Новые правила реализации лесных проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола
Егорова М.С., студент
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С. М. Кирова
Многие европейские страны уже давно воплощают в жизнь проекты, связанные с сокращением выбросов парниковых газов (ПГ), привлекая под реализацию этих проектов так называемое «углеродное финансирование» от лиц заинтересованных в приобретении «сокращений выбросов». Мотивами при этом служат для принимающей страны стремление привлечь дополнительные деньги на модернизацию предприятия, а для страны инвестора возможность снизить бремя ответственности (обычно штрафов или дополнительной платы) за выбросы парниковых газов, превышающие квоту. В нашей стране подобная практика пока распространена мало. Основными причинами этого являются недостаточная осведомленность российских предпринимателей о возможностях применения соответствующего механизма, о способах его оформления, меняющаяся нормативно-правовая база и др.
Киотский протокол обязывает страны, имеющие установленные количественные обязательства по ограничению или сокращению выбросов парниковых газов, осуществлять политику и меры по ограничению и сокращению выбросов, а также меры по охране и улучшению качества естественных поглотителей и накопителей парниковых газов.
Есть три рыночных механизма, которые предназначены для содействия сторонам, включенным в Приложение I, в достижении их целей в рамках Киотского протокола.
- торговля квотами, при которой государства могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на международном углеродном рынке;
- проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
- механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.
Теоретически Россия как страна с переходной экономикой может быть участницей всех указанных экономических механизмов. Однако учитывая «мягкий» характер обязательств Российской Федерации и относительно невысокий уровень затрат на сокращение выбросов парниковых газов внутри страны, нет необходимости в реализации российских проектов на территории развивающихся стран.
Экономически целесообразно участие России в двух, из перечисленных выше, механизмах Киотского протокола:
- в проектах, реализуемых в рамках механизма совместного осуществления,
- в торговле правами на выброс (квотами). [1]
Проекты в рамках совместного осуществления привлекательны как для России, так и для иностранных инвесторов. Участие в них России позволит привлечь в страну инвестиции для модернизации топливно-энергетического комплекса и внедрения новых энергоэффективных технологий. Иностранные партнеры в результате реализации таких проектов получат единицы сокращенных выбросов парниковых газов, которые смогут использовать в счет своих обязательств [2].
Количество проектов совместного осуществления представленных в ООН быстро увеличивается. Однако среди них нет ни одного проекта в сфере лесного или сельского хозяйства. По оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), в 2000 г. около 25 % объема всех выбросов CO2 было результатом сведения лесов в основном для агрикультурных целей, что больше, чем доля выбросов транспорта. Антропогенное воздействие на леса и почвы планеты дает очень значительный отрицательный баланс СО2, выбросы существенно превышают поглощение [5].
В сфере землепользования и лесного хозяйства возможности для проектов совместного осуществления исследованы недостаточно, поскольку их реализация сопровождается массой экономических и правовых проблем. Уже в начале первого периода обязательств Киотского протокола стало очевидно, что действующий принцип учета изменения поглощения углерода от разных видов хозяйственной деятельности в секторе землепользования и лесное хозяйство нуждается в реформировании.
Хотя именно от Российской Федерации зависело – вступит или нет Киотский Протокол в действие, правовые механизмы, предложенные в этом документе, до сих пор реализуются в нашей стране с низкой результативностью.
В рамках этого процесса было подготовлено два документа: 1. Постановление «О мерах по реализации Статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» № 843 (28 октября 2009), предусматривающее новые механизмы реализации проектов совместного осуществления 2. Положение «О реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2009 г. № 843).
Эти подзаконные акты пришли на смену двум предыдущим документам, принятым Правительством РФ 28 мая 2007 года, — Постановлению Правительства РФ № 332 «О порядке утверждения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» и Положению «Об утверждении и проверке хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата» [3].
В самом общем плане, Постановление ускоряет процедуру реализации проектов совместного осуществления, изменяет круг государственных органов, задействованных в процессе утверждения проектов, корректирует критерии отбора проектов совместного осуществления и вносит ряд других значительных изменений в российское законодательство в сфере правовых механизмов Киотского протокола.
Раньше процесс реализации проектов совместного осуществления определял широкий круг государственных органов, правомочных в сфере реализации проектов совместного осуществления (включая, среди прочих, Правительство РФ и различные федеральные министерства).
Согласно нормативным актам по реализации ст. 6 Киотского протокола, основными участниками процесса утверждения ПСО являлись (рисунок 1) [6]:
- Координационный центр;
- Экспертная организация;
- Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;
- Комиссия по рассмотрению заявок об утверждении проектов;
- Общественный экспертный совет;
- Правительство РФ.
Рисунок 1- Основные участники процесса утверждения ПСО
Сейчас роль координационного центра по подготовке к утверждению проектов выполняет Министерство экономического развития Российской Федерации, которое не только согласовывает деятельность иных заинтересованных федеральных органов, но и обеспечивает «жизнеспособность» механизма утверждения ПСО на территории России.
В целях упрощения и рационализации данной процедуры новое Постановление предусматривает существование лишь двух органов, наделенных полномочиями по утверждению и мониторингу проектов совместного осуществления:
Российский государственный Сберегательный банк, выполняющий функции «оператора углеродных единиц». При этом полномочия по участию в процедуре одобрения проектов совместного осуществления, а также в пилотных проектах по «торговле выбросами» парниковых газов для целей выполнения количественных обязательств Российской Федерации по ограничению и сокращению этих выбросов, были предоставлены Сбербанку недавно, на основании Распоряжения Правительства РФ № 884-р от 27 июня 2009 года;
Российское Министерство экономического развития, выполняющее функции «Координационного центра».
С другой стороны, центральной фигурой процесса реализации проектов совместного осуществления остается инвестор. Постановление существенным образом изменяет статус этого участника. Так, например, если раньше каждое российское или иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо имели возможность подать заявку на рассмотрение проекта совместного осуществления, то теперь в таких проектах могут участвовать только российские юридические лица. Это означает, в частности, то, что иностранная компания, желающая участвовать в проекте совместного осуществления в России в качестве инвестора, теперь фактически обязана создать российскую дочернюю компанию.
Чтобы иметь возможность реализовывать проект, на день подачи заявки заявитель (инвестор) должен соответствовать следующим требованиям:
1) непроведение в отношении заявителя процедуры банкротства и (или) ликвидации;
2) неприостановление деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) отсутствие у заявителя просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год;
4) наличие у заявителя на праве собственности или на ином вещном праве объектов, на которых осуществляются или могут осуществляться проекты.
Требования 1 и 3 не распространяются на организации, включенные в перечень системообразующих организаций в соответствии с решениями Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики [3].
Российские власти начали уделять больше внимания вопросам реализации механизмов, предусмотренных Киотским протоколом, и это создаст интересные возможности для развития бизнеса в России.
Однако в настоящее время в России разработано крайне мало предложений в сфере лесного хозяйства, которые могли бы осуществляться как проекты совместного осуществления. В конце июля 2010 года на основе итогов первого конкурса, проведенного Сбербанком, Минэкономразвития РФ утвердило первые 15 российских проектов совместного осуществления, среди которых не было ни одного лесного [4]. А также, 01 ноября 2010 года был начат прием заявок для участия во 2-ом конкурсном отборе. Однако даже в заявках не присутствуют проекты, относящиеся к сфере лесоустройства или лесопользования, такие как пилотные проекты в Архангельской области (1 Уменьшение выбросов парниковых газов посредством охраны лесов; 2 Улучшение лесоуправления и лесопользования – меры содействия сохранению и накоплению углерода в лесах), но заявлены проекты по переработке древесных отходов [6].
Причинами этого стоит считать проводимую в настоящее время реформу лесного сектора, для лесного сектора важной причиной является долгосрочность проектов, а также в продолжение проектов и обязанностей стран после окончания Киотского протокола, и слабую информированность лиц, принимающих решения.
Литература:
Ю.В. Кузминых Экономические основы формирования рынка лесных углеродных сертификатов: монография. - М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2005.-240с.
Ю. Калиничева Пилотные прокты совместного осуществления в лесном хозяйстве России, «Устойчивое лесопользование» №3 (19) 2008 г.- с. 32-38 .
С. Ситников, М. Гутброд Проекты совместного осуществления: новые правила, «Леспроминформ» № 8 (66) 2009 г.- с. 36-39.
Распоряжение правительства РФ от 27 июня 2009 г. № 884-р.
http:/ji.unfccc/int
http://www.sbrf.ru