Защита права человека на благоприятную окружающую среду путём установления экологически чистых государственных закупок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Осипова, Н. В. Защита права человека на благоприятную окружающую среду путём установления экологически чистых государственных закупок / Н. В. Осипова, К. А. Умарсаидов, Е. В. Билашенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61409/ (дата обращения: 19.12.2024).



В структуре конституционных прав и свобод человека важное значение имеет право на благоприятную окружающую среду, которое выражается в совокупности экологических прав человека. Право на благоприятную окружающую среду порождает существование и реализацию основ конституционного строя, а также главных прав и свобод человека. Также право на благоприятную окружающую среду составляет эколого-правовой статус каждого человека. Данное право является абсолютной конституционной ценностью и неотъемлемым правом человека и гражданина. Стоит отметить, что окружающая природная среда, безусловно, влияет на демографию, здоровье, самочувствие, жизнь нынешних и следующих поколений.

Изучение права на благоприятную окружающую среду вызывает особый интерес, так как формирование научно-технического прогресса постоянно продолжается, а вместе с этим, увеличивается вредное воздействие на природную окружающую среду, что в последствии негативно влияет на жизнь и здоровье людей. Несомненно, для каждого человека, общества и государства вопросы, связанные с защитой прав на благоприятную окружающую среду, являются основными и актуальными в настоящее время.

Согласно главному экологическому нормативно-правовому акту России, Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда представляет собой ту окружающую среду, в которой обеспечивается устойчивое развитие и функционирование экологических естественных систем, природно-антропогенных и природных объектов [1].

Создание всевозможных химических, металлургических, энергетических и других технологий, резкий экономический подъём, рост потребления товаров, не безрезультатно влияют на жизнь и здоровье человека, вызывая онкологические, аллергические и иные заболевания. Для того, чтобы проблемы, которые связаны с состоянием окружающей природной среды, со здоровьем человека, были решены, нужно продвигать идеи производства и потребления экологически чистых продуктов.

Одним из способов защиты прав человека на благоприятную окружающую среду можно считать разумный расход государственных денежных средств на услуги и товары, которые бы стимулировали рациональное развитие всех частей экономики без принесения экологического вреда.

Государственные закупки для развития общества и экономики страны представляют сильный инвестиционный инструмент, который способствует существованию конкурентной среды, способствует снабжению товарами и услугами потребителей в нужном количестве и соответствующего качества — отсюда следует вывод, что при размещении заказов стоит принимать во внимание требования экологического характера.

Основной документ, который определяет процесс осуществления государственных закупок — Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон предусматривает возможность установления экологических характеристик в документации о закупках [2].

Экологическими государственными закупками (по другому их ещё называют «зелёные») считается процесс, благодаря которому органами государственной власти запускается механизм поиска возможности закупать товары, услуги или работы, весь жизненный путь которых обеспечивает снижение вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека [3].

Так как экологические государственные закупки в Российской Федерации находятся на самой начальной стадии, то стимулирование к покупке экологически чистой, безопасной продукции необходимо осуществлять государству.

Некоторыми учёными разработаны критерии устойчивости в государственных «зелёных» закупках, а также принципы государственной экологической политики. Например, бумага писчая должна содержать следующие экологические требования: бумага вторичной переработки, без содержания хлора, класс «А»; автомобильный транспорт: легковые автомобили с бензиновым двигателем не ниже стандарта Евро-4, для грузовых — не ниже стандарта Евро-5, показатели выбросов двуокиси углерода для легкового автомобиля не больше 150 г/км и так далее. Принципами будут выступать положительный эффект от реализации государственных «зелёных» закупок, использование новых научных технологий и методов, критерий приоритетности [4].

Зарубежный опыт показывает, что те организации (заказчики), принимающие участие в программе «зелёных» закупок и требующие предоставления товаров от поставщиков, соответствующих критериям экологического характера, безусловно, оказывают воздействие не только на поставщиков, а также и на производителей, которые развивают свою продукцию, тем самым заказчики обеспечивают себя товарами соответствующего экологического качества.

Ещё в 1995 году такие европейские государства как Финляндия, Великобритания, Швеция, Нидерланды, Дания стали странами, которые ввели систему принципов экологически безопасных закупок. Разработанная ими система основана на закупках тех товаров и услуг, которые оказывают минимальное вредное воздействие на окружающую среду, и соответственно, на здоровье человека. Например, Швеция в 2010 году установила экологизированные требования для поставщиков компьютерного оборудования (пластик должен подлежать переработке, в составе отсутствует свинец, ртуть). Что касается экономической составляющей, то Великобританией была подсчитана прибыль от использования мебели, которая была закуплена экологичным путём — 47 миллионов долларов за 11 лет [5].

Не только европейские страны используют «зелёные» государственные закупки. Так, Таиландом было выявлено, что благодаря экологичным закупкам негативное воздействие на окружающую среду углекислым газом снизилась на 25 миллионов тонн, что сэкономило бюджету 20 процентов. Китай в 2012 году сформировал перечень товаров энергосберегающих: покупка восьми таких товаров носит обязательный характер. В этом же году благодаря экологичным государственным закупкам администрацией города Шэньчжэнь были приобретены экологически чистые автобусы и электрическое такси.

Следует отметить, что Российская Федерация, безусловно, стремиться к улучшению системы осуществления государственных закупок, а также улучшению благосостояния граждан и снижения негативного воздействия на окружающую среду. Например, начальным этапом для реализации промышленности по утилизации и обработке отходов производства является Стратегия до 2030 года. К этому году планируется запустить семьдесят экологических технических парков и повысить уровень переработки твердых бытовых отходов до 80 процентов, и данные критерии стоит объединить с пакетом экологических критериев к продукции по соответствующим отраслям [6].

Можно сделать вывод, что Российская Федерация только начинает свой путь реализации экологически чистых государственных закупок. Основываясь на международном опыте, «зелёные» государственные закупки благоприятно влияют как на экономику государства, так и на окружающую природную среду и здоровье человека. Так как способы защиты прав человека на благоприятную окружающую среду не имеют упорядоченную, исчерпывающую законодателем систему, то целесообразно будет считать установление экологически чистых государственных закупок способом защиты данного права.

Литература:

  1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (с изм. и доп. от 29.07.2018 г.) // Российская газета. — № 6. — 2002.
  2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (с изм. и доп. от 12.05.2019 г.) // Российская газета. — № 80. — 2013.
  3. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Public procurement for a better environment // URL: https://eur-lex.europa.eu. (дата обращения: 21.06.2019)
  4. Ульмясбаева А. О. Критерии и индикаторы устойчивого развития при реализации государственных «зелёных» закупок // Прорывные научные исследования — 2016. — С. 70.
  5. «Зеленые» госзакупки — мировой тренд // Business Partner. — 2013. — № 15. — С. 48.
  6. Сметанина Т. П., Воротников А. М., Тарасов Б. А. Организационное сопровождение государственных зелёных закупок в России: формирование рынка экологичных товаров // Вестник Российского университета кооперации — 2019. — № 1 (35). — С. 72.
Основные термины (генерируются автоматически): благоприятная окружающая среда, закупка, здоровье человека, окружающая среда, окружающая природная среда, Российская Федерация, Великобритания, вредное воздействие, негативное воздействие, экологический характер.


Похожие статьи

Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране окружающей природной среды и вопросы социального партнерства

Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду

Эффективная защита финансово-правового института банковской тайны, как гарант развития экономики страны

Защита информации о личности как способ обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

Защита прав добросовестного приобретателя имущества в международной торговле

Восстановление корпоративного контроля как способ защиты прав участников хозяйственных обществ

Реализация субъективного публичного права на дошкольное образование в Российской Федерации

Партнерство между субъектами стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Улучшение состояния загрязненных нефтепродуктами почвенных экосистем использованием фитомелиорантов

Похожие статьи

Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране окружающей природной среды и вопросы социального партнерства

Конституционное право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду

Эффективная защита финансово-правового института банковской тайны, как гарант развития экономики страны

Защита информации о личности как способ обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства

Защита прав добросовестного приобретателя имущества в международной торговле

Восстановление корпоративного контроля как способ защиты прав участников хозяйственных обществ

Реализация субъективного публичного права на дошкольное образование в Российской Федерации

Партнерство между субъектами стратегического управления в процессе обеспечения устойчивого развития городов

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Улучшение состояния загрязненных нефтепродуктами почвенных экосистем использованием фитомелиорантов

Задать вопрос