Языковая личность современного экономиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (278) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 08.10.2019

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Иванова, И. Д. Языковая личность современного экономиста / И. Д. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62608/ (дата обращения: 09.03.2021).



Настоящее время характеризуется серьезными изменениями в различных сферах жизни. Происходит всесторонняя автоматизация и компьютеризация всех сфер деятельности. Появляются различные новые технологии, профессии. В связи с этим происходит тотальное внедрение новых слов в наш привычный обиход.

Центральное место в сегодняшнем мире остается за вопросами, связанными с экономическими отношениями, то есть с экономической стороной функционирования предприятия, страны, а также мира в целом.

В 20–21 вв. в Российской Федерации начали происходить серьезные изменения в жизни носителей языка. Как раз это и нашло выражение в характере товарно-денежных и рыночных отношений.

Язык экономистов очень специфичен. Он имеет разноплановую направленность, которая позволяет каждому специалисту экономической сферы относиться к тому или иному направлению данной сферы. Например, экономист в финансовой сфере в своем лексиконе будет иметь термины, связанные с финансовыми и денежными отношениями (деньги, процент, кредит, ипотека и т. д.), словарный запас экономиста предприятия или производства будет обладать экономическими терминами, связанными с реализацией и производством продукции на предприятии (себестоимость, затраты, прибыль, доходность, рентабельность и т. д.).

То есть можно сделать вывод, что любая направленность специфики работы в определенной отрасли будет давать отпечаток на язык личности того или иного специалиста.

Ю. Н. Караулов в своей монографии «Русский язык и языковая личность» отмечает, что не требует особых доказательств положение, что языковая личность в качестве объекта лингвистического изучения позволяет на системной основе разбирать ее как взаимодействие абсолютно всех четырех основных языковых свойств. Личность — это средоточие и результат социальных основ; она является продуктом исторического возникновения и развития этноса. Ее мотивационные расположения, возникающие из взаимодействия биологических побуждений с социальными и физическими факторами, — к психической области. В итоге известная метафора «Стиль — это человек» расшифровывается как двуплановая формула, включающая представление о личности, которая реализует конкретный стиль жизни, отражаемый в форме употребления языка [Караулов 2004: 25].

Языковая личность специалистов экономической деятельности — это саморегулирующаяся система, которая находится под влиянием разнообразных социальных и профессиональных факторов. Среди которых социальный статус, позиция «покупатель-продавец», языковая мода в кругу экономического оборота «товар-деньги» также располагаются под влиянием многочисленных социальных и ситуативных факторов общения между людьми.

Профессионально ориентированная речь специалистов экономической сферы деятельности — это подсистема языка, которая включает единицы различных уровней языковой системы. В профессиональном языке экономистов присутствуют термины узкого применения, широкого применения, различные терминологические единицы, профессионально-ориентированная лексика (профессионализмы), а также слова, которые заполняют отсутствие специальных слов для обозначения новых заимствованных слов. Также уже существуют профессиональные фразеологические обороты, которые непосредственно связаны с экономической отраслью (совершать сделки, получать сверхприбыль и т. д.).

Существует единственная проблема, что при переходе экономической терминологии из иностранных языков, может теряться некий смысл конкретных слов и терминов, что является некорректным дальше в использовании. Помимо этого, появление заимствованных слов является огромной проблемой при формировании отечественной лексики, так как происходит некое «захламление» словарного наследия нашей культуры. Также из обихода экономистов выпадают определенные слова, которые утратили свою былую насущность, например, казна.

Специалисты экономической сферы деятельности должны владеть всем багажом экономических знаний, которые необходимы для повышения эффективности их работы. Нужно обратить внимание на следующее:

  1. Социальный статус экономистов зафиксирован в нормативных и законодательных актах, помимо этого, он также закреплен в семантике языковых единиц, которые отражают статусные отношения: министр экономического развития страны, министр финансов, аудит и т. д.
  2. Когда проводится анализ научных и публицистических текстов в определенном аспекте значимости профессиональных и ориентированных номинаций, тогда можно определить роль оценочных понятий в исполнении языковой личности. Предприниматель оперирует лексикой рыночной экономики; работник биржи (дилер) — биржевой лексикой; работник компании — ситуативно определённой экономической лексикой и т. д.
  3. Социальный статус личности в области экономики носит как имплицитный, так и эксплицитный характер в связи с тем, что сферы их деятельности отличаются всевозможным разнообразием сфер и многофункциональностью (банки, биржи, финансы, рынки и т. д.).
  4. Не вызывает возражений концептуальный аспект лингвистических исследований социального статуса.
  5. Учет социального статуса участников общения в различных ситуациях, которые типичны для конкретной языковой системы, приобретает особую роль при характеристике языковой личности.

В структуре языковой личности особое место занимают вербально-грамматический, лингвокогнитивный и прагматический уровни.

Вербально-грамматический уровень направлен на анализ системных возможностей языка. Письменная речь является основным язык законодательных актов в экономике, язык служебных документов, научных статей, монографий, учебных пособий и т. д. Экстралингвистические факторы оказывают влияние на выбор нужных языковых средств и определяют пропорцию освоения и употребления средств языка в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Например, наряду с терминами «портфель заказов», «портфель ценных бумаг», «портфельная теория», «портфельные инвестиции» появляется профессионально терминированная номинация «агрессивный» портфель — портфель (набор, совокупность) ценных бумаг, который приобретен юридическим или физическим лицом, в отношении которых ожидается резкое увеличение курса. Противоположное понятие — «защитный» портфель — это портфель, который отличается меньшей доходностью, но намного большей надежностью».

Анализ лингвокогнитивного уровня в структуре языковой личности экономиста разрешил выделить концептуальную основу (концепты). Концепты и другие единицы, которые формируют этот уровень, появляются в процессе знакомства с переводной иностранной экономической литературой, также в процессе обмена информацией между специалистами разных экономических сфер и т. д.

Экономическая сфера деятельности — это специфическая (особенная) профессиональная зона, характеризующаяся особенным коллективным когнитивным пространством, как «определенным образом структурированная совокупность знаний и представлений, которыми обладают все личности, которые входят в тот или иной социум».

Прагматический уровень языковой личности специалиста в области экономики определен спецификой экономического дискурса в социально-прагматическом отношении.

«Институциональный» дискурс — это статусный ориентированный дискурс, который реализуется в общении представителей различных социальных групп или институтов». Институциональное общение включает обширный спектр различных жанровых разновидностей коммуникации: строго-официальная (официальная), полуофициальная, неофициальная.

Языковая личность экономиста пока еще не стала объектом всестороннего и глубокого исследования, поэтому необходимо изучить языковую специфику социальных маркированных единиц и подходы выражения оценочности как на уровне языковых единиц, так и на уровне текста в коммуникативно-прагматическом аспекте.

Термины специалистов позволяют профессионально разговаривать на экономическом языке, делая речь специалистов грамотной. Важно при этом четко понимать каждый употребляемый термин, основываясь на словарях. Потому что от того, как специалист знает свою область, как может применять эти специфические слова в своем лексиконе, также представление о себе он дает окружающим.

Языковая личность экономиста — это постоянно развивающаяся система, которая позволяет выявлять основные направления в развитии экономики.

Таким образом, языковую личность необходимо анализировать со стороны функциональной стилистики, социолингвистики, теории дискурса. Проблема создания языковой и коммуникативно-прагматической компетенции специалистов экономической сферы обусловлена объективной общественной (экономической сферой) потребностью изображения и анализом языковой структуры формирования языковой личности в процессе ее профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2004. — Изд.4. — С. 25;
  2. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004. — С. 54.
Основные термины (генерируются автоматически): языковая личность, экономическая сфера, экономическая сфера деятельности, языковая личность экономиста, область экономики, отношение, прагматический уровень, слово, социальный статус, языковая система.


Похожие статьи

О лингвистических подходах к исследованию языковой личности

В современной лингвистике одним из центральных вопросов является феномен языковой личности. Концепция языковой личности востребована в гуманитарном знании, поскольку её развитие позволяет продвинуться на пути решения ряда теоретических и практических...

Осмысление концепта «культурно-языковая личность» с позиции...

Культурно-языковая личность - это интегративное и целостное качество субъекта, обладающего определенными этно - и социокультурным статусом, языковым и культурным информационным запасом, представленным в виде тезаурусов и способностью его...

Языковая личность и проблема коммуникативной компетентности

«Языковая личность» — творец новой коммуникативной нормы, благодаря которой он становится интересен и необходим в ситуации общения и реализует себя как личность, создавая в процессе коммуникации атмосферу взаимодействия, необходимую для...

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях...

С конца прошлого столетия мир претерпевает колоссальные геополитические изменения. На картах появляются новые государства, возникают новые экономические и политические формации.

Теоретические предпосылки формирования вторичной языковой...

Прагматический (III) уровень языковой личности ориентирован на формирование личности, способной к общению на межкультурном уровне. Данный уровень включает в себя устойчивые коммуникативные потребности и коммуникативные черты, порождаемые целями и мотивами...

Особенности языковой личности Криса Вейганта как субъекта...

Результатом анализа языковых, композиционно-стилистических и прагматических

Ключевые слова: политический дискурс, языковая личность, уровни языковой личности, блог-дискурс, языковая

Языковая личность играет важную роль, будучи субъектом, реализующимся в...

Использование игрового метода в обучении иностранному языку

Если объектом исследования становится публичная языковая личность, в отличие от языковой личности в теории Е.В. Иванцовой, то набор основных составляющих речевого портрета: лексикон, текст и метаязыковое сознание, несколько меняется.

Основные аспекты комплексного социолингвистического...

Экономический дискурс считается комплексным, разноаспектным институциональным

Иными словами, ригористичность и жесткая регламентированность данного вида дискурса

Популяризация также считается сложным, прагматически зависимым и многоуровневым...

Языковая политика в Российской Федерации | Статья в журнале...

Языковая политика обладает сложной структурой. Как правило, внутренняя языковая политика подразумевает языковую политику и планирование в области статуса, корпуса, обучения языку, внешняя языковая политика направлена на распространение языка за пределами...

Формирование ключевых компетенций студентов на занятиях по...

Языковая (лингвистическая) компетенция — теоретические знания в области языка. В целом, в методике преподавания иностранных и неродных языков языковая компетенция обозначает совокупность конкретных навыков и умений в языковой системе, которая включает речевой...

Похожие статьи

О лингвистических подходах к исследованию языковой личности

В современной лингвистике одним из центральных вопросов является феномен языковой личности. Концепция языковой личности востребована в гуманитарном знании, поскольку её развитие позволяет продвинуться на пути решения ряда теоретических и практических...

Осмысление концепта «культурно-языковая личность» с позиции...

Культурно-языковая личность - это интегративное и целостное качество субъекта, обладающего определенными этно - и социокультурным статусом, языковым и культурным информационным запасом, представленным в виде тезаурусов и способностью его...

Языковая личность и проблема коммуникативной компетентности

«Языковая личность» — творец новой коммуникативной нормы, благодаря которой он становится интересен и необходим в ситуации общения и реализует себя как личность, создавая в процессе коммуникации атмосферу взаимодействия, необходимую для...

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях...

С конца прошлого столетия мир претерпевает колоссальные геополитические изменения. На картах появляются новые государства, возникают новые экономические и политические формации.

Теоретические предпосылки формирования вторичной языковой...

Прагматический (III) уровень языковой личности ориентирован на формирование личности, способной к общению на межкультурном уровне. Данный уровень включает в себя устойчивые коммуникативные потребности и коммуникативные черты, порождаемые целями и мотивами...

Особенности языковой личности Криса Вейганта как субъекта...

Результатом анализа языковых, композиционно-стилистических и прагматических

Ключевые слова: политический дискурс, языковая личность, уровни языковой личности, блог-дискурс, языковая

Языковая личность играет важную роль, будучи субъектом, реализующимся в...

Использование игрового метода в обучении иностранному языку

Если объектом исследования становится публичная языковая личность, в отличие от языковой личности в теории Е.В. Иванцовой, то набор основных составляющих речевого портрета: лексикон, текст и метаязыковое сознание, несколько меняется.

Основные аспекты комплексного социолингвистического...

Экономический дискурс считается комплексным, разноаспектным институциональным

Иными словами, ригористичность и жесткая регламентированность данного вида дискурса

Популяризация также считается сложным, прагматически зависимым и многоуровневым...

Языковая политика в Российской Федерации | Статья в журнале...

Языковая политика обладает сложной структурой. Как правило, внутренняя языковая политика подразумевает языковую политику и планирование в области статуса, корпуса, обучения языку, внешняя языковая политика направлена на распространение языка за пределами...

Формирование ключевых компетенций студентов на занятиях по...

Языковая (лингвистическая) компетенция — теоретические знания в области языка. В целом, в методике преподавания иностранных и неродных языков языковая компетенция обозначает совокупность конкретных навыков и умений в языковой системе, которая включает речевой...

Задать вопрос