В статье представлены результаты исследования применения современных информационных технологий в коммерческой деятельности фермерских хозяйств Украины. Выявлены преимущества, которые предоставляет мировая компьютерная сеть фермерам в продвижении сельскохозяйственной продукции.
Предложено оценивать эффективность веб-сайта фермерского господарства как эффективность инвестиционного проекта, применяя методы чистого дисконтного дохода и рассчитывая такие показатели, как индекс доходности и рентабельность проекта. Доказано, что рентабельность эксплуатации веб-сайта является достаточно высокой. Обоснована экономическая целесообразность развития фермерских интернет-услуг, в частности, создания веб-сайта фермерского хозяйства как инвестиционно привлекательного проекта.
Ключевые слова: фермерские хозяйства, маркетинг, коммерческая деятельность, экономическая эффективность, информационные технологии, веб-сайт.
Актуальность исследования. Фермерская предпринимательская деятельность является важной составляющей сферы аграрной экономики Украины. Фермерские хозяйства, основанные на предпринимательских принципах, содействуют не только развитию рыночных отношений в сельском хозяйстве, но и помогают в решении социальных проблем села, в частности обеспечению занятости населения, повышению их доходов, возрождению сельских территорий и тому подобное. Вопросы развития данного направления аграрного производства нашли свое отображение в работах И. В. Беззуба [1], В. П. Горевого [2], А. Г. Задорожникова [3], А. С. Мохненко [4]. В то же время эта проблема остается актуальной и требует дальнейших исследований. Одним из факторов, который сдерживает дальнейшее развитие фермерского движения в нашей стране, является недостаточное информационное обеспечение и применение современных компьютерных технологий фермерськими хозяйствами как важного элемента инфраструктуры аграрного бизнеса. Поэтому цель данной статьи заключается в обосновании целесообразности применения Интернет-технологий в коммерческой деятельности фермеров.
Изложение основного материала. В настоящее время мировая сеть Интернет выступает в роли мощного альтернативного маркетингового инструмента для многих компаний. Вот лишь несколько преимуществ применения Интернета в коммерческой деятельности: помогает быстрее и эффективнее использовать информацию для продвижения и продажи продукции, позволяет непосредственно и при меньших расходах взаимодействовать с клиентами в цепи снабжения, способствует возникновению новых и модернизации существующих услуг, развитию электронного бизнеса, а также улучшению образования и учебы и тому подобное. Названные преимущества — это лишь часть тех возможностей, которые открываются перед бизнесовыми структурами, которые используют Интернет. Это касается и аграрного бизнеса. Проникновение Интернет-технологий в сельское хозяйство должно помочь сельскохозяйственному сектору достичь соответствия мировым требованиям качества, урегулирования рынка сельскохозяйственной продукции и повышения эффективности аграрного производства. Это может изменить к лучшему аграрные рынки и отношения между отдельными элементами цепи снабжения и рыночной инфраструктуры, а также довести до высшего уровня насыщенности рынка продукцией аграрного сектора и удовлетворения потребностей потребителей.
Интернет предоставляет постоянный доступ к рынкам, расширяет права и возможности фермеров вести переговоры по более выгодным ценам, налаживать отношения в цепи создания стоимости. Кроме того, Интернет позволяет предпринимателям тратить меньше времени на маркетинг и продвижение своей продукции, намного более легко расширять клиентскую базу и подддерживать контакт с ней. Все это способствовало широкому внедрению компьютерных технологий в деятельность фермерских хозяйств развитых стран мира. Уже в 2000 г. почти четверть всех ферм США использовали Интернет в предпринимательской деятельности. Этот показатель является аналогичным для многих других развитых стран мира. Использование Интернета может осуществляться в нескольких направлениях, например создание собственного веб-сайта фермерского хозяйства. Использование интернет-маркетинга дает возможность владельцам веб-сайтов повысить уровень узнаваемости их фермерских хозяйств. Альтернативой для владельцев хозяйств, которые не могут участвовать в онлайновых продажах с помощью собственных веб-сайтов, является возможность занести информацию о ферме в интернет-каталог производителей. Отмеченные каталоги распределены на разные категории категории: платные и бесплатные; за целевыми группами; по размеру хозяйства и тому подобное. Такой опыт является полезным и актуальным для отечественных фермеров, поскольку демонстрирует возможности повышения их конкурентоспособности за счет применения компьютерных технологий.
Актуальной остается необходимость донести до украинских фермеров возможные преимущества применения компьютерных технологий (в частности Интернета) в их деятельности. В первую очередь, это проведение маркетинговых исследований с помощью Интернета. В рыночных условиях эффективный план маркетинга начинается с надежных маркетинговых исследований. Именно Интернет является экономически выгодным и универсальным способом получить любую информацию для разработки продукта, проведения конкурентного анализа, ценообразования, и для создания новых идей. Во-вторых, повышение эффективности продвижения выработанной продукции. Интернет-поисковые системы генерируют значительное количество ссылок и информационных ресурсов, что позволяет фермеру повысить шансы найти новых клиентов на свою продукцию и поддерживать связи с уже существующими клиентами. Кроме того, применение компьютерных технологий способствует снижению операционных расходов и, соответственно, обеспечивает высшие доходы.
Важным направлением использования Інтрернет ресурсов является создание своего собственного веб-сайта, который может служить одновременно рекламой продукции фермерского хозяйства и исполнять роль интернет- магазина. Анализ украинского пространства Интернет-сети не дал возможности найти такие сайты отечественных фермеров. В то же время, мы нашли несколько сайтов, которые представляют собой посреднические платформы продажи фермерской продукции. Но это лишь новый тип посреднической деятельности. Мы считаем целесообразным фермерам самостоятельно развивать прямой маркетинг и создавать свои собственные веб-сайты.
Оценка эффективности функционирования веб-сайта фермерского хозяйства может осуществляться по качественным и количественным показателям. Оценивая экономическую эффективность функционирования фермерских интернет-услуг, будем рассматривать их как целое направление процесса электронной коммерции. Учитывая это, предлагаем эффективность веб-сайта фермерского хозяйства оценивать как эффективность инвестиционного проекта, применяя методы чистого дисконтного дохода и рассчитывая такие показатели как индекс доходности и рентабельность проекта. По результатам проведенного нами маркетингового исследования отечественных фермерских хозяйств и информации, полученной из открытых источников Интернет-сети относительно зарубежного опыта в этой сфере, выявлено следующее. Интернет-услуги приобретают популярность. Исследования, представленные на сайте Е — Соmmеrсе, говорят, что объем розничной электронной коммерции продуктами питания по прогнозам вырастет до 2020 года на 20 % и превысит продажи ОFFLINЕ. В среднем количество клиентов, которые посещают веб-сайт через Интернет растет на 1200 лиц ежемесячно, из них 5 % (то есть 60 клиентов) делают заказ. Средний чек покупателя представляет 650 грн. Таким образом, средний доход (объем закупок) фермерского хозяйства увеличивается в среднем на 39 тыс. грн. ежемесячно. На базе проведенных нами маркетинговых исследований вновь созданный веб-сайт фермерского хозяйства в первые четыре месяца после ввода в эксплуатацию используется лишь на 40 %. В таблице 1 представлены прогнозные изменения показателей.
Таблица 1
Прогнозные изменения показателей
Этап |
Сроки |
Увеличение объемов продажи, тис.грн |
Использование потенциала веб-сайта,% |
|
на месяц |
вместе |
|||
І |
Первые 4 месяца |
15,6 |
62,4 |
40 |
ІІ |
Следующие 8 месяцев |
39 |
312 |
100 |
[Источник: рассчитано автором]
Реализация данного проекта требует определенных капиталовложений, потому для расчета эффективности использования веб-сайта необходимо провести детальный анализ расходов на его реализацию. Для этого разделим все расходы на одноразовые, связанные с предпроектной подготовкой, и текущие затраты, которые обеспечивают работу данного проекта.
В таблице 2 представлены одноразовые инвестиции, необходимые для создания веб-сайта банка. Указанные в таблице показатели сформированы, исходя из средней стоимости всех необходимых программных средств, расходов на обслуживание, доставку и монтаж, включая консультативные услуги, а также расходы на регистрацию домена. В общей сумме одноразовые расходы сравняются 18 тыс. грн.
Таблица 2
Одноразовые расходы на реализацию проекта интернет- услуг
Показатели |
Сумма, тыс. грн |
Стоимость оборудования и программного обеспечения |
7,3 |
Доставка и монтаж оборудования |
1,0 |
Создание сайта |
9,2 |
Регистрация домена |
0,5 |
Всего |
18,0 |
[Источник: расчеты автора]
В таблице 3 представлены текущие расходы, разделенные на постоянные, которые не зависят от количества операций, и переменные, которые непосредственно зависят от объемов продаж, проведенных через Интернет.
Проектом предусматривается использования помещений, которые имеются в наличии у фермера, а потому реализация данного проекта никоим образом не влияет на размер арендной платы, которая и не включается в расчет.
Так как в соответствии с документацией срок эксплуатации приобретенного оборудования и программного обеспечения складывает 5 годы, то месячные амортизационные отчисления оборудования и программного обеспечения рассчитаем за формулой:
Ам = В/Т= 8300/(12*5) = 138,
где Ам — амортизационное отчисление, грн.
В — стоимость оборудования и программного обеспечения с учетом расходов на монтаж и доставку, грн.
Т — срок эксплуатации, мес.
Таблица 3
Текущие расходы на поддержку веб-сайта
Постоянные расходы, грн./мес |
|
Амортизация оборудования и ПО |
138 |
Абонентская плата за размещение сайта |
200 |
Электроэнергия |
30 |
Ремонт и обслуживание оборудования |
300 |
Вместе постоянных расходов |
668 |
Переменные расходы,% от объемов покупок (заказов) |
|
Себестоимость элемента услуги (заказ) |
30 |
Вместе переменных расходов |
30 |
[Источник: расчеты автора по данным экономиста фермерского господарства]
Для оценки эффективности проекта рассчитаем коэффициент дисконтирования за формулой [5]:
d = d1 +d2 +d3, где
d1 — среднегодовой депозитный процент в банках,
d2 — коэффициент риска
d3 — среднегодовой уровень инфляции.
В нашем случае среднегодовой депозитный процент представляет 9 %. В соответствии с морфологической таблицей [6] коэффициент риска равняется 12 %. Уровень инфляции в 2017 году оценивается на уровне 15 процентов. Поэтому d= 36 %.
Все необходимые показатели для определения эффективности инновационного проекта внесем в таблицу 4, где отобразим все необходимые инвестиционные затраты и объемы операций.
Таблица 4
Инвестиционные затраты иобъемы операций
Показатели |
Единица измерения |
Значение |
Одноразовые расходы |
тыс. грн |
18,0 |
Постоянные расходы |
тыс. грн |
0,7 |
в т. ч. амортизация |
тыс. грн |
0,14 |
Объемы операций за |
||
I этап |
тис.грн |
62,4 |
ІІ этап |
тис.грн |
312,0 |
Всего |
тис.грн |
393,4 |
Месячный объем операций |
||
I этап |
тис.грн |
15,6 |
ІІ этап |
тис.грн |
39 |
Переменные расходы |
% от объемов продаж |
30 |
[Источник: сформировано автором]
В табл. 5 представлены общие текущие расходы в разрезе разных периодов, которые необходимы для определения чистого дисконтного дохода.
Таблица 5
Расчет текущих расходов по периодам, тыс. грн
Этап |
0 |
І |
ІІ |
||||||||||
Период |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Объем операций |
0 |
15,6 |
31,2 |
46,8 |
62,4 |
101,4 |
140,4 |
179,4 |
218,4 |
257,4 |
296,4 |
335,4 |
374,4 |
Затраты переменны |
0 |
4,7 |
9,6 |
14,0 |
18,7 |
30,4 |
42,2 |
53,8 |
65,5 |
77,2 |
88,9 |
100,6 |
112,3 |
Затраты постоянные |
0 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Затраты полные |
0 |
5,4 |
10,3 |
14,7 |
19,4 |
31,1 |
42,9 |
54,5 |
66,4 |
77,9 |
89,6 |
101,3 |
113 |
[Источник: рассчитано автором]
Расчет общих расходов на создание и обслуживание веб-сайта как сумму соответствующих расходов представлен в табл. 6.
Таблица 6
Расходы на создание иэксплуатацию веб-сайта, тыс.грн
Этап |
0 |
І |
ІІ |
||||||||||
Период |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Одноразовые Расходы |
18,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Текущие расходы |
0 |
5,4 |
10,3 |
14,7 |
19,4 |
31,1 |
42,9 |
54,5 |
66,4 |
77,9 |
89,6 |
101,3 |
113 |
Вместе |
18,0 |
5,4 |
10,3 |
14,7 |
19,4 |
31,1 |
42,9 |
54,5 |
66,4 |
77,9 |
89,6 |
101,3 |
113 |
[Источник: рассчитано автором]
Таблица 7 демонстрирует денежные доходы от инвестиционного проекта, которые состоят из доходов от операций и амортизационных отчислений.
Таблица 7
Доходы от создания иэксплуатации веб-сайта банка по периодамв первом году, тис.грн
Этап |
0 |
І |
ІІ |
||||||||||
Период |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Объем операций |
0 |
15,6 |
31,2 |
46,8 |
62,4 |
101,4 |
140,4 |
179,4 |
218,4 |
257,4 |
296,4 |
335,4 |
374,4 |
Амортизация |
0 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
0,14 |
Вместе |
0 |
15,7 |
31,3 |
46,9 |
62,5 |
101,5 |
140,5 |
179,5 |
218,5 |
257,5 |
296,5 |
335,5 |
374,5 |
[Источник: рассчитано автором]
В таблице 8 представлены расчеты потоков денежных средств.
Таблица 8
Потоки денежных средств, тыс. грн
Этап |
0 |
І |
ІІ |
||||||||||
Период |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Приток |
0 |
15,7 |
31,3 |
46,9 |
62,5 |
101,5 |
140,5 |
179,5 |
218,5 |
257,5 |
296,5 |
335,5 |
374,5 |
Отток |
18,0 |
5,4 |
10,3 |
14,7 |
19,4 |
31,1 |
42,9 |
54,5 |
66,4 |
77,9 |
89,6 |
101,3 |
113 |
Итого |
-18,0 |
10,3 |
21 |
32,2 |
43,1 |
70,4 |
97,6 |
125 |
152,1 |
179,6 |
206,9 |
234,2 |
261,5 |
Источник: рассчитано автором
Учитывая, что денежные потоки возникают в разные периоды времени реализации проекта, их необходимо привести к единому периоду времени, то есть сделать дисконтирование денежных потоков. Данный расчет проведем с использованием коэффициента дисконтирования d=36 %. Это позволит рассчитать дисконтный доход по периодам и общий чистый доход данного проекта. В нашем случае чистый дисконтный доход равняется 1120 тыс. грн. в первый год эксплуатации веб-сайта банка. Дальше рассчитаем такой показатель эффективности как индекс доходности за следующей формулой:
ИД = , где
Di — доходы і-го периода реализации проекта
Ri — расходы і-го периода реализации проекта
d — коэффициент дисконтирования
n — количество периодов реализации проекта.
В нашем случае он равняется ИД = 1120/18= 62,2
Индекс доходности показывает величину текущей стоимости доходов в расчете на каждую гривню чистых инвестиций. Чем выше этот показатель, тем эффективнее является проект.
Дальше рассчитаем уровень рентабельности за первый год эксплуатации веб-сайта. Для этого найдем общие расходы за весь период и применим коэффициент дисконтирования. Получим 523,4 тыс. грн. Рентабельность в первый год будет представлять 1120/523,4*100 % = 213 %. Критерием экономической эффективности инновационного проекта является положительное значение рентабельности.
Следовательно, выполненные нами расчеты дали возможность установить, что развитие интернет-услуг для фермерского хозяйства, в частности создание веб-сайта (электронного магазина), является экономически эффективным, имеет высокую инвестиционную привлекательность, поскольку такие показатели экономической эффективности как чистый дисконтный доход, индекс доходности и рентабельность находят на достаточно высоком уровне. Поэтому развитие и широкое применение в маркетинговой деятельности фермерских хозяйств современных информационных технологий считаем экономически обоснованным
Выводы. Повышение эффективности деятельности фермерских хозяйств по сбыту сельськохозяйственной продукции возможно благодаря широкому внедрению современных информационных технологий в их маркетинговую деятельность. Это касается всех составляющих комплекс- маркетинга, начиная с развития электронных услуг и заканчивая внедрением современных технологий в продвижение выращенной продукции. В то же время большинство украинских фермеров еще не оценили преимущества, которые предлагает всемирная сеть, и продолжают рассматривать веб-сайт как что-то дополнительное и необязательное для работы, а потому оставляют разработку веб-сайта и внедрение он-лайн услуг через них без надлежащего внимания. Вместе с тем выполненные нами расчеты дали возможность установить, что развитие интернет-услуг, в частности создание веб-сайта фермерского хозяйства, является экономически эффективным и инвестиционо привлекательным.
Литература:
- Беззуб І. Перспективи розвитку сімейних фермерських господарств в Україні. Електронний ресурс. Режим доступу: httр://nbuviар.gоv.uа/indех.рhр?орtiоn=соm_соntеnt&viеw=аrtiсlе&id=419:аgrорrоmislоvij-sеktоr-2&саtid=71&Itеmid=382
- Горьовий В. П. Менеджмент фермерських господарств [текст]: навч. посіб. / За ред. В. П. Горьового — К.: «Центр учбової літератури», 2014. — 366 с.
- Застрожніков А. Г. Розвиток фермерського землеволодіння і землекористування / А. Г. Застрожніков // Агросвіт. — 2007. — № 15. — С. 27–31.
- Мохненко А. С. Розвиток фермерських господарств в системі факторів конкурентного середовища: теорія, методологія, практика. Дис. на здоб. д.е.н. Херсон, 2011, с.438
- Синадський В. Ставки дисконтування та їх обрахунок // Україна фінансова. 2011. Електронний ресурс. Режим доступу: httр://www.ufin.соm.uа/аnаlit_mаt/sdu/085.htm
- Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7 / Гунин В. Н., Баранчеев В. П., Устинов В. А., Ляпина С. Ю. Москва: ИНФРА-М, 1999. 328 с.