Различие терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 28.06.2019

Статья просмотрена: 19531 раз

Библиографическое описание:

Леньшина, А. А. Различие терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» / А. А. Леньшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61185/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены различия в содержании близких по смыслу понятий — «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии», а также охарактеризовано место указанных технологий в деятельности органов государственной власти. При этом определены основные виды коммуникативных технологий, их цели и задачи в работе государственных структур, а также описаны наиболее популярные коммуникационные технологии, которые используются в государственном и муниципальном управлении.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные технологии, коммуникационные технологии, органы государственной власти, PR-коммуникации, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Современный этап развития общества характеризуется значительной ролью информации в жизнедеятельности каждого человека, а также и в работе различных объектов, в т. ч. и в работе органов государственной власти. Поэтому информация сегодня выступает важным ресурсом, от которого зависит результативность работы государственных структур. Управление информационными ресурсами органов государственного и муниципального управления предусматривает несколько главных направлений: обеспечение информирования населения других госструктур, журналистов и т. д.; сбор, организация и обеспечение безопасности передачи информации по каналам связи. Реализация указанных целей достигается с помощью коммуникативных и коммуникационных технологий. Но при этом в научной литературе отсутствует четкое разграничение указанных терминов, что приводит к проблемам их интерпретации и делает актуальным сравнительный анализ их содержания.

Результаты исследования. Воснове терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» лежит общее родовое понятие — «коммуникация», которое происходит от латинского слова communication (связь, сообщение) и обозначает «тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен» [3].

Исходя из общего происхождения, зачастую указанные термины используются в научных источниках в качестве синонимов, но все же понятие «коммуникативные технологии» чаще встречается в социологии и управлении, тогда как термин «коммуникационные технологии» чаще используется при описании компьютерных систем, систем связи, телекоммуникациях и трактуется как «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Так, согласно ГОСТ Р 52653–2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» информационно-коммуникационная технология — это информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации [2].

В соответствии с таким подходом к разграничению сущности исследуемых терминов выделим их главные отличия (табл. 1).

Таблица 1

Основные отличия терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии»

Характеристика

Коммуникативные технологии

Коммуникационные технологии

Цель

Обеспечение взаимосвязи, обмена информацией

Обеспечение высокого качества и безопасности передачи информации по различным каналам связи

Главные объекты

Люди, организации как объекты коммуникации

Материальные предметы, осуществляющие обработку, передачу информации

Главные действия

Обмен информацией, решение проблемы, улучшение взаимодействия

Формирование информационного канала связи, размещение информации в информационном канале, передача информации по информационному каналу

Канал реализации

Любой (личный контакт, публичные выступления, СМИ и т. д.)

Компьютерные сети, аппаратные каналы связи (телефон, факс), телекоммуникации и т. д.

В сфере государственного и муниципального управления под социально-коммуникативной технологией принято понимать опирающуюся на определенный план (программу действий) целенаправленную системно организованную деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленную на решение какой-либо социально-значимой задачи [5]. Как правило, в рамках деятельности органов государственной власти коммуникативные технологии изучаются в контексте связей с общественностью, в рамках PR-коммуникаций.

В основе коммуникативной деятельности современных органов государственной власти лежит взаимодействие с различными группами общественности (рис. 1).

Рис. 1. Схема PR-коммуникаций [4, с.11]

Так, субъект PR-коммуникации (государственная структура) взаимодействует с такими объектами PR: население; общественные организации, союзы, фонды и т. д.; СМИ; политические оппоненты; собственный персонал и т. д. В зависимости от объекта коммуникативного воздействия все коммуникативные технологии органов государственной власти могут быть классифицированы на две основные группы:

1) внешние коммуникативные технологии (направленные на общественность, СМИ);

2) внутренние коммуникативные технологии (направленные на собственный персонал).

Коммуникационные технологии органов государственной власти базируются на информационно-коммуникационном инструментарии, который включает в себя технические средства, программное обеспечение и/или информационные ресурсы. В технические средства входят компьютерные, коммуникационные средства и/или средства аудиовизуальной фиксации. В программное обеспечение входит не только программы функционирования компьютера, но и телекоммуникационных средств, а также прикладные программы [6].

В соответствии с назначением информационно-коммуникационных технологий органов государственной власти их подразделяют на:

– технологии поддержки принятия решений — выработка управленческих решений, автоматизированное принятие или их отклонение,

– технологии автоматизации процесса выбора альтернатив;

– технологии обработки данных — для задач или информации, которая постоянно повторяется;

– технологии управления;

– экспертные системы — для решения проблем, которые возникают, во избежание конфликтных ситуаций, информация о возможных путях решения, получения определенных консультаций, советов;

– технологии автоматизированного офиса — для связи работников органов государственной власти, для передачи, обработки, хранения информации.

В научной литературе подчеркивается, что главный потенциал роста эффективности государственного управления напрямую связан именно с внедрением новых информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, с концепцией «электронного правительства», или «электронного государства» [1, с.9].

В целом, сегодня эффективность коммуникативных технологий во многом зависит от степени внедрения информационно-коммуникационных технологий. Это еще больше сближает исследуемые термины, их сущность, цели и механизмы. Так, коммуникативная деятельность государственных структур сегодня не может быть эффективной без использования новых коммуникационных технологий, основанных на передачи информации по каналам сети Интернет.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование показало, что термины «коммуникативная технология» и «коммуникационная технология» тесно связаны и поэтому зачастую используются как синонимы. При этом в ходе исследования выделен ряд отличий указанных понятий. Так, целью коммуникативных технологий является обеспечение взаимосвязи, обмена информацией, тогда как коммуникационные технологии направлены на обеспечение высокого качества и безопасности передачи информации по различным каналам связи. Соответственно, главными объектами коммуникативной деятельности выступают люди и организации как объекты коммуникации, тогда как в коммуникационных технологиях главными являются материальные предметы, осуществляющие обработку, передачу информации. В коммуникативной деятельности используются любые каналы реализации взаимодействия (личные контакты, публичные выступления, СМИ и т. д.), тогда как в коммуникационных технологиях используются компьютерные сети, аппаратные каналы связи (телефон, факс), телекоммуникации и т. д. Вместе с тем, сегодня эффективная коммуникативная деятельность государственных органов невозможно без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, что значительно сближает исследуемые понятия.

Литература:

  1. Булгатова Ю. С. Информационные технологи как средство модернизации государственного управления в современном обществе / Ю. С. Булгатова, А. В. Дырхеев [Текст] // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. — 2018. — Вып.1. — С. 8–15.
  2. ГОСТ Р 52653–2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653–2006
  3. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] / С. А. Азаренко, Г. И. Рузавин, А. Я. Флиер, В. С. Бернштейн, А. В. Александров. — Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7132 (дата обращения 24.06.2019)
  4. Козлов С. В. Связи с общественностью в органах власти: учеб. пособие / С. В. Козлов [Текст] — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. — 198 с.
  5. Конспект лекций по дисциплине «Коммуникативные технологии в управленческой практике» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F1682885099/Kommunikativnye.tehnologii.v.upravlencheskoj.praktike.pdf
  6. Нестеров А. В. Информационно-коммуникационные технологии и системы / А. В. Нестеров [Электронный ресурс]. — М.: НИУ ВШЭ. — Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2014/08/13/1313880484/ИКТ.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коммуникативная деятельность, передача информации, муниципальное управление, обмен информацией, термин, высокое качество, информационный канал, научная литература, программное обеспечение.


Похожие статьи

Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе

В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Особенности коммуникационной деятельности государственных предприятий в интернет-среде

В статье рассматриваются разнообразные элементы коммуникаций в интернет-среде, используемые на фоне меняющихся социальных, экономических и конкурентных сил, оказывающие непосредственное влияние на конкурентоспособность предприятия.

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии

В данной статье описываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии.

Основные методы продвижения организаций сферы культуры

В настоящей статье анализируются основные методы продвижения организаций в сфере культуры. Даётся определение «методам продвижения» и характеристика их видов.

ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога

Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способ...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Оценка современных каналов внешней корпоративной коммуникации в рамках системы медиакоммуникаций

В статье автор постарался разработать основные критерии оценки эффективности современных каналов внешней корпоративной коммуникации и, исходя из полученных данных, сделал выводы об актуальности использования того или иного канала коммуникации в совре...

Использование компьютерной лингводидактики в процессе обучения иноязычной коммуникативной компетенции у студентов вузов

В данной статье изложены методы инновационных технологий, их роль в преподавании иностранного языка. Компьютерная лингводидактика определяет появление новых методов работы с информацией различного происхождения и новых форм коммуникации. Компьютерная...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Похожие статьи

Роль технологий смешанного обучения в современной образовательной системе

В статье автор рассматривает основные характеристики понятия «смешанное обучение» и роль данной технологии в образовательном процессе.

Особенности коммуникационной деятельности государственных предприятий в интернет-среде

В статье рассматриваются разнообразные элементы коммуникаций в интернет-среде, используемые на фоне меняющихся социальных, экономических и конкурентных сил, оказывающие непосредственное влияние на конкурентоспособность предприятия.

Использование современных информационных технологий в сфере образования

В статье рассматриваются особенности использования современных информационных технологий для эффективного обучения, указаны виды компьютерных технологий, необходимые человеку для осуществления поиска и передачи информации, приведены примеры использов...

Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии

В данной статье описываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии.

Основные методы продвижения организаций сферы культуры

В настоящей статье анализируются основные методы продвижения организаций в сфере культуры. Даётся определение «методам продвижения» и характеристика их видов.

ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога

Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способ...

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...

Оценка современных каналов внешней корпоративной коммуникации в рамках системы медиакоммуникаций

В статье автор постарался разработать основные критерии оценки эффективности современных каналов внешней корпоративной коммуникации и, исходя из полученных данных, сделал выводы об актуальности использования того или иного канала коммуникации в совре...

Использование компьютерной лингводидактики в процессе обучения иноязычной коммуникативной компетенции у студентов вузов

В данной статье изложены методы инновационных технологий, их роль в преподавании иностранного языка. Компьютерная лингводидактика определяет появление новых методов работы с информацией различного происхождения и новых форм коммуникации. Компьютерная...

Трансформация форм межличностной коммуникации в контексте развития культуры

В статье приводятся основные формы межличностной коммуникации и описывается их трансформация в контексте развития культуры общества. Описывается взаимодействие форм межличностной коммуникации в общении людей и их влияние на культуру.

Задать вопрос