В данной статье представлена разработка программы занятий кружка по берестоплетению, которая апробирована на практике, имеет положительные результаты влияния на формирование личностных качеств учащихся.
Ключевые слова: разработка программы, занятия в кружке, берестоплетение, личностные качества учащихся.
Многими педагогами отмечается исключительная важность занятости учащегося в кружковой деятельности, отмечается заинтересованность ребенка в получении новых знаний, более широкий кругозор и разносторонность интересов.
Работа, проводимая во внеурочное время, обеспечивает непрерывность воспитательного процесса. По мнению Кулешовой И. В., Степанова П. В. и Григорьева Д. В. главными назначениями внeурочной деятельности являются: формирование и углубление у учащихся интереса к различным областям знания, а также видам деятельности; раскрытие и развитие их различных талантов и способностей.
Исходя из требований, отмеченных в ФГОС, в которых говорится о необходимости воспитания всесторонне развитой личности, с присущей ему российской идентичностью, справедливо заметить, что кружок по берестоплетению может в полной мере обеспечить выполняемость поставленных задач, а также может способствовать формированию приоритетных личностных качеств учащихся, таких как: эмпатия, креативность, стрессоустойчивость.
Актуальность данной программы заключается в том, что на занятиях кружка учащиеся приобщаются к народному искусству — берестоплетению, знакомятся с красотой и пользой данного ремесла. Приобщение к ремеслу способствует эстетическому развитию личности, вызывает уважение к мастерам-ремесленникам.
Процесс творческого труда по изготовлению полезных вещей, имеющих эстетическую привлекательность и самобытность, оказывает благоприятное воздействие на психику ребенка, вырабатывает терпение, усидчивость. Данная программа предусматривает курс введения учащихся в историю ремесла, что оказывает положительное влияние на патриотическое воспитание.
Цель программы кружка — развитие личностных качеств учащихся через изучение и практическое освоение приемов плетения из бересты.
Программ рассчитана на возрастную группу детей от 11 до 13 лет. Это возраст, когда следует с терпением и трепетом относиться к учащимся, — они находятся в процессе перехода от ребенка к взрослому, происходит переоценку ценностей, именно поэтому так важно в этот период, чтобы дети занимались в каком-то кружке, чтобы они могли выражать свои эмоции, делиться ими. Как нельзя кстати, в этот период будет актуален кружок берестоплетения.
Процесс выполнения изделий из приятной на ощупь бересты — природного экологически чистого материала способствует снятию стрессовых волнений. Ведущим мотивом поведения ребенка является поиск своего места в группе.
При приобщении учащегося к занятиям в кружке берестоплетения решается данная проблема, так как учащийся находится в общей группе со своими сверстниками, их объединяют общее увлечение, задачи, интерес. Работа с природным материалом позволяет учащимся отвлечься от многих проблем, задуматься о своем поведении, успокоиться и снизить уровень своей агрессивности.
Кружок по берестоплетению открывает множество возможностей, происходит содействие формированию и развитию у обучающегося способности целостного эстетического восприятия произведений традиционного ремесла, как составляющей культуры народа. В процесс реализации программы кружка обучающимся предоставляется возможность проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. Создаются условия для формирования и развития у обучающихся интереса и любви к выбранной деятельности. Занятия в кружке способствуют развитию сознательного и уважительного отношения к труду других людей, пониманию значимости своего труда.
Созданная на занятиях творческая атмосфера предоставляет обучающимся возможность для плодотворного общения друг с другом и с мастером. Кружок рассчитан на 14 занятий с возможностью дальнейшего расширения спектра задач, увеличения количества занятий. Длительность одного занятие равна 2 часам. В ходе реализации программы кружка решается ряд обучающих, воспитательных, развивающих задач.
Некоторые обучающие задачи программы кружка:
– научить создавать полезные и красивые изделия своими руками, применяя полученные знания;
– научить выполнять основные приемы берестоплетения;
– ознакомить с методом комбинированного плетения из бересты;
– на учить изготавливать изделия из бересты несложной формы.
Основные воспитательные задачи программы кружка:
– воспитать мотивацию к здоровому образу жизни;
– воспитать понимание необходимости бережного отношения к природе;
– формировать эстетический вкус и творческую самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, организованность, доброжелательность.
К развивающим задачам программы кружка можно отнести:
– способствовать развитию координации,
– развивать креативность, логическое, творческое мышление;
– способствовать развитию таких личностных качеств как: стрессоустойчивость, эмпатия;
В ходе реализации программы кружка были применены следующие методы:
– объяснительно-иллюстративный;
– репродуктивные методы;
– частично-поисковые;
– исследовательские методы обучения, основанные на овладении обучающимися методами познания, самостоятельно-творческой работы на занятиях по берестоплетению.
Дети после завершения кружка приобретут следующие знания:
– правила безопасности труда и личной гигиены;
– технологию изготовления берестяных изделий, а также приемы берестоплетения;
– характерные особенности изделий из бересты,
– свойства применяемых материалов; назначение инструментов и приспособлений, уход за ними.
А также ожидается изменение и формирование личностных качеств в лучшую сторону. Формой оценки качества полученных знаний, умений и навыков является творческий проект — выставка работ и выступление с презентацией своего изделия.
Далее в таблице 1 представлен тематический план занятий кружка берестоплетения, рассчитанный на 28 часов, из которых 8 часов отведено на теоретические занятия и 20 часов на практические занятия.
Таблица 1
Тематический план занятий вкружке берестоплетения
Занятие
|
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего часов |
|
Занятие № 1 Тематика занятия: вводное занятие. – знакомство с коллективом; – обозначение целей и задач программы; демонстрация выполненных изделий из бересты; – история народного традиционного ремесла на Руси; – формирование понимания необходимости бережного отношения к природе. |
2 |
2 |
|
Занятие № 2. Тематика занятия: общие сведения о работе с берестой, как с материалом для плетения. – свойства бересты; – способы ее заготовки; – хранение; – подготовка бересты к работе; – организация рабочего места; – необходимый инструмент; – техника безопасности при работе с инструментом; – правила поведения в группе на занятиях. |
1 |
1 |
2 |
Занятие № 3 Тематика занятия: обучение плетению из бумаги. Целью является освоение навыков плетения. На занятии были выполнены следующие задачи: – заготовка и подготовка бумажных; лент к работе; – плетение изделий из бумаги с квадратным дном — солонка; – формирование углов, оформление верха изделия; – рассмотрение вариаций выполнения углов — зубчатый прямой. |
0,5 |
1,5 |
2 |
Занятие № 4. План. Тематика: отработка и закрепление полученных на прошлом занятии умений и навыков. Необходимо выполнить плетение изделия из бумаги с квадратным дном — корзинка. |
0,5 |
1,5 |
2 |
Занятие № 5 План. Тематика: обучение плетению изделий с прямоугольным дном. Продолжение работы с бумагой, нахождение и формирование углов прямоугольного дна. Расчет симметричного дна, построение стенок изделия. |
2 |
2 |
|
Занятие № 6 Тематика: выбор и подготовка бересты к работе. Данное занятие проводится с мастером по берестоплетению. Для детей проводится мастер-класс по тематике: расслаивание бересты до нужной толщины; покрытие листов растительным маслом; раскрой листов на ленты шириной 10–15 мм; подготовка лент к работе. |
2 |
2 |
|
Занятие № 7 Тематика: обучение плетению из бересты. Задачи: – распознавание изнаночной и лицевой стороны бересты; – плетение изделий с квадратным и прямоугольным дном (по выбору детей); – закрепления навыков плетения и ощущения работы с берестой. |
2 |
2 |
|
Занятие № 8–10 Тематика: обучение детей способу прямого плетения из бересты. Особенностью данных занятий является увеличение времени для индивидуальной работы с каждым учащимся. Занятия приобрели более трудоёмкий характер. Задачи: – изучить способ прямого плетения; – отработать данный навык; – разработать план своего изделия; – выполнить своё изделие; – представить проект своего изделия. |
2 |
5 |
7 |
Занятие № 11–14 Тематика: обучение детей способу диагонального (косого) плетения из бересты. – изучить способ диагонального плетения; – отработать полученные навыки и знания; – разработать план своего изделия; – выполнить своё изделие; – представить проект своего изделия. Последние занятие включило в себя выставку, экспонатами которой стали работы участников кружка. |
2 |
5 |
7 |
Итого |
8 |
20 |
28 |
Добрая, домашняя атмосфера, пропитывающая теплотой и заботой, является катализатором в процессе формирования положительных личностных качеств учащихся. В процессе реализации программы кружка по берестоплетению создаются условия для развития эмпатии, учащимся предоставляется возможность находить общие пути решения задач, общий язык. В процессе реализации программы развивается атмосфера, располагающая для общения, в процессе чего и развивается это качество личности, позволяющее понимать других людей. На занятиях по берестоплетению создаются условия для разработки и реализации своих идей, проектов, изделий.
Литература:
1. Белов, В. А. Очерки о народной эстетике [Текст]: пособие / В. А. Белов. — Вологда, Северо-западное издательство, Вологодское отделение, 1985. — 300 с.
2. Григорьев Д. В., Воспитание в современной школе [Текст]: учебник/ Д. В. Григорьев, — М.:Просвещение, 2006. — 231 с.
3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. / А. Я. Данилюк. — М: Просвещение, 2014. — 24 с.
4. Курносова, С. А. Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы [Текст]. / С. А. Курносова /Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — № 4. — С. 58–62.