформулировать цели образования, подготовки и формирования навыков персонала лаборатории. Лаборатория должна иметь политику и процедуры выявления потребностей в подготовке и осуществления подготовки персонала. Программа подготовки должна соответствовать имеющимся и предстоящим задачам лаборатории. Результативность проводимого обучения персонала должна быть оценена [1].

Потребностями в обучении персонала являются:

− новый сотрудник (под понятием «новый сотрудник» подразумевается человек, который осуществляет трудовую деятельность в лаборатории не более трёх недель с своего даты первого выхода на рабочее место);

− изменение во внешних или внутренних документах ИЛ (при внесении изменений во внутренние документы, если требуется, проводится обучение персонала с целью ознакомления);

− реализация корректирующего действия (если в ИЛ поступила претензия или в ходе внутренней проверки было выявлено несоответствие, инженером выполняется обучение с целью закрепления теоретических знаний по данному несоответствию и предупреждение его возникновения в будущем).

На данный момент в ИЛ процесс обучения включает этапы:

 Подготовка к обучению;

 Обучение;

 Оценка результативности проведенного обучения;

 Ознакомление с результатами.

С применением методологии IDEF0 можно подробно описать процесс подготовки персонала в ИЛ на сегодняшний день в общем виде (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма «AS-IS» процесса «Обучение персонала»

Описание к рисунку 1:

Персонал 1 («вход» процесса) — сотрудники, которых необходимо обучить в связи с потребностью (новый сотрудник, изменение в документах, корректирующее действие);

Персонал 2 («выход» процесса) — сотрудники, для которых проведено обучение;

Анализ подготовки процедуры персонала («выход процесса») — сохранение информации о проведённом обучении, и использование полученных результатов для планирования следующего обучения;

Регламентирующие нормативные документы (воздействующий фактор) — документы, с помощью которых выполняется подготовка персонала (внутренние инструкции, процедуры, либо внешние НД — ГОСТ, Федеральные законы, Приказы МЭК);

ИТР (средства выполнения процесса) — инженерно-технические работники ИЛ;

Материалы (средства выполнения процесса) — мультимедиа-файлы (презентации, видео), справочные материалы (копии НД для работы в процессе обучения).

На сегодняшний день процесс обучения проводится регулярно, в соответствии с планом-графиком обучения, который составляется на каждый год, либо по факту выполнения (новый сотрудник, изменение документа, корректирующее действие).

В процессе подготовки персонала сотрудником, ответственным за обучение, результативность обучения проверяется либо с помощью опроса, либо по тестам, разрабатываемыми на «скорую руку». При этом информация о выполненном действии заносится в отчёт, но результаты проверки результативности не всегда сохраняются.

Согласно ГОСТ ИСО/МЭК 17025 (п. 5.2.2) [1], результативность обучения персонала должна быть оценена. Т. е. результаты проведённого обучения должны быть чётко зафиксированы и легко идентифицируемы. Самый распространённый способ для создания типовых форм — применение программы Microsoft Office Excel. На основе электронной формы тестовых задний планируется создание полноценной информационной системы для обучения сотрудников. Процесс обучения персонала был рассмотрен с вводом средства осуществления процесса — информационной системы (рис. 2).

Рис. 2. Диаграмма «TO-BE» процесса «Обучение персонала»

В случае реализации дополнительного инструмента в процессе обучения персонала, создание электронных форм (в будущем — использование информационной системы) будет выполняться по следующему плану:

  1. Сбор информации по теме обучения.
  2. Составление вопросов с ответами в виде тестов.
  3. Передача информации по теме обучения и сведения о количестве сотрудников, которые будут выполнять тесты.
  4. Создание электронных форм (сохранение в сетевой папке с ограниченным доступом).
  5. Тестирование персонала.
  6. Проверка результатов (насколько корректно выполнено тестирование).
  7. Создание распечатанных форм для ознакомления сотрудников под подпись и(или) сохранение отчётов для закрепления документов электронно-цифровой подписью.

В работе были рассмотрены вопросы внедрения систем менеджмента качества как инструмента повышения эффективности деятельности компаний и улучшения качества продукции и услуг, проблемы теории и методики проектирования системы менеджмента качества, основополагающие исследования в области внедрения и совершенствования процессов СМК в испытательных лабораториях.

Решена проблема подготовки персонала — разработаны формы для тестирования с помощью программы Microsoft Excel. На основе электронных форм в дальнейшем будет создана и внедрена информационная система для тестирования персонала ИЛ.

Результаты данной работы будут полезны при оценке результативности других процессов в ИЛ. Теоретические положения могут быть использованы промышленными предприятиями при разработке и внедрении собственных внутренних стандартов и документов по СМК.

Литература:

  1. ГОСТ ИСО/МЭК 17025–2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. — М.: Стандартинформ, 2012. — 28с.
  2. ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. — М.: Стандартинформ, 2019. — 25 с.
  3. Аль-Бусаиди С. С. С. Опыт внедрения системы менеджмента качества в испытательных лабораториях [Электронный ресурс]/С. С. С. Аль-Бусаиди, В. О. Буланова, С. В. Пономарев. — Режим доступа: https://www.sworld.com.ua/konfer34/ 112.pdf.
  4. Слободской А. Л. Обучение персонала организаций: учеб. пособие /А. Л. Слободской. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 124 с.
  5. Магура М. И. Организация обучения персонала компании: учеб. Пособие / М. И. Магура, М. Б. Курбатова // 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2003. — 264 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
система менеджмента качества
испытательная лаборатория
обучение персонала
процесс
Молодой учёный №41 (279) октябрь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 238-242):
Часть 4 (стр. 219-291)
Расположение в файле:
стр. 219стр. 238-242стр. 291

Молодой учёный