В статье подчеркивается значение специальной выносливости в военно-профессиональной деятельности будущего специалиста (в области обеспечения связи). Являясь специальным физическим качеством, специальная выносливость представляется как дополнительная способность, характерная специалисту в рассматриваемой области. Обозреваемые в статье положения предполагают стимулирование занятий физической подготовкой, а также направленную коррекцию методики выполнения упражнений для обеспечения формирования и совершенствования возможности организма будущего специалиста (в области обеспечения связи) к длительному выполнению специальных профессионально важных действий, связанных с физическими движениями и нагрузками.
Ключевые слова: процесс обучения в военном вузе, специальные физические качества, специальная выносливость, будущий специалист (в области обеспечения связи), военный вуз.
Бесперебойное насыщение будущего специалиста набором важных для его профессиональной деятельности качеств, умений, навыков и знаний, является одной из приоритетных задач, выполняемых военным вузом. Важным фактором в осуществлении этого процесса является использование новых методов формирования получаемых обучающимся способностей. Это актуально и для физических качеств и навыков, которые служат гарантией стабильности выполнения обязанностей будущего специалиста (в области обеспечения связи) в любых возможных условиях несения военной службы. Характер военно-профессиональной деятельности данного специалиста предусматривает значительную разность в интенсивности выполняемых действий. Так специалист (в области обеспечения связи) во время боевого дежурства может длительное время проводить в малоподвижном состоянии, в случае необходимости самостоятельно перемещаться на значительные расстояния с технической аппаратурой, устанавливать мобильные пункты связи и др. Это сопряжено со специфической нагрузкой, которую получает организм военнослужащего в течении длительного времени, оказывая влияние на качество выполнения служебных обязанностей.
Основные положения
Как показывает исследование Н. Н. Головина [1], связь — основа управления войсками и ее потеря, является одной из основных причин паники и поражения в бою. Вследствие этого профессиональная деятельность будущего специалиста (в области обеспечения связи) сопряжена с высокой ответственностью, и цена ошибки может быть катастрофической. В связи с этим, требуется четкая и отработанная автоматизация выполнения требуемых операций, а также качественная оценка выполняемых действий, имеющих строгие временные ограничения. Это объясняется деятельностью специалиста (в области обеспечения связи), которая направлена на передачу и прием сигналов боевого управления, приказов, распоряжений, сообщений, имеющих высокую степень срочности, установление требуемых направлений связи и образование в короткие промежутки времени необходимых каналов связи.
Стоит также учитывать и военную составляющую деятельности рассматриваемого нами специалиста. С данной стороны определенные способности заложены в основном руководящем документе, которым руководствуются Вооруженные Силы Российской Федерации и другие силовые ведомства и структуры. Речь идет об Уставе [115], в соответствие с которым в перечень обязанностей специалиста (в области обеспечения связи), как офицера входит:
а) участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов.
б) исполнение должностных обязанностей;
в) несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда;
г) участие в учениях;
д) выполнение приказа (приказания) или распоряжения, отданного командиром (начальником);
е) прохождение военных сборов;
ж) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного;
з) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;
и) оказание помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности;
к) участие в предотвращении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемых без введения чрезвычайного положения.
А также:
– забота о сохранении своего здоровья, повседневные занятия закаливанием, физической подготовкой и спортом;
– оказание в ходе боевых действий решительного сопротивления противнику;
– поиск и использование при попадании в плен любой возможности для своего освобождения и освобождения своих товарищей из плена и возвращения в свою воинскую часть.
– проведение занятий с личным составом по боевой подготовке и контроль над правильным обучением подчиненных ему военнослужащих;
– постоянное совершенствование физической тренированности личного состава, систематическое проведение с ними занятия физической подготовкой.
Данные обязанности в той или иной степени зависимы от физической подготовленности курсанта, являющейся результатом физической подготовки, который достигнут при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения и выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности [13]. Набор таких действий сопряжен с применением физических качеств, как основных, так и специальных. Специальные физические качества специалиста (в области обеспечения связи) определяют дополнительные возможности организма к успешному выполнению военно-профессиональных обязанностей [4]. Сформированность специальных физических качеств особенно проявляется в процессе длительного выполнения служебных обязанностей, а также в различных экстремальных условиях, возникающих в процессе военной службы. Одним из данных качеств является именно специальная выносливость, т. е. выполнение длительных специфических нагрузок, которые характерны конкретному виду спорта или профессии [96]. Другими словами, это способность выполнять конкретный вид профессиональной деятельности в течение длительного времени и без снижения эффективности.
Специфичным для деятельности будущего офицера связи является выполнение действий, связанных с переносом тяжестей, их подъемом и установкой. Примером выполнения данных действий служит развертывание мобильных станций связи (Р-140, Р-161, КШМ — Р-142Н, КШМ Р-145БМ), а также выполнение боевых задач в пешем порядке с переносными радиостанциями (средства связи комплекса Р-169 «Гранит», Р-187 «Азарт» и др.) [97].
Таким образом, нагрузка, получаемая специалистом (в области обеспечения связи) является достаточно специфичной и требует определенных стимулирующих воздействий на организм военнослужащего для качественного приспособления к данной работе и бесперебойного ее выполнения. Это достигается различными средствами физической подготовки, которые имеют узкую направленность и строгое планирование выполняемых действий. Данные действия регламентируются в зависимости от механики выполнения того или иного элемента решения служебных задач военнослужащего, как это предусмотрено, например, в тренировке спортсменов.
Заключение
Таким образом, сопоставив все рассмотренные нами исследования и сделанные заключения, мы пришли к выводу о том, что будущие специалисты (в области обеспечения связи), как в процессе обучения в военном вузе, так и после его окончания, в ходе выполнения служебных обязанностей, переносят определенные нагрузки как статического, так и динамического характера. Длительное воздействие таких нагрузок на военнослужащего сопряжено с повышением риска возникновения факторов, негативно воздействующих на качество выполнения поставленных перед ним задач. Вследствие возникновения утомления от таких нагрузок, повышается вероятность снижения концентрации внимания, понижения работоспособности, четкости выполняемых действий и др. Формирование специальной выносливости, обеспечивающей бесперебойное выполнение действий, направленных на решение военно-профессиональных задач будущего специалиста (в области обеспечения связи), допускает возможность избежать появления признаков усталости у военнослужащего. Таким образом, понижается возможность ухудшения качества служебно-профессиональной деятельности, выделяя при этом важную роль формирования специальной выносливости в процессе подготовки будущего специалиста (в области обеспечения связи).
Литература:
- Головин Н. Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца / Н. Н. Головин. — СПб.: Экономическая Типолитография. 1907. 192 с.
- Устав Внутренней Службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утвержден указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495.
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 305–306.
- Ахулкова А. И., Пономарев А. С. Теоретические аспекты формирования специальных физических качеств и военно-прикладных навыков у будущих офицеров связи средствами самостоятельной физической тренировки в военном вузе. Образование и общество. 2017. т. 2–3. № 103 (104). с. 70–74.
- Савочкин А. С. Необходимость развития специальной выносливости как основы профессиональной подготовки сотрудников ОВД. В сборнике: Деятельность сотрудников органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Под общей редакцией В. И. Косяченко. 2010. С. 117–120.
- Сборник единых нормативов и учебных задач для войск связи. Москва. 2010. 24 с.Дрепин В. В. Методика занятия оздоровительным бегом в процессе воспитания статической выносливости студентов. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 5 (121). С. 117–119.