Статья посвящена повышению качества подготовки будущих военных специалистов, обучающихся в военных вузах; раскрываются аксиологический, образовательный, личностный, мотивационный и деятельностный компоненты ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности; определяются критерии и показатели сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих военных специалистов.
Ключевые слова: ценностные компетенции, будущие военные специалисты, физкультурно-спортивная деятельность, компонент, критерий, показатель.
Формирование образцовой модели современного военного специалиста в высшей военной школе не представляется возможным без формирования ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности, занимающих особое место в системе подготовки офицерских кадров и играющих важную роль в становлении физически развитой, духовно богатой и ценностно-ориентированной в соответствующем направлении личности.
В общем смысле под ценностными компетенциями нами понимается, аксиологическая доминанта в перечне ключевых компетенций в структуре военно-профессиональной компетентности, вбирающая в себя аксиологические представления, выполняющие смыслообразующую функцию и обеспечивающие успешность ценностной ориентации будущих военных специалистов в окружающей действительности. Исходя из этого, можно предположить, что ценностные компетенции физкультурно-спортивной деятельности − это система аксиологических представлений (ценностные знания, умения и навыки), позволяющие будущим военным специалистам ценностно ориентироваться в физкультурно-спортивной деятельности и эффективно проектировать свое развитие (физическое, интеллектуальное, валеологическое, эстетическое) на ценностной основе с целью обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. При этом в основе ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности лежит концептуальное теоретическое осмысление будущими военными специалистами собственных возможностей в физкультурно-спортивной деятельности, перспектив развития в ней, отношение к физической подготовке как ценности.
Мы считаем, что ценностные компетенции физкультурно-спортивной деятельности должны предполагать следующие умения будущих военных специалистов:
– выявлять, осознавать и закреплять в индивидуальном сознании новые ценностные знания (ориентиры) физкультурно-спортивной деятельности, признавать их личную и профессиональную значимость;
– формулировать собственные ценностные ориентиры в этой области;
– владеть способами самоопределения в ситуациях проблемного выбора ценностных ориентиров, исходя из собственных позиций, целей в отношении физкультурно-спортивной деятельности;
– уметь действовать на основе выбранных аксиологических установок;
– владеть на уровне умений, навыков и личного опыта способами осуществления физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
– уметь осознавать, оценивать и корректировать собственное ценностное и физическое развитие.
В содержании ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности нами были определены пять компонентов: аксиологический, образовательный, личностный, мотивационный и деятельностный. Рассмотрим подробно каждый из них.
Аксиологический компонент подразумевает под собой собственно саму интериоризированную систему физкультурно-спортивных ценностных отношений и ориентаций. Отражает целевую и мотивационную направленность будущих военных специалистов в этой сфере, способность ориентироваться в мире ценностей и определять собственное аксиологическое поле в физкультурно-спортивной деятельности.
Образовательный компонент представляет собой определенный уровень теоретической, методической и практической подготовленности будущих военных специалистов в сфере физкультурно-спортивной деятельности, позволяющий им в дальнейшем саморазвиваться и самосовершенствоваться в ней.
Личностный компонент включает совокупность важных индивидуально-психологических качеств личности, обеспечивающих аксиологическое поведение будущих военных специалистов в ходе физкультурно-спортивной деятельности.
Мотивационный компонент отражает стремление будущих военных специалистов к проявлению ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности в учебной и служебной сфере.
Деятельностный компонент характеризуется умениями осуществлять личностно значимую ценностно-ориентационную физкультурно-спортивную деятельность, определять ценностные основания осуществляемых в ней действий.
Названные компоненты позволяют нам выделить критерии и показатели сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности.
При определении критериев мы учитывали, что критерий — это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Показатели — данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь [2]. Другими словами, если критерий — это качества, свойства изучаемого объекта, то показатели — это мера сформированности того или иного критерия [1].
Критерии и показатели сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих специалистов высшей военной школы, мы определили согласно выделенным структурным компонентам ценностных компетенций. В результате были установлены ориентационно-аксиологический, мотивационный, когнитивный и операционально-деятельностный критерии.
Ориентационно-аксиологический критерий связан с положительной мировоззренческой позицией будущих военных специалистов в отношении ценностей физкультурно-спортивной деятельности, с их личными аксиологическими приоритетами в этой сфере. Показателями, раскрывающими данный критерий, являются:
– осознание будущими военными специалистами аксиологической значимости занятий физкультурно-спортивной деятельностью, ее социальной и профессиональной необходимости, положительной векторальностью в сторону ценностных отношений и ориентаций в этой сфере;
– принятие ценностей физкультурно-спортивной деятельности в качестве ориентиров, обусловливающих личностное и профессиональное развитие.
Мотивационный критерий ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности характеризуется положительным отношением будущих военных специалистов к процессу и результатам физкультурно-спортивной деятельности, активным желанием добиться эффективных результатов в ней. В качестве показателей, раскрывающих мотивационный критерий, определены:
– степень удовлетворенности физкультурно-спортивной деятельностью (к процессу и результатам занятий);
– наличие интереса к аксиологическому и физическому развитию в процессе физкультурно-спортивной деятельности;
– готовность будущих военных специалистов осуществлять активную физкультурно-спортивную деятельность, потребность в регулярных занятиях в этой сфере.
Когнитивный критерий образован интегрированной системой знаний, умений и навыков об эффективных способах осуществления физкультурно-спортивной деятельности. Показателями данного критерия являются:
– знание теоретических и методологических основ физкультурно-спортивной деятельности;
– широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, саморазвития и самосовершенствования в ней.
Операционально-деятельностный критерий ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности представлен умениями и навыками использования средств и методов данной деятельности для содействия достижения будущими военными специалистами жизненных и профессиональных целей, как в образовательном процессе в высшей военной школе, так и в ходе физического саморазвития и самосовершенствования. Основными показателями этого критерия выступают:
– владение будущими военными специалистами методами, средствами, умениями и навыками необходимыми для физического развития и совершенствования в физкультурно-спортивной деятельности;
– способность анализировать и выбирать из большого числа вариантов средств, методов наиболее эффективные и целесообразные средства, методы решения какой-либо задачи (двигательной, воспитательной, оздоровительной, аксиологической и др.) по физическому воспитанию будущих военных специалистов.
Представленные выше критерии оценки сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности взаимодействуют между собой.
Так мотивационный критерий ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности проявляется в основном через интерес, необходимость аксиологического и физического развития, во взаимосвязи с личностно-профессиональными мотивами и потребностями влияет на когнитивный и операционально-деятельностный критерий, обусловливая применение эффективных способов осуществления физкультурно-спортивной деятельности в процессе получения будущими военным специалистами профессионального образования. Мотивационный критерий детерминирует качество знаний, умений и навыков, мобилизует познавательную и творческую активность будущих военных специалистов.
Когнитивный критерий влияет на операционально-деятельностный, создавая базу для его осуществления. Овладев необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками будущие военные специалисты получают возможность добиться высокого уровня личностного развития в физкультурно-спортивной и военно-профессиональной деятельности.
Ориентационно-аксиологический критерий влияет на все критерии, потому что признание физкультурно-спортивной деятельности, как самоценности, активизирует, определяет, направляет и организовывает образовательную и самостоятельную деятельность будущих военных специалистов (поведение, поступки, мотивы, степень овладения знаниями, умениями, навыками) в этой сфере.
В соответствии с выделенными критериями и показателями сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности будущих военных специалистов, мы определили четыре уровня развития ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности: критический, допустимый, средний, высокий.
Критический уровень сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности подразумевает:
– неосознанность аксиологической роли и места физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;
– низкую мотивацию к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;
– минимальный объем знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта;
– отсутствие способности применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности как в процессе физкультурно-спортивной деятельности, так и в ходе физического самовоспитания и самосовершенствования.
Допустимый уровень сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности подразумевает:
– осознание аксиологической роли и места физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;
– положительную мотивацию к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;
– недостаточность знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта;
– способность с помощью преподавателя выбирать наиболее рациональные способы решения задач физкультурно-спортивной деятельности;
– способность использовать небогатый арсенал знаний, умений, навыков в индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности.
Средний уровень характеризуется:
– достаточным пониманием аксиологической значимости и необходимости физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;
– положительной мотивацией к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;
– достаточностью знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта;
– способность самостоятельно выбирать наиболее рациональные способы решения задач физкультурно-спортивной деятельности;
– способностью использовать значительный арсенал знаний, умений и навыков в индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности.
Высокий уровень сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности характеризуется:
– ярко выраженным пониманием аксиологической значимости и необходимости физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;
– высокой степенью мотивации к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;
– наличием глубоких знаний, прочных умений и навыков в области физической культуры и спорта;
– способностью самостоятельно выбирать и грамотно применять рациональные способы решения задач физкультурно-спортивной деятельности;
– способностью использовать богатый арсенал знаний, умений и навыков в индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности.
Таким образом, соответствие будущих военных специалистов как минимум среднему уровню сформированности ценностных компетенций говорит об их потенциальной способности самостоятельно выстраивать индивидуальную физкультурно-спортивную деятельность, грамотно используя и эффективно сочетая знания, умения и навыки этой сферы в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы.
Литература:
- Насырова, Э. Ф. Критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовки будущих учителей технологии при модульном обучении / Э. Ф. Насырова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2012. — № 1(09).
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1996–928 с.