Религия и образование в постсоветской России конца XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 03.07.2019

Статья просмотрена: 707 раз

Библиографическое описание:

Дудорова, А. С. Религия и образование в постсоветской России конца XX века / А. С. Дудорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 166-169. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61336/ (дата обращения: 22.11.2024).



1991 г. — переломный в истории России. Период «перестройки», развал прежней политической системы, признание независимости ряда союзных республик и последовавший за этим распад СССР породили глубокие преобразования во всех сферах жизнедеятельности общества.

Перемены затрагивают и духовную сферу. В 1990-е гг. происходит возрождение религии. И одной из причин данного процесса является то, что, несмотря на официальную советскую политику, семьи или небольшие группы людей все же сохраняли свою религиозность на уровне обрядов и традиций [9, с. 178]. Еще до развала СССР был принят закон, который позволял «свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства» [4]. Далее в Конституции Российской Федерации 1993 г. были признаны идеологическое многообразие, свобода совести и вероисповедания, Россия была провозглашена светским государством. Все это определило некоторое направление государственной политики в сфере образования по отношению к знаниям о религии.

Таким образом, можно отметить, что проводимая религиозная политика в духовной сфере положительно определяла положение религиозных представлений в обществе. Но подобно нельзя сказать о системе образования, на которой первые постсоветские годы тяжело отразились, несмотря на достигнутые ранее положительные результаты. В первой половине 1990-х гг. данная сфера общества «оказалась вне приоритетных задач государства», упала ее востребованность, педагоги выходили на забастовки. Сфера образования вновь переживала кризис [6, с. 147]. Государством предпринимались попытки решения проблем. Так в 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «Об образовании», в котором образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [5]. В Законе говорилось о гуманистическом, светском, демократическом, свободном характере образования, о защите различных культурных традиций, о свободном развитии личности и т. п.

В первой половине 1990-х гг. вместе со свободой вероисповеданий в образовательные программы просочились и такие религиозные организации, которые, могли нести деструктивный характер. Исследователь О. В. Пигорева вместе с соавтором З. Д. Ильиной отмечают, что подобные взгляды, обходя несовершенство только строящейся системы, преподносились не только ученикам, но и преподавателям [7]. В 1994 году был подписан приказ о запрете любых уроков религии в школах [2, с. 7], который противоречил принятой в 1993 г. Конституции, провозглашающей принцип свободы вероисповедания. После этого преподавание знаний о религии начало носить характер курсов, внеурочных занятий и мероприятий.

Изучая взаимоотношения религии и системы образования в Республике Бурятия, А. А. Белькова отмечала, что в период 1990-х — 2000-х гг. выявлялись случаи, когда различные религиозные организации вступали в контакт со школами с целью донесения до учеников информации о своей конфессии. При этом исследователь указывает, что и методы также использовались разные. Что касаемо «так называемых традиционных религий», здесь инициативу проявляли сами священнослужители, организовывая экскурсии в храмы, священные места, проводя классные часы и т. п. Представители же «нетрадиционных» конфессий, как, например, Церковь христиан-адвентистов седьмого дня, использовали такие методы привлечения детей вне школ как организация курсов иностранного языка с религиозным уклоном и пр. [1, с. 89].

Исследователи Т. А. Быкова и с Р. А. Быков также отмечали, что в 1990-е имело место влияние религиозных организаций на учебные заведения. Как и в работе Бельковой, они указывали на случаи обращения «активистов» в школы, где некоторым удавалось договориться с учителями [2, с. 7].

В сентябре 1997 г. вышел обновленный Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который предоставлял возможность религиозным организациям обучать детей религии, но с согласия родителей или лиц, их заменяющих. В документе отмечалось, что государство не вмешивается в становление у гражданина отношения к религии, в том числе и в воспитание детей их родителями, которое соответствует их убеждениям, а также не противоречит правам ребенка на свободу совести и вероисповедания. При этом подчеркивалось, что образование в стране носит светский характер, что означает в свою очередь обеспечение обучения религии не за счет муниципальных учреждений, а религиозными организациями, вне рамок образовательной программы [10].

Кроме того, данный Закон впервые выделил особую для страны роль православия, которая тем самым выделялась на фоне хлынувших после падения «железного занавеса» многочисленных новых религиозных организаций, проповедующих далекие для населения взгляды. Это повлияло на то, что, например, в основном в провинциях центральной России религиозный плюрализм сменился на преподавание традиционной для территории православной культуры [6, с.198]. В конце 1990-х гг. постепенно в некоторых регионах страны начал вводиться курс изучения православной культуры, который носил различные наименования. Наиболее известным стал курс «Основы православной культуры», разработанный в Курской области. Уже с 1997 г. данная дисциплина была введена в 300 из 800 школ региона. В свою очередь форма изучения варьировалась в зависимости от выбора учреждения. Чаще всего это были факультативы, встречались спецкурсы, а также и изучение религии в рамках кружковой работы. На этих основаниях Патриарх Алексий II и в будущем его преемник митрополит Кирилл (Гундяев) начали настаивать на введении изучения религии в школе, причем не только в форме факультатива, но и в рамках основной программы обучения [3, с. 167].

К концу 1990-х гг. ярче стали проявляться проблемы в сфере образования. Особенно Министерство образования беспокоил факт возрастания преступности, наркомании, алкоголизма, безнадзорности и других проявлений аморального поведения у молодежи. В 1999 г. была утверждена «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2000 гг.», в которой признавалась значимость организации воспитания подрастающего поколения в школе, формирования у молодежи культурных норм, ценностей на основе патриотизма, народных традиций. Тем самым был впервые принято, что духовно-нравственное воспитание играет важную роль в развитии общества и государства [6, с. 227–228]. В этом же году Министерством образования было подписано Инструктивное письмо «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений». Документ позволял конкретной религиозной организации использовать в согласованной форме помещение образовательного учреждения, если обучение религии будет указано в уставе самой религиозной организации. Такое обучение должно проводиться вне образовательной программы, вне учебного расписания на условиях соглашения, достигнутого между родителями и организацией. Отмечалось, что желание ребенка по поводу получения им знаний должно высказываться родителями в форме заявления, а при достижении школьником 14-летнего возраста, он мог сам высказать такую просьбу. При этом в заявлении необходимо было указать планируемую религиозную организацию. Содержания обучения не должно было противоречить не только нормам Конституции РФ, но и федеральному законодательству в сфере образования, а также Всеобщей декларации прав человека. Сама религиозная организация должна была обладать уставом и свидетельством о государственной регистрации. Тем самым были предприняты меры по предотвращению проникновения нетрадиционных для населения взглядов в образовательные учреждения [8].

Литература:

  1. Белькова А. А. Религия и образование: десекуляризация в постсоветской Бурятии / А. А. Белькова // Власть — М: Общество с ограниченной ответственностью «Редакция журнала «Власть» — 2013. — № 6 — С. 88–91.
  2. Быкова Т. А., Быков Р. А. Роль традиционных и новых религиозных объединений в развитии культурного капитала населения в постсоветской России / Т. А. Быкова, Р. А. Быков // Вестник ТГУ. Культурология и искусствоведение. — Томск: ТГУ — 2014. — № 2 (14) — С. 5–14.
  3. Ерлызева И. А. Интеграция светского и православного образования в современной России. / И. А. Ерлызева // Научный альманах. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком» — 2017. — № 4–2 (30) — С. 163–173.
  4. Закон РСФСР от 25.10.1990 N 267–1 (ред. от 27.01.1995) «О свободе вероисповеданий» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://legalacts.ru/doc/zakon-rsfsr-ot-25101990-n-267–1-o/ (Дата обращения:21.06.2019)
  5. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266–1 (ред. от 12.11.2012) «Об образовании» // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://legalacts.ru/doc/zakon-rf-ot-10071992-n-3266–1-s/ (Дата обращения: 21.06.2019)
  6. Пигорева О. В. Государственная политика и региональная практика изучения религии в образовательном пространстве центра России на рубеже XX-XXI вв. (монография) / О. В. Пигорева — М.: ЦГИ Принт — 2017. — 410с.
  7. Пигорева О. В. Расширение знаний о религии в образовательном пространстве РСФСР — России в конце 1980-х — 2000-е гг. / О. В. Пигорева, З. Д. Ильина // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rasshirenie-znaniy-o-religii-v-obrazovatelnom-prostranstve-rsfsr-rossii-v-kontse-1980-h-2000-e-gg (Дата обращения: 16.06.2019)
  8. Письмо Минобразования РФ от 4 июня 1999 г. N 14–53–281ин/14–04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений»// Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/183743/ (Дата обращения: 13.06.2019)
  9. Пронина Т. С. Религиозность позднего советского периода и ревитализация религии в постсоветской России / Т. С. Пронина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина — 2015. — Выпуск 6 (146). — С 178–189.
  10. Федеральный закон РФ от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях»// Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-26091997-n-125-fz-o/ (Дата обращения:24.06.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): сфера образования, православная культура, свобода совести, государство, духовная сфера, Министерство образования, образовательная программа, ребенок религии, Российская Федерация, система образования.


Задать вопрос