Сливоналивные железнодорожные эстакады складов и баз горючего предназначены для слива и налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны.
Наиболее частые причины аварийных ситуаций на эстакадах – нарушение герметичности фланцевых соединений, выход из строя запорной арматуры и утечки продукта из трубопроводов и наливных рукавов.
Система противопожарной защиты сливоналивных железнодорожных эстакад проектируются в соответствии с требованиями руководящих документов. Она содержит противопожарный водопровод высокого давления, стационарные лафетные стволы, расположенные вдоль железнодорожного полотна эстакады, и переносные генераторы пены ГВП-600, подключенные через рукавную линию к пожарному гидранту, расположенному вблизи от железнодорожного полотна.
Борьба с пожарами с помощью только ручных и передвижных средств часто приводит к образованию «запущенных пожаров», тушение которых представляет значительные трудности. Для обеспечения эффективной борьбы с пожаром необходимо сразу же включить стационарные автоматические установки пожаротушения.
Практика свидетельствует о возможности беспрепятственного растекания горючих жидкостей и газов и высокой вероятности образования взрывов и пожаров на эстакадах. Успешно ликвидировать аварии и локализовать такие пожары можно только при использовании высокоэффективных установок пожаротушения, способных обнаружить очаг загорания в самой начальной стадии без участия человека и ликвидировать пожар в течение короткого промежутка времени.
Поэтому мы предлагаем применение установки автоматического пенного пожаротушения, представленная на рис. 1, предназначенная для автоматического обнаружения очага загорания, подачи сигнала о пожаре, тушения пожара, как и сверху, так и снизу цистерны, защиты строительных конструкций, технологического оборудования и железнодорожного полотна от опасного воздействия факторов пожара.
Рис. 1 Схема автоматической пенной установки пожаротушения
сливоналивной железнодорожной эстакады:
1 – резервуар для воды; 2 – пожарная насосная станция; 3 – магистральный трубопровод; 4 – контрольно-пусковой узел; 5 – распределительный трубопровод; 6 – побудительный трубопровод автоматики включения установки; 7 – генератор для подачи пены средней кратности; 8 – пенный ороситель; 9 – пожарный извещатель (спринклер); 10 – железнодорожная цистерна; 11 – сливоналивная эстакада; 12 – магистраль подачи сжатого газа побудительной сети автоматики включения; 13 – помещение для баллонов со сжатым газом.
Резервуары для хранения расчетного запаса воды изготовляется по типовым проектам. Они имеют сигнализацию уровня воды и оборудование для наполнения и освобождения от воды.
Основной и автоматический водопитатели размещаются в помещении пожарной насосной станции. Основным водопитателем являются насосно-силовые агрегаты, включаемые от импульса падения давления или уровня автоматического водопитателя (гидропневмобака).
Пенообразователь хранится в специальной емкости, из которой его вводят в поток воды. Для подачи пенообразователя в требуемом количестве и с заданной концентрацией предусмотрены дозаторы.
Расчетный расход водного раствора пенообразователя для защиты поверхности конструкций эстакады, технологического оборудования и железнодорожных цистерн от воздействия факторов пожара определяется в зависимости от удельного расхода водного раствора пенообразователя принимается равным 0,15 л/(с∙м2). В каждую секцию водный раствор пенообразователя подается по самостоятельному трубопроводу через контрольно-пусковое устройство.
Применение автоматических установок верхнего и нижнего пенного пожаротушения сливоналивных железнодорожных эстакад обеспечит тушение пожара в кратчайшие сроки.
- Литература:
ГОСТ 12.2.037-78*. ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности.
ГОСТ 12.3.046-91 ССБТ. Установки пожаротушения автоматические Общие технические требования.
- Тушение нефти и нефтепродуктов: Пособие / Безродный И.Ф., Гилетич А.Н., Меркулов В.А. и др. - М.: ВНИИПО, 1996. - 216 с.