Разработка и реализация программы занятий в кружке берестоплетения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 08.07.2019

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Рассохин, А. А. Разработка и реализация программы занятий в кружке берестоплетения / А. А. Рассохин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 281-285. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61429/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье представлена разработка программы занятий кружка по берестоплетению, которая апробирована на практике, имеет положительные результаты влияния на формирование личностных качеств учащихся.

Ключевые слова: разработка программы, занятия в кружке, берестоплетение, личностные качества учащихся.

Многими педагогами отмечается исключительная важность занятости учащегося в кружковой деятельности, отмечается заинтересованность ребенка в получении новых знаний, более широкий кругозор и разносторонность интересов.

Работа, проводимая во внеурочное время, обеспечивает непрерывность воспитательного процесса. По мнению Кулешовой И. В., Степанова П. В. и Григорьева Д. В. главными назначениями внeурочной деятельности являются: формирование и углубление у учащихся интереса к различным областям знания, а также видам деятельности; раскрытие и развитие их различных талантов и способностей.

Исходя из требований, отмеченных в ФГОС, в которых говорится о необходимости воспитания всесторонне развитой личности, с присущей ему российской идентичностью, справедливо заметить, что кружок по берестоплетению может в полной мере обеспечить выполняемость поставленных задач, а также может способствовать формированию приоритетных личностных качеств учащихся, таких как: эмпатия, креативность, стрессоустойчивость.

Актуальность данной программы заключается в том, что на занятиях кружка учащиеся приобщаются к народному искусству — берестоплетению, знакомятся с красотой и пользой данного ремесла. Приобщение к ремеслу способствует эстетическому развитию личности, вызывает уважение к мастерам-ремесленникам.

Процесс творческого труда по изготовлению полезных вещей, имеющих эстетическую привлекательность и самобытность, оказывает благоприятное воздействие на психику ребенка, вырабатывает терпение, усидчивость. Данная программа предусматривает курс введения учащихся в историю ремесла, что оказывает положительное влияние на патриотическое воспитание.

Цель программы кружка — развитие личностных качеств учащихся через изучение и практическое освоение приемов плетения из бересты.

Программ рассчитана на возрастную группу детей от 11 до 13 лет. Это возраст, когда следует с терпением и трепетом относиться к учащимся, — они находятся в процессе перехода от ребенка к взрослому, происходит переоценку ценностей, именно поэтому так важно в этот период, чтобы дети занимались в каком-то кружке, чтобы они могли выражать свои эмоции, делиться ими. Как нельзя кстати, в этот период будет актуален кружок берестоплетения.

Процесс выполнения изделий из приятной на ощупь бересты — природного экологически чистого материала способствует снятию стрессовых волнений. Ведущим мотивом поведения ребенка является поиск своего места в группе.

При приобщении учащегося к занятиям в кружке берестоплетения решается данная проблема, так как учащийся находится в общей группе со своими сверстниками, их объединяют общее увлечение, задачи, интерес. Работа с природным материалом позволяет учащимся отвлечься от многих проблем, задуматься о своем поведении, успокоиться и снизить уровень своей агрессивности.

Кружок по берестоплетению открывает множество возможностей, происходит содействие формированию и развитию у обучающегося способности целостного эстетического восприятия произведений традиционного ремесла, как составляющей культуры народа. В процесс реализации программы кружка обучающимся предоставляется возможность проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. Создаются условия для формирования и развития у обучающихся интереса и любви к выбранной деятельности. Занятия в кружке способствуют развитию сознательного и уважительного отношения к труду других людей, пониманию значимости своего труда.

Созданная на занятиях творческая атмосфера предоставляет обучающимся возможность для плодотворного общения друг с другом и с мастером. Кружок рассчитан на 14 занятий с возможностью дальнейшего расширения спектра задач, увеличения количества занятий. Длительность одного занятие равна 2 часам. В ходе реализации программы кружка решается ряд обучающих, воспитательных, развивающих задач.

Некоторые обучающие задачи программы кружка:

– научить создавать полезные и красивые изделия своими руками, применяя полученные знания;

– научить выполнять основные приемы берестоплетения;

– ознакомить с методом комбинированного плетения из бересты;

– на учить изготавливать изделия из бересты несложной формы.

Основные воспитательные задачи программы кружка:

– воспитать мотивацию к здоровому образу жизни;

– воспитать понимание необходимости бережного отношения к природе;

– формировать эстетический вкус и творческую самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, организованность, доброжелательность.

К развивающим задачам программы кружка можно отнести:

– способствовать развитию координации,

– развивать креативность, логическое, творческое мышление;

– способствовать развитию таких личностных качеств как: стрессоустойчивость, эмпатия;

В ходе реализации программы кружка были применены следующие методы:

– объяснительно-иллюстративный;

– репродуктивные методы;

– частично-поисковые;

– исследовательские методы обучения, основанные на овладении обучающимися методами познания, самостоятельно-творческой работы на занятиях по берестоплетению.

Дети после завершения кружка приобретут следующие знания:

– правила безопасности труда и личной гигиены;

– технологию изготовления берестяных изделий, а также приемы берестоплетения;

– характерные особенности изделий из бересты,

– свойства применяемых материалов; назначение инструментов и приспособлений, уход за ними.

А также ожидается изменение и формирование личностных качеств в лучшую сторону. Формой оценки качества полученных знаний, умений и навыков является творческий проект — выставка работ и выступление с презентацией своего изделия.

Далее в таблице 1 представлен тематический план занятий кружка берестоплетения, рассчитанный на 28 часов, из которых 8 часов отведено на теоретические занятия и 20 часов на практические занятия.

Таблица 1

Тематический план занятий вкружке берестоплетения

Занятие

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

Занятие № 1

Тематика занятия: вводное занятие.

– знакомство с коллективом;

– обозначение целей и задач программы; демонстрация выполненных изделий из бересты;

– история народного традиционного ремесла на Руси;

– формирование понимания необходимости бережного отношения к природе.

2

2

Занятие № 2.

Тематика занятия: общие сведения о работе с берестой, как с материалом для плетения.

– свойства бересты;

– способы ее заготовки;

– хранение;

– подготовка бересты к работе;

– организация рабочего места;

– необходимый инструмент;

– техника безопасности при работе с инструментом;

– правила поведения в группе на занятиях.

1

1

2

Занятие № 3

Тематика занятия: обучение плетению из бумаги. Целью является освоение навыков плетения. На занятии были выполнены следующие задачи:

– заготовка и подготовка бумажных; лент к работе;

– плетение изделий из бумаги с квадратным дном — солонка;

– формирование углов, оформление верха изделия;

– рассмотрение вариаций выполнения углов — зубчатый прямой.

0,5

1,5

2

Занятие № 4.

План.

Тематика: отработка и закрепление полученных на прошлом занятии умений и навыков.

Необходимо выполнить плетение изделия из бумаги с квадратным дном — корзинка.

0,5

1,5

2

Занятие № 5

План.

Тематика: обучение плетению изделий с прямоугольным дном. Продолжение работы с бумагой, нахождение и формирование углов прямоугольного дна. Расчет симметричного дна, построение стенок изделия.

2

2

Занятие № 6

Тематика: выбор и подготовка бересты к работе.

Данное занятие проводится с мастером по берестоплетению. Для детей проводится мастер-класс по тематике: расслаивание бересты до нужной толщины; покрытие листов растительным маслом; раскрой листов на ленты шириной 10–15 мм; подготовка лент к работе.

2

2

Занятие № 7

Тематика: обучение плетению из бересты.

Задачи:

– распознавание изнаночной и лицевой стороны бересты;

– плетение изделий с квадратным и прямоугольным дном (по выбору детей);

– закрепления навыков плетения и ощущения работы с берестой.

2

2

Занятие № 8–10

Тематика: обучение детей способу прямого плетения из бересты.

Особенностью данных занятий является увеличение времени для индивидуальной работы с каждым учащимся. Занятия приобрели более трудоёмкий характер.

Задачи:

– изучить способ прямого плетения;

– отработать данный навык;

– разработать план своего изделия;

– выполнить своё изделие;

– представить проект своего изделия.

2

5

7

Занятие № 11–14

Тематика: обучение детей способу диагонального (косого) плетения из бересты.

– изучить способ диагонального плетения;

– отработать полученные навыки и знания;

– разработать план своего изделия;

– выполнить своё изделие;

– представить проект своего изделия.

Последние занятие включило в себя выставку, экспонатами которой стали работы участников кружка.

2

5

7

Итого

8

20

28

Добрая, домашняя атмосфера, пропитывающая теплотой и заботой, является катализатором в процессе формирования положительных личностных качеств учащихся. В процессе реализации программы кружка по берестоплетению создаются условия для развития эмпатии, учащимся предоставляется возможность находить общие пути решения задач, общий язык. В процессе реализации программы развивается атмосфера, располагающая для общения, в процессе чего и развивается это качество личности, позволяющее понимать других людей. На занятиях по берестоплетению создаются условия для разработки и реализации своих идей, проектов, изделий.

Литература:

1. Белов, В. А. Очерки о народной эстетике [Текст]: пособие / В. А. Белов. — Вологда, Северо-западное издательство, Вологодское отделение, 1985. — 300 с.

2. Григорьев Д. В., Воспитание в современной школе [Текст]: учебник/ Д. В. Григорьев, — М.:Просвещение, 2006. — 231 с.

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. / А. Я. Данилюк. — М: Просвещение, 2014. — 24 с.

4. Курносова, С. А. Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы [Текст]. / С. А. Курносова /Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — № 4. — С. 58–62.

Основные термины (генерируются автоматически): занятие, личностное качество учащихся, изделие, берест, берестоплетение, плетение изделий, прямоугольное дно, работа, тематика занятия, бережное отношение.


Ключевые слова

разработка программы, занятия в кружке, берестоплетение, личностные качества учащихся

Похожие статьи

Реализация проектных задач в рамках урока литературного чтения в начальной школе

Статья посвящена проблеме реализации проектных задач в рамках урока литературного чтения. Рассматривается теоретическое и практическое значение проектной задачи как эффективного средства развития выразительности речи. Обозначены дальнейшие перспектив...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.

Развитие ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности

В статье представлен опыт работы по развитию ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности. Описан опыт организации кружка «Юный оратор» во 2 классе, проанализированы формы и методы работы.

Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

Цель: Проанализировать мнение учителей в отношении правового просвещения школьников в общеобразовательной школе. Задачи: Автором было проведено анкетирование на соответствующую тему среди учителей общеобразовательной школы Пермского района. Результат...

Организация проектной деятельности как средство развития исследовательских умений учащихся 7 класса на уроках биологии

В статье рассматривается развитие исследовательских умений учащихся через организацию проектной деятельности на уроках биологии в 7 классе и выявление условий их реализации через модель изучения темы «Рыбы»

Метод проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по данной теме, который будет актуален и может реализоваться...

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку

Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Особенности организации уроков русского языка в начальной школе, способствующих развитию творческих способностей младших школьников

Статья посвящается разбору особенностей организации уроков русского языка в начальной школе, которые способствовали бы развитию творческих способностей младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Похожие статьи

Реализация проектных задач в рамках урока литературного чтения в начальной школе

Статья посвящена проблеме реализации проектных задач в рамках урока литературного чтения. Рассматривается теоретическое и практическое значение проектной задачи как эффективного средства развития выразительности речи. Обозначены дальнейшие перспектив...

Формирование познавательной активности у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка

В статье представлено обследование уровня сформированности познавательной активности младших школьников на основе знания о речевом этикете.

Алгоритм разработки рабочей учебной программы по предмету

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой рабочей учебной программы по биологии.

Развитие ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности

В статье представлен опыт работы по развитию ораторского мастерства у младших школьников во внеурочной деятельности. Описан опыт организации кружка «Юный оратор» во 2 классе, проанализированы формы и методы работы.

Правовое просвещение школьников на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

Цель: Проанализировать мнение учителей в отношении правового просвещения школьников в общеобразовательной школе. Задачи: Автором было проведено анкетирование на соответствующую тему среди учителей общеобразовательной школы Пермского района. Результат...

Организация проектной деятельности как средство развития исследовательских умений учащихся 7 класса на уроках биологии

В статье рассматривается развитие исследовательских умений учащихся через организацию проектной деятельности на уроках биологии в 7 классе и выявление условий их реализации через модель изучения темы «Рыбы»

Метод проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значимость использования метода проектов как средство формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Автором разработан и представлен проект по данной теме, который будет актуален и может реализоваться...

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку

Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.

К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

Особенности организации уроков русского языка в начальной школе, способствующих развитию творческих способностей младших школьников

Статья посвящается разбору особенностей организации уроков русского языка в начальной школе, которые способствовали бы развитию творческих способностей младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Задать вопрос