Роль преподавателя в становлении субъектности обучающихся вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №31 (269) август 2019 г.

Дата публикации: 05.08.2019

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Регель О. В. Роль преподавателя в становлении субъектности обучающихся вуза // Молодой ученый. — 2019. — №31. — С. 119-122. — URL https://moluch.ru/archive/269/61915/ (дата обращения: 16.09.2019).



Статья посвящена изучению теоретических аспектов проблемы определения роли преподавателя в развитии субъектности обучающихся вуза.

Ключевые слова: обучающийся, преподаватель, субъект, учебно-профессиональная деятельность, субъект-субъектные взаимоотношения.

The article is devoted to the study of the theoretical aspects of the problem of determining the role of the teacher in the development of the subjectivity of students of the university.

Keywords: student, teacher, subject, educational and professional activity, subject-subject relationship.

На современном этапе развития высшие учебные заведения имеют потребность в пересмотре подходов к системе профессиональной подготовки будущих специалистов. Развитие качества образования опирается на необходимость в подготовке инициативных и компетентных выпускников вузов, обладающих индивидуальностью и высокоразвитым социальным интеллектом, готовых к активной профессиональной и личностной самореализации — отличающихся субъектностью.

Моделируя процесс субъектного становления студентов, В. А. Сластенин указывает ориентироваться на развитие личности студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом [3].

Понятие субъектности углубляется и раскрывается в работах Е. Н. Волковой. Субъектность понимается автором через категорию «отношение» и определяет «как свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире и человеке. В основе этого свойства лежит отношение к себе как к деятелю» [7]. По мнению автора, основу субъектности составляют особенности самосознания, мотивация с гуманистической направленностью и внутренним локусом контроля, коммуникативные качества.

М. Ю. Энеева, в свою очередь, связывает субъектность с понятием самоэффективности личности. По мнению автора, основным компонентом субъектности, определяющим успешность личности в деятельности, является ее самоэффективность.

По мнению доктора психологических наук В. И. Слободчикова субъектность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Автор отмечает, что субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования [8].

Под субъектностью обучающегося вуза нами понимается состояние личностного и профессионального развития, выражающееся в его способности успешно адаптироваться в постоянно изменяющуюся образовательную, социокультурную ситуацию, его потребности в проявлении активности, самостоятельности в организации взаимодействия с преподавателем, продуктивного педагогического взаимодействия, в осознании им ответственности за создание условий своего развития. Субъектность студента связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность, свое образование, процесс профессионального становления в предмет практического преобразования и совершенствования.

В образовательном процессе высших учебных заведений в настоящее время создается и реализуется ряд условий, способствующих или косвенно влияющих на развитие субъектности у студентов. Большая их часть существует и реализуется на протяжении последних десятилетий. Основными становятся детерминанты личностного роста, формирования учебной и профессиональной мотивации, ориентации на освоение способов действия, позволяющих достигать высоких результатов в учебно-профессиональной деятельности.

Исследованием условий развития субъектности студентов в своих трудах занимались Г. И. Аксенова, А. Ф. Березин, Е. Д. Божович, Е. Н. Волкова, Ф. Г. Мухаметзянова, А. С. Огнев, В. Н. Ткачев, О. Д. Черкасова и др.

Анализ исследований по проблеме субъектности показал, что такие авторы как Е. Н. Волкова, С. Л. Рубинштейн, Ф. Г. Мухаметзянова, Л. С. Выготский к одним из основных аспектов развития субъектности обучающихся относят уровень развития субъектности личности самого преподавателя, так как сформированность субъектных качеств преподавателя, его самореализация способствуют наполнению внутреннего мира обучающихся и становлению их как активных стратегов своей деятельности, способных ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному [1, 2, 3, 4].

Согласно В. А. Петровскому «Смысл выражения «другой человек представлен во мне как субъект» означает, что «я более или менее осознанно переживаю его присутствие в значимой для меня ситуации, готовность другого преобразовывать эту ситуацию, внести в нее что-то свое, личное и тем самым произвести изменения в системе моего отношения к миру» [5, с.25]. Так субъектность педагога — это отраженная субъектность, представленность другого во мне, бытие кого-либо в другом и для другого.

Также ценность другого человека в развитии личности отмечена Л. С. Выготским в идее о социальной ситуации развития и в понятии «зоны ближайшего развития». Однако, понятие «зоны ближайшего развития» значительно шире и не ограничиваются только детскими возрастами и процессом обучения. В зрелом возрасте другой взрослый также стимулирует изменения в процессе взаимодействия. Он, имея собственное оценочное суждение о происходящем, опосредовано или непосредственно является участником этого процесса. Однако, потенциальная трансформация человека в данном случае становится возможной только при наличии развития субъектности другого [4].

Здесь стоит вспомнить слова С. Л. Рубинштейна, который отмечает, что «... поведение людей само строится в той или иной мере как воспитание не в смысле менторства, поучения или выставления себя в качестве образца для других людей, а в том смысле, что все поступки человека выступают как реальное изменение условий жизни других людей» [6].

Другой человек выступает как активное начало, трансформирующее взгляды индивида, формируя у него новые мотивы и новые цели. Результат действий другого приобретает для индивида большой личностный смысл [5].

Е. Н. Волкова об этом феномене пишет следующее: «Другой выступает необходимым условием развития субъектности. Качество субъектности преподавателя — выраженность, осознанность и степень реализации его личностных потенциалов, открытость и конструктивность взаимодействия определяют возможность развития субъектности его воспитанника. Наибольшим развивающим эффектом взаимодействия с ним обладает диалогическая стратегия» [7, с.234]. Из этого следует, что только сам обладая субъектностью, преподаватель оставляет след в сознании обучающихся, закладывает изменения в системе их взглядов, мотивов, целей.

Ф. Г. Мухаметзянова выдвигает предположение о том, что необходимым, но не всегда достаточным условием развития субъектности обучающегося является другой человек в том случае, если у другого развито отношение к себе как к деятелю [3]. Здесь имеет смысл при транслировании субъектности преподавателем обучающимся учитывать роль преемственности.

Как отмечает В. Н. Ткачев, для обеспечения преемственности в познавательной деятельности необходимо стремиться к тому, чтобы каждое последующее поколение людей на различных возрастных этапах, в различных видах деятельности как можно быстрее достигало существующего уровня развития деятельности и на этой основе раздвигало границы самореализации. Таким образом, отсутствие преемственности между этапами социализации приводит к снижению уровня и качества самореализации личности на каждом возрастном этапе» [8].

Также не стоит забывать о построении субъект-субъектных отношений между преподавателем и обучающимся для эффективного процесса развития субъектности последних. Как утверждают К. А. Абульханова и А. В. Брушлинский, субъект-субъектные отношения предусматривают, что поддерживая свою активность, личность согласует ее с активностью другого, при этом рассматривая другого не только как объекта своего воздействия, но и как субъекта [7].

Таким образом, для построения эффективных субъект-субъектных взаимоотношений с обучающимися преподавателю необходимо стать для них личностно-значимым другим, что, по мнению В. И. Панова, означает:

«1. «Быть субъектом» — являться таковым в действительности... в своем «в себе и для себя».

2. «Считаться субъектом» — являться таковым с точки зрения отражающего, находиться в соответствии с его индивидуальными критериями.

3. «Выступать как субъект» — быть таковым для взаимодействующего означает, что нечто в окружающем мире (преподаватель) действует в данной ситуации взаимодействия с конкретным человеком как субъект, т. е. выступает по отношению к нему как активное деятельностное и действенное начало.

4. «Открыться как субъект». Рассматривая этот аспект проблемы, мы отвечаем на вопрос о том, осознаются ли индивидом (обучающимся) те субъектные функции, которые осуществляются по отношению к нему другим, внешним объектом (преподаватель)» [8].

В. И. Панов утверждает, что субъект-субъектный тип взаимоотношений является необходимым условием для создания развивающей образовательной среды, в которой взаимоотношения между педагогом и обучающимися строятся с использованием активных методов обучения. При субъект-субъектном типе взаимоотношений педагог и обучающиеся выступают как совместный субъект развития [8].

Таким образом, обобщение приведенных точек зрения исследователей, убеждает в том, что субъектность преподавателя представляет собой не только качественное состояние его личности, констатируя высший уровень профессионального развития, но и является основой для становления и развития субъектности обучающихся.

Литература:

  1. Волкова Е. Н. Психологические аспекты субъектности педагога / Е. Н. Волкова. — Н. Новгород: НГЦ, 1997. — 125 с.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; сост., авт. коммент. и послесл. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. — СПб. и др.: Питер Ком, 1999. — 712 с.
  3. Мухаметзянова Ф. Г. Становление образовательной и профессиональной субъектности студента / Ф. Г. Мухаметзянова // Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности: сб. науч. тр. — Казань, 2004. — С. 53–59.
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 479 с.
  5. Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности /В. А. Петровский // Вопросы психологии. — 1985. — № 4. — С. 17–30.
  6. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: человек и мир / C. Л. Рубинштейн — СПб.: Питер, 2003. — 512 с
  7. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: дис.... д-ра психол. наук / Е. Н. Волкова; Рос. акад. образования, Психол: ин-т им. Л. Г. Щукиной. -М., 1998. — 308 с.
  8. Ивлева Ф. Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды: дис.... канд. психол. наук / Ф. Г. Ивлева; Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Респ. Татарстан. — Казань, 2000. — 176 с.


Задать вопрос