Контент-анализ СМИ малых городов (на примере Тверской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №33 (271) август 2019 г.

Дата публикации: 18.08.2019

Статья просмотрена: 1084 раза

Библиографическое описание:

Мартемьянов, Д. В. Контент-анализ СМИ малых городов (на примере Тверской области) / Д. В. Мартемьянов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 33 (271). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/archive/271/61903/ (дата обращения: 18.11.2024).



Ключевые слова: Вышний Волочок, город, Торжок, новость, контент-анализ СМИ.

Как известно, у каждого города имеется индивидуальная модель развития, которую возможно изучать разными путями. Есть достаточно крупные исследования этой темы в области экономики города, социологии города и т. д. Географы обычно стараются подойти к характеристикам предмета исследования через характеристику территории.

Одна из ключевых характеристик при таком подходе — ЭГП (экономико-географическое положение) города. Это отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала [1, с. 127–128], в нашем случае, имеющим экономическое значение. Рассмотрение ЭГП является критерием географичности исследования.

В данной работе рассматривались Торжок и Вышний Волочек — два малых города-близнеца Тверской области (численность населения, соответственно, 45641 и 46908 человек на 2018 г.). Через эти населенные пункты проходят федеральные трассы М-10 и М-11 соответственно. Однако первый город был оставлен на периферии, так как через него не прошла главная линия Октябрьской железной дороги. Вышний Волочек же, в свою очередь, должен был получить все преимущества положения на магистралях между Москвой и Санкт-Петербургом — крупнейшими полюсами развития России. В теории фактор благоприятного магистрального транспортно-географического положения (важнейшей части ЭГП) должен был явиться толчком для развития города. Эту гипотезу мы надеялись подтвердить путем сравнительного анализа новостного потока в этих городах.

В своём исследовании мы использовали методику качественного контент-анализа СМИ, предложенную Н. Ю. Замятиной и А. Н. Пилясовым на примере Губкинского и Муравленко — моногородов ЯНАО [2, с. 196–203]. Использовался сервис новостей “Google”. За период с 2013 по 2017 г. мы выбрали все новостные статьи в каждом году по поиску “Торжок” и “Вышний Волочек”. Некоторое неудобство при поиске оказало наличие ракетного корабля “Вышний Волочек”, новости по которому отображались вместе с нужными новостями. К сожалению, выборка получилась меньше ожидаемого (в среднем около 40 новостей за год).

Таблица 1

Тематика новостей по городам Торжок иВышний Волочек (составлено автором)

Тематический блок

Доля блока вновостном потоке

Торжок

Вышний Волочек

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

2013

2014

2015

2016

2017

Всего

События

7

8

11

6

14

46

7

2

2

9

10

30

Личные достижения горожан

0

5

1

3

3

12

2

3

1

2

8

16

Контакты

0

0

0

2

2

4

0

1

1

1

1

4

Институциональные нововведения

1

0

2

0

1

4

0

4

5

3

0

12

Промышленность

1

1

1

1

8

12

0

3

2

0

0

5

Малый и средний бизнес

0

0

2

0

1

3

2

1

1

0

0

4

Финансово-экономическая сфера

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Социальная сфера

0

3

3

1

4

11

2

3

4

3

2

14

Строительство

0

1

0

0

0

1

0

0

3

0

0

3

Внешняя инфраструктура

0

3

3

3

4

13

5

5

6

6

4

26

ЖКХ

0

0

0

0

1

1

0

0

0

1

2

3

Криминал

2

2

6

2

8

20

3

7

12

11

5

38

МЧС

0

1

1

0

2

4

1

2

3

0

5

11

Экология

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

Социальный протест

1

1

0

3

0

5

2

2

1

7

1

13

Политика

0

1

0

0

3

4

0

1

3

1

3

8

Прочее

4

6

2

3

5

20

5

10

6

14

6

41

Всего

16

32

32

24

57

161

29

44

50

58

47

228

Контент-анализ СМИ показал интересные результаты, выявляющие сильные различия в исследуемых городах. В целом Торжок оказался более “событийным” городом. За исследуемый период здесь проводились различные выставки, конкурсы и фестивали. Также следует отметить, что значительное количество новостей посвящено промышленности города, львиная доля которых упоминает крупное деревообрабатывающее предприятие “Талион Терра”, которое можно назвать инновационным и уникальным.

Что касается Вышнего Волочка, то ситуация здесь плачевная по многим вопросам, хотя количество новостей, поступающих из города, почти на 40 % больше, чем из Торжка. Возможно, это одно из проявлений некого магистрального положения. Так, например, эти города различаются по количеству сообщений о совершенных преступлениях почти в два раза. Причем упоминаются правонарушения различной тяжести (кражи, взятки, убийства, поджоги). Следует отметить, что довольно большое количество убийств происходит на трассе М-11. В два раза в Вышнем Волочке выше количество чрезвычайных ситуаций (ДТП, пожары). В полтора раза больше социальных протестов, связанных с произволом чиновников на местах, высокими ценами на продукты первой необходимости, ЖКХ, низкими пенсиями, строительством трассы М-11 и др. В Вышнем Волочке также в два раза больше новостей о политике. Это связано с неожиданной смертью одного из мэров города и назначением на пост нового мэра. Сильный разрыв и в новостях по внешней инфраструктуре. Здесь из года в год говорится о состоянии трассы М-11. Обсуждается строительство объездной платной дороги, рост тарифов за проезд и др. Как известно, федеральная трасса М-11 проходит через центр Вышнего Волочка, чем создает шумовое загрязнение и загрязнение воздушного бассейна города, а повышение тарифов на использование объездного пути, очевидно, насторожит потенциальных потребителей этого участка трассы. В новостях часто появлялись сообщения об игнорировании дальнобойщиками объездной дороги. Таким образом создается намеренный подрыв городской среды, которая до и этого не находилась в положительном состоянии.

Однако такое транспортно-географическое положение можно назвать благоприятным для этого города. В городе проявляются некоторые институциональные нововведения, причем как формальные, так и неформальные. В тюрьмах ФСИН устраиваются различные спектакли, осуществляется самодеятельность. В городах организуются собрания местных жителей, обсуждение насущных вопросов. Можно сказать, что таким образом усиливается демократизация общества. Однако жители Вышнего Волочка шире представлены в различных видах конкурсов, выступлений за пределами города (чаще Тверь и Москва). Возможно, здесь может сказаться лучшая транспортная доступность города.

К сожалению, экономическое развитие, в общем, и развитие малого и среднего бизнеса в частности в данных городах невозможно считать сколько-нибудь удачным. По перовому критерию не было обнаружено ни одной новости, ни в Торжке, ни в Волочке. Малый и средний бизнес также старается активно не заявлять о своем существовании. Кто-то остается в тени, а у кого-то, вероятно, нет необходимости в рекламе. В городе сложно найти информацию о кофейне или ресторане, гостинице. То, что есть, морально и физически устарело и нуждается в капитальном ремонте. Это довольно нетривиальная ситуация, когда транспортное сообщение города со столицей исчисляется в первых часах. В блоке, посвященном социальной сфере, в обоих городах можно заметить небольшие подвижки. В основном осуществляется косметический ремонт некоторого количества больниц, школ, детских садов.

Таким образом, предложенную во введении гипотезу о формировании положительных эффектов от магистрального ТГП для Вышнего Волочка сложно считать подтвержденной. Полученные результаты свидетельствуют о наличии сложных институциональных, социальных проблем, которые развитый город, в полной мере пользующийся своим благоприятным положением, старался бы решить. А Торжок же, будучи удаленным от железной дороги, является более спокойной локацией, где было бы выгодно развивать туризм, связанный с презентацией богатой истории города, народных промыслов.

Так, контент-анализ СМИ является довольно новым методом исследования, который можно использовать, в том числе для установления некоторых особенностей объекта, которые недоступны простому чисто географическому визуальному исследованию территории. К сожалению, такой подход все еще не получил широкого распространения в географической науке.

Литература:

  1. Баранский Н. Н. Избранные труды: Становление советской экономической географии / Редкол.: Анучин и др. — М.: Мысль, 1980. — 287 с.
  2. Замятина Н. Ю. Россия, которую мы обрели: исследуя пространство на микроуровне / Н. Ю. Замятина, А. Н. Пилясов. — М.: Новый хронограф, 2013. — 548 с.: ил. — (Серия “Социальное пространство”). — ISBN 978–5–94881–238–0
Основные термины (генерируются автоматически): Торжок, Вышний Волочок, город, вышний Волочек, контент-анализ СМИ, новость, внешняя инфраструктура, Москва, социальная сфера.


Ключевые слова

город, Вышний Волочок, Торжок, новость, контент-анализ СМИ

Похожие статьи

Формирование регионального бренда на примере Ивановской области

В статье автор исследует опыт брендирования Ивановской области и анализ его перспектив.

Аналитический обзор тревел-передач для детей на современном ТВ

Пресс-клиппинг юбилейных страниц первой большевистской газеты «Красное Знамя» Приморского края

В 2018 году отмечается 80-летие Приморского края. Многие мероприятия планируется провести под эгидой этой знаменательной даты. Есть хороший повод ещё раз вспомнить о первой краевой большевистской газете «Красное Знамя». В прошлом году общественность ...

Современный маркетинг: тенденции, проблемы и перспективы развития в приграничном регионе России

В статье рассмотрены основные тенденции и актуальные проблемы современного маркетинга в Калининградской области, а также перспективы его развития на уникальной территории эксклавного региона России.

Методика RFM-анализа клиентов торгового центра

В статье представлена методика RFM – анализа клиентов на примере одного из торговых центров г. Калининграда с использованием программного обеспечения MS EXELTM.

Маркетинг событий в пандемийный период

В статье рассмотрена сфера событийного маркетинга в период пандемии. Представлены состоянии агентств на момент COVID-19, удачные попытки переноса мероприятий в онлайн-формат и отменившиеся события. Проанализированы преимущества и недостатки событийно...

Маркетинговое исследование удовлетворенности клиентов (на примере ФГУП «Почта России»)

В статье представлены результаты маркетингового исследования уровня удовлетворенности клиентов ФГУП «Почта России», проводимое в апреле 2018 года.

Мастер-класс для педагогов с использованием социоигровых технологий «Улица города»

Развитие автокемпингов на основных туристических маршрутах Воронежской области

В статье автор исследует привлекательность автокемпингов в сфере туризма.

Маркетинговая деятельность выставочного предприятия: опыт самарского ВЦ «Экспо-Волга»

Похожие статьи

Формирование регионального бренда на примере Ивановской области

В статье автор исследует опыт брендирования Ивановской области и анализ его перспектив.

Аналитический обзор тревел-передач для детей на современном ТВ

Пресс-клиппинг юбилейных страниц первой большевистской газеты «Красное Знамя» Приморского края

В 2018 году отмечается 80-летие Приморского края. Многие мероприятия планируется провести под эгидой этой знаменательной даты. Есть хороший повод ещё раз вспомнить о первой краевой большевистской газете «Красное Знамя». В прошлом году общественность ...

Современный маркетинг: тенденции, проблемы и перспективы развития в приграничном регионе России

В статье рассмотрены основные тенденции и актуальные проблемы современного маркетинга в Калининградской области, а также перспективы его развития на уникальной территории эксклавного региона России.

Методика RFM-анализа клиентов торгового центра

В статье представлена методика RFM – анализа клиентов на примере одного из торговых центров г. Калининграда с использованием программного обеспечения MS EXELTM.

Маркетинг событий в пандемийный период

В статье рассмотрена сфера событийного маркетинга в период пандемии. Представлены состоянии агентств на момент COVID-19, удачные попытки переноса мероприятий в онлайн-формат и отменившиеся события. Проанализированы преимущества и недостатки событийно...

Маркетинговое исследование удовлетворенности клиентов (на примере ФГУП «Почта России»)

В статье представлены результаты маркетингового исследования уровня удовлетворенности клиентов ФГУП «Почта России», проводимое в апреле 2018 года.

Мастер-класс для педагогов с использованием социоигровых технологий «Улица города»

Развитие автокемпингов на основных туристических маршрутах Воронежской области

В статье автор исследует привлекательность автокемпингов в сфере туризма.

Маркетинговая деятельность выставочного предприятия: опыт самарского ВЦ «Экспо-Волга»

Задать вопрос