Исторический аспект изменения наказания за преступления в сфере транспорта и их сравнительно-правовая характеристика с зарубежными странами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 21.07.2019

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Сосновская, С. С. Исторический аспект изменения наказания за преступления в сфере транспорта и их сравнительно-правовая характеристика с зарубежными странами / С. С. Сосновская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61730/ (дата обращения: 23.12.2024).



Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, преступление, смертная казнь, транспортное средство, лишение свободы, водитель.

В связи с последними изменениями, вступившими в силу 28 июня 2019 года в Уголовный Кодекс Российской Федерации возникает вопрос смогут ли такие меры предотвратить пьяные дорожно-транспортные происшествия с одной или несколькими смертями людей?

Были внесены изменения в уголовное законодательство, которое предусматривает значительное ужесточение наказания за совершение дорожно-транспортного происшествия в нетрезвом виде: «повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, теперь наказание предусмотрено в виде лишении свободы на срок от восьми до пятнадцати лет, ранее мера предусматривала лишение свободы от четырёх до девяти лет лишения свободы» [1].

Не прилагая особых усилий можно заметить, что минимальный порог наказания был ужесточен в два раза, и его низший предел равен минимальному наказанию за изнасилование несовершеннолетней или за неквалифицированное убийство одного лица.

Ни один год работы в Государственной Думе Российской Федерации не обходится без обсуждений поведения пьяных водителей за рулем, можно отследить все изменения, которые были внесены в Уголовный Кодекс Российской Федерации, но давайте обратимся к официальной статистике Министерства Внутренних Дел Российской Федерации и посмотрим, как с изменением санкций за транспортные преступления менялось само количество таких преступлений.

Официальная статистика утверждает, что «количество транспортных преступлений за 2018 год составляет 73106 преступлений, что по их же данным меньше 2017 года на 9,9 %» [2]. Каждый год состояние преступности по всем статистикам уменьшается, но давайте посмотрим более ранние периоды. Если взять, например, статистику за 2003 год, то там количество тех же преступлений составляет 53609 [3].

Многие могут возразить ведь тогда было меньше автомобилей, и они не были так технически совершенны, но ответ на эти доводы будет таков- убийств ведь тоже меньше не стало, а орудий и средств подавно.

Хотя, сравнивая наказание за те же преступления с 2003 годом, обратим внимание, что санкции за совершение дорожно-транспортного происшествия, повлёкшее по неосторожности смерть двух или более лиц, минимальный срок лишения свободы аналогично был четыре года лишения свободы, хотя преступлений было на 20000 меньше.

Можно сделать предварительный вывод, что изменение санкции никак не повлияет на любителей ездить пьяными за рулем. А вот законодательная инициатива, которая уже была предметом обсуждения в Государственной Думе Российской Федерации — введение конфискации автомобиля за езду в нетрезвом виде, что как, мне кажется, будет более эффективной мерой сокращения данных преступлений, ведь менталитет нашего среднестатистического гражданина таков, что он скорее распрощается со своей свободой или посадкой пьяным за руль, нежели расстанется с со своим автомобилем, на который работал несколько лет, а то и не один десяток лет.

Если обратимся к криминологической оценки данных преступлений, то можем увидеть, что чаще всего такие преступления, как ни странно, совершаются водителями мужского пола и лицами, которые имеют стаж вождения не менее 10 лет, ведь начинающие водители, как правило, более аккуратны в езде в силу своей неопытности.

Основная, а точнее главная, в нашей стране причина дорожно- транспортных происшествий со смертельным исходом, это алкогольное опьянение водителя, поэтому ей и уделяется наибольшее внимание, да и санкция за совершение дорожно-транспортного происшествия в данном состоянии самая высокая.

Но действительно ли санкции могут повлиять на изменение данной преступности? По моему мнению нет. На совершение данного преступление влияют все демографические и социальные качества самого правонарушителя и условия окружающей среды, в которой растет и развивается человек нашего государства.

Доказательством являются те статистические данные социально-демографического описания людей, совершивших данные преступления, приведенные Мешалкиным С.Н в своей работе «Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты». В этой работе однозначно прослеживается что «люди зрелого возраста, имеющие высшее образование, меньше всего совершают данные преступления» [4].

В итоге, можно сделать вывод в том, чтобы устранять данные преступление, необходимо ни одно десятилетие лет, начиная с социального устройства нашего государства, правовой культуры, профилактики в виде разговоров со школьной скамьи об опасности данных преступлений.

Что касается алкоголя, то эта большая социальная проблема для нашей страны, если сравнить все преступления, то большая часть совершается в алкогольном состоянии.

Если посмотреть на зарубежный опыт противоборства пьяным водителям, то там эффективны методы, такие как, пожизненное лишение водительских прав, конфискация автомобиля и смертная казнь.

Самыми интересными мне показались нормы законодательства о пьяных водителях Таиланда, Китая, Японии и ОАЭ.

«В Таиланде предусмотрена смертная казнь, если в дорожно-транспортном происшествии по вине пьяного водителя погибли люди» [5].

Интересна и ситуация в Китае, там аналогично со смертной казнью, но даже, «если водитель пойман пьяным, без нарушения правил дорожного движения, то это влечет строгую уголовную ответственность, в виде лишения свободы на срок от одного до шести месяцев с лишением права управления транспортным средством на целых три года» [6].

В Японии предусмотрен целый комплекс мер, посвященный борьбе с пьяными водителями. В этой стране, «если водитель покидает место дорожно-транспортного происшествия, лишение прав ему грозит сразу на десять лет, особенностью является то, что штраф платит каждый перевозимый пассажир, который был осведомлен об алкогольном состоянии водителя» [7]. Кажется, это очень эффективно, во-первых, количество жертв может уменьшиться, ибо пассажиру придется заплатить немалый штраф, а во-вторых действует коллективная ответственность за незаконное и аморальное поведение водителя, употребившего алкоголь и ведущего автомобиль.

Также там распространено сообщение правоохранительным органам об алкогольном состоянии водителя, либо до сообщения органам, предусмотрены добровольные попытки отговорить данного водителя от управления транспортным средством, аналогично запрещено барменам продавать алкоголь посетителю, если он осведомлен что, тот управляет транспортным средством, но, если водитель виновен в ДТП со смертельным исходом он лишается прав пожизненно.

Ну а что касается ОАЭ, там в принципе все строго с алкоголем, поэтому там само употребление алкоголя является преступлением (для местных жителей).

Все вышесказанное говорит о том, что необходимо перенимать опыт соседних стран и сравнивать все это с эффективностью мер, принимаемых в нашей стране, соотнося с правовой культурой нашего населения, менталитетом наших граждан и историей российского законодательства.

С трудом можно представить, что у нас близкие правонарушителя будут сообщать об алкогольном опьянении водителя, а вот конфискация и пожизненное лишение прав может оказать эффективное влияние на правонарушителя. Наряду с изменением законодательства социальная обстановка в стране и демографические условия также играют одну из важнейших ролей в решении данной проблемы, хотя внесение изменений в законопроекты имеет определенный удельный вес.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 19.07.2019).
  2. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2018 года // МВД РФ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 19.07.2019).
  3. Состояние преступности — январь–декабрь 2003 года // МВД РФ. URL: https://мвд.рф/reports/item/209710/ (дата обращения: 19.07.2019).
  4. Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта // Юрспи. URL: http://yurpsy.com/files/xrest/10/016.htm (дата обращения: 19.07.2019).
  5. Уголовный кодекс Тайланда // Окправо. URL: http://okpravo.ru/zarubezhnoe-pravo/ugolovnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/уголовный-кодекс-тайланда.html (дата обращения: 19.07.2019).
  6. Уголовный кодекс КНР // Азиябизнес. URL: https://asia-business.ru/law/law1/criminalcode/ (дата обращения: 19.07.2019).
  7. Уголовный кодекс Японии // Конституции. URL: https://constitutions.ru/?p=407 (дата обращения: 19.07.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): дорожно-транспортное происшествие, преступление, Российская Федерация, лишение свободы, смертная казнь, транспортное средство, водитель, Государственная Дума, дорожное движение, Уголовный Кодекс.


Похожие статьи

Общая характеристика административных наказаний в области дорожного движения Социалистической Республики Вьетнам: понятие и виды

В статье рассматривается административное наказание в области дорожного движения, которая является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения в области дорожного движения по законодательству Социал...

Административная ответственность в области дорожного движения: проблемы, тренды, перспективы

В статье рассматриваются актуальные вопросы административной ответственности в области дорожного движения.

Краткий анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий

В статье автор исследует некоторые причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

К вопросу о развитии уголовной ответственности за изнасилование в контексте истории российского государства

В настоящей статье автор имел своей целью рассмотреть сущность изнасилования: как менялось преступление с момента возникновения российского государства и как наказывали за изнасилование в разные времена.

Пути повышения мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения

В данной статье рассматриваются уже действующие меры административной ответственности за нарушения правил дорожного движения. В аспекте увеличения количества дорожно-транспортных происшествий за последние годы в России, предлагаются пути повышения ме...

Понятие и признаки транспортного преступления

Данная статья посвящена рассмотрению понятия транспортного преступления и его признаков в российском законодательстве и юридической научной литературе.

Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

В статье исследуются проблемы нормативного регулирования и практической реализации административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения. На основании критического анализа нормативных предписаний формулируются нап...

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В рамках данной статьи рассматриваются общие аспекты установления уголовно-правовой ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Изучаются соответствующие статистические показатели.

Проблемные вопросы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В статье автор исследует проблемные вопросы ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

К вопросу об уголовном наказании женщин

В статье автор рассматривает проблемы профилактики женской преступности в Российской Федерации, решение которых возможно путем внесения изменений в отдельные источники права.

Похожие статьи

Общая характеристика административных наказаний в области дорожного движения Социалистической Республики Вьетнам: понятие и виды

В статье рассматривается административное наказание в области дорожного движения, которая является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения в области дорожного движения по законодательству Социал...

Административная ответственность в области дорожного движения: проблемы, тренды, перспективы

В статье рассматриваются актуальные вопросы административной ответственности в области дорожного движения.

Краткий анализ причин возникновения дорожно-транспортных происшествий

В статье автор исследует некоторые причины возникновения дорожно-транспортных происшествий.

К вопросу о развитии уголовной ответственности за изнасилование в контексте истории российского государства

В настоящей статье автор имел своей целью рассмотреть сущность изнасилования: как менялось преступление с момента возникновения российского государства и как наказывали за изнасилование в разные времена.

Пути повышения мер административной ответственности в целях обеспечения безопасности дорожного движения

В данной статье рассматриваются уже действующие меры административной ответственности за нарушения правил дорожного движения. В аспекте увеличения количества дорожно-транспортных происшествий за последние годы в России, предлагаются пути повышения ме...

Понятие и признаки транспортного преступления

Данная статья посвящена рассмотрению понятия транспортного преступления и его признаков в российском законодательстве и юридической научной литературе.

Проблемы административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения

В статье исследуются проблемы нормативного регулирования и практической реализации административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения. На основании критического анализа нормативных предписаний формулируются нап...

Уголовно-правовая характеристика нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В рамках данной статьи рассматриваются общие аспекты установления уголовно-правовой ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Изучаются соответствующие статистические показатели.

Проблемные вопросы квалификации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

В статье автор исследует проблемные вопросы ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

К вопросу об уголовном наказании женщин

В статье автор рассматривает проблемы профилактики женской преступности в Российской Федерации, решение которых возможно путем внесения изменений в отдельные источники права.

Задать вопрос