Вопреки сложившемуся мнению, суфражизм не являлся основополагающей задачей феминизма. Требование избирательного права для женщин было лишь одной из широкого спектра обсуждающихся и переносимых в печать идей.
На рубеже XVIII — XIX вв. сторонники раннего феминизма рассматривали брак как основное орудие угнетения женщины. В суровой действительности викторианства немногие женщины объявляли брачный союз угрозой социально-экономического неравенства полов. Дж. Милль в его работе «О подчинении женщин» писал, что «принцип, на котором зиждутся отношения двух полов друг к другу, т. е. подчинение женщины мужчине не только сам по себе ложен, но еще служит сильнейшим тормозом человеческому прогрессу. Представляя собой социальное зло, принцип этот должен быть заменен принципом полнейшего равенства, не допускающего прав и преимуществ с одной стороны и бесправия — с другой» [8, с. 234–235]. Он отмечал, что «женщина состоит в крепостной зависимости от мужа; она также легально подчинена ему как раба или невольница» [8, с. 241], но убеждал в способности женщин занимать должности и быть избирателями. Примечательна его мысль: «Что же касается способности женщин не только быть избирателями, но и самим занимать должности, связанные с большой ответственностью, то я уже заметил, что подобное препирательство с практической точки зрения совершенно лишнее. Если женщина успевает в какой-нибудь профессии, то этим самым она доказывает, что к ней способна» [8, с. 246]. И отмечал, что «предоставив женщине широкую свободу выбора деятельности по ее вкусу и способностям, открыв ей доступ ко всем профессиям на одинаковых правах с мужчиною, общество приобретет целую массу способных деятелей; там, где теперь имеется один даровитый человек для исправления известной должности — будет их два. … расширение сферы деятельности женщины, приобщение ее к благам высшей культуры путем реформы ее образования, сблизит два пола, дав возможность одному пользоваться успехами, достигнутыми другим» [8, с. 251].
К началу XX века появилась группа «передовых» женщин, которые отвергали брак и открыто проповедовали свободную любовь. К таковым относилась Айседора Дункан. В автобиографии она писала, что еще с юности решила «бороться против брака, за эмансипацию женщин, за право каждой женщины рожать столько детей, сколько ей заблагорассудится… …Если здравомыслящая женщина, ознакомившись с брачным контрактом, вступает затем в брак, она заслуживает всего того, что ее ждет» [5, с. 12].
Еще одной центральной проблемой феминизма «первой волны» была экономическая зависимость женщины. Отмечали, что зарплата работающей женщины часто была недостаточна для поддержания жизни, но тысячи женщин были заняты тяжелой работой по дому. Последовательные сторонницы феминизма отстаивали право женщины на финансовую независимость как предпосылку социальной независимости, самореализации и консолидации женщин. И еще одной немаловажной обсуждаемой темой была женская «индивидуальность» [6, с. 36]. Мужское общество подавляло женскую индивидуальность, сдерживало развитие ума и таланта, вынуждало усваивать тот эталон внешности и характера, который соответствовал мужскому представлению о поведении и внешнем виде женщины [7, с. 47].
Первые феминистки ставили вопрос: какой смогла бы стать женщина, будь она свободна в своем развитии, не подвержена давлению, дабы соответствовать установленному мужчинам эталону? Составлялся воображаемый облик «истинной женщины». Но в словах английской суфражистки Айды Уайли воплощен другой образ: «К своему удивлению, я обнаружила, что женщины… в решительную минуту способны провести типичного английского полисмена. Не имея практики, но мгновенно сориентировавшись, они принялись запускать в физиономии представителей власти гнилыми помидорами, с необычайной ловкостью заставляя агентов Скотлэнд-Ярда глупейшим образом бегать кругами… День, когда в театре, где происходило одно из наших воинственных собраний, я прямым ударом в челюсть послала в оркестровую яму дюжего сыщика, я считаю днем моей зрелости… Нас всех переполняла неведомая до того любовь к жизни» [13, с. 16].
Зарождение английского феминизма как общественного явления началось в конце XVIII века и начальной точкой вступления женщин в борьбу за эмансипацию можно считать издание эссе английской писательницы Мэри Уоллстонкрафт «В защиту прав женщин» в 1792 году в Лондоне, ставшей основополагающей в серии феминистических публикаций конца XVIII века. Уолстонкрафт описала состояние невежества и рабской покорности, на которое в силу социальных предрассудков и системы воспитания были обречены женщины. В работе, помимо описания личности «обычной женщины» как «ласковой комнатной собачонки» [13, с. 26], содержалось заявление о праве женщины на предоставление ей равенства в праве на образование, выражался призыв сделать женщину «другом, а не покорной содержанкой собственного мужа» [13, с. 27]. Эссе вызвало широкий резонанс у читателей и в основном была воспринята как посягательство на заповедь Библии о священности домашнего очага [4, с. 49].
1832 год — это начало суфражистской агитации в Великобритании. В августе 1832 году был принят Закон о реформе избирательного права, который дал право голоса небольшому количеству мужчин. Это побудило зажиточную незамужнюю старую леди Мэри Смит Станмор послать петицию в Парламент в 1832 году с вопросом, может ли женщина иметь право голоса. Член парламента Генри Хант («оратор Хант») направил спикеру Палаты общин «Петицию с просьбой предоставить право голоса всем незамужним женщинам, обладающим необходимым имущественным цензом». Станмор логично обосновала просьбу, что аргументом против предоставления женщине избирательного права являлся то, что ее голос представлен в голосе ее мужа, так как он, а не она, считается формальным владельцем собственности. А как быть, если женщина владеет собственностью, но не имеет мужа, не разъяснялось [12]. Станмор заявила, что платит налоги и не понимает, почему не должна принимать участие в избрании представителя: «Женщины подлежат всем наказаниям закона — не исключая смерти — и должны иметь голос в их создании» [2, p.59]. Депутат сэр Эдвард Тренч ответил в Палате общин: «Было бы довольно неудобно, если бы присяжные половина мужчин и половина женщин были заперты вместе на ночь. Как сейчас часто случается с присяжными. Это может привести к довольно странным затруднениям» [2, p.60]. Хант парировал: «Хорошо знал, что уважаемый член палаты часто был в компании дам в течение целых ночей, но он не знал, что из-за этих обстоятельств возникло какое-либо затруднение» [2, p.60]. Петиция, хотя и была обоснована, в Палате общин была отклонена [12].
В 1851 году английский философ-позитивист Джон Стюарт Милль в газете «Вестминстер ревью» сообщил о дискуссиях по проблеме, которая освещалась на Вустерской конференции в США в 1850 году. А Шеффилдская женская ассоциация подала в Палату лордов первую петицию о предоставлении женщинам права голоса. В парламенте ажиотаж по этому вопросу не угасал до 1873 года, в особенности после публикации в 1869 году эссе Джона Стюарта Милля «О подчинении женщин». Он изложил свои представления о социальных и политических вопросах и его интересовал вопрос, чем регулируется существующие отношения между двумя полами. Милль считал, что юридическое подчинение одного пола другому является неправильным и главной помехой гармоничного развития общества. Это явление должно быть заменено принципом гендерного равенства. Не следует допускать доминирование одной стороны за счет другой [8, с. 253]. В 1865 году Милль выставил свою кандидатуру в депутаты Парламента от Либеральной партии; одним из пунктов его предвыборной кампании было предоставление женщинам права голоса. В июне 1866 года Милль, которого прозвали «дамский депутат», представил Палате общин петицию, составленную лидерами суфражисток, и предложил внести во Второй закон о реформе поправку и заменить слово «мужчина» словом «лицо». Предложение было отменено (его поддержали 74 депутата), но полемика о политическом равноправии британок не была объектом для насмешек и превратилась в серьёзный конституционный вопрос.
Когда его поправка была отвергнута, агитация за женские избирательные права усилилась: на местном уровне женщины, платившие налоги, осуществляли в области социального обеспечения, образования и приходских дел те же функции, что и мужчины (составляли официальные документы, занимали ответственные посты, например, в Лондонском комитете по больницам). Но депутаты не желали давать женщинам избирательные права на национальном уровне. Когда избирательные права расширились и включили мужчин глав домохозяйств и арендаторов в графствах и городах, женщины сочли это оскорблением. В то же время британки продолжали получать права: избирательное право голосовать в муниципалитетах (1869 г., 1882 г. в Шотландии), право голосовать и право быть избранными членами школьных советов и попечительских советов [4, с. 50–51].
К концу XIX века начали формироваться женские союзы. Первой и самой масштабной такой организацией стал Национальный союз женских избирательных обществ (НСЖИО). Организация была основана в 1897 году путем слияния Национального центрального общества за избирательное право женщин и части Национального общества женского избирательного права, организации, которые первоначально разделились в 1888 году. Организации, объединенные под руководством Миллисент Фосетт, ставшей президентом союза, стремясь добиться избирательного права женщин мирными и правовыми средствами, парламентским путем. Для разъяснения и продвижения своих целей использовались мирные шествия, петиции, проведение собраний [3]. Они руководствовались работой одной из лидеров прежней организации Национального общества женского избирательного права Хелен Блекберн «Пособие для женщин, занятых в социальной и политической деятельности» [1], в которой содержались сведения о формах и методах борьбы. Но эти методы были малозаметны и не эффективны. В связи с этим к 1900 году движение суфражисток стало снижать активность. Вновь движение обрело силу в 1903 году, когда от НСЖИО откололась группа радикально настроенных активисток, и был образован Женский социально-политический союз (ЖСПС) [11, с. 393].
ЖСПС возглавила Эммелин Панкхерст, а активистки требовали уровнять их в правах с мужчинами; для борьбы использовали более радикальные методы, чем НСЖИО: погромы, голодовки, поджоги, вандализм [4, с. 16–17]. Яркой акцией стала «Хрустальная ночь» в Лондоне в марте 1913 года, когда английские суфражистки молотками разгромили витрины магазинов на нескольких улицах, разбили окна резиденции премьер-министра на Даунинг-стрит [9, с. 46]. Несмотря на радикальные выступления Э. Панкхерст и членов ЖСПС, их действия видимого результата не дали. Но протестные акции и вызвавшая широкий резонанс смерть яркой представительницы суфражистского движения Эмили Девидсон под копытами королевской лошади на скачках в Эпсоме в 1913 году, влияли на общественное мнение [14, с. 51]. ЖСПС активно использовала вандализм. Например, Э. Панкхерст вспоминала, что в 1913 году уничтожали письма в почтовых ящиках: когда их открывал почтовый служащий, таинственным образом возгорались, в других ящиках письма были уничтожены химикатами; во многих адреса были приведены в негодность черной жидкостью. Около 5000 писем было уничтожено, а доставка многих тысяч писем была задержана [10, с. 233–234]. 18 мая 1914 года Скотленд-Ярд направил руководству Национальной галереи Ирландии письмо с советом о бдительности в отношении суфражисток после случая, когда Мери Ричердсон порезала картину Диего Веласкеса «Венера перед зеркалом» в Национальной галерее в Лондоне [15]. После этого ряд женщин-заключенных объявили голодовку, и для пресечения смерти от голода полицейские кормили их силой, о чем указано в списке женщин, объявивших голодовку, который хранится в Национальном архиве Ирландии. Только за первые 7 месяцев 1914 года суфражистки подожгли 107 зданий [14, с. 54]. 1914 год можно назвать первым этапом борьбы британских женщин за равноправие. Он закончился поражением, так как началась Первая мировая война и на ее фоне страдания суфражисток казались ничтожными.
Все женские организации с началом Первой мировой войны приостановили свою деятельность, политическая борьба отошла на второе место. В это нелегкое для Великобритании время правительство, целиком состоявшее из мужчин, было вынуждено обратиться за помощью к женщинам, на что женщины отреагировали с большим энтузиазмом, им было позволено то, чего они добивались на протяжении долгих лет: работать наравне с мужчинами. На том и закончилась первая волна феминизма.
Литература:
- Blackburn H. A Handbook for Women Engaged in Social and Political Work. L., 1895. The Internet Archive. URL: https://archive.org/stream/ahandbookforwom01blacgoog/ahandbookforwom01blacgoog_djvu.txt
- Marlow J. Suffragettes: The Fight for Votes for Women. L., 2000. Р. 59.
- Вершинина Д. Б. Британский суфражизм и викторианские ценности // Диалог со временем. № 20. М.: Российское общество интеллектуальной истории, 2007. URL: http://www.academia.edu/7072038
- Гендерология и феминология: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2009. С. 49.
- Дункан А. Моя жизнь. Моя любовь. Моя жизнь. М.: Гелиос, 2007. С. 12.
- История женщин на Западе: в 5 т. Т. IV: Возникновение феминизма: от Великой французской революции до Мировой войны / под общ. ред. М. Перро, под ред. Ж. Фрассе; науч. ред. перевода Н. Л. Пушкарева. СПБ.: Алетейя, 2015. С. 36.
- Крыкова И. В. Феминистское движение «первой волны»: особенности идеологии и организации // Вестник ТГУ. 2009. Вып. 7 (75). С. 47.
- Милль Дж. О подчинении женщины / Гендерология и феминология: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. С. 234–235.
- Панкхерст Э. В защиту прав женщин. // Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992. С. 46.
- Панкхерст Э. Моя собственная история / Гендерология и феминология: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. С. 233–234.
- Панкхерст Э. Я призываю собравшихся к восстанию // Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992. С. 393.
- Поулсен Ч. Английские бунтари. М., 1987. URL: http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/eng/poulsen.htm
- Уолстонкрафт М. В защиту прав женщин // Феминизм: проза, мемуары, письма. М., 1992. С. 26.
- Хейстингс М. Первая мировая война. Катастрофа 1914. М., 2014. С. 51.
- The Present Duty of Irishwomen // Irish Archives Resource. Dublin, 2015. URL:http://www.iar.ie/Docs/The %20Present %20Duty %20of %20Irishwomen.pdf