Курс внеурочной деятельности по математике «Рекуррентные соотношения и специальные числа» как средство профилизации обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (273) август 2019 г.

Дата публикации: 02.09.2019

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Жмурова, И. Ю. Курс внеурочной деятельности по математике «Рекуррентные соотношения и специальные числа» как средство профилизации обучения / И. Ю. Жмурова, А. Б. Манукян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 35 (273). — С. 124-125. — URL: https://moluch.ru/archive/273/62183/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена эффективным способам предоставления учащимся дополнительных знаний в интересующихся их областях. Значительное внимание уделяется изучению дискретной математики в школьном образовании. Авторами предложены введение в практику курса по внеурочной деятельности по математике: «Рекуррентные соотношения и специальные числа».

Ключевые слова: внеурочная деятельность, рекуррентные соотношения, элективные курсы, дискретная математика, профилизация.

Современное видение образования связано с его значением в самоидентификации и развитии человеческой личности. Парадигма «Образование на всю жизнь» сменилась концепцией непрерывного образования — образования в течение всей жизни. Стремительно меняющиеся условия жизни вынуждают человека постоянно учится, что приводит к включению образования в компоненты его образа жизни. Следовательно, учебные достижения учащихся — не просто фундамент последующего образования, но и основа общекультурной и профессиональной компетентности личности, элемент формирования опыта принятия решений личностных и социально значимых проблем. В связи с этим в современном отечественном образовании особое внимание обращается на получение метапредметных знаний, являющихся важными, личностно и профессионально значимыми образовательными результатами, способствующими формированию навыков решения проблем, возникающих как в учебном процессе, так и за его рамками. Одним из средств решения данной задачи является дифференциация обучения, в частности, переход к старшей профильной школе, ставший важнейшим направлением модернизации отечественной системы образования.

Современная российская школа реализует достаточно небольшое число профилей. Они различаются как по содержанию, так и по структуре. Среди них встречаются гуманитарный и физико-математический, социально-экономический и естественнонаучный, инженерный и информационно-технологический и пр. [4]

В нашем исследовании рассматривается системы профилей, который можно условно объединить назвать естественнонаучными. Это физико-математический, естественно-математический, химико-биологический, инженерно-физический и т. п. Характерными чертами данных профилей является углубленное изучение математики и использование многочисленных математических приложений.

В контексте темы исследования особый интерес представляют элективные курсы, которые зарекомендовали себя как эффективный способ предоставления учащимся дополнительных знаний в интересующей их области знаний.

В последние десятилетия в научной и педагогической среде развернулись широкие дискуссии относительно включения в содержание школьного математического образования основных разделов дискретной математики. В школьном курсе математики утвердилась новая содержательно-методическая линия — стохастическая, что иллюстрирует тот факт, что дискретная математика не менее важна для формирования математической культуры обучающихся, чем непрерывная. Бурное развитие электроники и вычислительной техники, развитие информатики и информационных технологий актуализируют изучение дискретной математики на всех этапах обучения, в том числе и в школьном образовании. [1. С.151–155]

Несмотря на наличие достаточного количества научных работ и исследований по данной проблематике, многие вопросы остаются открытыми, требующими рассмотрения. В частности, достаточно актуальными остаются вопросы отбора содержания обучения математике профильного уровня, методика изучения конкретных тем в различных профильных направлениях.

Учитывая, что в действующей программе по математике элементам дискретной математики отводится весьма ограниченное место, целесообразным и своевременным, на наш взгляд, является введение в практику обучения для классов естественнонаучного профиля курса внеурочной деятельности по математике «Рекуррентные соотношения и специальные числа».

Данный курс способен, с одной стороны, усилить профильно-прикладную направленность обучения, с другой — позволит показать суть научного мышления в его общекультурном значении.

Понятие рекуррентных соотношений непосредственным образом связано с одним из фундаментальных понятий в математике — понятием числа и числовой последовательности. Рекуррентные соотношения не только задают числовую последовательность, но и определяют многие ее свойства. Самыми известными для школьников примерами рекуррентных последовательностей являются арифметическая и геометрическая прогрессии, которые изучаются в курсе алгебры основной школы, следовательно, начинать курс «Рекуррентные соотношения и специальные числа» имеет смысл именно с них. В дальнейшем можно осуществить переход к другим рекуррентными последовательностям и изучению их свойств.

Отметим, что содержание курса внеурочной деятельности «Рекуррентные соотношения и специальные числа», рассматриваемого в соответствии с целью исследования, соотносится с программой и требованиями ФГОС. Понятия, вопросы и темы данного курса связаны практически со всеми содержательными линиями программы по математике: числовой линией, функциональной, уравнениями и неравенствами, стохастической, не дублируя их, при этом позволяя укрепить и обогатить математические компетенции в указанных областях.

Так, например, в данном курсе возможна реализация эффективного метода математической индукции, изучение свойств комбинаторных соединений, первое знакомство с элементами математической логики. Особое значение курс приобретает с точки зрения исторических аспектов математики, знакомства с математическими законами, лежащими в основе всего мироздания. Таким образом, данный курс позволяет реализовать цели, предусмотренные профилизацией.

Литература:

  1. Алфимова А. С. Элективный курс «Элементы дискретной математики» как средство внутрипрофильной специализации обучения в старших классах естественно-математического профиля // Известия ВГПУ. 2009. № 6.
  2. Глушков, В. М. Кибернетика. Вопр. теории и практики. / В. М. Глушков. М.: Наука, 1986. — 477 с.
  3. Жмурова И. Ю., Солдатова Е. В. Элективный курс ««Некоторые специальные числа натурального ряда» как одно из средств предпрофильной подготовки выпускников основной школы // Молодой ученый. — 2015. — № 16. — С. 5–7.
  4. Федяева Л. В. Элективные курсы по математике в системе профильного обучения// Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2007.- Электронный ресурс.- Режим доступа: www.omsk.edu
Основные термины (генерируются автоматически): дискретная математика, внеурочная деятельность, курс, математик, соотношение, число, числовая последовательность, школьное образование, эффективный способ предоставления.


Похожие статьи

Программа внеурочной деятельности по математике...

Пояснительная записка. Данная программа внеурочной деятельности по математике «Математика

Способыпроверки результатов. Итоги внеурочной деятельности подводятся на школьных

Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности...

Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших...

Внеурочная деятельность рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО. Автором сформулированы приоритетные цели и задачи внеурочной

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность...

Элективный курс ««Некоторые специальные числа натурального...

Понятие числа является фундаментальным понятием математики. Линия числовых систем — одна из основных содержательно методических линий школьного курса математики. Числовые системы изучаются школьниками на протяжении всех лет обучения.

Основные направления и формы внеурочной деятельности по...

То именно внеурочная работа по математике может служить одним из факторов повышения уровня математического образования и образования

‒ во внеурочной деятельности можно использовать разработанные ранее методики внеклассной работы по математике, если...

О реализации преемственности при обучении бакалавров...

Поэтому курс основ дискретной математики, как и другие математические дисциплины

Для нас особый интерес представляет дискретная математика. В курсе основ дискретной

Для решения рекуррентных соотношений и комбинаторных задач мы используем электронные...

Целеполагание при проектировании курса «Дискретная...»

Дискретная математика и математическая логика: методические указания к изучению курса / сост.

Элементы теории графов в курсе дискретной математики. − знать основные понятия теории графов (определение графа, виды графов, способы задания графов, раскраска графов...

Формы организации внеурочной деятельности по математике...

внеурочная деятельность, внеклассная работа, внеурочная работа, математик, математический кружок, школа, занятие, предмет

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность...

О проблеме использования элементов теории графов в школьном...

В работе рассматривается проблема использования элементов теории графов в школьном курсе математики, а также описаны интеграционные связи математики с другими науками. Ключевые слова: теория графов, интеграция в образовании, интеграционные связи.

Использование историко-математических сведений в курсе...

Статья посвящена историзации теоретико-числовой подготовки будущего учителя математики. Ключевые слова: интеграционные связи, историко-математические сведения, гуманитаризация педагогико-математического образования.

Похожие статьи

Программа внеурочной деятельности по математике...

Пояснительная записка. Данная программа внеурочной деятельности по математике «Математика

Способыпроверки результатов. Итоги внеурочной деятельности подводятся на школьных

Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности...

Цели, задачи и принципы внеурочной работы младших...

Внеурочная деятельность рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО. Автором сформулированы приоритетные цели и задачи внеурочной

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность...

Элективный курс ««Некоторые специальные числа натурального...

Понятие числа является фундаментальным понятием математики. Линия числовых систем — одна из основных содержательно методических линий школьного курса математики. Числовые системы изучаются школьниками на протяжении всех лет обучения.

Основные направления и формы внеурочной деятельности по...

То именно внеурочная работа по математике может служить одним из факторов повышения уровня математического образования и образования

‒ во внеурочной деятельности можно использовать разработанные ранее методики внеклассной работы по математике, если...

О реализации преемственности при обучении бакалавров...

Поэтому курс основ дискретной математики, как и другие математические дисциплины

Для нас особый интерес представляет дискретная математика. В курсе основ дискретной

Для решения рекуррентных соотношений и комбинаторных задач мы используем электронные...

Целеполагание при проектировании курса «Дискретная...»

Дискретная математика и математическая логика: методические указания к изучению курса / сост.

Элементы теории графов в курсе дискретной математики. − знать основные понятия теории графов (определение графа, виды графов, способы задания графов, раскраска графов...

Формы организации внеурочной деятельности по математике...

внеурочная деятельность, внеклассная работа, внеурочная работа, математик, математический кружок, школа, занятие, предмет

внеурочная работа, внеурочная деятельность, математик, учащийся, задача, математическая игра, класс, возможность...

О проблеме использования элементов теории графов в школьном...

В работе рассматривается проблема использования элементов теории графов в школьном курсе математики, а также описаны интеграционные связи математики с другими науками. Ключевые слова: теория графов, интеграция в образовании, интеграционные связи.

Использование историко-математических сведений в курсе...

Статья посвящена историзации теоретико-числовой подготовки будущего учителя математики. Ключевые слова: интеграционные связи, историко-математические сведения, гуманитаризация педагогико-математического образования.

Задать вопрос