Компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих специалистов высшей военной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Булохов, А. М. Компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих специалистов высшей военной школы / А. М. Булохов, И. А. Лисогор, Е. Л. Орлова, П. В. Старокожев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 37 (275). — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/archive/275/62357/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена повышению качества подготовки будущих военных специалистов, обучающихся в военных вузах; раскрываются аксиологический, образовательный, личностный, мотивационный и деятельностный компоненты ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности; определяются критерии и показатели сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих военных специалистов.

Ключевые слова: ценностные компетенции, будущие военные специалисты, физкультурно-спортивная деятельность, компонент, критерий, показатель.

Формирование образцовой модели современного военного специалиста в высшей военной школе не представляется возможным без формирования ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности, занимающих особое место в системе подготовки офицерских кадров и играющих важную роль в становлении физически развитой, духовно богатой и ценностно-ориентированной в соответствующем направлении личности.

В общем смысле под ценностными компетенциями нами понимается, аксиологическая доминанта в перечне ключевых компетенций в структуре военно-профессиональной компетентности, вбирающая в себя аксиологические представления, выполняющие смыслообразующую функцию и обеспечивающие успешность ценностной ориентации будущих военных специалистов в окружающей действительности. Исходя из этого, можно предположить, что ценностные компетенции физкультурно-спортивной деятельности − это система аксиологических представлений (ценностные знания, умения и навыки), позволяющие будущим военным специалистам ценностно ориентироваться в физкультурно-спортивной деятельности и эффективно проектировать свое развитие (физическое, интеллектуальное, валеологическое, эстетическое) на ценностной основе с целью обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. При этом в основе ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности лежит концептуальное теоретическое осмысление будущими военными специалистами собственных возможностей в физкультурно-спортивной деятельности, перспектив развития в ней, отношение к физической подготовке как ценности.

Мы считаем, что ценностные компетенции физкультурно-спортивной деятельности должны предполагать следующие умения будущих военных специалистов:

– выявлять, осознавать и закреплять в индивидуальном сознании новые ценностные знания (ориентиры) физкультурно-спортивной деятельности, признавать их личную и профессиональную значимость;

– формулировать собственные ценностные ориентиры в этой области;

– владеть способами самоопределения в ситуациях проблемного выбора ценностных ориентиров, исходя из собственных позиций, целей в отношении физкультурно-спортивной деятельности;

– уметь действовать на основе выбранных аксиологических установок;

– владеть на уровне умений, навыков и личного опыта способами осуществления физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

– уметь осознавать, оценивать и корректировать собственное ценностное и физическое развитие.

В содержании ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности нами были определены пять компонентов: аксиологический, образовательный, личностный, мотивационный и деятельностный. Рассмотрим подробно каждый из них.

Аксиологический компонент подразумевает под собой собственно саму интериоризированную систему физкультурно-спортивных ценностных отношений и ориентаций. Отражает целевую и мотивационную направленность будущих военных специалистов в этой сфере, способность ориентироваться в мире ценностей и определять собственное аксиологическое поле в физкультурно-спортивной деятельности.

Образовательный компонент представляет собой определенный уровень теоретической, методической и практической подготовленности будущих военных специалистов в сфере физкультурно-спортивной деятельности, позволяющий им в дальнейшем саморазвиваться и самосовершенствоваться в ней.

Личностный компонент включает совокупность важных индивидуально-психологических качеств личности, обеспечивающих аксиологическое поведение будущих военных специалистов в ходе физкультурно-спортивной деятельности.

Мотивационный компонент отражает стремление будущих военных специалистов к проявлению ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности в учебной и служебной сфере.

Деятельностный компонент характеризуется умениями осуществлять личностно значимую ценностно-ориентационную физкультурно-спортивную деятельность, определять ценностные основания осуществляемых в ней действий.

Названные компоненты позволяют нам выделить критерии и показатели сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности.

При определении критериев мы учитывали, что критерий — это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо. Показатели — данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь [2]. Другими словами, если критерий — это качества, свойства изучаемого объекта, то показатели — это мера сформированности того или иного критерия [1].

Критерии и показатели сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих специалистов высшей военной школы, мы определили согласно выделенным структурным компонентам ценностных компетенций. В результате были установлены ориентационно-аксиологический, мотивационный, когнитивный и операционально-деятельностный критерии.

Ориентационно-аксиологический критерий связан с положительной мировоззренческой позицией будущих военных специалистов в отношении ценностей физкультурно-спортивной деятельности, с их личными аксиологическими приоритетами в этой сфере. Показателями, раскрывающими данный критерий, являются:

– осознание будущими военными специалистами аксиологической значимости занятий физкультурно-спортивной деятельностью, ее социальной и профессиональной необходимости, положительной векторальностью в сторону ценностных отношений и ориентаций в этой сфере;

– принятие ценностей физкультурно-спортивной деятельности в качестве ориентиров, обусловливающих личностное и профессиональное развитие.

Мотивационный критерий ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности характеризуется положительным отношением будущих военных специалистов к процессу и результатам физкультурно-спортивной деятельности, активным желанием добиться эффективных результатов в ней. В качестве показателей, раскрывающих мотивационный критерий, определены:

– степень удовлетворенности физкультурно-спортивной деятельностью (к процессу и результатам занятий);

– наличие интереса к аксиологическому и физическому развитию в процессе физкультурно-спортивной деятельности;

– готовность будущих военных специалистов осуществлять активную физкультурно-спортивную деятельность, потребность в регулярных занятиях в этой сфере.

Когнитивный критерий образован интегрированной системой знаний, умений и навыков об эффективных способах осуществления физкультурно-спортивной деятельности. Показателями данного критерия являются:

– знание теоретических и методологических основ физкультурно-спортивной деятельности;

– широта диапазона и регулярность использования знаний, умений, навыков и опыта физкультурно-спортивной деятельности в организации здорового стиля жизни, саморазвития и самосовершенствования в ней.

Операционально-деятельностный критерий ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности представлен умениями и навыками использования средств и методов данной деятельности для содействия достижения будущими военными специалистами жизненных и профессиональных целей, как в образовательном процессе в высшей военной школе, так и в ходе физического саморазвития и самосовершенствования. Основными показателями этого критерия выступают:

– владение будущими военными специалистами методами, средствами, умениями и навыками необходимыми для физического развития и совершенствования в физкультурно-спортивной деятельности;

– способность анализировать и выбирать из большого числа вариантов средств, методов наиболее эффективные и целесообразные средства, методы решения какой-либо задачи (двигательной, воспитательной, оздоровительной, аксиологической и др.) по физическому воспитанию будущих военных специалистов.

Представленные выше критерии оценки сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности взаимодействуют между собой.

Так мотивационный критерий ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности проявляется в основном через интерес, необходимость аксиологического и физического развития, во взаимосвязи с личностно-профессиональными мотивами и потребностями влияет на когнитивный и операционально-деятельностный критерий, обусловливая применение эффективных способов осуществления физкультурно-спортивной деятельности в процессе получения будущими военным специалистами профессионального образования. Мотивационный критерий детерминирует качество знаний, умений и навыков, мобилизует познавательную и творческую активность будущих военных специалистов.

Когнитивный критерий влияет на операционально-деятельностный, создавая базу для его осуществления. Овладев необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками будущие военные специалисты получают возможность добиться высокого уровня личностного развития в физкультурно-спортивной и военно-профессиональной деятельности.

Ориентационно-аксиологический критерий влияет на все критерии, потому что признание физкультурно-спортивной деятельности, как самоценности, активизирует, определяет, направляет и организовывает образовательную и самостоятельную деятельность будущих военных специалистов (поведение, поступки, мотивы, степень овладения знаниями, умениями, навыками) в этой сфере.

В соответствии с выделенными критериями и показателями сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности будущих военных специалистов, мы определили четыре уровня развития ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности: критический, допустимый, средний, высокий.

Критический уровень сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности подразумевает:

– неосознанность аксиологической роли и места физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;

– низкую мотивацию к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;

– минимальный объем знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта;

– отсутствие способности применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности как в процессе физкультурно-спортивной деятельности, так и в ходе физического самовоспитания и самосовершенствования.

Допустимый уровень сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности подразумевает:

– осознание аксиологической роли и места физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;

– положительную мотивацию к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;

– недостаточность знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта;

– способность с помощью преподавателя выбирать наиболее рациональные способы решения задач физкультурно-спортивной деятельности;

– способность использовать небогатый арсенал знаний, умений, навыков в индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности.

Средний уровень характеризуется:

– достаточным пониманием аксиологической значимости и необходимости физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;

– положительной мотивацией к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;

– достаточностью знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта;

– способность самостоятельно выбирать наиболее рациональные способы решения задач физкультурно-спортивной деятельности;

– способностью использовать значительный арсенал знаний, умений и навыков в индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности.

Высокий уровень сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности характеризуется:

– ярко выраженным пониманием аксиологической значимости и необходимости физкультурно-спортивной деятельности в подготовке будущих военных специалистов;

– высокой степенью мотивации к овладению ценностными компетенциями физкультурно-спортивной деятельности;

– наличием глубоких знаний, прочных умений и навыков в области физической культуры и спорта;

– способностью самостоятельно выбирать и грамотно применять рациональные способы решения задач физкультурно-спортивной деятельности;

– способностью использовать богатый арсенал знаний, умений и навыков в индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности.

Таким образом, соответствие будущих военных специалистов как минимум среднему уровню сформированности ценностных компетенций говорит об их потенциальной способности самостоятельно выстраивать индивидуальную физкультурно-спортивную деятельность, грамотно используя и эффективно сочетая знания, умения и навыки этой сферы в зависимости от меняющихся требований конкретной ситуации или проблемы.

Литература:

  1. Насырова, Э. Ф. Критерии и показатели оценки уровня профессиональной подготовки будущих учителей технологии при модульном обучении / Э. Ф. Насырова // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). — 2012. — № 1(09).
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; — 3-е изд., стереотипное — М.: АЗЪ, 1996–928 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физкультурно-спортивная деятельность, компетенция, критерий, умение, навык, индивидуальная физкультурно-спортивная деятельность, мотивационный критерий, подготовка будущих военных специалистов, физическая культура, физическое развитие.


Ключевые слова

показатель, компонент, критерий, физкультурно-спортивная деятельность, ценностные компетенции, будущие военные специалисты

Похожие статьи

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Основные принципы моделирования процесса формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов

В статье рассматриваются: ступени многоуровневой системы военно-профессионального образования и их характеристика, особенности вузовской подготовки, этапы формирования ценностно-смыслового отношения и условия их реализации, принципы разработки модели...

Формирование организационно-прогностических компетенций у будущих офицеров Росгвардии в жизнедеятельности воинского коллектива

Автор данной статьи проводит анализ и глубокое исследование применяемых сегодня форм и способов, способствующих правильному формированию организационно — прогностических компетенций у будущих офицеров Росгвардии в жизнедеятельности воинского коллекти...

Педагогические аспекты формирования идеологического иммунитета среди будущих кадров таможенной службы

В статье рассматривается роль идеологического иммунитета, который способствует эффективной и высокопрофессиональной деятельности будущих кадров таможенной службы. Формирование целостного представления о факторах идеологического иммунитета, является н...

Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...

Компетентностный подход при подготовке солдат запаса в гражданском вузе

В статье анализируются сущность и содержание компетентностного подхода при подготовке солдат запаса в образовательных организациях высшего образования как современной педагогической парадигмы, раскрываются базовые компетенции солдат запаса: социальны...

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной ответственности студентов технологического вуза

Статья посвящена раскрытию основных направлений, форм и методов учебно-воспитательной работы, способствующих развитию социальной ответственности у студентов технологического вуза. В статье представлено краткое описание содержания учебно-воспитательно...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...

Особенности самоэффективности спортсменов высшего мастерства

В статье раскрывается проблема самоэффективности спортсменов. Выявлено, что для спортсменов высшего мастерства преобладающими компонентами психологической готовности к тренировочной и соревновательной спортивной деятельности являются: средний уровень...

Похожие статьи

Система формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже

В статье представлена система формирования профессионально-педагогической направленности студентов педагогического колледжа, отражающая основные принципы, компоненты, методы и формы, педагогические условия формирования направленности личности. Содерж...

Основные принципы моделирования процесса формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов

В статье рассматриваются: ступени многоуровневой системы военно-профессионального образования и их характеристика, особенности вузовской подготовки, этапы формирования ценностно-смыслового отношения и условия их реализации, принципы разработки модели...

Формирование организационно-прогностических компетенций у будущих офицеров Росгвардии в жизнедеятельности воинского коллектива

Автор данной статьи проводит анализ и глубокое исследование применяемых сегодня форм и способов, способствующих правильному формированию организационно — прогностических компетенций у будущих офицеров Росгвардии в жизнедеятельности воинского коллекти...

Педагогические аспекты формирования идеологического иммунитета среди будущих кадров таможенной службы

В статье рассматривается роль идеологического иммунитета, который способствует эффективной и высокопрофессиональной деятельности будущих кадров таможенной службы. Формирование целостного представления о факторах идеологического иммунитета, является н...

Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...

Компетентностный подход при подготовке солдат запаса в гражданском вузе

В статье анализируются сущность и содержание компетентностного подхода при подготовке солдат запаса в образовательных организациях высшего образования как современной педагогической парадигмы, раскрываются базовые компетенции солдат запаса: социальны...

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной ответственности студентов технологического вуза

Статья посвящена раскрытию основных направлений, форм и методов учебно-воспитательной работы, способствующих развитию социальной ответственности у студентов технологического вуза. В статье представлено краткое описание содержания учебно-воспитательно...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы

В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...

Особенности самоэффективности спортсменов высшего мастерства

В статье раскрывается проблема самоэффективности спортсменов. Выявлено, что для спортсменов высшего мастерства преобладающими компонентами психологической готовности к тренировочной и соревновательной спортивной деятельности являются: средний уровень...

Задать вопрос